Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Военная безопасность

Ядерный терроризм в современном мире

Создание ядерного оружия, его распространение и накопление больших запасов в ряде государств сопровождалось появлением нового феномена тоталитарной угрозы мировому сообществу, имя которому - ядерный терроризм. В свою очередь ядерный терроризм неразрывно связан с расширением сферы деятельности и активизацией подрывных действий со стороны все более набирающих силу различных экстремистских и фундаменталистских религиозных группировок, которые рассматривают террор как мощное средство для достижения своих целей. Наличие на территории более чем 30 стран мира около 450 промышленных, а также сотен исследовательских реакторов, десятков тысяч ядерных боеприпасов, множества различных объектов инфраструктуры создают объективные предпосылки для расширения сферы деятельности преступных группировок и распространения возможных актов терроризма на чрезвычайно чувствительную область для мирового сообщества. Положение усугубляется также тем, что в ядерную сферу вовлечены сотни тысяч специалистов и вспомогательного персонала. Это еще более повышает уязвимость системы защиты всей ядерной сферы от террористических актов.

Специалисты определяют ядерный терроризм как применение или угрозу применения экстремистскими группами или организациями ядерного оружия или радиоактивных материалов для достижения определенных политических или экономических целей. На сегодняшний день ядерный терроризм представляет собой наиболее опасную форму насильственных действий. Феномен ядерного терроризма в своих конкретных проявлениях весьма сложен и многообразен. Наибольшую опасность для политической и экономической системы того или иного государства или группы государств представляет хищение ядерных боеприпасов и угроза их применения. Примерно так же характеризуется опасность, создаваемая в результате хищения или незаконного приобретения расщепляющегося ядерного материала, комплектующих узлов и специальных материалов, создание на их основе ядерных взрывных устройств. Тяжелыми последствиями может обернуться совершение диверсионно-террористических действий в отношении объектов ядерной инфраструктуры, способных привести к радиоактивному заражению больших территорий, источников водоснабжения, систем обеспечения жизнедеятельности.

Большинство населения страны слабо информировано о проявлениях ядерного терроризма, которые имели место в различных регионах мира и поэтому не представляют реальность опасности, которая связана с этими преступными деяниями. В то же время безжалостная статистика предупреждает о необходимости проявления бдительности в отношении этой угрозы. По свидетельству Василия Кривохижи, который одним из первых в бытность СССР проводил исследования проблемы международного ядерного терроризма, только в течение двадцати лет, начиная с середины шестидесятых годов, в Европе и в США произошло около 150 инцидентов, которые в той или иной степени способствовали повышению уровня ядерной угрозы. В их число вошли взрывы в районе расположения ядерных объектов, попытки проникновения на них, похищения и убийства ученых-ядерщиков, кража и контрабанда различных ядерных материалов и т.п. Разумеется, диапазон подобных действий по своему характеру и возможным последствиям весьма широк и многообразен и в разной степени влияет на степень возникающей угрозы, однако игнорировать их потенциальную опасность вряд ли было бы оправдано.

Широкую известность в свое время получил террористический акт, совершенный в 1975 году в Бостоне, когда группа злоумышленников предъявила американским властям ультиматум о передаче им крупной суммы денег под угрозой, в случае отказа, включить часовой механизм для подрыва ядерной боеголовки. Реальная опасность оценивалась настолько серьезно, что об этом происшествии был поставлен в известность президент страны. Этот случай определил полную неподготовленность официальных структур США по нейтрализации подобных угроз. В результате этого, по решению Вашингтона в недрах Министерства энергетики была образована специальная команда, оснащенная соответствующим комплектом оружия и поискового оборудования, обеспечивающего дистанционное обнаружение ядерных взрывных устройств и радиоактивных материалов. С тех пор эта спецкоманда находится в постоянной готовности к действиям по нейтрализации возникающих подобных угроз.

Весьма опасная ситуация международного масштаба сложилась в 1961 году с ядерным оружием Франции, когда группа правых генералов, недовольных политикой президента Де Голля, намеревалась захватить ядерный боезаряд, находящийся на испытательном ядерном полигоне в Сахаре, и предъявить Парижу политический ультиматум. Осознание реальности подобной угрозы побудило высшее руководство Франции предпринять решительные шаги по ускорению проведения испытательного взрыва этого боезаряда, что и было исполнено 25 апреля 1961 года.

Определенным источником опасности может стать ядерное оружие, которое в силу тех или иных причин оказалось утерянным. Правда в настоящее время вероятность попадания его в руки экстремистов весьма невелика, однако кто может предоставить гарантии, что в недалеком будущем ситуация в этой области не изменится в худшую сторону? В числе таких потерь упоминается мощная термоядерная авиабомба США, которую случайно обронил в море в феврале 1958 года бомбардировщик В-47. Две атомные бомбы лежат на дне Атлантического океана недалеко от города Кейп-Мей (шт. Нью-Джерси), которые были сброшены с самолета, летевшего в Европу, в связи возникшими во время полета неполадками в двигателе. Еще две авиабомбы покоятся в акватории Тихого океана в районе залива Пьюдет (шт. Вашингтон) и в районе города Юрика (шт. Северная Каролина). Не обошлось без потерь ядерного оружия и в СССР. Широко известен случай с гибелью советской атомной подводной лодки К-219 в 1986 году в Карибском море, на которой размещались ракеты с ядерными боеголовками. Американские власти предпринимали большие усилия для подъема подлодки и извлечения ядерных боеголовок, однако они не увенчались успехом. В 1989 году в Норвежском море затонула многоцелевая атомная подводная лодка "Комсомолец", на борту которой находились торпеды с ядерными боеголовками. Попытки поднять подлодку или извлечь из нее торпеды оказались безрезультатными.

Серьезную опасность представляют уже имевшие место хищения и незаконное приобретение расщепляющихся ядерных материалов. Положение с ними усугубляется тем, что секрета атомного оружия не существует и простейшие ядерные заряды могут быть сконструированы в довольно примитивных условиях. Ученые предупреждают, что это особенно достижимо при использовании в качестве оружейного ядерного вещества высокообогащенного урана (ВОУ). Именно на основе использования ВОУ может быть создан заряд так называемого "пушечного" типа, в котором критическая масса создается путем быстрого соединения (выстреливания навстречу друг другу) двух подкритичных масс урана. Такой заряд может быть создан и доведен до высокого уровня надежности без проведения ядерных испытаний, что обеспечивает скрытность и внезапность его военного использования. Заряд такой конструкции "Литтл Бой" был взорван над Хиросимой без проведения предварительных испытаний.

Возможность такого развития событий, в частности, подтверждается тем, что еще в 1975 году студент одного из университетов США на основе опубликованных в открытой печати сведений собрал действующую схему взрывного ядерного устройства простейшего типа. По заключению экспертов, исследовавших эту конструкцию, если бы в ней находилось ядерное вещество, то в случае ее срабатывания произошел бы ядерный взрыв.

Угроза ядерного терроризма, особенно в последние годы, усугубляется еще и тем, что терроризм из внутренней проблемы отдельных государств все больше превращается в серьезный международный фактор и эта тенденция продолжает набирать силу. На этой почве образовались различные экстремистские группировки, прочно обосновавшиеся в различных регионах мира - Ближний Восток, Южная Азия, Чечня, пустившие там глубокие корни, что в значительной степени определяет их высокую живучесть и долговременность функционирования.

Продолжающееся "горизонтальное" распространение ядерного оружия (пример Индии и Пакистана), отсутствие у стран - новых его обладателей эффективной системы обеспечения ядерной безопасности повышает риск его хищений и использования в диверсионных или провокационных целях. Запуск ракеты с ядерной боеголовкой в сторону России или США, произведенный с корабля, находящегося в акватории мирового океана, может быть воспринят ими как нанесение первого удара. Наиболее вероятным исходом такого развития событий может явиться провоцирование обмена ядерными ударами между двумя державами, развязывание мировой термоядерной катастрофы. Это определяет необходимость тесного взаимодействия всех стран мирового сообщества, в особенности по линии ООН и других международных организаций в борьбе с международным терроризмом, по предотвращению проявления его наиболее опасной ядерной составляющей.

Осознание глубины опасности, связанной с ядерным терроризмом, уже издавна предъявляло особые требования к обеспечению высокоэффективной системы ядерной безопасности. В течение послевоенных десятилетий такая система была создана как в СССР, так и в Соединенных Штатах. Описание такой системы было дано автором на страницах "ЯБ" N 11-12. При этом следует указать, что в России система мер по предотвращению ядерного терроризма отрабатывалась еще в ту пору, когда подобная угроза носила в значительной степени теоретический характер и не представляла сколь-нибудь значимой величины.

Впервые серьезная озабоченность состоянием дел с ядерным оружием, предотвращением его возможного захвата поднявшими голову экстремистскими националистическими силами стали проявляться в ряде республик в 1989-1990 годах, накануне распада СССР. По заключению зарубежных экспертов, в ту пору советское тактическое ядерное оружие (ТЯО) в количестве 15-18 тысяч единиц размещалось на территории всех республик. Создавалась реальная угроза насильственного захвата ядерных боеприпасов, находящихся на базах их хранения или во время транспортировки. Это побудило Генеральный штаб ВС СССР предпринять решительные меры по выводу тактического ядерного оружия с территории всех республик и размещения его на базах централизованного хранения. Несмотря на определенное противодействие со стороны националистических сил в ряде республик, апологетов обретения "ядерного статуса" к июню 1992 года все ТЯО, до единого образца было перебазировано в Россию и размещено в хранилищах. Трудно переоценить значение этой акции с точки зрения обеспечения ядерной безопасности и предотвращения захвата ТЯО террористическими группировками.

Несмотря на заверения официальных представителей России, о сохранении полного контроля над всем ядерным оружием бывшего СССР на Западе усиленно муссировались слухи о пропаже или продаже "странам-изгоям" некоторых образцов ядерного оружия. Им вторили некоторые российские политики и ученые, заявляющие с высоких трибун, в том числе и находясь за рубежом, об обнаруженной ими пропаже миниатюрных ядерных зарядных устройств, так называемых "ядерных чемоданчиков", предназначенных для совершения диверсий на территории противника в случае развязывания войны. Все эти инсинуации, естественно, не получили практического подтверждения и были опровергнуты официальными заявлениями представителей правительства России.

В то же время с учетом сложившейся в стране внутриполитической ситуации были предприняты практические шаги по укреплению ядерной безопасности, предотвращению попыток ядерного терроризма. Была усилена охрана и оборона ядерных объектов, все ядерные боеприпасы, кроме боеголовок МБР и БРПЛ, находящихся на боевом дежурстве, складированы на центральных базах 12 Главного управления Минобороны. Выдача их войскам может быть произведена только по приказу Верховного Главнокомандующего - Президента России.

Осенью 1998 года Главком стратегического авиационного командования США генерал Юджин Хэбигер совершил визит в Россию, в ходе которого он посетил ряд ядерных объектов Минобороны. Он осмотрел базы стационарных и мобильных ракетных комплексов, склад ядерного оружия, побывал на подводном атомном ракетоносце. Выступая на пресс-конференции по итогам визита, он признал, что на всех объектах надежно обеспечивается сохранность ядерного оружия, поддерживается высокий уровень ядерной безопасности.

Однако вряд ли было бы оправданным почивать на лаврах, полагая, что все пути для проявлений ядерного терроризма надежно перекрыты и подобная опасность окончательно, раз и навсегда устранена. После распада СССР на постсоветском пространстве и в самой России отмечены случаи попыток осуществления актов ядерного терроризма и, хотя они не повлекли тяжелых последствий, появление подобной угрозы вызвало серьезную озабоченность руководства страны, потребовало принятия дополнительных мер обеспечения безопасности.

Так, в ноябре 1994 года одна из преступных группировок под угрозой взорвать Игналинскую АЭС, находящуюся вблизи территории России, потребовала отмены смертного приговора своему главарю. Проблема угрозы ядерного терроризма приобрела для России практическую угрозу в связи с событиями в Чечне. Террористические акты в Буденновске и Кизляре, взрывы домов в Москве и Волгодонске, угрозы совершения ядерных террористических актов послужили серьезным предупреждением. В ноябре 1995 года в Измайловском парке в Москве был извлечен из земли контейнер с радиоактивным цезием-137, заложенный чеченскими экстремистами. Вслед за этим последовало заявление Джохара Дудаева: "То, что мы продемонстрировали в Измайловском парке всему мировому сообществу и Москве - это мизерная доля тех радиоактивных веществ, которые мы имеем". Далее следовали угрозы пустить их в ход, если Москва не уступит требованиям Чечни.

Анализ системы обеспечения ядерной безопасности показывает, что наиболее слабым звеном в ней является человеческий фактор, особенно с учетом того, что в ядерной сфере задействованы сотни тысяч человек в разных странах. Специалисты по военным и политическим аспектам ядерной проблемы не скрывают тревоги по поводу того, что если "какое-либо ничтожество не сумеет справиться с внутренним кризисом и мировая цивилизация окажется под угрозой термоядерной катастрофы". В американской печати описывался случай, произошедший на одной из авиабаз, когда сержант ВВС, находясь в состоянии психического расстройства, пытался выстрелом из пистолета в водородную бомбу "с треском свести свои счеты с жизнью". Для предотвращения подобных случаев в США был усилен контроль за личным составом, допущенным к ядерному оружию. Ежегодно десятки и сотни военнослужащих отстраняются от службы вследствие обнаружения у них склонности к алкоголизму, наркомании или психической неустойчивости.

Ряд специалистов указывает на некоторые специфические факторы, характерные для России, которые могут способствовать совершению террористических актов. В частности известно, что в бытность СССР, также и в России, охрана многих военных объектов формировалась из числа военнослужащих - выходцев с Кавказа и Средней Азии, т.е. тех регионов, где наиболее сильны позиции сепаратистов и экстремистов. Проходя службу, они хорошо ознакомились с особенностями режима охраны этих объектов, возможными лазейками. Возможность проникновения террористов на ядерные объекты в определенной степени повышается вследствие ухудшения состояния воинской дисциплины в подразделениях охраны, а также распространения коррупции среди сотрудников, имеющих отношение к обеспечению безопасности. Все это создает реальные предпосылки для совершения различного рода происшествий на ядерных объектах.

Так, только в течение одного 1998 года зафиксирован ряд чрезвычайных происшествий на ядерных объектах России. Одно такое ЧП связано с расстрелом военнослужащим срочной службы своих сослуживцев из состава караула, охраняющего один из секретных объектов радиохимического комбината "Маяк" в Челябинской области. Другое происшествие произошло на ядерном полигоне Новая Земля. Пятеро матросов срочной службы, находившиеся на гарнизонной гауптвахте в поселке Белужья Губа, убили часового и завладели его автоматом. Ворвавшись в местную школу, они захватили в заложники тридцать учеников и девять учителей, потребовали оружие и самолет, чтобы улететь в Дагестан. С прибытием на остров подразделения спецназа они были разоружены и переданы органам военной прокуратуры. Правда, хотя Новоземельский полигон числится ядерным, на нем уже с 1990 года ядерного оружия нет.

Наибольшую реальную опасность представляло происшествие, произошедшее в сентябре 1998 года на многоцелевой подводной лодке Северного флота "Барс", оснащенной торпедами. Девятнадцатилетний матрос, находясь в состоянии психического срыва, расстрелял восемь человек из состава экипажа, после чего заперся в торпедном отсеке, угрожая взорвать подлодку. Рядом с этой подлодкой находились и другие субмарины и если бы произошел взрыв, то создалась бы катастрофа чернобыльского масштаба с гибелью сотен и тысяч людей и радиоактивным заражением огромной территории. Видя безвыходность своего положения, преступник застрелился.

Эти происшествия вызвали большую озабоченность в Москве, поскольку обнажило серьезные просчеты в обеспечении безопасности ядерных объектов. Министерством обороны были предприняты решительные меры, прежде всего по линии улучшения системы комплектования личным составом подразделений охраны. Некоторую помощь в решении этой проблемы оказали США, поставив Минобороны России несколько полиграфов ("детекторов лжи"), а также приборов для установления лиц, употребляющих наркотики.

В заключение следует заметить, что ядерный терроризм как сложный социально-политический, экономический, религиозный и военно-технический феномен изучен явно недостаточно. Эта проблема для своего решения требует комплексного, всестороннего подхода, выработки международных законоположений и системы эффективных практических мер по предотвращению ядерного терроризма. Эта задача может быть решена только при условии тесного взаимодействия всего мирового сообщества, всех международных организаций.

Владимир Белоус,
директор Центра международных и
стратегических исследований "РАУ-Университета",
профессор Академии военных наук,
генерал-майор в отставке
26.12.2000


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList

    vsestulya
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    vsestulya