Наше видение основных тенденций развития военно-политической обстановки и государственной стратегии в области оборонной, а если говорить то, нее - военной политики.
В связи с этим остановлюсь на двух вопросах:
- Тенденции развития военно-политической обстановки в мире и угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
- Основные направления обеспечения оборонной политики России в XXI веке.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В МИРЕ
По оценкам многих известных экспертов, например, Велихова Е.П., Моисеева Н.Н., основным противоречием надвигающегося столетия станет противоречие между возрастающими потребностями человечества в ресурсах и снижающимися возможностями окружающей среды по их удовлетворению.
Именно этим противоречием во многом определяется борьба за сферы влияния, главной целью которой становится контроль над ресурсосодержащими пространствами и коммуникациями. Именно этим противоречием обусловлены две взаимоисключающие тенденции, с одной стороны, к утверждению однополюсного мира, основанного на примате силы и доминировании одной сверхдержавы, с другой - к формированию многополюсного мира, основанного на твердом соблюдении норм международного права, учете и обеспечении баланса национальных интересов государств.
Вокруг идеологов и проповедников однополюсного мира, представленных СИА, сплотились страны "золотого миллиарда". Сторонники многополюсного мира представляют большинство государств, которые не согласны с узурпацией всех благ и ресурсов относительно небольшой, но весьма активной части человечества.
Российская Федерация исходит из того, что социальный прогресс, стабильность и международная безопасность могут быть обеспечены только в рамках многополюсного мира и всячески содействует его формированию.
Названные противоречия и тенденции оказывают и будут оказывать решающее влияние на формирование и развитие военно-политической обстановки, характер которой отражает проблемы динамично изменяющегося мира.
Основными чертами современной военно-политической обстановки являются:
- уменьшение угрозы развязывания мировой войны, в том числе ядерной;
- развитие (формирование) механизмов поддержания международной стабильности, безопасности и мира на глобальном и региональном уровнях;
- формирование и укрепление региональных центров силы; усиление региональной гонки вооружений;
- распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки;
- эскалация локальных войн и вооруженных конфликтов;
- усиление к распространение национально-этнического и религиозного экстремизма;
- активизация сил сепаратизма;
- обострение информационного противоборства;
- расширение масштабов и углубление транснационального характера организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков.
Катализатором факторов военной опасности во многом является приверженность ряда государств и организаций к разрешению политических, экономических, социальных, территориальных, религиозных, национально-этнических и иных противоречий путем применения военной силы в нарушение существующего международного права.
Складывающаяся военно-политическая и военно-стратегическая обстановка во многом определяет угрозы национальной безопасности России.
В современных условиях угроза прямой военной агрессии против Российской Федерации и ее союзников в традиционных формах предотвращается проведением активного внешнеполитического курса, поддержанием на достаточном уровне российского военного потенциала, в том числе потенциала ядерного сдерживания.
Вместе с тем, ряд потенциальных внешних и внутренних угроз военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, в том числе крупномасштабных, сохраняется, а на ряде направлений усиливается.
Потенциальные источники военной опасности оказывают непосредственное влияние на формирование целей и задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
В качестве основных факторов внешней военной опасности в XXI веке могут стать:
- снижение эффективности существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего, ООН и ОБСЕ;
- дальнейшее ослабление политического, экономического и военного влияния России в мире;
- укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего, расширение НАТО на Восток;
- продолжающееся распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
- усиление центробежных процессов в Содружестве Независимых Государств;
- возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ СНГ;
- территориальные притязания к России.
Совокупность этих факторов может представлять угрозу суверенитету и территориальной целостности России, включая возможность прямой военной агрессии против нее. Влияние данных факторов на обеспечение военной безопасности Российской Федерации в значительной мере усугубляется вследствие ее внутренней нестабильности.
К факторам военной опасности внутреннего характера следует отнести:
- существенное сокращение внутреннего валового продукта, снижение инновационной и инвестиционной, активности и научно-технического потенциала;
- сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно- технического развития;
- расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, усиление социальной напряженности;
- резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала общества;
- центробежные устремления ряда субъектов Российской Федерации, усиление социально-политической нестабильности;
- ослабление единого экономического пространства России, нарастание угрозы нарушения единого правового пространства страны и даже ее территориальной целостности;
- усиление национализма, этнического и регионального сепаратизма религиозного экстремизма, что создает благоприятные условия дня возникновения конфликтов;
- усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, что представляет угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации;
- недостаточность отлаженности государственного управления на различных уровнях;
- криминализация общественных отношений, рост терроризма и организованной преступности;
- ослабление правового контроля над ситуацией в стране.
Усилению негативных тенденций в военной сфере способствует затягивание процесса реформирования военной организации и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативно- правовой базы.
На современном этапе это проявляется в крайнем обострении социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, критически низком уровне их оперативной и боевой подготовки, недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой и приводит, в целом, к ослаблению военной безопасности Российской Федерации.
Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, социальной, политической, правовой и иных сферах жизни общества, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство нормативной базы, отсутствие социальной поддержки большей части населения, уровень благосостояния которого резко снизился, падение его духовно-нравственного потенциала являются основными факторами, способствующими сохранению высокого уровня преступности и коррупции, распространению политического и этнического экстремизма.
Таковы, вкратце, тенденции развития военно-политической обстановки в мире и потенциальные угрозы и опасности общенациональным интересам России в XXI веке. Эти положения закреплены в новых проектах Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.
При этом главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, с учетом осуществления рациональных затрат на национальную оборону.
Исходя из анализа тенденций военно-политической обстановки в мире и его основных регионах, представляется возможным определить основные направления военной политики России в XXI веке.
Они вытекают из Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации (М' 1300 от 17 декабря 1997 г.).
Вопросы государственной политики по военному строительству отражены в Военной доктрине и излагаются в Основах (Концепции), утвержденных Президентом Российской Федерации 30 июля 1998 г.
Бесспорно, главной целью Российской Федерации в военной сфере сегодня и на ближайшую перспективу останется обеспечение благоприятных условий для стабилизации и устойчивого развития страны.
Основные задачи в этой сфере: предотвращение войны и вооруженных конфликтов, сохранение мира, обеспечение национальной безопасности, защита национальных, в первую очередь, жизненно важных интересов страны посредством военной силы тогда, когда дипломатические и иные средства окажутся недостаточными и малоэффективными.
Формируя перспективные направления военной политики и отдавая приоритет защите национальных интересов России, важно не противопоставлять их интересам других государств.
Действия России в военной сфере базируются на совокупности общепризнанных норм международного права: Устава ООН, Хельсинских соглашений 1975 и 1992 годов, Парижской хартии 1990 года и других международных соглашений в сфере безопасности.
Одной из важнейших практических задач является создание условий, которые позволяли бы решать задачи реализации и защиты национальных интересов невоенными средствами.
Однако, пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее защиты военной мощи. Поэтому Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.
Важнейшей задачей Российской Федерации является стратегическое сдерживание в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств.
Для этого Российская Федерации должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору, либо коалиции государств в любых условиях обстановки и достаточным потенциалом сил общего назначения, способных отразить любую агрессию.
Характер угроз безопасности России требует уточнения задач Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оптимизации их структуры и состава, расширения их профессионального ядра, совершенствования правовых основ и механизма планирования военного строительства, а также разработки современных подходов к его экономическому и финансовому обеспечению с учетом необходимости формирования системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств.
Интересы обеспечения национальной безопасности России и эволюция геополитической обстановки в мире предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.
Это должно демонстрировать готовность Российской Федерации выполнить свои союзнические обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и обеспечивать Российской Федерации возможность реагировать на кризисную ситуации еще в начальной стадии ее зарождения.
Долгосрочные цели обеспечения военной безопасности Российской Федерации определяют необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций должно стать важнейшим средством предотвращения либо ликвидации кризисных ситуаций на стадии их зарождения и развития.
Для этих и других целей нам необходимо иметь компактные, мобильные, мощные Вооруженные Силы, готовые и способные эффективно решать любые задачи по защите национальных интересов и военной безопасности России.
Вот почему приоритетной задачей в конце этого и начале будущего века является преобразование Вооруженных Сил, проведение комплексной военной реформы. Ее успех зависит от устойчивого развития экономики, сохранения научно-технического потенциала страны как основы военной мощи, материально-технической базы военной безопасности.
Проведение реструктуризации оборонно-промышленного комплекса с минимальными потерями для новых технологий и научно-технических возможностей, укрупнение компаний, являющихся разработчиками и производителями вооружений и важнейших видов продукции гражданского назначения, и создание на их основе корпораций и фирм мирового уровня, поддержка и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, модернизация вооружения и военной техники, внедрение в практику отвечающей современным требованиям системы военных заказов должны быть направлены на ее совершенствование в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Для реализации вышеперечисленных положений приоритетными задачами военно-технического обеспечения военной безопасности являются:
- качественное совершенствование комплекса стратегических вооружений;
- разработка и производство высокоэффективных систем управления войсками и оружием, связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения;
- унификация, стандартизация, сокращение типажа и номенклатуры вооружения и военной техники.
Это предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, поддержку ведущих научных школ, стимулирование привлечения различных негосударственных организаций, фондов коммерческих и других структур, осуществление программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
Важнейшим условием обеспечения военной безопасности Российской Федерации должно стать целевое выделение бюджетных средств на программное развитие сил, средств и органов, осуществляющих защиту национальных интересов России силовыми методами.
Необходимо также совершенствовать сотрудничество в военно-технической сфере, что даст России возможность представлять свои интересы на новых международных рынках.
Углубление и развитие отношений с государствами-участниками Содружества Независимых Государств является важнейшим фактором, способствующим урегулированию этнополитических и межнациональных конфликтов, обеспечению социально-политической стабильности на границах России и препятствующим в конечном итоге центробежным явлениям в обществе и государств.
В обеспечении военной безопасности Российской Федерации особую роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего. Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, повышению престижа военной службы, формированию общественного сознания в духе необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны и мобилизации усилий и возможностей государства, общества и граждан для проведения военной реформы.
Непременным условием обеспечения военной безопасности России должно стать создание обращенной в XXI век модели обеспечения глобальной, региональной и субрегиональной безопасности, основанной на принципе равенства и неделимой безопасности для всех.
В заключение хотелось бы отметить, что Россия намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторические традиции, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Реализация военной политики Российской Федерации идет в русле общей политики нашего государства, нацеленной на строительство многополюсного мира, безопасной Европы без разделительных линий, равноправного партнерства и добрососедства со всеми странами и народами.
Тезисы выступления
первого заместителя начальника Генерального штаба ВС РФ
генерал-полковника В.Л. Манилова
на заседании круглого стола Совета по внешней и оборонной политике
"Оборонная политика России"
25 октября 1999 г., гост. "Арбат"
|