Общепризнанно - Вооруженные Силы являются гарантом стабильности государства. Основу Вооруженных Сил составляет личный состав. История свидетельствует, что как ход и исход войны, так и безопасность государства в мирное время, существенно зависят от такого компонента военной мощи, как людские ресурсы. Они - важнейшая составляющая мобилизационных возможностей государства, его побед и поражений во время войны.
Качество личного состава определяется его профессиональной подготовкой, морально-психологическим состоянием и степенью патриотического воспитания. Фрагмент Вооруженных Сил - личный состав - в свою очередь является элементом сложной общественной системы: допризывник - военнослужащий - ветеран воинской службы (в запасе или в отставке). Все эти три элемента положительно или отрицательно влияют друг на друга и в итоге определяют качество личного состава Вооруженных Сил, их эффективность в обеспечении обороноспособности государства.
Известно и то, что военная служба имеет свою специфику: ограничиваются права и свободы человека; военнослужащий находится полностью во власти приказа, а его здоровье и сама жизнь принадлежат Родине. Отсюда вытекает обязанность государства уделять особое внимание достойному положению военнослужащего в обществе. Так ли это происходит в нашей стране?
Системный кризис, охвативший Российскую Федерацию, больно ударил и по Вооруженным Силам. Мало того, что резко снизилась поставка в Вооруженные Силы новых образцов вооружений, которые, по мнению наших реформаторов, должны были повысить эффективность обороноспособности страны. По экономическим соображениям произошло значительное сокращение личного состава, в том числе и офицерского. Несмотря на это, жизнь военнослужащих не стала более достойной. Особенно это касается среднего и младшего офицерского состава, в первую очередь - проходящего службу на периферии.
В свободное от службы время, а большей частью это происходит поздним вечером или ночью, офицерам приходится искать дополнительный заработок путем извоза на личных автомашинах, заниматься ремонтом и строительством частных гаражей и дач, а подчас поступать в охрану к частному предпринимателю. Естественно, что такая нагрузка не может не сказаться на качестве службы.
Все чаще военнослужащие уличаются в криминале - торговле оружием, злоупотреблении своим служебным положением - использованием солдат в личных целях.
Военный человек в любой стране является ее хранителем и считается государственным человеком. Но разве можно сравнить материальное обеспечение военнослужащих (офицеров) с обеспечением российских государственных чиновников.
Положение офицерского состава усугубляется еще и тем, что не всегда он имеет возможность рассчитывать на государственную квартиру даже в отдаленных районах. Кстати, в этих райноах подчас нет возможности для трудоустройства членов семьи военнослужащего, а тогда нельзя рассчитывать и на учебу детей.
В такой обстановке начинает особо отрицательно работать отмеченная выше система: допризывник - военнослужащий - военный пенсионер. Низкое денежное довольствие военнослужащего неминуемо обрекает на низкую пенсию военных людей в запасе или отставке. Не имеющие гражданской специальности, а тем более обремененные возрастным цензом, пенсионеры вынуждены жить за чертой бедности, вспоминая самым недобрым словом тот день, когда они решили посвятить свою жизнь профессии - защищать Родину. Естественно, что от этого элемента "социальной системы" будут поступать в нее только отрицательные сигналы. Следовательно, молодежь будет воспринимать необходимость службы в Вооруженных Силах не как долг Отечеству, причем почетный долг, а как "воинскую повинность". Естественно, это внесет отрицательный сигнал в армейскую среду и дополнит собой материальную неустроенность жизни военнослужащего.
Давайте сравним денежное довольствие военнослужащих в США и Российской Федерации.
Ситуация в этой области выглядит следующим образом (в долл. США на 1 января 1999 г.):
Воинское звание
|
Россия
|
США
|
Генерал-полковник
|
314
|
8151
|
Генерал-лейтенант
|
282
|
6712
|
Генерал-майор
|
253
|
6359
|
Полковник
|
108,3
|
5000
|
Подполковник
|
95,8
|
4000
|
Майор
|
85,7
|
3500
|
Капитан
|
83,3
|
2500
|
Старший лейтенант (1-й лейтенант)
|
75
|
1800
|
Лейтенант (2-й лейтенант)
|
68,8
|
1600
|
Прапорщик
|
58,3
|
-
|
Капрал
|
-
|
1500
|
Сержант (контрактная служба)
|
10
|
1000
|
Рядовой (контрактная служба)
|
8,75
|
800
|
*Источник: "Комсомольская правда", 21 июня 1999 г.
Из таблицы наглядно видно, что денежное довольствие российских офицеров и солдат явно не отвечает уровню и направленности ратного труда, не позволяет содержать семью.
Вывод один - государство должно вернуть военнослужащим накопленные долги и компенсировать моральный ущерб, обеспечить все условия для выполнения ими своих обязанностей.
На сегодняшний день вопросы социальной защиты военнослужащих по-прежнему остаются самыми животрепещущими. Это в значительной степени связано с последними решениями Государственной Думы Российской Федерации и Правительства, которые меняют некоторые базовые подходы к порядку оплаты воинского труда. Речь идет о введении подоходного налога, изменении порядка определения окладов военнослужащих, начиная с первичной должности контрактника.
Особую озабоченность вызывают отсутствие должного внимания со стороны государства к социальной защите военнослужащих и увольняемых из Вооруженных Сил офицеров по выслуге лет, а также поддержание на должном уровне профессионального и морально-психологического состояния военнослужащих. Это прежде всего касается обеспечения жильем всех категорий военнослужащих, увольняемых из армии, низкого уровня денежного довольствия, свертывания боевой подготовки. Денежное довольствие семьи среднего офицерского состава составляет в настоящее время 60% прожиточного минимума.
В ходе военной реформы необходимо уделять больше внимания человеческому фактору. На торжественной встрече с высшими офицерами Президент РФ Владимир Путин заявил: "Фактор военной силы является важнейшим для сохранения стабильности в стране, обеспечения ее целостности и суверенитета". Президент поставил перед Вооруженными Силами три задачи:
- обеспечение глобальной безопасности нашей страны;
- предотвращение локальных конфликтов;
- участие в миротворческих операциях.
Для решения этих задач, как следует из выступления В.Путина, Вооруженные Силы будут обеспечены всем необходимым, в том числе не останется без внимания социальное положение военнослужащих и их семей.
Ярким свидетельством необходимости улучшения материального состояния семей военнослужащих является приведенная в газете "Красная звезда" от 27 июля 2000 г. структура денежных расходов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ:
Значения даны в процентах (%)
покупка продуктов питания
|
45
|
покупка непродовольственных товаров
|
13
|
коммунальные платежи
|
9
|
поднаем жилья
|
11
|
транспортные расходы
|
5
|
образование, переподготовка
|
4
|
отдых, культурные потребности
|
6
|
оплата социально-бытовых услуг
|
3
|
денежные накопления
|
3
|
прочие расходы
|
1
|
Таблица свидетельствует, что почти половина семейного бюджета уходит на питание. Нехватка денег особо ощутима, когда военнослужащий вынужден снимать жилье. Бывает еще хуже, когда такое положение "по наследству" переходит к военному пенсионеру, и когда сложившуюся ситуацию испытывает на себе его семья, особенно дети. Получается так, что уже с раннего возраста у мальчишек вырабатывается отрицательное отношение к военной службе из-за отсутствия обеспеченной перспективы.
Подводя итоги сказанному выше, следует отметить необходимость положительного воздействия на все составляющие системы допризывник - военнослужащий - военный пенсионер. Действуя по всем трем направлениям, на наш взгляд, следует:
- активизировать воспитательно-патриотическую работу с молодежью и начальную военную подготовку с допризывниками;
- привести денежное содержание военнослужащих в соответствие с оплатой труда федеральных государственных служащих;
- привести в соответствие с новым денежным довольствием военнослужащих пенсионное обеспечение военнослужащих запаса и в отставке.
Остается выразить надежду, что Федеральное Собрание РФ и Правительство страны не оставит в стадии декларации заботу о "человеке с ружьем", а приведет в практическую плоскость повышение престижа военной службы и обеспечение обороноспособност Российской Федерации.
"Духовное наследие" 01.08.2000
|