Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Военная политика

АФГАНСКАЯ ВОЙНА И ЕЕ УРОКИ

   Холодная война» не только сопровождалась противостоянием в области политики, экономики, идеологии, военным противоборством и гонкой вооружений, но и продолжала многие локальные войны и конфликты. Составной частью этого глобального противоборства была и война в Афганистане. Из опыта противоборства в Афганистане в прошлом вытекают весьма важные выводы для урегулирования как самой афганской проблемы, так и других конфликтных ситуаций в современных условиях. При этом имеются в виду прежде всего выводы, касающиеся международных и военных аспектов.
   ОТКАЗ ОТ ИМПЕРСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
   Уроки Афганистана, как и Вьетнама, показывают бесперспективность и недопустимость силового вмешательства «сверхдержав» во внутренние дела других государств. В частности, сегодня для всех очевидно, что ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. был не продуманным, политически ошибочным шагом, нанесшим огромный урон Советскому Союзу и афганскому народу.
   Но советское руководство действовало не в вакууме. Многие внешние обстоятельства подталкивали его к этому роковому шагу. США активно пытались проникнуть и закрепиться в Иране, Пакистане, создавали в этих районах свои базы. В свою очередь, Иран, Пакистан и некоторые другие государства еще задолго до Апрельской революции 1978 г. в Афганистане поддерживали оппозиционные силы, выступавшие против хотя и непоследовательной, но достаточно прогрессивной внутренней и независимой внешней политики «неприсоединения», проводившейся королем Захир-шахом и правительством Дауда. Все это создавало серьезную угрозу на юге СССР, и с этим нельзя было не считаться.
   В условиях соперничества двух «сверхдержав» ни одна из сторон в крупных военных конфликтах не могла одержать решающую победу, ибо они опирались на примерно равную материальную и военную поддержку этих держав. В Афганистане Советский Союз оказывал помощь правительственным войскам, а США, Пакистан, Иран и другие государства — моджахедам. Но существовавший в Афганистане после 1978 г. режим имел и внутренние стимулы самосохранения. Это особенно наглядно дало о себе знать после вывода советских войск из Афганистана в январе-феврале 1989 г. С выводом советских войск военные возможности республики Афганистан (РА) и в целом сил, противостоящих мятежникам, существенно уменьшились.
   Несмотря на все это, РА смогла устоять более трех лет благодаря следующим обстоятельствам:
  • с одной стороны, оппозиция лишилась главной идеологической базы — джихада, призванной мобилизовать население для борьбы против «неверных», сказались и серьезные противоречия в лагере оппозиции;
  • с другой стороны, оказалась в основном жизненной политика национального примирения, проводившаяся руководством РА. Опора же моджахедов на Пакистан, агрессивные намерения пакистанского руководства по отношению к Афганистану способствовали сплочению патриотических сил в борьбе за сохранение целостности и независимости Афганистана.
   Сыграла свою роль экономическая и военная помощь Советского Союза.
   Наиболее крупные наступательные операции моджахедов под Джелалабадом, Хостом, Кандагаром, Кабулом, Салангом и других районах были отражены правительственными войсками. Их оборонительные действия стали более активными и решительными. ВС РА провели ряд наступательных операций, в результате которых были разгромлены крупные группировки противника под Джалалабадом, в провинции Логар, в районах Пагмана, Саланга; улучшилось оперативное положение правительственных войск. Осуществлен прорыв колонн и восстановлено наземное снабжение Кандагарского и Гардезского гарнизонов.
   Республика Афганистан удерживала политические, стратегические позиции и в основном прочно контролировала большинство провинциальных центров и ранее занимаемые уезды.
   Оппозиция могла предпринять еще ряд активных действий, проводить обстрелы городов, но уже была не способна военным путем переломить обстановку в свою пользу.
   В целом режим Наджибуллы мог бы еще держаться. Он пал только после того, как лишился прежней поддержки СССР, а военная поддержка моджахедов продолжалась. Следует иметь в виду, что особенно важную роль играла политическая и моральная поддержка Афганистана со стороны Советского Союза. Кстати, режим Наджибуллы рухнул не потому, что Россия прекратила поставки оружия и боеприпасов. Их могло хватить еще надолго. Отсутствие политической поддержки стимулировало сепаратизм северных районов и их отход от поддержки правительства Наджибуллы. Быстро переориентировались и некоторые другие силы, ранее поддерживающие правительство.
   Все это говорит о том, что положение в мире может в корне измениться с переходом от биполярного к однополярному или многополярному миру при сохранении главенствующей роли одной из сверхдержав. Возникает опасность, что одна из оставшихся «сверхдержав» может теперь течение всех военных конфликтов повернуть лишь в своих интересах и установить диктат в международных делах. Уже сейчас явно просматривается двойной (явно не общечеловеческий) стандарт в подходе к военным конфликтам. США совместно с некоторыми другими странами устанавливает контроль над воздушным пространством на юге Ирака в целях «защиты прав человека» шиитского населения и одновременно страны НАТО не препятствуют подавлению курдов в северных районах Ирака со стороны Турции. Такой однобокий подход дает о себе знать и в некоторых других регионах.
   В такой обстановке, чтобы новое политическое мышление и общечеловеческие интересы не остались декларативными лозунгами, нужно, чтобы все государства придерживались политики, отвечающей интересам всего международного общества.
   Необходимость учета интересов основных общественных сил, участвующих в конфликте.
   Интересы нового политического мышления требуют, чтобы при международном вмешательстве в региональные конфликты не допускалась предвзятая однозначная поддержка лишь одной из конфликтующих сторон. Должны учитываться интересы различных общественных слоев.
   В Афганистане наиболее рациональным было продолжение осуществления политики национального примирения, проведение переговоров и демократических выборов в целях создания коалиционного правительства в соответствии с планом ООН. Но МИД России, как и некоторые круги на Западе и Среднем Востоке, полагало, что для решения афганской проблемы надо принести в жертву существующий режим, который должен был капитулировать и сдаться на милость вооруженной оппозиции. Но после Апрельской революции в Афганистане, несмотря на ряд ошибок и деформаций ее идей, произошли и многие прогрессивные преобразования. Следует помнить также, что такие лидеры непримиримой оппозиции, как Хекматиар, Саяф, Моджедади, вели вооруженную борьбу и против Захир-шаха и Дауда, и правительства, созданного после Апрельской революции. Они ни с кем не примирятся, им нужна власть.
   Для урегулирования обстановки в Афганистане нужен более взвешенный политический подход, учет интересов различных слоев народа.
   При всех обстоятельствах международному сообществу, США, России и Среднеазиатским республикам СНГ важно содействовать в сохранении целостности афганского государства, не допускать его «ливанизации» и расширения гражданской войны на этнической почве. Россия и другие страны СНГ особенно заинтересованы в стабильности обстановки на Юге, в создании в Афганистане нейтрального дружественного государства. И мир в целом только выиграет, если этому будут способствовать также США, Пакистан, Иран, Саудовская Аравия и другие страны.
   ВОЗНИКАЮТ ВЕСЬМА ВАЖНЫЕ ВЫВОДЫ И ДЛЯ ВОЕННОГО ДЕЛА
   Если отвлечься от политической стороны дела и брать только ее военную сторону, то акция СССР в Афганистане могла быть более успешной и безболезненной, если бы вторжение советских войск было осуществлено более крупными силами.
   Трудно спрогнозировать политические последствия более массированного вторжения в Афганистан, но со всей определенностью можно говорить о меньшем количестве человеческих жертв и материальных издержек. Можно было бы значительно раньше начать и вывод войск из Афганистана. Могут сказать, что при победе апрельского (1978 г.) режима беды афганского народа еще больше бы затянулись. Но и при нынешнем варианте конца им не видно. А от Хекматиара и ему подобных ждать демократических преобразований в Афганистане тоже не приходится.
   В области военного искусства возникает необходимость более тщательного изучения опыта локальных войн, военных конфликтов и более основательной, глубокой теоретической разработки и практического освоения войсками способов ведения боевых действий в военных акциях подобного рода.
   Это вызывается прежде всего тем, что в современных условиях угроза развязывания широкомасштабной войны действительно уменьшилась. Вместе с тем возникли и возникают военные конфликты на Балканах, на Кавказе, в Средней Азии... Рост национализма, острые социально-политические, этнические и религиозные противоречия в ряде регионов создают потенциальные условия для новых вооруженных столкновений.
   В связи с этим одной из важнейших задач армий различных государств, в том числе и России, становится участие в предотвращении и ликвидации военных конфликтов, представляющих угрозу государственным интересам тех или иных стран и стабильности в регионе.
   В целях быстрого реагирования на военные конфликты и обеспечения первоочередного выполнения упомянутых выше задач в НАТО и Западноевропейском сообществе создаются мобильные силы, приспособленные для быстрой переброски в необходимые районы, ведения активных, решительных и высокоманевренных боевых действий и выполнения поставленных задач в короткие сроки. Министр обороны РФ генерал армии П.С.Грачев объявил о создании подобных мобильных войск и в структуре российских Вооруженных Сил. И в свете опыта боевых действий в Афганистане это вполне оправданно.
   Советские войска вошли в эту страну в составе типовых мотострелковых дивизий и полков, громоздких по своей оргструктуре, оснащенных тяжелой техникой и вследствие этого не приспособленных для ведения боевых действий в горах против вооруженных формирований, действующих партизанскими методами. К тому же в Афганистан пришли не кадровые соединения, а скадрованные в мирное время дивизии, в спешном порядке развернутые путем призыва военнообязанных из запаса. Эти соединения и части не имели ни достаточного времени для боевого слаживания в целом, ни элементарной подготовки военнослужащих и подразделений, все это привело к неоправданным потерям.
   Поэтому в ходе развернувшихся в Афганистане боевых действий пришлось существенно перестраиваться. В составе полков и дивизий войска, как правило, не действовали. Приходилось выделять усиленные батальоны или создавать боевые группы в составе, необходимом для выполнения той или иной конкретной боевой задачи. Войска заново разрабатывали и осваивали тактику, диктуемую особенностями театра военных действий и противостоящего противника. В дополнение к линейным дивизиям было переброшено значительное количество десантно-штурмовых батальонов, подразделений специального назначения и вертолетных частей.
   Однако, несмотря на 10-летний опыт боевых действий в Афганистане и опыт других стран в локальных войнах и военных конфликтах, наше военное искусство оставалось до последнего времени полностью ориентированным только на глобальную, широкомасштабную войну. На локальные войны продолжали смотреть, как на что-то временное, случайное, нехарактерное и несвойственное современной вооруженной борьбе и недостойное «серьезного» изучения.
   Поэтому возможность участия в локальных войнах и военных конфликтах не учитывалась в полной мере ни в оргструктуре войск, ни в оснащении их вооружением, техникой и снаряжением, ни в боевых уставах и боевой подготовке. Теперь все это надо пересмотреть и наверстать упущенное. Необходимо внимательно приглядеться и к опыту других государств, где значительно раньше начали перестройку армий применительно к задачам, выполняемым в локальных войнах и военных конфликтах.
   Разумеется, было бы ошибкой ориентировать строительство и подготовку вооруженных сил только на участие в военных конфликтах. Ибо нельзя в перспективе исключать полностью и возможности возникновения крупномасштабной агрессии против нашей страны и других республик СНГ, с которыми Россия имеет или может иметь соглашения о совместной обороне. Поэтому Вооруженные Силы РФ должны быть готовы к выполнению боевых задач и в крупномасштабных войнах.
   Но военные конфликты происходят уже сегодня, и поэтому создание сил, необходимых для успешного решения задач по предотвращению и ликвидации конфликтов, является первоочередной задачей Российской армии. И они должны найти отражение в системе боевого применения вооруженных сил.
   В уставных документах должны найти отражение специфические условия и характер ведения операций и боевых действий в локальных войнах и военных конфликтах, когда может не быть четко очерченной линии фронта и действия войск будут носить очаговый характер. Особенно сложными будут действия против вооруженных формирований, перемешанных с мирным населением. Действия авиации противника возможны с различных, самых неожиданных направлений. Снабжение войск и все виды боевого, материального и технического обеспечения иногда придется осуществлять с нарушенными коммуникациями. Потребуется четкая организация единого управления и взаимодействия войск прикрытия и прибывших из глубины мобильных сил, а также сухопутных группировок с соединениями ВВС, войск ПВО и ВМФ.
   Возникает и ряд других особенностей подготовки и ведения боевых действий в локальных конфликтах и применения миротворческих сил, которые должны не только теоретически разрабатываться, но и практически осваиваться в войсках.
   В армиях НАТО при планировании боевой подготовки на 1993 г. идет дальнейшая ее переориентировка на решение новых задач, связанных с «управлением кризисами» вместо традиционного обучения командиров и штабов ведению только крупномасштабных боевых действий.
   Интересы дела требуют, чтобы и в российских Вооруженных Силах в новом учебном году были проведены специальные учения по отработке управления войсками при решении боевых задач в локальных войнах и конфликтах.
   Желательно, чтобы и в целом в системе оперативной и боевой подготовки было больше уделено внимания этим вопросам. Надо обучать войска и действиям при введении чрезвычайного положения в определенных районах, а какие-то подразделения — и действиям в составе миротворческих сил. Все это должно найти отражение в соответствующих документах по боевой подготовке, а также в учебных программах в вузах и войсках.
   В целом война в Афганистане останется одной из самых трагических страниц истории. Но тем более важно как можно полнее учесть как политический, так и военный опыт этой войны, чтобы он послужил надлежащим уроком для более разумного решения сегодняшних проблем.

"Духовное наследие"
01.08.2000


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList

    vsestulya
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    vsestulya