Военно-техническое сотрудничество принесет больше денег
— Итоги прошедшего авиакосмического салона МАКС-2001 я подводить не буду, — с эутих слов началась пресс-конференция председателя Комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС) Михаила Дмитриева. Видимо, уловив замешательство журналистов — МАКС был заявлен темой встречи, — Михаил Аркадьевич поправился:“Салон организовывал “Рособоронэкспорт”, через неделю они рассчитывают провести пресс-конференцию по этому поводу, так что мне просто неудобно что-либо комментировать...”
Для замминистра обороны, председателя КВТС Дмитриева пресс-конференция стала первой за год после назначения на этот пост встречей с прессой. И потому “во искупление грехов” Дмитриев согласился ответить практически на любые вопросы, касающиеся военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Генерал с удовлетворением констатировал серьезный рост экспорта вооружений и военной техники. По его словам, если так пойдет и дальше, в ближайшие 10 лет наша страна сможет не только сохранить свои позиции на мировом рынке оружия с годовым доходом в 3,5—4 млрд долларов США, но и — при условии решения ряда базовых вопросов в области ВТС — достичь отметки в 4,5 млрд долларов. Произойдет это, по словам Дмитриева, путем выхода российских оборонщиков на новые для наших экспортеров рынки вооружений и военной техники.
А как повлияет на выручку рост числа экспортеров, предусматриваемый программой реформирования ВПК? Предполагалось, что 36 будущих оружейных холдингов получат право самостоятельной внешнеэкономической деятельности — “чтобы они напрямую продавали свои военные изделия на рынке вооружений”. “Думаю, что этого не произойдет”, — подчеркнул Дмитриев. В любом случае, по его словам, говорить о праве самостоятельного выхода холдингов на внешний рынок (которое, как считают эксперты, может серьезно подпортить баланс оружейного экспорта) можно будет только после их создания.
Пока же одним из крупнейших новых направлений в области ВТС для России станет подписание рамочного соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Ираном — документ уже находится на согласовании в правительстве страны. Отвечая на вопрос корреспондента “Известий”, не нанесет ли это сотрудничество урона российским внешнеполитическим позициям, Михаил Дмитриев подчеркнул, что соглашение о сотрудничестве с Ираном не нарушает международных договоров и поэтому не может угрожать третьим государствам. Подобный договор Россия уже подписала с Ливией. В обоих случаях речь идет о продаже современных оборонительных систем оружия, но главным образом о модернизации ранее поставленной техники.
Россия готова посадить Иран на оружейную “иглу”
Проблема российско-иранской торговли оружием давно стала одной из главных тем американской внутренней политики и отношений между США и Россией. Первым карту “иранской угрозы” разыграл в ходе своей предвыборной кампании нынешний президент США Джордж Буш, когда рассекретил соглашение Гор—Черномырдин”. Оно предусматривало отказ России с 31 декабря 1999 года поставлять оружие в Иран. Особую остроту этот вопрос приобрел после того, как за четыре дня до президентских выборов в США Москва уведомила Вашингтон о разрыве соглашения и начале полноценного военно-технического сотрудничества со страной-“изгоем”.
Реакция США была незамедлительной. Помощник госсекретаря Джон Баркер заявил, что в случае новых поставок оружия Ирану против Москвы могут быть введены экономические санкции.
В ответ маршал Игорь Сергеев — в то время министр обороны — обвинил Вашингтон в том, что американцы сами поставляют Ирану запчасти для военной техники и поэтому упреки в адрес России несостоятельны.
Следующим шагом в военно-дипломатическом противоборстве между США и Россией стал приезд в Москву в марте этого года президента Ирана Хатами. В ходе переговоров иранская сторона подтвердила свою высокую заинтересованность в масштабном обновлении парка военной техники выпуска конца 60-х — начала 70-х годов. Тогда-то впервые и зашла речь о рамочном соглашении по ВТС.
Суть соглашения в том, что Россия обязуется выполнить свои ранее взятые обязательства по модернизации морально устаревшей техники и будет продавать Ирану новые системы вооружений. В числе последних особым вниманием иранской стороны отмечены зенитно-ракетные системы С-ЗООПМУ-1 и С-ЗООПМУ-2 “Фаворит”, необходимые для защиты АЭС в Бушере и других стратегических объектов. Иран также интересуется зенитно-ракетными комплексами “Бук-М1” и “Тор-М1”. Кроме того, речь идет о модернизации самолетов МиГ-29 и Су-27, поставке ракетных, десантных и патрульных катеров. Уже готов к подписанию контракт на 100 млн долларов на поставку 550 боевых машин пехоты БМП-3.
Но, пожалуй, самые серьезные неприятности ждут США в случае покупки Ираном двух самых современных российских ракетных систем. Это противокорабельная сверхзвуковая крылатая ракета “Яхонт” и зенитно-ракетный комплекс ПВО “Искандер-Э”. Их появление в Иране будет означать, что Москва бросила перчатку в лицо Вашингтону и Тель-Авиву. Дело в том, что обе системы применительно к Ближнему Востоку носят стратегический характер — наличие у Ирана хотя бы одной из них будет означать, что эта страна надежно блокирует проход танкеров и военных кораблей через Ормузский пролив — по сути получая “право вето” на экспорт львиной доли ближневосточной нефти. Решение о поставке такого оружия — настолько серьезный вопрос, что в России предпочитают эту проблему всуе не поминать, ограничиваясь прозрачными намеками, адресованными американским переговорщикам на двусторонних консультациях по обсуждению поправок к Договору по ПРО 1972 года.
Кроме политического аспекта сотрудничества с Ираном, Москва преследует и экономические интересы. По оценкам иранской стороны, в ближайшие несколько лет Тегеран готов потратить на закупки оружия и военной техники в России порядка 7 млрд долларов. В Вашингтоне давно поняли, что конфронтация с Тегераном бьет прежде всего по экономическим интересам США. На этой волне Россия смогла захватить иранский рынок гражданской атомной энергетики, Украина строит в Иране предприятия по выпуску гражданской авиации. Тут еще наметился “провал” на оружейном направлении. Ведь наладив отношения с российскими предприятиями ВПК, Иран на многие годы попадет в оружейную зависимость от России. А при таком раскладе США на этом рынке места не найдется.
Известия 25 августа 2001г.
|