Российский ВПК будет "отстроен" по американской модели. Именно такой вывод напрашивается после того, как корреспонденту "Итогов" удалось ознакомиться с программой реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса (так теперь в официальных бумагах принято называть ВПК), одобренной недавно правительством. Отныне "щит Родины" будут ковать не многочисленные НИИ, КБ, в/ч и а/я, а вертикально интегрированные холдинги наподобие американского Lockheed Martin. Представляя программу, премьер Михаил Касьянов невесело констатировал, что все предыдущие попытки реформировать "оборонку" закончились ничем. Как было при СССР 1700 предприятий ВПК (это только на территории РСФСР), так и осталось, и никакая конверсия их по большому счету не коснулась. Все они, как и прежде, полны желания ковать обороноспособность страны и требуют своей доли государственного оборонного заказа. А госзаказ у нас теперь весьма скромный, на всех не хватит, даже несмотря на то, что в 2001 году он был существенно увеличен. Эксперты прогнозируют ожесточенное сопротивление директорского корпуса "интегральной реформе" ВПК.
По словам Михаила Касьянова, в результате реформы сектор "оборонки" должен сократиться вдвое. На первом этапе, до 2004 года, будет происходить создание промышленных структур оборонного комплекса.
На втором этапе, с 2005 по 2006 год, - слияние отдельных предприятий в "глубоко интегрированные компании". В частности, в авиапроме победила модель интеграции, авторство которой приписывают гендиректору Росавиакосмоса Юрию Коптеву. В эти сроки должно быть создано два холдинга, в один из которых войдут такие предприятия, как "МиГ", "Туполев" и "Камов", в другой - "Сухой", "Ильюшин" и "Миль".
Причем тот холдинг, где главенствовать предписано Авиационному военно-промышленному комплексу (АВПК) "Сухой", считается своеобразной экспериментальной лабораторией реформы. Поэтому к нему особый интерес. В том числе и не совсем здоровый...
Первыми грандиозность перемен в "оборонке" ощутили работники жилкомхоза, отвечающие за внешний облик города: буквально все стены домов на ближних и дальних подступах к главному офису ОКБ Сухого в Москве, а также заборы, оказались заклеенными внешне безобидными объявлениями. Некая "крупная инвестиционная компания" объявила о скупке у сотрудников ОКБ и прочих физических лиц акций "Сухого". Корреспондент "Итогов" поинтересовался и выяснил, что намерения у компании весьма серьезные. За каждую акцию предлагается по 12 тысяч рублей - совсем немалая сумма для конкретного физического лица.
В ОКБ тоже обратили внимание на эту своеобразную наглядную агитацию и строят свои предположения. В частности, не исключают, что некто, прослышав о грядущих переменах и о той особой роли, которая в планах правительства предначертана АВПК "Сухой", дабы оперативно войти в совет директоров, срочно принялся собирать необходимые для этого 3% акций.
Еще одна неподтвержденная версия: за счет физических лиц пытаются пополнить свои пакеты Гута-банк и "Новые финансовые технологии и консультации", являющиеся наряду с государством (50% плюс одна акция) основными акционерами АВПК.
Так или иначе, финдиректор АВПК "Сухой" Евгения Неймеровец в беседе с обозревателем "Итогов" заключила, что обострение борьбы между акционерами, даже на "заборном" уровне, - хороший признак. Если акции скупают, значит, в будущее "Сухого" можно верить. АВПК уже теперь признанный лидер. Вся "оборонка", как известно, на 99% ориентирована на экспорт, и более 50% российского экспорта вооружений обеспечивает именно "Сухой".
Су-37 "Беркут" - на сегодня наиболее передовая разработка ОКБ Сухого (Фото: SERGEI CHIRIKOV/EPA)
Ситуацию накануне предполагаемого слияния авиапрома, Евгения Неймеровец комментирует своеобразно: "После четырех месяцев работы в должности я пришла к выводу, что в настоящее время авиационное производство - это не бизнес, а борьба самолюбий. И притом не только директорских". Ей вторит помощник президента РФ Евгений Шапошников. По его словам, ситуацию в российской авиапромышленности осложняет то, что каждое научно-производственное объединение отрасли пытается, "используя законные и сомнительные возможности, доказать, что только его продукция является самой необходимой, надежной и привлекательной".
Против интеграции выступают и главы субъектов Федерации, для многих из которых самолетостроительные заводы бюджетообразующие. Например, авиационно-производственное объединение в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО) дает до 40% налоговых поступлений в бюджет Хабаровского края.
Быть директором завода в Комсомольске-на-Амуре, обеспеченного весьма увесистым портфелем заказов, и ни от кого не зависеть - конечно, лучше, чем входить в контролируемый государством холдинг с головным офисом в Москве. Поэтому директора предприятий ВПК и региональное руководство весьма сдержанно реагирует на публичные призывы вице-премьера Ильи Клебанова объединить усилия производителей и разработчиков и собрать 1,5 миллиарда долларов на самолет пятого поколения (программа его разработки и создания в ближайшее время будет утверждена правительством РФ). Им и так хорошо. "А что будет через десять лет, будет видно", - сказал обозревателю "Итогов" представитель КнААПО.
Вырисовывается и такой сюжет. Основу ВПК составляют госпредприятия, тем не менее треть отрасли уже приватизирована. Например, "Роствертол" на 100% принадлежит частному капиталу, в том числе заграничному. На вертолетном заводе имени Миля государство владеет 31% акций, на Иркутском авиационно-производственном объединении (ИАПО) у государства только 14,7% акций... "Посмотрим, как вы сольете все это в один флакон", - говорят противники интеграции.
Между тем реформа предполагает тотальное акционирование отрасли с последующим обменом пакетов акций отдельных предприятий на доли в принадлежащих государству (50% плюс одна акция) холдингах. Отказаться от этой процедуры для владельцев того или иного завода - себе дороже. Кто не пожелает добровольно-принудительно обменять свой пакет акций на более тощий пакет акций холдинга, останется у разбитого корыта. Пока государство контролирует военно-техническое сотрудничество и распределяет госзаказ, сопротивление неуместно. Строптивым просто перекроют кислород - в смысле выхода на рынок вооружений. Сказано ведь: из 1700 предприятий ВПК почти половина - лишние.
Но вот что самое примечательное. Именно предприятия со стопроцентным госкапиталом в первую очередь не хотят акционироваться. Например, все то же КнААПО, формально входящее в холдинг "Сухого" еще с 1996 года, дошло до Высшего арбитражного суда, чтобы расторгнуть интегрированные кредитно-финансовые отношения с разработчиками одного из лучших в мире военных самолетов. Почему?
Причину, по которой многие предприятия ВПК не горят желанием акционироваться, финдиректор "Сухого" Евгения Неймеровец отлично понимает: "Одному конкретному физическому лицу по определению очень хорошо быть гендиректором унитарного госпредприятия. Ограничение только одно - он не в праве распоряжаться имуществом, которое передано ему в управление. Зато над ним нет кучи проверяющих, как над главой акционерного общества, и нет совета директоров, который может в любой момент разорвать с ним контракт".
По сути дела, реформе ВПК по Касьяному-Клебанову, хотя она еще только объявлена, уже брошен вызов. И в общем-то это вызов самому президенту. Некоторые директора и чиновники хотят жить хорошо именно сейчас и очень не хотят забивать голову планами строительства некоего самолета будущего. О нешуточном сопротивлении реформированию отрасли говорил в одном из своих последних интервью и курирующий ВПК вице-премьер Илья Клебанов. Противников реформы он назвал все тех же - директоров оборонных предприятий и глав некоторых регионов. Кстати, оппоненты правительства готовят собственные предложения по реформированию "оборонки". Над соответствующим проектом работает группа Госсовета под началом ярославского губернатора Анатолия Лисицына. Его детали авторы пока предпочитают не раскрывать. Видимо, они будут оглашены в сентябре, когда должно состояться посвященное реформированию ВПК заседание Совета безопасности.
Впрочем, основные аргументы противников правительственной программы реструктуризации отрасли известны: акционирование снизит уровень государственного контроля, ликвидация избыточных предприятий ВПК породит социальные проблемы и т. д. Главы же ряда заводов упирают на то, что благодаря экспортным контрактам их производства успешно функционируют безо всякой интеграции в рамках холдингов. Однако это не совсем так. К примеру, контракт у Новосибирского авиационно-производственного объединения на модернизацию Су-24 завершится в 2002 году, и больше за душой у завода пока что ничего нет. Иркутский завод подписал контракт с Индией, но он очень растянут во времени (до 2015-го) и не обеспечивает быстрый приход выручки. Даже наиболее благополучное КнААПО обречено на нищету без новых проектов. Рано или поздно (а скорее, рано) Су-27 и Су-30, которые сейчас делают валютную погоду, станут вчерашним днем. Зарубежные конкуренты приложат для этого все усилия. Не американцы, обещающие через пять лет запустить в серию свой истребитель пятого поколения, так Европейская авиакосмическая корпорация (EADS), которая объединила не просто заводы и научно-производственные мощности, а авиапромышленности таких не последних в самолетостроении стран, как Франция, Германия и Испания.
"Мы еще сможем посоревноваться с ними и в небе, и на авиарынке, если государство соберет волю и справится с собственными гендиректорами. Если же нет, то провалится не только реформа авиапрома, но и вся реформа оборонно-промышленного комплекса", - полагает Евгения Неймеровец.
До сегодняшнего дня одержать верх над директорским корпусом государству еще ни разу не удавалось. Как получится на этот раз, покажет не слишком далекое будущее.
|