История убедительно свидетельствует, что армия любого государства не может жить и достойно выполнять возложенные на нее задачи без концентрации в себе высокой культуры. Степень знаний о войне, исторически определенная в конкретном обществе, а также способность военнослужащих применить достижения культуры для выполнения задач армии с наибольшей эффективностью представляют собой военную культуру, которая развивалась наряду с общей культурой, пережив свои периоды подъема и упадка. Она обогащалась по мере вовлечения в сферу военной деятельности все более широких масс людей и разнообразных явлений общественной жизни. Поэтому военную культуру следует оценивать с точки зрения социальных условий, ее породивших и сопровождавших. Военная культура всегда находилась в сложных и неоднозначных отношениях с тенденциями прогресса и регресса. Так обстоит дело и сейчас. Однако лучше рассматривать все это, разделив содержание военной культуры на составляющие ее компоненты.
 Основные из них — военно-политическая направленность деятельности армии; управленческо-исполнительские качества (дисциплина, ответственность, командирское творчество); военно-техническая и штабная подготовка; этические отношения, в частности, долг и честь военнослужащего; взаимоотношения военнослужащих. Все перечисленные факторы представляют основу военной культуры и определяют ее своеобразие.
Политическая культура
 Военно-политическая направленность деятельности армии является «краеугольным камнем» всей военной культуры. Ведь политика вообще — основа войны, ее причин, содержания, роли. И в то же время — «переходный мостик» от целого к части, связующее звено деятельности вооруженных сил и политической культуры. К военно-политическому элементу прежде всего относится верность определенным идеалам и конкретным целям, за которые готовы сражаться солдаты и офицеры. В истории человечества эти идеалы концентрировались в национальном патриотическом сознании, приверженности к идеалам определенного класса, принадлежности к религиозной вере.
 Известно, что идейно-политической основой духа многих армий на протяжении веков являлась и является вера. Именно общность православной христианской веры сыграла ведущую роль в осуществлении Русской армией освободительных миссий. Например, избавление болгарского, сербского и других балканских народов от турецкого ига. Еще пример. Высоким авторитетом в Польше пользуется католическая церковь, кстати, наряду с армией (во время гитлеровской оккупации церковь была одним из оплотов Сопротивления). И ни один ксендз, как пишут польские авторы, не сотрудничал с врагами. Также и в нашей стране. Православная церковь всегда поддерживала, объединяла, вдохновляла народ на борьбу во время нашествий на Россию.
 Следовательно, военно-политическая направленность армейской службы определена знанием и пониманием воинами национальной истории, верой в идеалы, которые защищают вооруженные силы, способностью осмыслить цели войны в процессе подготовки и проведения боевых действий.
Культура руководства и подчинения
 Вторым компонентом военной культуры являются управленческо-исполнительские качества, заключающиеся в единстве как высокого уровня выработки военных решений, так и точного, своевременного и безоговорочного их выполнения. Эти качества существуют только в единстве, ибо не может быть как «абсолютного командира», так и «абсолютного исполнителя». Если не юридически, то объективно даже «тотальный диктатор» подчинен своему народу хотя бы идейно. В то же время у любого исполнителя всегда присутствует элемент смекалки и творчества.
 Теоретически, долг, дисциплина и ответственность обязательны для всех уровней военных структур. Что же мы видим в жизни? Практически эти категории тесно зависят от ряда факторов. В армиях различных стран, регионов и эпох важным обстоятельством являются национальная психология и традиции, которые отражаются на процессе обучения и подготовки армии.
 Вспомним историю Российской и Красной армий. XVIII и XIX вв. знаменовались большими успехами русского оружия, появлением выдающихся полководцев и флотоводцев — Суворова, Румянцева, Кутузова, Ушакова, Нахимова, блестящих военных теоретиков и организаторов — Драгомирова, Милютина и других. Даже упадок Русской армии, связанный с общим социально-экономическим и политическим кризисом самодержавия конца XIX—начала XX в. не прервал генерации талантливых офицеров, генералов, полководцев. К сожалению, пока неостаточно изучены процессы в российском офицерском корпусе в период Октябрьской социалистической революции и гражданской войны. Тем не менее очевидно, что большая его часть пошла за советской властью. Так, к 15 ноября 1918 г. в Красной армии служили уже 20 488 генералов и офицеров старой армии — 75% всего командного состава. В дальнейшем этот процент снизился за счет подготовки и выдвижения командиров из рабочих и крестьян, но по-прежнему оставался высоким, особенно в штабах.
 Следует признать, что Октябрьская революция породила образцы новой военной культуры в сфере полководческого искусства. Троцкистские и сталинские репрессии унесли почти всех командиров, воспитанных царской армией, которые выступали хранителями преемственности военной культуры. Их места занимали новые люди. В ходе Великой Отечественной войны из подготовленной революцией основы поднялся новый строй способных офицеров, генералов, маршалов, чье командно-исполнительское искусство, как более творческое, победило признанную во всем мире немецкую исполнительность.
Дисциплинарная культура
 Теперь коснемся очень чувствительного для армии и общества в целом вопроса дисциплины. Речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов и распоряжений, точном и своевременном прибытии на работу, службу, но в самом широком понимании — о дисциплине общественной, о верности данному слову. Трудно не согласиться с мнением генерала Драгомирова: «Дисциплина нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим неизвестно, что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».
 Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего основу порядка — дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения законам. Революционный энтузиазм 20—30 годов, периода войны и хрущевской «оттепели» отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но полностью его не снял. В целом словно между молотом и наковальней вырабатывалась в те годы воинская дисциплина. С одной стороны недоверие к кадрам, боязнь столкнуться с «врагами народа», а с другой — обыкновенная распущенность, нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной вольницы».
 Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50—60 года. Великая Отечественная научила ценить порядок. Гордость страны, выигравшей войну, достоинство воина-победителя, помноженные на очистительные процессы в обществе, придали новый облик воинской дисциплине. Ее не просто терпели, а почитали и уважали. Увлекались учениями, любили парады, ценили воинские ритуалы, гордились военной формой.
 Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились «дедовщина», «землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом и сейчас причина которых — именно в слабости общественной дисциплины. Рост организованной и уличной преступности, рецидивы гражданской войны, погромы, демонстративное невыполнение законов и многие другие проблемы невозможно решить без укрепления порядка в обществе. Вряд ли в нынешнем идейном хаосе и политической толкотне стихийно вырастет дисциплинарная культура. Для ее формирования нужна энергичная и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций.
 В настоящее время в Российской армии осуществляется военная реформа, одна из задач которой — социальная защита военнослужащих, обеспечение их законных прав. Но говоря об этом, мы часто обсуждаем мнимую противоположность обязанностей и возможностей. Забываем, что дисциплина и права диалектически связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать обеспечения всем законно необходимым — это право военнослужащего. Но вместе с тем обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым для службы. Именно такова всеохватывающая дисциплина и организованность.
Штабная и техническая культура
 На протяжении веков совершенствовались оружие и боевая техника. Соответственно менялись тактика и стратегия. Подготовка солдат в петровскую эпоху непосредственно зависела от практических задач армии в боевом противостоянии. Военные науки в России того времени делали свои первые шаги. Поэтому обращение видных деятелей от Петра I до Кутузова были, как правилло, прикладного характера. После Отечественной войны 1812 г. повысились требования к собственно военным знаниям, появилась развернутая система военного обучения. Образованность стала важным, нужным качеством офицера и полководца, а затем и солдата.
 С появлением массовых армий, ростом в пространстве и времени масштабов военных операций и кампаний выделилась военно-штабная культура. В результате изменения характера военных действий, повышения требований к взаимодействию родов войск и обеспечению их действий стали складываться своего рода «мозговые центры» в частях, соединениях и во всей армии в целом — штабы. Работа в них, а следовательно, и военно-штабная культура становится особым качеством военнослужащего. Она представляет собой умение добывать информацию и анализировать совокупность данных, необходимых для принятия решений и составления особых документов, — карт, схем, приказов и др. — и доводить их до войск для четкой подготовки и успеха боя и операции. Военно-штабная культура — обязательный элемент деятельности не только офицера штаба, но и каждого военнослужащего. Как показывает опыт, нет жесткого разделения между тем и другим — очень полезной является ротация командных и штабных кадров. Кроме того, любой офицер обязательно контактирует со штабом, представляя туда донесения и другие документы. А получая распоряжения оттуда, должен их правильно уяснить и точно выполнять.
 Способность применить в военном деле достижения науки и техники, уровень общего и специального образования военнослужащих представляют военно-техническую культуру, которая имеет как бы два «среза». Высший — деятельность человека по созданию и производству новой техники или управление ею на самом высоком уровне военного искусства. И низший — обучение людей грамотному ее содержанию и использованию на уровне ноу-хау. Эти два аспекта в разные периоды и в разных странах имели различную жесткость связи.
 На первый взгляд кажется, что Россия всегда отставала от передовых стран Запада в сфере технической культуры и, в частности, военно-технической. Однако на самом деле вопрос гораздо сложнее.  Отличительной особенностью развития русского общества являлся все нарастающий разрыв между высшим слоем культуры и ее освоением массами. Коренным образом изменился характер этого процесса после Октябрьской революции. Энтузиазм социалистического строительства 20—30 гг. вывел нас на передовые позиции как по возможностям создания техники, в том числе и военной, так и по освоению ее. Даже после разрушительной Великой Отечественной войны мы сохранили высокий технический и научный потенциал. Ликвидация ядерной монополии США, запуск первого спутника Земли и космонавта, выход в космос, достижение ядерного паритета — все это наши научно-технические победы.
 Сегодня же состояние военно-технической культуры нельзя считать благополучным. Поломки, аварии, катастрофы — результат и халатности, и низкой военно-технической культуры многих людей — от «стрелочника» до видного руководителя. С одной стороны, взлет технической мысли, подтверждающий, что при желании можем делать не хуже, а лучше других. С другой — вопиющая безответственность, например, в создании и использовании средств спасения экипажей подлодок и самолетов в случае аварий. Бурное непрерывное обновление и внедрение новой техники в современных армиях разных государств создает подобные диссонансы довольно часто и в какой-то степени глобально. И все же только высокая военно-техническая культура способна остановить «злой рок». Забывать об этом не следует.
Этика взаимоотношений
 Этическая сторона военной культуры еще более органично вплетена в духовный облик общества и вместе с тем имеет специфический характер. Дело в том, что нравственное сознание воинов, в отличие от рассмотренных выше компонентов, связано с общественной моралью наиболее крепко и стихийно. Оно фактически неподконтрольно всей системе военной подготовки и воспитания. В духовном отношении армия — «срез» общества, глубинный образ которого не в состоянии изменить командиры и начальники.
 «Откуда же взяться любви, уважению к армии, когда познание ее отсутствует? Мало знаний — неоткуда появиться и уважению к армии; нет уважения — нет и не может быть и любви к ней... Громадное количество наших будущих граждан в этом отношении воспитывается в полном невежестве. Наша интеллигенция так много требует от армии, а что она дает взамен! Пренебрежение, равнодушие и, будем правдивы,.. порой — даже неприязнь. Пока в сознании каждого, стоящего наверху и внизу... не будет ясного, точного, любовного отношения к своему русскому штыку, до тех пор вопрос о предварительной подготовке молодежи к военной службе будет висеть в воздухе. И так дальше продолжаться не может, если мы хотим действительной, а не призрачной мощи нашей Родины», — так говорил в 1914 г. Галкин Михаил Сергеевич, полковник Генштаба, участник русско-японской войны. Его слова не утратили значимости и в наши дни.
 Интересен краткий взгляд на эволюцию зависимости нравственных качества армии от способов ее комплектования и устройства общества.
 История свидетельствует о пестрой картине моральных качеств воина и войска в целом. Однако в этой пестроте прослеживается четко выраженная тенденция — чем прогрессивнее, ближе к интересам народа государство, тем более чистой и крепкой в духовном отношении является военная организация общества и армия.
 Общей чертой различных по структуре и формам комплектования вооруженных сил всегда была их прочная связь со всем народом. Или же с определенной, наиболее здоровой и сильной частью его. Как, например, армии свободных рабовладельцев или рекрутируемые из народных масс вооруженные силы феодальных государств. Именно в таких воинских соединениях зародилось чувство патриотизма. Своеобразной вершиной взлета вооруженных сил подобного склада были массовые армии периода ранних буржуазных революций, особенно Великой французской.
 Не следует стесняться богатого опыта, накопленного в годы существования Советского Союза. Победа над гитлеровской Германией, освобождение стран Европы от фашизма были бы невозможны без высочайшей самоотверженности и патриотизма нашего народа и военнослужащих в том числе. В послевоенные годы Вооруженные Силы СССР представляли собой высший тип народной, передовой по составу и духу, армии. Высокие моральные качества личного состава являлись следствием глубоких народных корней, совпадением народных интересов с общечеловеческими.
 Из поколения в поколение в русской армии передавались понятия о долге и чести во славу Отчизны. Фундаментальные труды лучших представителей офицерского корпуса обобщали поиски эффективного повышения боеспособности армии. Создавалась богатая традициями система воспитания воинов, положения которой не потеряли актуальности до сих пор. И нам необходимо использовать исторический опыт, привлекать в сферу военного дела достижения из других областей культуры. И сочетать с высоким уровнем военных знаний, штабной подготовки, боевой выучки. Все это логически приведет к научной организации деятельности армии в ходе отражения агрессии. Основной показатель военной культуры — защита Отечества ценою наименьших потерь, затрат сил, средств и времени. По этому критерию и следует судить о культурном состоянии армии и народа в целом.
 Поставить на службу проводимой сегодня военной реформе все достижения культуры, в том числе и военной, значит, во многом предопределить ее успех.
|
|