Гражданский контроль в военной сфере
Единой системы гражданского контроля в военной сфере не существует. В западных странах, даже там, где имеются одинаковые элементы (исключительное право парламента принимать бюджет и контролировать его исполнение или должность гражданского министра обороны), формы контроля различны. Так, в Германии работает уполномоченный по делам военнослужащих (орган парламента), во Франции - специальная независимая контролирующая инспекция (гражданско-военное учреждение) для вооруженных сил, подчиненная посредственно министру обороны. В Японии гражданский контроль примечателен тем, что даже во главе академий и офицерских школ стоят гражданские президенты.
Если мы признаем, что военная реформа в России должна привести к созданию армии не тоталитарного, а демократического государства, уважаемой в народе, посильной для экономики, современно оснащенной и открытой для общества, то ограничиться лишь преобразованием ВС и других силовых структур не удастся. Предстоит изгнать милитаристский дух из сознания общества, общественных институтов и отношений. В таком масштабном и важнейшем для судеб страны деле без эффективного гражданского контроля не обойтись. Он может:
-
на демократической основе восполнить пробел, который образовался с исчезновением коммунистической системы партийно-политического руководства ВС;
- содействовать демилитаризации общества;
- способствовать продвижению военной реформы, поскольку переход к профессиональной армии может позитивно повлиять на отношения между ней и гражданским руководством;
- помочь военным в решении их социальных проблем, в борьбе с негативными явлениями в армии;
- не допустить сокрытия за завесой мнимой военной и государственной тайны коррупции, недобросовестности и безответственности.
Гражданский контроль необходим за исполнением военного бюджета, за использованием ВС в военных целях, за объемом и качеством производства вооружений и военной техники, за боеготовностью и боеспособностью армии и флота, за их внутренним состоянием и царящими в них порядками, за ходом конверсии, за правильностью обучения и воспитания личного состава в соответствии с Конституцией и международными правовыми нормами.
Граждане вправе знать, куда и на что тратятся немалые финансовые средства, как протекает военная реформа, соответствуют ли численность и структура силовых ведомств поставленным оборонным задачам и посильно ли их содержание для экономики, а также действительно ли необходимо участие ВС и других силовых структур в миротворческих операциях за рубежом и урегулировании внутренних конфликтов. Короче говоря, объектом гражданского контроля может быть все, что не ограничено законом и не является военной тайной, - хищения военного имущества, материально-бытовые условия службы и жизни военнослужащих, социальная и правовая защищенность как их самих, так и их семей.
Разрабатывается законопроект "О гражданском контроле над военной организацией Российской Федерации", основная цель которого - закрепить систему военно-гражданских отношений, способствующих поддержанию военной безопасности страны, выполнению ею международных обязательств в военно-политической сфере, соблюдению прав "человека в погонах" в соответствии с принципами демократического государства. Законопроект определяет, что гражданский контроль является условием безопасности государства и залогом проведения военной реформы. Система гражданского контроля охватывает три направления - государственно-административное (политическое), парламентское (демократическое) и социальное (общественное).
Разработчики законопроекта предлагают создать в Госдуме Комиссию гражданского контроля на правах комитета (ее председатель по должности получил бы статус уполномоченного Госдумы по делам военнослужащих), а в Совете Федерации и во всех региональных законодательных собраниях - комиссии с различным статусом и полномочиями по отношению к военно-силовым структурам. Члены обеих комиссий Федерального Собрания могут быть введены в состав военных советов округов и флотов.
В законопроекте впервые прописаны возможность назначения и полномочия гражданских руководителей военно-силовых ведомств. Мировой опыт подтверждает, что если во главе Министерства обороны стоит гражданский политический деятель, то вовлечь армию в репрессии против собственного народа или в зарубежные военные акции гораздо труднее. Гражданское руководство в большей степени способствует утверждению демократических начал в строительстве Вооруженных Сил, позволяет укреплять их связь с обществом.
Преступность в армии
Вооруженные Силы, как и общество в целом, охватила волна преступности. Ежегодно в российских войсках совершается около 30 тыс. преступлений, при этом растет число тяжких. Только за 1998 г. количество правонарушений и происшествий в ВС увеличилось на 18%. Совершению преступлений способствуют серьезные упущения должностных лиц в выполнении уставных обязанностей по поддержанию порядка, обеспечению контроля за личным составом, организацией караульной и внутренней службы. Увеличились случаи рукоприкладства командиров. Число правонарушений растет также из-за отсутствия профессионально подготовленных младших командиров, а также правовых механизмов борьбы с казарменными преступлениями.
Поскольку Россия располагает ядерным и другими видами оружия массового уничтожения, значительными запасами обычных вооружений, преступность в Вооруженных Силах представляет серьезную угрозу всему обществу, учитывая, что в войска все больше проникает наркомания.
В наведении порядка надежды возлагаются на создание военной полиции, которая действует во многих странах, в том числе в ближнем зарубежье. Ее необходимость вызвана не только ухудшением криминальной и криминогенной обстановки в войсках. В армии до сих пор нет органа, который занимался бы оперативно-розыскной деятельностью. Отсюда многочисленные тяжкие преступления, "дедовщина", злоупотребления и безнаказанность "отцов-командиров". Действительно, военная прокуратура вправе лишь следить за исполнением законов. Органы дознания Вооруженных Сил полностью подчинены командованию, а органы ФСБ в армии работают только по определенным законом направлениям, связанным с государственными преступлениями.
Военная полиция должна обеспечить соблюдение законности и правопорядка в гарнизонах, местах размещения воинских частей и проживания семей военнослужащих, охранять штабы, командные пункты и пункты управления, выявлять, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения со стороны военнослужащих и других лиц, находящихся на территории воинских частей, взаимодействовать с правоохранительными органами розыска, задержания, дознания и конвоирования правонарушителей, контролировать на дорогах движение военного транспорта.
В соответствии с законопроектом "О военной полиции" ее предлагается создать при Президенте РФ как федеральный правоохранительный орган. Он не должен зависеть от других структур исполнительной власти - с этим согласно большинство заинтересованных ведомств, однако Минобороны хотело бы подчинить его себе. По мнению экспертов, это превратило бы военную полицию лишь в усиленную комендантскую службу, всецело зависящую от военачальников.
Справочник "Социально-экономические проблемы России"
|