Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Военная политика

АРМИИ НЕ ЖИТЬ БЕЗ КУЛЬТУРЫ

   История убедительно свидетельствует, что армия любого государства не может жить и достойно выполнять возложенные на нее задачи без концентрации в себе высокой культуры. Степень знаний о войне, исторически определенная в конкретном обществе, а также способность военнослужащих применить достижения культуры для выполнения задач армии с наибольшей эффективностью представляют собой военную культуру, которая развивалась наряду с общей культурой, пережив свои периоды подъема и упадка. Она обогащалась по мере вовлечения в сферу военной деятельности все более широких масс людей и разнообразных явлений общественной жизни. Поэтому военную культуру следует оценивать с точки зрения социальных условий, ее породивших и сопровождавших. Военная культура всегда находилась в сложных и неоднозначных отношениях с тенденциями прогресса и регресса. Так обстоит дело и сейчас. Однако лучше рассматривать все это, разделив содержание военной культуры на составляющие ее компоненты.
   Основные из них — военно-политическая направленность деятельности армии; управленческо-исполнительские качества (дисциплина, ответственность, командирское творчество); военно-техническая и штабная подготовка; этические отношения, в частности, долг и честь военнослужащего; взаимоотношения военнослужащих. Все перечисленные факторы представляют основу военной культуры и определяют ее своеобразие.

Политическая культура

   Военно-политическая направленность деятельности армии является «краеугольным камнем» всей военной культуры. Ведь политика вообще — основа войны, ее причин, содержания, роли. И в то же время — «переходный мостик» от целого к части, связующее звено деятельности вооруженных сил и политической культуры. К военно-политическому элементу прежде всего относится верность определенным идеалам и конкретным целям, за которые готовы сражаться солдаты и офицеры. В истории человечества эти идеалы концентрировались в национальном патриотическом сознании, приверженности к идеалам определенного класса, принадлежности к религиозной вере.
   Известно, что идейно-политической основой духа многих армий на протяжении веков являлась и является вера. Именно общность православной христианской веры сыграла ведущую роль в осуществлении Русской армией освободительных миссий. Например, избавление болгарского, сербского и других балканских народов от турецкого ига. Еще пример. Высоким авторитетом в Польше пользуется католическая церковь, кстати, наряду с армией (во время гитлеровской оккупации церковь была одним из оплотов Сопротивления). И ни один ксендз, как пишут польские авторы, не сотрудничал с врагами. Также и в нашей стране. Православная церковь всегда поддерживала, объединяла, вдохновляла народ на борьбу во время нашествий на Россию.
   Следовательно, военно-политическая направленность армейской службы определена знанием и пониманием воинами национальной истории, верой в идеалы, которые защищают вооруженные силы, способностью осмыслить цели войны в процессе подготовки и проведения боевых действий.

Культура руководства и подчинения

   Вторым компонентом военной культуры являются управленческо-исполнительские качества, заключающиеся в единстве как высокого уровня выработки военных решений, так и точного, своевременного и безоговорочного их выполнения. Эти качества существуют только в единстве, ибо не может быть как «абсолютного командира», так и «абсолютного исполнителя». Если не юридически, то объективно даже «тотальный диктатор» подчинен своему народу хотя бы идейно. В то же время у любого исполнителя всегда присутствует элемент смекалки и творчества.
   Теоретически, долг, дисциплина и ответственность обязательны для всех уровней военных структур. Что же мы видим в жизни? Практически эти категории тесно зависят от ряда факторов. В армиях различных стран, регионов и эпох важным обстоятельством являются национальная психология и традиции, которые отражаются на процессе обучения и подготовки армии.
   Вспомним историю Российской и Красной армий. XVIII и XIX вв. знаменовались большими успехами русского оружия, появлением выдающихся полководцев и флотоводцев — Суворова, Румянцева, Кутузова, Ушакова, Нахимова, блестящих военных теоретиков и организаторов — Драгомирова, Милютина и других. Даже упадок Русской армии, связанный с общим социально-экономическим и политическим кризисом самодержавия конца XIX—начала XX в. не прервал генерации талантливых офицеров, генералов, полководцев. К сожалению, пока неостаточно изучены процессы в российском офицерском корпусе в период Октябрьской социалистической революции и гражданской войны. Тем не менее очевидно, что большая его часть пошла за советской властью. Так, к 15 ноября 1918 г. в Красной армии служили уже 20 488 генералов и офицеров старой армии — 75% всего командного состава. В дальнейшем этот процент снизился за счет подготовки и выдвижения командиров из рабочих и крестьян, но по-прежнему оставался высоким, особенно в штабах.
   Следует признать, что Октябрьская революция породила образцы новой военной культуры в сфере полководческого искусства. Троцкистские и сталинские репрессии унесли почти всех командиров, воспитанных царской армией, которые выступали хранителями преемственности военной культуры. Их места занимали новые люди. В ходе Великой Отечественной войны из подготовленной революцией основы поднялся новый строй способных офицеров, генералов, маршалов, чье командно-исполнительское искусство, как более творческое, победило признанную во всем мире немецкую исполнительность.

Дисциплинарная культура

   Теперь коснемся очень чувствительного для армии и общества в целом вопроса дисциплины. Речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов и распоряжений, точном и своевременном прибытии на работу, службу, но в самом широком понимании — о дисциплине общественной, о верности данному слову. Трудно не согласиться с мнением генерала Драгомирова: «Дисциплина нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим неизвестно, что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».
   Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего основу порядка — дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения законам. Революционный энтузиазм 20—30 годов, периода войны и хрущевской «оттепели» отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но полностью его не снял. В целом словно между молотом и наковальней вырабатывалась в те годы воинская дисциплина. С одной стороны недоверие к кадрам, боязнь столкнуться с «врагами народа», а с другой — обыкновенная распущенность, нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной вольницы».
   Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50—60 года. Великая Отечественная научила ценить порядок. Гордость страны, выигравшей войну, достоинство воина-победителя, помноженные на очистительные процессы в обществе, придали новый облик воинской дисциплине. Ее не просто терпели, а почитали и уважали. Увлекались учениями, любили парады, ценили воинские ритуалы, гордились военной формой.
   Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились «дедовщина», «землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом и сейчас причина которых — именно в слабости общественной дисциплины. Рост организованной и уличной преступности, рецидивы гражданской войны, погромы, демонстративное невыполнение законов и многие другие проблемы невозможно решить без укрепления порядка в обществе. Вряд ли в нынешнем идейном хаосе и политической толкотне стихийно вырастет дисциплинарная культура. Для ее формирования нужна энергичная и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций.
   В настоящее время в Российской армии осуществляется военная реформа, одна из задач которой — социальная защита военнослужащих, обеспечение их законных прав. Но говоря об этом, мы часто обсуждаем мнимую противоположность обязанностей и возможностей. Забываем, что дисциплина и права диалектически связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать обеспечения всем законно необходимым — это право военнослужащего. Но вместе с тем обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым для службы. Именно такова всеохватывающая дисциплина и организованность.

Штабная и техническая культура

   На протяжении веков совершенствовались оружие и боевая техника. Соответственно менялись тактика и стратегия. Подготовка солдат в петровскую эпоху непосредственно зависела от практических задач армии в боевом противостоянии. Военные науки в России того времени делали свои первые шаги. Поэтому обращение видных деятелей от Петра I до Кутузова были, как правилло, прикладного характера. После Отечественной войны 1812 г. повысились требования к собственно военным знаниям, появилась развернутая система военного обучения. Образованность стала важным, нужным качеством офицера и полководца, а затем и солдата.
   С появлением массовых армий, ростом в пространстве и времени масштабов военных операций и кампаний выделилась военно-штабная культура. В результате изменения характера военных действий, повышения требований к взаимодействию родов войск и обеспечению их действий стали складываться своего рода «мозговые центры» в частях, соединениях и во всей армии в целом — штабы. Работа в них, а следовательно, и военно-штабная культура становится особым качеством военнослужащего. Она представляет собой умение добывать информацию и анализировать совокупность данных, необходимых для принятия решений и составления особых документов, — карт, схем, приказов и др. — и доводить их до войск для четкой подготовки и успеха боя и операции. Военно-штабная культура — обязательный элемент деятельности не только офицера штаба, но и каждого военнослужащего. Как показывает опыт, нет жесткого разделения между тем и другим — очень полезной является ротация командных и штабных кадров. Кроме того, любой офицер обязательно контактирует со штабом, представляя туда донесения и другие документы. А получая распоряжения оттуда, должен их правильно уяснить и точно выполнять.
   Способность применить в военном деле достижения науки и техники, уровень общего и специального образования военнослужащих представляют военно-техническую культуру, которая имеет как бы два «среза». Высший — деятельность человека по созданию и производству новой техники или управление ею на самом высоком уровне военного искусства. И низший — обучение людей грамотному ее содержанию и использованию на уровне ноу-хау. Эти два аспекта в разные периоды и в разных странах имели различную жесткость связи.
   На первый взгляд кажется, что Россия всегда отставала от передовых стран Запада в сфере технической культуры и, в частности, военно-технической. Однако на самом деле вопрос гораздо сложнее.
   Отличительной особенностью развития русского общества являлся все нарастающий разрыв между высшим слоем культуры и ее освоением массами. Коренным образом изменился характер этого процесса после Октябрьской революции. Энтузиазм социалистического строительства 20—30 гг. вывел нас на передовые позиции как по возможностям создания техники, в том числе и военной, так и по освоению ее. Даже после разрушительной Великой Отечественной войны мы сохранили высокий технический и научный потенциал. Ликвидация ядерной монополии США, запуск первого спутника Земли и космонавта, выход в космос, достижение ядерного паритета — все это наши научно-технические победы.
   Сегодня же состояние военно-технической культуры нельзя считать благополучным. Поломки, аварии, катастрофы — результат и халатности, и низкой военно-технической культуры многих людей — от «стрелочника» до видного руководителя. С одной стороны, взлет технической мысли, подтверждающий, что при желании можем делать не хуже, а лучше других. С другой — вопиющая безответственность, например, в создании и использовании средств спасения экипажей подлодок и самолетов в случае аварий. Бурное непрерывное обновление и внедрение новой техники в современных армиях разных государств создает подобные диссонансы довольно часто и в какой-то степени глобально. И все же только высокая военно-техническая культура способна остановить «злой рок». Забывать об этом не следует.

Этика взаимоотношений

   Этическая сторона военной культуры еще более органично вплетена в духовный облик общества и вместе с тем имеет специфический характер. Дело в том, что нравственное сознание воинов, в отличие от рассмотренных выше компонентов, связано с общественной моралью наиболее крепко и стихийно. Оно фактически неподконтрольно всей системе военной подготовки и воспитания. В духовном отношении армия — «срез» общества, глубинный образ которого не в состоянии изменить командиры и начальники.
   «Откуда же взяться любви, уважению к армии, когда познание ее отсутствует? Мало знаний — неоткуда появиться и уважению к армии; нет уважения — нет и не может быть и любви к ней... Громадное количество наших будущих граждан в этом отношении воспитывается в полном невежестве. Наша интеллигенция так много требует от армии, а что она дает взамен! Пренебрежение, равнодушие и, будем правдивы,.. порой — даже неприязнь. Пока в сознании каждого, стоящего наверху и внизу... не будет ясного, точного, любовного отношения к своему русскому штыку, до тех пор вопрос о предварительной подготовке молодежи к военной службе будет висеть в воздухе. И так дальше продолжаться не может, если мы хотим действительной, а не призрачной мощи нашей Родины», — так говорил в 1914 г. Галкин Михаил Сергеевич, полковник Генштаба, участник русско-японской войны. Его слова не утратили значимости и в наши дни.
   Интересен краткий взгляд на эволюцию зависимости нравственных качества армии от способов ее комплектования и устройства общества.
   История свидетельствует о пестрой картине моральных качеств воина и войска в целом. Однако в этой пестроте прослеживается четко выраженная тенденция — чем прогрессивнее, ближе к интересам народа государство, тем более чистой и крепкой в духовном отношении является военная организация общества и армия.
   Общей чертой различных по структуре и формам комплектования вооруженных сил всегда была их прочная связь со всем народом. Или же с определенной, наиболее здоровой и сильной частью его. Как, например, армии свободных рабовладельцев или рекрутируемые из народных масс вооруженные силы феодальных государств. Именно в таких воинских соединениях зародилось чувство патриотизма. Своеобразной вершиной взлета вооруженных сил подобного склада были массовые армии периода ранних буржуазных революций, особенно Великой французской.
   Не следует стесняться богатого опыта, накопленного в годы существования Советского Союза. Победа над гитлеровской Германией, освобождение стран Европы от фашизма были бы невозможны без высочайшей самоотверженности и патриотизма нашего народа и военнослужащих в том числе. В послевоенные годы Вооруженные Силы СССР представляли собой высший тип народной, передовой по составу и духу, армии. Высокие моральные качества личного состава являлись следствием глубоких народных корней, совпадением народных интересов с общечеловеческими.
   Из поколения в поколение в русской армии передавались понятия о долге и чести во славу Отчизны. Фундаментальные труды лучших представителей офицерского корпуса обобщали поиски эффективного повышения боеспособности армии. Создавалась богатая традициями система воспитания воинов, положения которой не потеряли актуальности до сих пор. И нам необходимо использовать исторический опыт, привлекать в сферу военного дела достижения из других областей культуры. И сочетать с высоким уровнем военных знаний, штабной подготовки, боевой выучки. Все это логически приведет к научной организации деятельности армии в ходе отражения агрессии. Основной показатель военной культуры — защита Отечества ценою наименьших потерь, затрат сил, средств и времени. По этому критерию и следует судить о культурном состоянии армии и народа в целом.
   Поставить на службу проводимой сегодня военной реформе все достижения культуры, в том числе и военной, значит, во многом предопределить ее успех.

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки