Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Военная политика

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХI ВЕКА

Военная политика, как известно, является составной частью политики государства, партий и других социально-политических институтов и непосредственно связана с созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия для достижения политических целей. Ее основу составляют:

  • проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации государства;
  • подготовка экономики, населения и территории страны в военном отношении;
  • оценка военных угроз;
  • определение направлений развития военной инфраструктуры вооружения и военной техники;
  • обоснование задач подготовки и применения Вооруженных сил в войне.

Сегодня военная политика России определяется в первую очередь тем, что для преодоления переживаемого системного кризиса, подъема экономики, решения острых социально-политических и духовно-нравственных проблем общества страна как никогда нуждается в длительном мирном периоде с минимальным отвлечением ресурсов в военную сферу. Однако события в мире постоянно подтверждают, что военная сила, вопреки утверждениям о падении ее роли, остается важным инструментом международной политики. Поэтому, отдавая приоритет политико-дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам реализации внешней политики государства, Россия должна опираться и на необходимую военную силу.

К сожалению, не утихают и внутренние конфликты. Борьба с терроризмом и организованной преступностью ведется с переменным успехом. Требуют постоянного внимания проблемы охраны государственной границы, особенно на южных и восточных рубежах. Не отвечает сегодняшним требованиям состояние гражданской обороны.

Поэтому сегодня, особенно в свете событий на Северном Кавказе, на Балканах и в Центральной Азии, России нужна эффективная, твердая и реалистичная военная политика. Эта политика должна опираться на прочную правовую базу, основу которой составляют Конституция РФ, федеральные законы, международные обязательства России в военной области и другие, разрабатываемые на этой основе нормативные правовые акты.

Нормативная правовая база в области обороны нуждается в постоянном развитии не только для "закрытия" соответствующими нормативными актами тех вопросов, которые еще не охвачены правовым регулированием, но и для уточнения и совершенствования уже действующих нормативных правовых актов. К числу таких документов относятся Основы государственной политики (концепция) в области военного строительства на период до 2005 года, которые определяют государственную военную политику в области строительства и реформирования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также оборонного промышленного комплекса. Именно этим документом определялись мероприятия последних лет по реформированию военной организации РФ.
В Вооруженных Силах РФ проведены сокращение численности личного состава с 1,5 млн. чел. до 1,2 млн. чел., а также структурные преобразования, позволившие повысить эффективность применения сил и средств и сократить расходы на их развитие и содержание за счет ликвидации параллелизма в исследованиях и разработках, объединения органов управления, частей и учреждений обеспечения.

Так в 1997 году проведена интеграция РВСН, Военно-космических сил и войск РКО, входивших ранее в войска ПВО.

В 1998 году объединены:

  • два вида ВС - ВВС и Войска ПВО;
  • два военных округа - Сибирский и Забайкальский; ва военных округа - Сибирский и Забайкальский;
  • начато преобразование системы военного образования, в результате реализации которого будет почти вдвое (со 101 до 57) сокращено количество вузов Минобороны;
  • начали создаваться соединения и части постоянной готовности (в 1998 г. сформировано 7 таких соединений - З дивизии и 4 бригады), которые практически полностью укомплектованы личным составом, вооружением и техникой и готовы к немедленному применению (без дополнительного развертывания и слаживания подразделений и частей после приема ими приписного состава).

Кроме того, реализуется план придания военным округам статуса оперативно-стратегических командований.

Упорядочено управление Сухопутными войсками. В результате упразднения Главкомата Сухопутных войск преодолено имевшее место дублирование ряда функций по управлению объединениями Сухопутных войск со стороны Генерального штаба и Главкомата Сухопутных войск. Сейчас начальник Главного управления Сухопутных войск является заместителем начальника Генштаба. Он организует строительство и развитие войск, формирование и подготовку резервов, управление военными округами военного времени в едином алгоритме с реализацией Генштабом других функций по управлению Сухопутными войсками.

В военно-морском флоте вместо устаревшей громоздкой пятизвенной системы управления практически создана более эффективная -двух, -трехзвенная. Созданы уникальные объединения на Балтийском (Калининградская область) и Тихоокеанском (Камчатка, Чукотка) флотах, включающие морские силы, сухопутные и береговые войска, авиацию и ПВО.

В результате проведенных мероприятий повысилась укомплектованность войск солдатами и сержантами срочной службы, а также возросла (особенно в частях ВВС и ПВО) доля исправного вооружения и техники.

В текущем году планируется продолжить структурные преобразования в Вооруженных Силах. Планируется объединение Приволжского и Уральского военных округов.

Предпринимаются меры по повышению социальной защищенности военнослужащих. С 1.01.99 г. в 1,6 раза повышены должностные оклады, а с 1.07.99 вдвое увеличены оклады по воинскому званию.

Однако непрекращающийся экономический кризис и его очередное обострение летом 1998 года не позволили, несмотря на предпринимаемые усилия, реализовать в полном объеме намечавшиеся мероприятия военной реформы.

Самой острой проблемой остается скудное финансирование оборонной сферы. Расходы на оборону и обеспечение безопасности продолжают сокращаться. Так доля расходов на национальную оборону в федеральном бюджете сократились с 17,1% в 1997 г. до 1б,3% в 1999 г. Но и эти суммы выплачиваются не полностью. Если в 1996 г. статья "Национальная оборона" была исполнена на 78,4%, в 1997 г. - на 73,1%, то в 1998 г. всего на 69,4%. Не лучше обстоят дела и с финансированием по другим статьям, связанным с обеспечением обороны и безопасности государства.

Проводимые в последние годы оптимизация организационно-штатных структур и сокращение численности личного состава практически всех силовых ведомств не привели к ожидавшемуся улучшению финансово-экономического положения в оборонной сфере. На проведение этих мероприятий, которые сами по себе достаточно дорогостоящие, средства практически не выделялись, а общее финансирование уменьшается быстрее, чем потребности сокращаемых элементов военной организации.

Сегодня, как и два года назад катастрофически не хватает средств ни на содержание войск, ни на их полноценную боевую подготовку, ни на обеспечение современным вооружением и военной техникой.

Продолжаются задержки выплаты итак очень скромного денежного довольствия (даже после повышения денежного содержания в текущем году младший офицер получает 50-70 долларов в месяц, старший - 100-150 долларов).
Жилищная проблема не решается. Количество бесквартирных семей не сокращается уже несколько лет.

Даже ограниченное число соединений и частей постоянной готовности не обеспечено необходимыми для полноценной боевой подготовки ресурсами. Что же говорить обо всех Вооруженных Силах, других войсках?

На оплату Государственного оборонного заказа выделяются такие скудные средства, на которые невозможно ни проводить в разумные сроки НИОКР, ни организовать серийное производство нового вооружения. Оборонный промышленный комплекс медленно деградирует, ведь за счет экспорта вооружения и реализации конверсионных программ сбалансированный ОПК сохранить невозможно.

Многочисленные концепции и программы конверсии, реструктуризации оборонной промышленности проваливаются одна за другой. Практически непрекращающаяся в течение десятилетия реорганизация органов государственного управления оборонным промышленным комплексом, несомненно, способствует этому.

Такое положение не позволяет ни проводить полномасштабное реформирование военной организации государства, ни решать даже самые насущные проблемы ее выживания.

Более того, многие беды армии становятся привычными и уже не вызывают тревоги ни в обществе, ни, что особенно опасно, у высших должностных лиц, ответственных за военную безопасность государства.

Правда, в последние месяцы положение стало меняться. Правительство РФ, кажется, всерьез начинает заниматься военной политикой.

На пороге XXI века, в преддверии парламентских и президентских выборов, необходимо вновь определиться, какую военную организацию должна и сможет иметь Россия. Ответ на этот вопрос невозможен без современной военной доктрины.

В настоящее время подготовлен проект Военной доктрины РФ, которая развивает "Основные положения военной доктрины РФ" 1993 года и конкретизирует применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности. В проекте содержаться:

  • системная оценка состояния и прогноз развития современной военно-политической обстановки;
  • классификация существующих и потенциальных военных угроз; характер и содержание войн и вооруженных конфликтов;
  • принципы, задачи и основные направления обеспечения военной безопасности РФ.

В последние годы в международных отношениях складывается качественно новая ситуация. Надежды на формирование либерального миропорядка после завершения "холодной войны" не осуществились, продолжается распространение оружия массового поражения, ракетных технологий, силовые методы решения международных проблем не уходят в прошлое. В этих условиях для России, по крайней мере, на ближайшие десятилетия, не существует альтернативы политике ядерного сдерживания. Более того, и международному сообществу в качестве фактора стабильности нужна сильная Россия, имеющая независимые ядерные силы.

В основе современной концепции ядерного сдерживания лежит поддержание баланса ядерных вооружений по совокупности количественных (боевой состав, суммарное число боезарядов и т.д.) и качественных (боевые возможности в различных видах ударов) показателей. Такой баланс наглядно подчеркивает тот факт, что как в исходном состоянии, так и при оценке последствий применения ядерного оружия для каждой из сторон боевые потенциалы противостоящих группировок примерно одинаковы, т.е. отсутствует даже иллюзия превосходства одной стороны над другой.

Поддержание примерного количественного равенства с США в стратегических ядерных вооружениях и обеспечение способности к гарантированному нанесению заданного ущерба в любых условиях обстановки, это то, из чего следует исходить при планировании боевого состава СЯС и определении требований к перспективным образцам вооружения и военной техники. Однако количественного равенства недостаточно. Должен поддерживаться баланс боевых возможностей ядерных сил как в условиях Договора СНВ-2, так и при дальнейших сокращениях.

Характерная особенность современного этапа строительства ВС РФ состоит в том, что впервые за многие десятилетия оно будет осуществляться в условиях, когда потенциально опасные государства и их союзы получили решающее превосходство в силах общего назначения. Соотношение сил в Европе между НАТО и Россией по обычным вооружениям составляет три к одному, После расширения блока за счет государств "вышеградской группы" общая численность ОВС НАТО может увеличиться на ~20% и составить ~3 млн. чел. Количество основных типов техники (танков, боевых самолетов, вертолетов и кораблей) возрастет на ~10-25%. А реальное наращивание потенциала сил общего назначения ВС РФ как основы для изменения неблагоприятного для России соотношения сил возможно лишь после 2005-2010 гг.

Понятно, что стратегические ядерные силы не могут полностью заменить силы общего назначения и ни в коем случае не должны рассматриваться как панацея от всех угроз военной безопасности России, но они способны служить надежной гарантией сдерживания не только от крупномасштабной агрессии, но и от региональных угроз.

При этом в сложившихся условиях концепция ядерного сдерживания должна однозначно конкретизировать роль и место ядерного оружия не только в период стабилизации международной обстановки, но и при различном по масштабам применении агрессором обычного и ядерного оружия в военных конфликтах.

Угрозы для безопасности России, связанные с возможным использованием против нее вооруженных сил НАТО на период до 2010 года, носят в основном гипотетический характер. Они могут быть и должны быть нейтрализованы прежде всего политическим средствами с опорой на военную мощь России, и в первую очередь, на боеготовые СЯС и минимально достаточные силы общего назначения при четко функционирующих системах управления, связи, разведки и раннего предупреждения.

В условиях переноса основных акцентов межгосударственных противоречий из области идеологии в сферу политики и экономики, уменьшения вероятности развязывания крупномасштабной войны значительно возросла угроза возникновения конфликтов на региональном и локальном уровнях, в которых у ВС России также может не быть решающего военного превосходства, необходимого для скорейшего прекращения конфликта на выгодных для РФ условиях. Сегодня ВС РФ не только утратили военно-технический паритет с традиционным противником (известно, что доля оружия нового поколения в ВС РФ составляет лишь 20-30%, тогда как в развитых странах 60-80%), но и постепенно утрачивают военно-техническое превосходство по отношению к вооруженным силам "третьих" стран.

В сложившихся неблагоприятных условиях Россия не может игнорировать подавляющего превосходства потенциального противника даже совместно с ее союзниками по СНГ. Поэтому сдержать более сильного противника от попыток силового разрешения конфликта или вынудить его к прекращению агрессии на приемлемых для нее условиях представляется возможным лишь за счет понижения порога применения ядерного оружия.

Необходимо учесть, что в настоящее время многие государства стремятся к обретению ядерного оружия. Для того, чтобы эффективно воздействовать на конфликт с целью его деэскалации, необходимо иметь подавляющее военное превосходство, которое для современной России может быть обеспечено только за счет ядерного оружия.

Все это обусловливает необходимость коренного пересмотра ядерной стратегии России в направлении сдерживания не только традиционных угроз, но и военных конфликтов низкой и средней интенсивности. В связи с этим актуально положение совместного доклада, подготовленного Советом по внешней и оборонной политике (Москва) и Центром стратегических и международных исследований (Вашингтон) "О сближении политики России и США в области обороны" о том, что любая ядерная держава, подвергшаяся нападению и стоящая перед угрозой полного поражения, может в определенный момент в качестве крайнего средства применить ядерное оружие первой. В любом случае чисто декларативная политика мало что значит или даже вводит в заблуждение. Важна демонстрация подготовки к возможному применению ядерного оружия первыми, отраженная в развертывании оружия, оперативных планах и учениях.

В проекте военной доктрины сформулированы основные положения ядерной политики РФ:

  • Россия сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее или ее союзников, предоставления странам-участникам СНГ ядерных гарантий;
  • пунктуально выполняет свои взаимосвязанные обязательства по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными государствами до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности, сохранения баланса стратегических вооружений как гарантии от возврата к глобальному силовому противостоянию и гонке вооружений;
  • рассматривает ядерное оружие как действенный фактор сдерживания от агрессии, обеспечения военной безопасности РФ и ее союзников, поддержание международной стабильности и мира;
  • исходит из необходимости обладать стратегическими и нестратегическими ядерными силами (средствами), способными гарантировано обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору, либо коалиции государств в любых условиях обстановки;
  • оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на широкомасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности РФ.

В ядерной войне, если не удалось сдержать агрессора, предотвратить эскалацию обычной или региональной войны, вооруженные силы должны быть способны гарантировано нести заданный ущерб агрессору в любых условиях обстановки.

В проекте военной доктрины наряду с признанием решающего значения ядерного оружия для обеспечения безопасности страны и ее союзников заявлено о необходимости дальнейших сокращений ядерного оружия на двусторонней и многосторонней основе.

Основными условиями, определяющими для России целесообразность возможных направлений сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений, являются:

  • достижение и сохранение количественного и качественного ядерного баланса с США как наиболее сильным из развитых государств мира;
  • поддержание боевых возможностей СЯС на уровне, достаточном для гарантированного нанесения заданного ущерба любому агрессору (сильнейшему из противостоящей коалиции) в самых сложных условиях ответных действий;
  • минимизация расходов на содержание и строительство СЯС и ВС РФ в целом.

Ограничения действующего с 5 декабря 1994 года Договора СНВ-1 допускают иметь после 5 декабря 2001 года в составе СЯС РФ не более 1600 носителей ядерного оружия и 6000 боезарядов.

После распада СССР, поддержание боевого состава группировки СЯС РФ на таком уровне стало проблематичным. Даже если спрогнозировать более чем двукратное продление сроков эксплуатации ракетных комплексов всех видов базирования, количество боезарядов существующей группировки СЯС уже после 2002 года сократится ниже установленного Договором СНВ-1 уровня. Для ее поддержания требуется создание новых межконтинентальных баллистических ракет, в том числе с разделяющимися головными частями, шахтного и мобильного базирования, нового поколения морских баллистических ракет и подводных лодок, перспективного авиационного комплекса на замену существующим тяжелым бомбардировщикам. При этом требуемые сроки создания новых стратегических вооружений и темпы их ввода в боевой состав многократно превышают существующие и прогнозируемые экономические возможности государства. Кроме того, кооперацию предприятий по разработке и изготовлению тяжелых ракет пришлось бы создавать практически заново, поскольку основная часть прежней кооперации оказалась за пределами Российской Федерации.

По условиям Договора СНВ-2 к 2003 году Россия и США должны иметь 3-3,5 тысяч боезарядов, ликвидировав наземные МБР с РГЧ. При этом на БРПЛ допускается развертывание не более 1750 ББ. По хельсинкскому соглашению (март 1997 года) срок выполнения Договора СНВ-2, если он будет ратифицирован, продлеваться до конца 2007 года, то есть на 5 лет.

В рамках этого договора в СЯС РФ можно было бы развернуть до 850 боезарядов в РВСН, до 1750 боезарядов в МСЯС и до 900 боезарядов в АСЯС.

Выделение требуемых ассигнований на развитие и содержание СЯС такого состава в период до 2010 года с учетом сложившихся и реально прогнозируемых экономических возможностей России также маловероятно.

Аналогичные выводы по финансированию можно сделать и для условий сокращения СЯС, соответствующих хельсинкскому соглашению (сокращение СНВ сторон до 2000-2500 боезарядов). Требуемые ежегодные ассигнования составят в этом случае 50-70% от объема инвестиционных статей военного бюджета, что недопустимо, так как окончательно разрушит силы общего назначения ВС РФ.

Максимум того, на что можно рассчитывать в сложившихся и прогнозируемых условиях - это 4200-4250 боезарядов в 2003 году и до 1500 боезарядов в 2007- 2010 гг. и дальнейшую перспективу независимо от договорных ограничений.

Соединенные Штаты могут обеспечить требуемый состав группировки своих СНС как в условиях Договоров СНВ-1 и СНВ-2, так и в условиях возможного Договора СНВ-3.

Проведенные выше результаты анализа возможностей России по поддержанию боевого состава группировки СЯС подтверждают экономическую целесообразность дальнейших сокращений СНВ.

Оценивая военно-стратегическую целесообразность дальнейших сокращений СНВ, следует иметь в виду, что для России важным является не только поддержание примерного равенства по количественным показателям группировок СНВ сторон, но и по их боевым возможностям. Именно боевые возможности СНВ сторон определяют способность к сдерживанию агрессора путем гарантированного нанесения заданного ущерба в ответных действиях, а следовательно, возможность обеспечения безопасности государства и поддержания стратегической стабильности.
Известно, что боевые возможности группировок стратегических ядерных сил России и США по мере снижения уровня боезарядов сближаются по потенциалу сдерживания (эффективность ответных действий).

При этом по мере взаимных сокращений СНВ на интервале от 6000 до 1500 боезарядов эффективность ответных действий СЯС РФ возрастает в абсолютном измерении.

При сокращении СНВ сторон до уровня 1500 боезарядов потенциалы практически выравниваются.

Таким образом, и с военно-стратегической, и с экономической точек зрения сокращения СНВ сторон до 1500 ВЗ и поддержание боевого состава СЯС на таком уровне в период до 2010 года и дальнейшую перспективу отвечают долгосрочным интересам России.

Краеугольным камнем всех договоренностей по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений является Договор по ПРО 1972 года. Только при соблюдении сторонами этого договора возможно сохранение стратегической стабильности.

Вместе с тем определенные круги в США систематически "раскачивают" договор по ПРО, опираясь на технологические достижения в этой области и прикрываясь ростом ракетной угрозы со стороны третьих стран.

В 1998г. США направили в МИД РФ неофициальный документ, в котором вынесли на обсуждение возможность корректировки Договора по ПРО в части размещения противоракетных комплексов стратегической ПРО в не предусмотренных Договором районах базирования. При достижении соглашения между РФ и США о корректировке Договора по ПРО, либо при принятии военно-политическим руководством решения об одностороннем выходе из него, США могут развернуть до 200 ПР в двух районах базирования.

В случае отказа от соблюдения Договора по ПРО 1972г. США могут пойти и на более масштабное развертывание стратегических противоракетных комплексов дальнего перехвата в 5 районах, обеспечив, тем самым, прикрытие всей территории страны, включая Аляску и Гавайские острова. При принятии политического решения такая система ПРО может быть развернута после 2010г. с общим количеством до 500 ПР.

Развертывание США системы ПРО в рамках Договора 1972 г. (100 ПР ГБИ) не приведет к существенному снижению боевых возможностей отечественных СЯС.

При внесении изменений в Договор по ПРО 1972 г. или выходе США из него (200-500 ПР) боевые возможности СЯС заметно снизятся.

При внесении изменений в Договор по ПРО, позволяющих США развернуть 200 противоракет стратегической ПРО и дальнейших сокращениях СНВ (СНВ-3), а также при выходе США из Договора по ПРО, для поддержания боевых возможностей СЯС РФ потребуется проведение дополнительных мероприятий. Такими мероприятиями могли бы стать переоснащение моноблочных МБР разделяющимися головными частями с 2-3 боезарядами, а также совершенствование средств преодоления ПРО.

В настоящее время проект Военной доктрины обсужден на Коллегии Минобороны РФ и после доработки с учетом высказанных на заседании предложений будет представлен в Совет безопасности.

Наличие в России ядерного оружия надежно обеспечивает ее безопасность от широкомасштабной агрессии по крайней мере на ближайшие 5-10 лет. Однако ядерное оружие не способно решить весь спектр проблем, возникающих в оборонной сфере сегодня и ожидаемых в перспективе. В XXI веке Россия должна иметь военную организацию, способную эффективно защитить Россию от любых военных угроз.

В проекте Военной доктрины предусмотрена необходимость проведения глубокой, комплексной военной реформы, как составной части и приоритетной задачи современного этапа военного строительства.

К сожалению, затягивающийся экономический кризис, тяжелое финансовое положение государства, как отмечалось выше, не позволяет с требуемой интенсивностью проводить намеченные мероприятия военной реформы. Более того, кризис 1998 года, последние события на Балканах и южных рубежах нашей страны сделал и ранее разработанную концепцию военной реформы нереалистичной. Ситуация ухудшилась и необходим срочный поиск новых подходов к решению двух взаимосвязанных проблем:

  1. сохранения всего передового, что осталось в Вооруженных Силах, других войсках, оборонной науке и промышленности (ядра военной организации России), всего того, что в будущем станет материальной и духовной основой для воссоздания военной организации, соответствующей национальным интересам и международному статусу России;
  2. выработки уточненной концепции военной реформы и программы ее реализации на 10-15 лет.

Для решения первой проблемы необходимо честно и открыто признать, что в ближайшие годы государство не сможет существенно увеличить военные расходы. Сохранить при таком уровне расходов армию в 1,2 млн. человек, даже с минимальным количеством боеготовых соединений и частей и дееспособную оборонную промышленность - дело нереальное. Поэтому придется для сохранения главного идти на новые непопулярные, но совершенно необходимые меры:

  • пересмотр задач, стоящих перед Вооруженными Силами, а также войсками, воинскими формированиями и органами МВД, ФПС, МЧС, ФАПСИ, ФСБ, ФСЖВ и др. ведомств, в сторону сокращения;
  • соответствующее сокращение численности личного состава, количества органов управления и воинских частей как в Вооруженных Силах, так и в других силовых ведомствах;
  • критическое переосмысление необходимости сохранения уникального в. мировой практике соотношения разных категорий военнослужащих в нашей армии - старших офицеров больше, чем младших, а офицеров и прапорщиков больше, чем солдат;
  • пересмотр взглядов, оставшихся со времен Второй мировой войны, на мобилизационную подготовку, накопление материальных и военно-обученных резервов личного состава, требуемый уровень мобилизационных мощностей промышленности. Все это тяжелым грузом лежит на экономике страны, но вряд ли потребуется в современной войне.

Сокращение численности войск, оптимизация их состава и структуры позволят снизить стоимость их содержания, а высвобождаемые средства направить на боевую подготовку и техническое обеспечение. Последнее будет способствовать решению самой сложной задачи: сохранению оборонного промышленного комплекса.

Формируемые в очередной раз органы управления оборонной промышленностью (агентства) вместе с заказывающими органами силовых ведомств должны наконец разработать реальную программу реструктуризации ОПК, которая обеспечила бы:

  • сохранение передовых научных школ, конструкторских коллективов, необходимой лабораторной и испытательной базы, без которых невозможно создание перспективных вооружений;
  • сохранение технологий, обеспечивающих полный цикл производства основных видов современных вооружений и создание перспективных образцов ВВТ;
  • сохранение кадрового потенциала оборонной промышленности и науки, преемственность в подготовке квалифицированных специалистов;
  • решение социальных проблем работников оборонки, особенно проживающих в закрытых административно-территориальных образованиях.
Однако какое ядро военной организации нам надо сохранять (отдать приоритет СЯС в ущерб силам общего назначения или наоборот, сокращать количество ведомств, имеющих войска, или оптимизировать каждое в отдельности; в реструктуризацию каких конкретно оборонных предприятий вкладывать средства и т.д.), невозможно определить, не имея представления о перспективном облике военной организации государства. Такой облик и должен быть определен и обоснован при разработке концепции военной реформы на 10-15 лет и программы ее реализации. Принципиальными положениями концепции по нашему мнению должны стать:
  1. Обеспечение открытости для общества (за исключением вопросов, действительно составляющих государственную и военную тайну) деятельности военной организации России.
  2. Ликвидация порочной практики выделения на строительство и содержание ВС и других войск бюджетных ассигнований, не обеспечивающих проведения с требуемой интенсивностью боевой подготовки, решения социальных проблем военнослужащих, оснащения войск современным вооружением. Необходимо законодательное закрепление и практическая реализация такого порядка, когда основные затратообразующие параметры военной организации законодательно устанавливаются на перспективу и каждый текущий год в соответствии с экономическими возможностями государства, численность личного состава по категориям, уровень боеготовности, основные программы НИОКР и закупок ВВТ, но уж под утвержденные параметры средства должны выделяться в безусловном порядке. В таком же безусловном порядке должен осуществляться и контроль за их расходованием.
  3. Восстановление всеми доступными государству экономическими, социальными, политическими мерами престижа военной службы. В армии должны служить не те, кто не нашел место в гражданской жизни или не смог уклониться от призыва на военную службу, а люди, сознательно избравшие профессию защитника Отечества и получающие от общества адекватную моральную и материальную оценку. Только на этой основе может быть построена высокоэффективная профессиональная армия.
  4. Постепенный (по мере сокращения Вооруженных Сил и других войск и создания экономических условий) переход к комплектованию войск сержантами и солдатами на контрактной основе должен сопровождаться введением альтернативной службы.

Нельзя допустить, чтобы ориентирами для реформирования ВС и других войск были Вторая Мировая война с ее массовыми сухопутными армиями. В связи с этим требует коренного пересмотра подход к подготовке резервов и мобилизационной подготовке экономики страны.

В обозримой перспективе Россия не сможет быть сильной на всех направлениях, поэтому необходима активная и целенаправленная работа по созданию благоприятных внешнеполитических условий, укреплению союзнических отношений с дружественными государствами, ограничению и сокращению вооруженных сил и вооружений так на двусторонней, так и на многосторонней основе, развитие военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Военная организация государства для России - это не только инструмент обеспечения военной безопасности. Это стержень, вокруг которого исторически формировалось государство, национальная культура, многие нравственные ценности нашего общества.

И сегодня, когда страна все еще находится в тисках жесточайшего кризиса, своевременная и эффективная военная реформа должна не только стать преградой дальнейшей деградации, а возможно и распаду государства, но и способствовать возрождению обновленной демократической великой России.

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки