Владимир Потапов: "Самый надежный союзник России - ее вооруженные силы"
Совет Безопасности Российской Федерации - орган, который, по сути, определил новый облик военной организации страны в целом и каждой силовой структуры в частности. Каковы же главные факторы, диктующие необходимость нынешней военной реформы? Что вообще стоит за словами “масштабное реформирование вооруженных сил России”? На эти и другие вопросы “ИВ” отвечает заместитель секретаря совета безопасности Российской Федерации генерал-полковник Владимир Потапов.
- Владимир Яковлевич, многие представители силовых ведомств уверены, что величие державы определяется ее военной мощью. Насколько Вы разделяете такую точку зрения?
- Военная мощь, разумеется, - очень важный компонент среди всех составных частей государственного величия. Но далеко не единственный и в наше время, пожалуй, не самый главный. Думаю, что Вы согласитесь со мной: величие державы зависит прежде всего от ее экономического могущества, уровня благосостояния граждан. А военная мощь - лишь производная этих факторов, которая при их отсутствии не может быть сколько-нибудь устойчивой. Но в то же время и экономика без военной мощи может оказаться беззащитной перед лицом внешних угроз. К сожалению, наш мир еще не настолько совершенен, чтобы из него исчезло понятие “военная угроза”. Обратите внимание, наиболее экономически развитые державы мира не забывают поддерживать на весьма серьезном уровне состояние своих вооруженных сил. Это в полной мере касается и нас. Как следует из нашей военной доктрины, для обеспечения своей военной безопасности Российская Федерация использует комплекс политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер. При этом предпочтение отдается невоенным мерам, но с опорой на военную мощь России. Перефразируя высказывание одного из российских императоров, можно сказать, что у России есть только один надежный союзник - ее Вооруженные Силы.
- Какие внешние угрозы существуют сегодня для Российской Федерации?
- Четкий ответ на этот вопрос дает утвержденная Президентом России в прошлом году Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе обозначен широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. К их числу относится состояние отечественной экономики, несовершенство системы государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений. Хочу обратить внимание читателей, что внутренние угрозы превалируют. Но, разумеется, было бы ошибкой пренебрегать угрозами в международной сфере. Согласно концепции они обуславливаются следующими факторами:
• стремлением отдельных государе и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
• опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
• укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширением НАТО на Восток;
• возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
• распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;
• ослаблением интеграционных процессов в Содружестве независимых Государств;
Нельзя не сказать и о возрастании уровня и масштабов угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Думаю, что всем, кто интересуется проблемами безопасности, было бы небесполезно затянуть на интернетовскую страничку Совета Безопасности России (http://www.scrf.gov.ru/). Помимо полного текста Концепции национальной безопасности Российской Федерации там можно найти тексты других концептуальных документов, рассмотренных Советом Безопасности и утвержденных Президентом России в минувшем году - Военной доктрины, Концепции внешней политики, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Есть на нашем сайте другие нормативные документы, а также информация о текущей деятельности Совета Безопасности России.
- Считается, что война во Вьетнаме подтолкнула Соединенные Штаты к военной реформе. Не стал ли негаснущий конфликт на Северном Кавказе толчком к аналогичным шагам в нашей армии?
- Опыт проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе как позитивный, так и негативный, конечно же, оказал влияние на ход преобразований в наших Вооруженных Силах. Но считать эти события первотолчком нашей военной реформы было бы очень большим преувеличением. Необходимость изменений в военной организации государства назревала давно, еще во времена существования СССР. Совершенно неизбежными они стали после 1991 года. Эти изменения и происходили, правда, не всегда последовательно и эффективно. Смысл преобразований, намеченных и состоявшихся в прошлом году заседаниях Совета Безопасности, как раз и заключается в том, чтобы привести военную организацию государства в соответствие с его экономическими возможностями учетом угроз, которым необходимо противостоять.
Главным фактором, определяющим необходимость намечаемых перемен стало то, что сложившийся к 2000 году облик военной организации государства перестал соответствовать политическим и военно-стратегическим требованиям по обеспечению военной безопасность страны, а в экономическом плане стало весьма затруднительно осуществлять cдержание военной компоненты государства в существующем формате. Одновременно в политическом руководстве страны, в целом в российском обществе cложилось четкое понимание необходимости возрождения престижности воинского труда, приведения его общественного статуса в соответствие со значением решаемых оборонных задач.
Поэтому объективно назрел новы этап в реализации военной политики России, главными отличительными чертами которого должны стать прагматизм, реалистичность и неукоснительное выполнение уже определенных задач, приоритетное внимание к социальным проблемам военнослужащих.
- Способно ли военное ведомство самостоятельно проводить такую реформу?
- Прежде всею, хотелось бы отметить, что военная реформа - понятие многогранное, требующее принятия и реализации решений на государственном уровне.
Военное ведомство, как часть военной организации Российской Федерации, решает очень важные задачи обеспечения военной безопасности. Но это только часть того, что должно делать государство в сфере военного строительства. Поэтому направления этой реформы, методы и формы ее проведения, основные параметры преобразований намечены исходя не из узковедомственных, а общегосударственных интересов. И решаться эта задача должна, конечно, на государственном уровне.
Так, собственно, и произошло в прошлом году. В августе Совет Безопасности всесторонне рассмотрел вопрос дальнейшего строительства Вооруженных Сил, то ecть всего того, что входит в компетенцию Министерства обороны, а в ноябре состоялось заседание, определившее перспективы остальных одиннадцати ведомств, в которых по закону предусмотрена военная служба. Все вместе они и составляют военную организацию государства.
Итогом этого заседания cтала задача: создать в течение ближайшего десятилетия компактную, мобильную, высоко технически оснащенную, хорошо подготовленную и способную эффективно выполнять задачи обороны страны и обеспечения безопасности государства, военную организацию.
По сути дела речь идет о масштабном реформировании военной организации России, ее оптимизации применительно к новым геополитическим и геоэкономическим условиям и реальным экономическим возможностям страны. Военная организация должна стать в итоге гибким инструментом реализации политических решений по военным аспектам обеспечения национальной безопасности нашего Отечества.
- Президент России принял решение о сокращении Вооруженных Сил на 365 тысяч военнослужащих. Какие изменения в этой связи будут внесены в организационно-штатную структуру армии и флота?
- Естественно, столь существенно сокращение штатной численности Вооруженных Сил объективно требует довольно серьезных организационно-штатных изменений. По вполне понятным причинам всех их я раскрывать не стану. Назову лишь наиболее значимые.
Наиболее важным является переход на трехвидовую структуру Вооруженных Сил Российской Федерации (Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы и Boeнно-Морской Флот). Определенные перемены произойдут также в Ракетных войсках стратегического назначения. Как в знаете, уже принято решение о создании нового рода войск - космических.
Планируются некоторые изменения органов военного управления оперативно-стратегического звена. Учет опыта локальных вооруженных конфликтов последних лет, в том числе опыт проведения контртеррористической операции в Чечне, подсказывает нам необходимость воссоздать Главное командование Сухопутных войск. Одновременно с этим будет расформирован целый ряд органов управления оперативно-тактического звена и несколько соединений и частей.
Будет продолжена работа по оптимизации военно-административного деления Российской Федерации. В течении нынешнего года должно осуществить объединение Приволжского и Уральске военных округов в один военный округ Приволжско-Уральский (ПУрВО).
В целом преобразования намечены весьма значительные, и меры по их реализации уже осуществляются.
- Планируется ли переход на контрактный принцип комплектования Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом?
- Не только планируется, но и реализуется уже достаточно продолжительное время. Хотя эффект пока зачастую бывает весьма далек от задуманного идеала.
Основная причина банальна - нет денег. Попытайтесь дать самими себе ответ на вопрос: какой величины должно быть денежное содержание и пакет социальных услуг, чтобы вы лично предпочли иным профессиям должность рядового-контрактника или сержанта-контрактника и отправились служить, скажем, в Заполярье, или в Восточную Сибирь, или в иное место, где условия жизни далеки от курортных? Причем служить не год-два, а пятнадцать-двадцать лет. А если у вас жена и дети? Прикинули сумму? А теперь вспомните, что у нас сегодня даже старшие офицеры (а они, между прочим, все контрактники) порой вынуждены подрабатывать извозом или еще каким-то способом, чтобы прокормить семью. Может быть, поэтому пока и нет наплыва претендентов на контрактную службу, из которых можно было бы выбрать лучших из лучших. Так что люди, утверждающие, что контрактная служба лучше, чем служба по призыву, сегодня весьма похожи на тех, кто считает, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Конечно, лучше! Это вам любой командир скажет. Но поскольку золотого дождя над Россией в скором будущем не ожидается, полностью от призыва мы в ближайшее время вряд ли сможем отказаться. Если, разумеется, мы не намерены пренебрегать интересами безопасности нашего Отечества.
- Существует мнение, что недостаток призывников может быть пополнен за счет студентов. Отвечает ли такой подход государственным интересам?
- Для начала я сам задам вопрос: вы представляете себе, что такое дежурство? Это когда некую необходимую, но порой неприятную, а может быть, и тяжелую работу поочередно выполняют все члены того или иного коллектива. Для выполнения только этой работы можно было бы нанять специального человека, а остальным не морочить голову. Но не всегда такая возможность существует. Только что мы говорили о том, что заполнить все вакансии в армии контрактниками пока невозможно. Но коль скоро такие должности необходимы для обеспечения безопасности страны, их кто-то должен занимать.
Словом, если упростить ситуацию, то служба по призыву - это своеобразное дежурство граждан по обеспечению безопасности государства. Кому заступать на это дежурство, а кому вместо этого решать иные задачи, - определяет закон. И коль скоро законодатель, взвесив все обстоятельства, - политические, экономические, демографические и другие, придет к выводу, что в данный момент для безопасности государства важнее, чтобы армейский строй был полон, то молодым людям придется выполнить свой граждански долг. Подчеркну эго слово - долг. Что впрочем, отнюдь не станет препятствием для получения ими впоследствии высшего образования. А вообще я убежден, что военная служба - достойная страница в биографии любого мужчины.
- Международный опыт свидетельствует, что без серьезных финансовых вложений высокого качества вооруженных сил не достичь. Как бы Вы могли оценить наши перспективы этой точки зрения?
Вы правы, без экономической фундамента надежной обороны не построить. Наши перспективы в этом отношении я бы оценил как умеренно оптимистические. Решения, принятые Советом Безопасности в минувшем году, определил минимальные объемы обязательного финансирования намеченных мероприятий ежегодно до 2005 года и на 2006-2011 годы суммарно. Примечательно, что высвобождаемые в результате сокращения ресурсы не будут, как прежде, отбирать у ведомств. А значит, эти деньги пойдут и решение насущных социальных вопросов, повышение качества боевой и специальной подготовки личного состава, оснащение современным вооружением военной техникой. Весьма примечательно и то, что расходы, связанные с решением социальных проблем людей, которые попадут под сокращение, будут прописаны отдельной строкой в бюджете государства. Прежде эти расходы каждое ведомство несло само.
В целом же все эти меры и должны создать прочный экономический фундамент намеченных преобразований. Хотя, конечно же, успех будет зависеть от общего состояния экономики государства.
- Не считаете ли Вы, что забота государства о гарантиях социальных прав военнослужащих должна стать одним из наиболее эффективных инструментов повышения обороноспособности страны?
- Очень правильный вопрос. Военнослужащий должен думать прежде всего, о службе, а не ломать изо дня в день голову, размышляя о добыче хлеба насущного для своей семьи. Вспомните слова Президента России Владимира Путина о том, что нельзя бесконечно эксплуатировать энтузиазм военнослужащих. Многие нынешние трудности обусловлены тем, что существующая система социального обеспечения военнослужащих в своей основе сложилась в условиях плановой централизованной экономики. Однако в условиях рыночных отношений она перестала быть эффективной и стала давать сбои.
19 ноября минувшего года Владимир Путин дал поручение Правительству обеспечить проработку механизма перевода в денежную форму натуральных льгот, установленных для военнослужащих (по оплате жилой площади, коммунальных услуг топлива и установки домашнего телефона, по абонентской плате за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами и домашним телефоном). Кроме того, поручалось отработать процедуру взимания с военнослужащих с 1 января 2001 года по доходного налога. 8 декабря предложения Правительства были рассмотрены на совещании членов Совета Безопасности Российской Федерации под председательством секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Сергея Иванова.
На совещании был поддержан предложенный Минфином порядок выплаты ( 1 января 2001 года военнослужащим ежемесячной денежной компенсации в сумме уплачиваемого с денежного довольствия и других вознаграждений и выплат, получаемых в связи с исполнением военной службы, налога на доходы физических лиц. В соответствии с этим порядком военнослужащий будет получать денежную компенсацию за удержанный с него налог одновременно с денежным довольствием. Таким образом, он по существу и не почувствует, что с него удержан подоходный налог, зато местный бюджет ощутит прибавку средств в виде коммунальных платежей, платы за проезд в транспорте и т.п.
Что касается перевода в денежную форму натуральных льгот (по оплате жилой площади, коммунальных услуг, закупок топлива, установки телефона и других льгот), то совещание предложенные Минфином меры признало несовершенными и рекомендовало продолжить отработку данного механизма в направлении обеспечения надежных гарантий его бесперебойного функционирования. Решение о сроках перевода в денежную форму натуральных льгот будет принято после завершения этой работы и утверждения все необходимых изменений в законодательстве. В любом случае ущемление интересов военнослужащих не произойдет. Это вопрос находится на контроле у Президента России.
- В современных условиях для достижения политических и экономических целей военными средствами практически отпала необходимость завоевания территории противника. Как это отражается в концепции военного строительства в России?
- Не думаю, что современная ситуация выглядит столь безоблачно. Чужие территории, к сожалению, все еще притягивают взоры потенциальных завоевателей. И примеров этому, увы, можно наши немало даже в самые последние годы. Поэтому мы и должны всемерно заботиться о сохранении обороноспособности нашего государства, постоянно держать порох сухим. Состояние наших Вооруженных Сил сегодня не идеально.
По поручению Президента летом и осенью минувшего года секретарь Совета Безопасности Сергей Иванов совершил ряд поездок по стране, в ходе которых ознакомился с состоянием дел в военных округах и на флотах. В ходе этих поездок четко высветились основные проблемы, подлежащие незамедлительному решению. К их числу относится несвоевременное финансирование, низкий уровень боевой и мобилизационной готовности, оперативной и боевой подготовки, неудовлетворительное состояние вооружения и военной техники, слабое состояние воинской дисциплины военнослужащих, большой отток молодых офицеров, в первую очередь из Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, а также нерешенность социально-бытовых вопросов. Материалы этих поездок были использованы при выработке решений Совета Безопасности о корректировке государственной политики Российской Федерации в области военного строительства. Совет Безопасности определил новый облик военной организации государства и каждой силовой структуры в частности. При этом определении механизм выхода на меньшую численность при обеспечении роста ключевых показателей, определяющих качественные характеристики силового компонента военной организации.
Но даже сейчас, пока эти масштабные задачи еще не решены, я бы не советовал никому пробовать паши границы на прочность. Наши Вооруженные Силы обладают достаточным арсеналом для того, чтобы обеспечить надежную безопасность России. Как любое государство, в случае если оно подвергается вооруженной агрессии, Россия, в соответствии с международными нормами, вправе использовать все имеющиеся в ее распоряжении силы, средства и ресурсы. При этом Россия, как это зафиксировано в ее Военной доктрине, оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской федерации ситуациях.
Это положение Военной доктрины, с одной стороны, является недвусмысленным предупреждением, адресованным потенциальным агрессорам, с другой стороны, оно означает: не будет агрессии - не будет и применения Россией ядерного оружия. При этом Россия отнюдь не отходит от ранее декларированных принципов ядерного сдерживания. Абсолютно несостоятельны упреки в снижении Россией “ядерною порога”, а тем более в наличии у нее намерений превентивною развязывания ядерной войны. Россия твердо привержена принципам поддержания международной стабильности и мира.
В завершение нашей беседы, с учетом того, что этот номер журнала увидит свет в канун 23 февраля, хочу поздравить всех его читателей, которые служат, служили или будут служить в Вооруженных Силах, с Днем защитника Отечества и пожелать им крепкого здоровья и больших успехов во всей палитре человеческой деятельности.
Андрей Колесников,
Евгений Харитонский
НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 2 (5) 2001