Наш
сегодняшний собеседник - Виктор Иванович Есин. Он
родился в 1937 году в Москве. Окончил Военную
академию им. Ф. Э. Дзержинского и Военную академию
Генерального штаба. Генерал-полковник запаса.
Кандидат военных наук. С апреля 1998 г. - начальник
управления военного строительства аппарата
Совета безопасности РФ.
- Виктор Иванович, позади
важный период реформирования Вооруженных Сил. В
войсках завершены намеченные на этом временном
отрезке основные структурные преобразования.
Каково ваше видение дальнейшего строительства
военной организации государства как в целом, так
и его силовых структур?
- Напомню, что Президент России
определил два этапа военной реформы. В
рамках первого (до 2001г.) в
соответствии с задачами по обеспечению обороны
страны и безопасности государства предусмотрено
осуществить планирование, организовать и
обеспечить выполнение первоочередных
структурных преобразований, а также других
мероприятий, направленных на создание условий
для повышения качественных параметров и подъема
эффективности военной организации. В рамках
второго (2001-2005гг.) - завершить
структурные преобразования, на основе которых
обеспечить последовательный рост технической
оснащенности, энерговооруженности,
ресурсообеспеченности, профессионализма,
мобильности, других качественных параметров.
Эти хронологические рамки военного
строительства и этапность проведения военной
реформы должны выдерживаться. Призывы к
ускорению военной реформы, попытки навязывания
революционных методов военного
строительства несостоятельны, они не учитывают
реального состояния экономики России, весьма
ограниченных возможностей государства по
финансированию Вооруженных Сил, других войск.
Безусловно, при реализации
принятых решений по реформированию военной
организации приходится вносить коррективы,
обусловленные как реалиями складывающейся
военно-политической обстановки в мире, так и
внутренней обстановкой в стране. Но при этом
концептуальные направления военной реформы
остаются неизменными. Глубоко убежден: если мы
сможем выдержать эти согласованные всеми
членами Совета безопасности России и
утвержденные президентом подходы, то военная
реформа состоится, и мы будем иметь эффективную
военную организацию рационального состава.
- Все мы недавно стали
свидетелями трагических событий в Югославии.
Какие коррективы в реформирование военной
организации они внесли?
- Увы, в Югославии страны НАТО
продемонстрировали свою агрессивность,
игнорировали ООН и ОБСЕ, нарушили достигнутые с
Россией договоренности в рамках
Основополагающего акта о взаимоотношениях,
сотрудничестве и безопасности между Россией и
НАТО, развязали военную агрессию против
суверенного государства. Все это побудило
российское руководство пересмотреть ранее
принятые решения в области обеспечения
национальной безопасности, прежде всего в
военной сфере. Президентом России Борисом
Ельциным принято решение и даны соответствующие
поручения о подготовке и проведении в сентябре
этого года заседания Совета безопасности РФ, на
котором будут рассмотрены вопросы, касающиеся
внесения изменений в Концепцию национальной
безопасности, и утверждена новая военная
доктрина.
Аппаратом Совета безопасности с
привлечением необходимых федеральных
министерств и ведомств развернута работа по
подготовке соответствующих документов к
указанному заседанию. При этом мы не можем не
учитывать как положения новой стратегической
концепции НАТО, принятой в Вашингтоне в апреле
с.г., так и реальные действия стран НАТО, вставших
на путь подрыва существующей в рамках ООН и ОБСЕ
системы обеспечения международной безопасности.
Вместе с тем, как мне представляется, было бы
неправильным впадать в крайности и считать, что
Североатлантический альянс уже сейчас имеет
агрессивные планы по силовому захвату
российских территорий. Наша реакция должна быть
адекватна степени тех угроз в военной,
социальной, политической и в других сферах,
которые несут продвижение НАТО на Восток и
реальные действия этого военно-политического
блока. При этом приоритет должен быть отдан
политико-дипломатическим мерам. Необходимо
возобновить сотрудничество России с НАТО, но,
безусловно, с учетом уроков из произошедшего в
Югославии.
- Что, на ваш взгляд, можно отнести
к достижениям и недостаткам в строительстве ВС?
Каковы здесь перспективы в связи с приходом
нового кабинета министров во главе с Сергеем
Степашиным?
- Промежуточные итоги выполнения
Плана строительства и развития Вооруженных Сил
на 1998-2000 годы неоднозначны. Наряду с успехами
есть, надо признать, и серьезные неудачи, которые
обусловлены главным образом
недофинансированием Вооруженных Сил. К
сожалению, ни в 1998, ни в 1999 году на нужды
национальной обороны государство не смогло
выделить потребные средства в утвержденном
Президентом России объеме - 3,5% от ВВП. Так, в 1998 г.
эти расходы составили всего 1,9% от ВВП. И даже в
федеральном
бюджете
на 1999 г. они определены в
размере только 2,3% от ВВП.
К достижениям в строительстве ВС я
бы прежде всего отнес те преобразования, которые
позволили оптимизировать их численность,
структуру и состав. В частности, удалось
интегрировать и упразднить параллельные,
дублирующие и излишние органы и структуры.
Численность Вооруженных Сил сокращена до 1,2 млн.
военнослужащих (к началу 1998 года она составляла
1,6 млн.). РВСН, ВКС и войска РКО преобразованы в
единый вид Вооруженных Сил - Ракетные войска
стратегического назначения. С объединением ВВС и
Войск ПВО завершен переход к четырехвидовой
структуре ВС.
Оптимизированы структура,
группировки и боевой состав ВМФ на всех
стратегически важных океанских (морских)
направлениях. В Сухопутных войсках наконец-то
появились соединения постоянной боевой
готовности. Да, их пока немного - три мсд, четыре
омсбр. Но это те войска, которые способны в
кратчайшие сроки гарантированно выполнить
поставленные им боевые задачи.
Президент России по результатам
состоявшейся 2 июля с.г. встречи с руководящим
составом Вооруженных Сил, федеральных
министерств и ведомств, имеющих воинские
формирования, дал поручение Правительству РФ
продолжить процесс создания на стратегических
направлениях соединений и воинских частей
постоянной боевой готовности, обеспечив их
оснащение современными системами и средствами
разведки, автоматизированного управления и
связи, авиации, ПВО, дальнобойного высокоточного
оружия. Полагаю, что новый кабинет министров
сумеет реализовать эту задачу.
Что касается неудач, то я бы к ним
отнес серьезное отставание от запланированных
темпов повышения качественных параметров ВС,
прежде всего ресурсообеспеченности, удельных
расходов на боевую подготовку, текущее и
перспективное оснащение войск вооружением и
военной техникой.
Особо выделю вопрос социального
обеспечения. В этой сфере, несмотря на
прилагаемые усилия, коренных позитивных
изменений не достигнуто. Вместе с тем сказать,
что здесь ничего не делается, было бы
неправильным. С 1 января 1999 года впервые с 1995 года
военнослужащим повышены в 1,62 раза месячные
оклады в соответствии с занимаемыми должностями,
а с 1 июля 1999 г. - более чем в 2 раза месячные оклады
в соответствии с присвоенными воинскими
званиями. Есть определенные подвижки в вопросах
упорядочения выплаты денежного довольствия
военнослужащим и зарплаты гражданскому
персоналу, погашения накопившейся задолженности
по другим видам выплат. Однако этого явно
недостаточно.
С приходом нового кабинета
министров во главе с Сергеем Степашиным
появилась уверенность, что вопросам
совершенствования качественных параметров ВС,
других войск и воинских формирований,
социального обеспечения военнослужащих и
гражданского персонала будет уделено повышенное
внимание и положительные результаты будут более
весомыми.
- Что ж, будем надеяться... Подвижки,
особенно в последнее время, действительно есть.
Но ведь заявлялось, что люди в погонах будут
принадлежать к среднему классу нашего общества.
Насколько соответствует этому их сегодняшнее
материальное положение?
- Что ж, давайте посчитаем. Каков на
сегодня после финансового кризиса августа
прошлого года у нас уровень доходов среднего
класса? По моим наблюдениям, этот уровень
невысок, и его нельзя сравнивать с уровнем
обеспеченности среднего класса экономически
развитых государств. С другой стороны, можно ли
отнести нынешних российских людей в погонах к
среднему классу? Полагаю, что к среднему классу
нашего общества, как я уже отметил, весьма
далекого от респектабельности, возможно по
уровню обеспеченности причислить только высших
офицеров, и то не всех. На сегодня, к великому
сожалению, люди в погонах в подавляющем
большинстве живут хуже, чем общероссийский
средний класс.
Офицер и прапорщик (мичман), сержант
(старшина) и солдат (матрос) контрактной службы -
это люди, находящиеся на государственной службе,
которая с учетом ее специфики накладывает
существенные ограничения на их права как граждан
и связана с риском для жизни. Поэтому они вправе
рассчитывать на адекватное финансовое и
материальное обеспечение, комфортное жилье. Пока
же государство неспособно это обеспечить.
Из всего многообразия проблем
социального обеспечения военнослужащих
ключевыми, на мой взгляд, являются три.
Первая проблема - уровень
денежного довольствия. Я уже упоминал о принятых
и реализуемых в этом году решениях Президента и
правительства России. Однако даже с учетом
недавнего повышения окладов материальное
положение военнослужащих, особенно тех из них,
кто проходит службу в отдаленных гарнизонах, где
жены, как правило, лишены возможности работать,
остается тяжелым.
Приведу короткую справку. По данным
Госкомстата России, в феврале с.г. ежемесячные
денежные доходы на душу населения в среднем по
Российской Федерации составили 1.225,3 рубля. В
семьях же военнослужащих, состоящих из трех
человек и при неработающей жене, в среднем на
человека в месяц сейчас приходится у лейтенанта -
около 650 рублей, у подполковника - 980 рублей.
Можно ли считать такую ситуацию
нормальной? Конечно, нет.
Как я вижу решение этой проблемы
хотя бы по минимуму, исходя из экономических
возможностей государства? Это приведение
размеров денежного довольствия в полное
соответствие с положениями Федерального закона
О статусе военнослужащих.
Вторая проблема -
регулярность и полнота выплаты денежного
довольствия, зарплаты и социальных пособий.
В первом полугодии текущего года
Правительству России удалось наладить
регулярные выплаты окладов денежного содержания
военнослужащих и ежемесячных надбавок за
выслугу лет. Начато частичное погашение
накопившейся в последние три года задолженности
по другим видам выплат. Значительно стало меньше
случаев задержек с выдачей зарплаты.
Вместе с тем еще сохраняется
задолженность государства перед
военнослужащими, гражданским персоналом и их
семьями по дополнительным денежным выплатам и
социальным пособиям, предусмотренным
законодательством РФ (денежная компенсация
взамен продпайка, за поднаем жилья, на
санаторно-курортное лечение, детские пособия и
др.). Размеры этой задолженности по силовым
министерствам и ведомствам составляют около 15
млрд. рублей.
Это существенно ущемляет
материальное положение людей в погонах. К
примеру, у младших офицеров стоимость
положенного им продпайка составляет 20-25% от
размера их месячного денежного довольствия. И
тут я вновь возвращаюсь к вашему вопросу о
правительстве. Хочется надеяться, что новый
кабинет министров сможет решить ставшую уже
хронической проблему погашения задолженности
силовым министерствам и ведомствам.
Третья проблема -
обеспечение жильем военнослужащих и лиц,
уволенных с военной службы в запас (отставку).
В настоящее время в ВС, других
войсках и воинских формированиях нуждаются в
жилье более 195 тысяч человек. Очевидно, что при
таких масштабах нереально решить проблему
только за счет средств, предусмотренных
федеральным
бюджетом
по разделам
Национальная оборона и
Правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности государства.
Привлечение внебюджетных средств силовых
министерств и ведомств также кардинально не
меняет ситуацию.
В этих условиях главным
направлением в решении жилищной проблемы
является реализация федеральной целевой
программы Государственные жилищные
сертификаты (ГЖС), которой придан статус
президентской. Этой программой предусмотрено в
течение 1998-2002 годов выделить 210 тысяч жилищных
сертификатов (по 42 тысячи ежегодно). Но в прошлом
году вследствие августовского финансового
кризиса и последующего резкого увеличения (в
российских рублях) стоимости жилья выполнение
программы ГЖС было приостановлено. Успели
реализовать выданные сертификаты всего 6.191
человек (из них 4.807 военнослужащих).
Нереализованными оказались выданные 6.603
сертификата.
В апреле этого года Правительство
России приняло решение о возобновлении
программы ГЖС и постановило выдать в 1999 году 18,4
тыс. жилищных сертификатов (из них в Минобороны - 8
тыс.). Утвержден постановлением правительства
график выдачи. В целом он выполняется. Так,
Минобороны уже получило 7 тыс. сертификатов.
Возобновление программы ГЖС, пусть
пока и не в полном объеме, вкупе со
строительством домов за счет капитального
строительства и долевого участия в приобретении
квартир позволит в этом году обеспечить жильем
свыше 34 тыс. бесквартирных военнослужащих.
Конечно, этого недостаточно. Но тенденция к
улучшению налицо.
- И последний вопрос, Виктор
Иванович. Мы уже говорили о том, что
бюджет
для
армии Президентом РФ определен в 3,5% от ВВП. Это
решение обязательно для исполнения. Почему же
оно пробивает себе дорогу с таким большим трудом?
- Главная причина - затянувшийся
экономический спад, усугубляемый нерешенностью
вопросов реструктуризации внешней
задолженности России и отсрочки оплаты долгов.
3 июля с.г. в соответствии с
поручением Президента РФ председатель
правительства Сергей Степашин провел совещание
членов Совета безопасности по вопросу
финансирования ВС в 1999-2000 годах. Было признано
необходимым в ходе исполнения федерального
бюджета
на 1999 год изыскать возможность выделить
Минобороны дополнительно до 10 млрд. рублей для
обеспечения своевременных выплат личному
составу в текущем году денежного довольствия и
заработной платы в соответствии с новыми
нормами, а также для компенсации расходов,
связанных с ликвидацией задолженности по этим
видам довольствия за 1998 г.
Вместе с тем выяснилось, что
напряженная ситуация с федеральным
бюджетом
на
2000 год не позволяет выделить на национальную
оборону необходимый объем финансовых ресурсов в
размере 3,5% от ВВП. В этой ситуации совещание
признало целесообразным поручить правительству
обеспечить при формировании проекта
федерального
бюджета
на 2000 год объемы
ассигнований по разделу Национальная
оборона в части расходов на содержание
Вооруженных Сил не ниже уровня 1999 года (с учетом
ожидаемой инфляции), а также провести анализ
дополнительных источников доходов федерального
бюджета. При доработке проекта федерального
бюджета
на 2000 год они будут направлены на
финансирование закупок вооружения, НИОКР и
капитального строительства.
Выработанные на совещании СБ меры
доложены Президенту России. Он с ними согласился
и одновременно дал поручение секретарю Совета
безопасности РФ Владимиру Путину в IV квартале
с.г. организовать обсуждение вопроса о задачах,
структуре, численности и составе Вооруженных
Сил, других войск, воинских формирований и
органов с учетом прогноза их реального
обеспечения и утвержденных Основ (концепции)
государственной политики Российской Федерации
по военному строительству на период до 2005
года, обязав по результатам обсуждения
представить соответствующие предложения.
Аппарат СБ приступил к выполнению
этого поручения и совместно с аппаратом
Правительства России, заинтересованными
федеральными министерствами и ведомствами
готовит соответствующие документы.
Предварительно заседание СБ может состояться в
ноябре с.г. Мы считаем, что на нем надо подвести
итоги реформирования военной организации
государства и выработать предложения по
дальнейшему строительству всех ее компонентов,
исходя из оценки угроз военной безопасности
России и с учетом реальных ее
финансово-экономических возможностей. После
утверждения Президентом РФ этих предложений
потребуется внести необходимые изменения в
планы военного строительства. Как
представляется, они будут связаны с
корректировкой темпов преобразования военной
организации. Что касается концептуальных
направлений военной реформы, то, повторюсь, они
останутся неизменными.
“Красная звезда”
5 августа 1999 г.
|