Демилитаризация российской экономики, курс на развитие рынка и удовлетворение насущных потребностей людей требуют коренной реформы системы обороны. Переживаемый страной экономический кризис, неспособность содержать избыточный военный потенциал подталкивают к удешевлению Вооруженных Сил. В "Основных положениях военной доктрины Российской Федерации", утвержденных в ноябре 1993 г., впервые была сформулирована сверхзадача военной организации новой России - предотвращение войн, утвержден принцип партнерства со всеми государствами, которые не имеют агрессивных планов против нашей страны и действуют в рамках Устава ООН, классифицированы угрозы, определены основные параметры стратегии сдерживания, в том числе ядерного, намечена общая конфигурация Вооруженных Сил.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 1997 г. названы следующие основные направления военной реформы:
- оптимизация структуры видов и родов Вооруженных Сил;
- сокращение их численности, а также числа министерств и ведомств, которым разрешено иметь вооруженные формирования;
- создание в военных округах высокомобильных сил, способных вести автономные действия на любом направлении;
- уточнение задач ВС, других войск и воинских формирований, сопряжение планов их строительства и подготовки;
- повышение эффективности управления, интеграция технического, тылового обеспечения, капитального строительства, подготовки кадров, военного образования и военной науки;
- переход на контрактную систему по мере создания необходимых условий для военнослужащих и их семей;
- развитие мощностей по выпуску современных вооружений и военной техники, расширение военно-технического сотрудничества с другими странами.
Согласно принятой в декабре 1997 г. "Концепции национальной безопасности" российская военная политика должна строиться на принципе реалистического сдерживания и использования всей военной мощи (в том числе ядерного оружия) в ответ на развязанную агрессию в случае опасности перерастания региональной войны в крупномасштабную или если действия агрессора могут нанести невосполнимый ущерб безопасности страны.
В "Основах (концепции) государственной политики по военному строительству России на период до 2005 года", утвержденных Президентом РФ в августе 1998 г., изложена политика государства по военному строительству - от ее принципов на международной арене до военно-патриотического воспитания граждан. Концепция исходит из малой вероятности ведения крупномасштабных войн против России, поэтому особое внимание уделяется возможным локальным войнам и конфликтам на границах нашей страны и СНГ. В этих случаях Россия вправе отстаивать свою государственность, в том числе военными методами.
В Концепции подтверждена необходимость изменения структуры Вооруженных Сил, усиления роли Генерального штаба, определены системы мобилизационной готовности, тылового и технического обеспечения всех силовых структур. Намечено упразднить воинские формирования там, где они используются не по назначению, изменить военноадминистративное деление территории России для создания стратегических направлений.
С 1 декабря 1998 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 900 вместо восьми военных округов созданы семь военно-административных образований. На основе упраздненных Сибирского и Забайкальского военных округов образован объединенный Сибирский военный округ со штабом в Чите, изменены границы других военных округов, Калининградская область выделена в самостоятельное военно-административное образование. Военно-морской флот сформировал разновидовые группировки сил в Калининградской области и на Камчатке. В 1999 г. предполагается объединение Приволжского и Уральского военных округов. Каждому управлению военного округа будет придан статус оперативно-стратегического командования.
В соответствии с Концепцией Минобороны получает исключительное право заказывать вооружения и военную технику для всех силовых структур, руководить тылом в общих интересах, готовить военные кадры.
Вооруженные Силы к 2005 г. должны иметь трехвидовую структуру (по сферам: воздух-космос, суша, море), сбалансированный набор родов войск и специальных войск, шесть военных округов со статусом оперативно-стратегических командований, четыре флота, Воздушно-десантные войска, штатную численность в 1,2 млн человек (к 1 января 1999 г. расформировано 3,6 тыс. воинских частей и организаций), оптимальные системы управления и обеспечения, соответствующую инфраструктуру. Предполагается повысить мобильность войск (увеличив втрое их обеспеченность ресурсами) и управляемость (за счет внедрения двух-трехзвенной системы управления на базе автоматизации и современных информационных технологий), обновить систему военного образования, подняв удельные расходы на боевую подготовку к 2005 г. в 12 раз по сравнению с 1997 г.
Уже завершено объединение Ракетных войск стратегического назначения, Военно-космических сил и Войск ракетно-космической обороны, что позволило повысить уровень боеготовности, сократить долю ракетчиков в военном бюджете с 19,3 до 15,5%. Упорядочено управление Сухопутными войсками, сформировано семь соединений постоянной готовности, укомплектованных людьми на 80%, техникой - на 100% штата военного времени. Сухопутные войска ныне избавлены от многочисленных так называемых фланговых соединений и частей, "съедавших" в недавнем прошлом значительное количество средств без всякой отдачи. Намечено создание Стратегических сил сдерживания и их Объединенного главного командования.
С Внутренних войск (ВВ) МВД сняты функции по охране объектов на коммуникациях и конвоированию, уменьшилось количество охраняемых государственных объектов, сокращено 15 моторизованных частей общей численностью 54 тыс. человек. На втором этапе военного строительства ВВ намечено преобразовать в Федеральную гвардию (Федеральную милицию внутренней безопасности). Вместо округов Внутренних войск будут созданы региональные командования (управления) Федеральной гвардии, которую предполагается комплектовать исключительно на контрактной основе.
Намечено поэтапное преобразование пограничных округов в региональные управления, а Пограничных войск - в пограничную охрану. Существенные изменения произойдут также в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Железнодорожных войсках, Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ) и других силовых структурах. Принято решение о координации руководства и интеграции систем тылового обеспечения Вооруженных Сил и всех других силовых ведомств.
Для экономии и более эффективного использования средств в армии вводится новая бюджетная классификация, воинские части переходят на стоимостный бухгалтерский учет.
Финансирование Вооруженных Сил
Сокращение военных расходов без радикального уменьшения численности Вооруженных Сил привело к тому, что денег стало не хватать даже на покрытие текущих потребностей армии.
Расходы на национальную оборону
Расходы на оборону |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1998 г. |
Запланированные, % ВВП |
6,5 |
4,9 |
5,5 |
3,4 |
3,5 |
3,4 |
Фактические, % ВВП |
4,7 |
4,4 |
4,4 |
2,9 |
2,8 |
2,4 |
Фактические, % к запланированным |
72,3 |
90,0 |
80,6 |
94,0 |
79,7 |
70,5 |
|
В 1998 г. расходы на оборону предполагались на уровне 3,5% ВВП, но сначала были сокращены до 3,4%, т.е. 80,4 млрд рублей, затем до 65 млрд, реально же они составили 56,7 млрд - 2,4% ВВП, или 14,5% расходов федерального бюджета. Кроме того, частично была погашена кредиторская задолженность за 1997 г. в сумме 0,9 млрд рублей.
Из этих средств затрачено на денежное довольствие военнослужащих, зарплату гражданского персонала, продовольствие, вещевое снабжение, квартирно-эксплуатационное обеспечение и медицинское обслуживание 85,9%, из оставшихся 14,1% лишь 3,2% израсходовано на НИОКР (12,5% от предусмотренных бюджетом), 3,6% - на капитальное строительство, 7,3% - на закупку вооружений и военной техники. И это при том, что доля современной техники в нашей армии составляет 20-30%, а в развитых странах - 60-80%. Для сравнения: в 1985-1991 гг. в общих военных расходах затраты на закупку вооружений составляли 62-66%, на содержание армии - 24-27, на оборонное строительство - 12-14, на НИОКР - 8-12%.
Долги по денежным выплатам личному составу на 1 февраля 1999 г. равнялись 10 млрд рублей, а задолженность поставщикам за технику, энергоносители, воду, продукты - около 60 млрд.
Хронический дефицит финансирования Вооруженных Сил заставляет использовать неприкосновенные запасы, объем которых сейчас и без того на 30% ниже требуемого уровня. В результате ресурсообеспеченность одного российского военнослужащего за пять лет уменьшилась на 30%. По этому показателю Россия уступает США в 15 раз, Великобритании - в 7 раз, КНР - в 4 раза, Бразилии - в 1,1 раза.
Низкая эффективность военных расходов обусловлена также нерациональными пропорциями между различными категориями военнослужащих. Например, офицеров и прапорщиков (мичманов) насчитывается 686 тыс. (или 57% всех военнослужащих), солдат и сержантов (матросов и старшин), проходящих службу по призыву, - 360 тыс. (30%), по контракту - 154 тыс. (13%). Старших офицеров у нас вдвое больше, чем младших. Подобную кадровую политику иногда оправдывают тем, что она дает возможность сохранить костяк армии, необходимый при мобилизационном развертывании ВС. Но в таком случае львиная доля средств всегда будет уходить на содержание военнослужащих, а не на закупки вооружений, военной техники и оплату НИОКР (для сравнения: в ВС США младших офицеров на 60% больше, чем старших, а на одного офицера и уорент-офицера приходится 5,3 солдата и сержанта).
В 1999 г. запланированные в бюджете расходы на оборону по-прежнему не позволяют соблюсти нормативы финансирования неподъемных для России Вооруженных Сил. Так, на денежное довольствие военнослужащих предполагается истратить примерно 22 млрд рублей при минимально необходимых 35 млрд, на продовольственное обеспечение - соответственно 6 и 8 млрд. По расходам на боевую подготовку разрыв и того больше - в 6 раз.
Однако надо учитывать, что расходы на армию и флот по бюджету Минобороны составляют лишь часть затрат на военные нужды государства, так как в них не включены расходы на содержание и оснащение воинских формирований при других министерствах и ведомствах. Они финансируются по иным разделам бюджета. К расходам на оборону относятся также затраты на содержание мобилизационных мощностей в промышленности, создание запасов ресурсов, гражданскую оборону и др.
Учитывая трудности с исполнением бюджета, все расходы на оборону России в 1999 г. прогнозируются в размере примерно 25% расходов федерального бюджета, или 3,6% ВВП, а вместе с затратами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства - около 5% ВВП. В любом случае для страны, переживающей тяжелый экономический кризис, остро нуждающейся в деньгах для поддержания науки, культуры, здравоохранения, такие военные расходы чрезмерны.
В "Прогнозе финансово-экономического обеспечения строительства Вооруженных Сил РФ на период до 2010 года" (февраль 1999 г.) анализируются долгосрочные перспективы финансирования ВС в зависимости от темпов подъема экономики. Сверхоптимистичный вариант исходит из того, что экономический рост составит 8-10% в год, но даже в этом случае Минобороны могло бы получить заявленные суммы не ранее 2004-2005 гг. По пессимистическому варианту, который ориентируется на темпы 0,5-1,5%, государство сможет полноценно финансировать ВС численностью не более 600 тыс. человек (сегодня только по контракту служат 840 тыс. человек, с учетом офицеров и прапорщиков). Главное военно-финансовое управление Минобороны не раз указывало на то, что при нынешних объемах финансирования неизбежно сокращение армии и флота вдвое.
Для улучшения финансирования Вооруженных Сил предлагается:
- создать на базе Совета безопасности управленческий орган, который получал бы бюджетные средства, распределял их в целом на военную организацию России, контролировал расходование и отчитывался перед всеми ветвями власти;
- ввести подробную детализацию военного бюджета, обеспечить его открытость (с учетом обоснованной засекреченности отдельных статей и видов военных расходов) и отчетность об исполнении перед гражданами и международными организациями.
Трудности с финансированием армии заставляют искать нетрадиционные источники средств. Указом Президента РФ "Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений указов Президента Российской Федерации по вопросам высвобождаемого военного имущества" от 27 марта 1999 г. № 385 разрешена реализация движимого и недвижимого военного имущества, причем за движимое военным организациям перечисляются все вырученные деньги, за недвижимое - только 87,5%.
Немало надежд возлагается на приватизацию части военно-строительного комплекса. Согласно Указу Президента РФ "О реформировании государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск ВС РФ" свыше 100 предприятий и организаций (большая часть комплекса) будут приватизированы. Появятся акционерные общества, которые на конкурсных началах будут выполнять заказы Минобороны и других силовых ведомств. Намечена приватизация военной торговли, совхозов, подсобных хозяйств, других непрофильных организаций, которые необходимо оторвать от военного бюджета. Предусмотрено, что часть акций открытых акционерных обществ могут приобретать на льготных условиях уволенные с военной службы лица, кроме проходивших срочную службу.
Говоря о проведенной в 1998 г. реорганизации Вооруженных Сил, Президент РФ в Послании Федеральному Собранию (март 1999 г.) отметил: из-за снижения ассигнований улучшения качественных параметров ВС не произошло, что поставило под угрозу обороноспособность страны и проведение военной реформы. Он призвал сосредоточить усилия на финансовом обеспечении ВС, охране социальных прав военнослужащих и реализации выработанной политики в области военного строительства.
Справочник "Социально-экономические проблемы России"
|