Мы публикуем выдержки из статьи известного аналитика Ариэля Коэна, ведущего научного сотрудника Фонда "Наследие"\ Heritage Foundation, организации, которая участвует в разработке идеологии Республиканской партии США. В статье, в частности, говорится:
Ввод американских вооруженных сил в Среднюю Азию является очевидным источником раздражения для Москвы. Однако, испытывая недовольство в отношении недавнего геополитического поворота событий, российские политические и военные деятели должны признать, что они сами отчасти ответственны за военное присутствие США в регионе.
По мере того как оседает пыль, поднятая боевыми действиями в Афганистане, и независимо от того, в чем заключаются цели США в этом регионе, становится ясно, что российская армия в своем нынешнем состоянии оказалась неспособной дать адекватный ответ на глобальную угрозу со стороны талибов. Министерство Обороны и российский Генштаб почти ничего не сделали для борьбы с наркоторговлей и угрозой расширения исламского фундаментализма в Средней Азии. Неспособность ответить на эти важнейшие угрозы, возникшие за последнее десятилетие, стала одним из факторов, вызвавших цепочку событий, которые и привели к антитеррористической операции в Афганистане.
Разумеется, развертывание российской 201-й мотострелковой дивизии на таджико-афганской границе, а также поддержка Россией Северного Альянса в какой-то мере задержали экспансию исламского радикализма в Среднюю Азию. В то же время неспособность российского военного истэблишмента признать необходимость важнейших реформ снизила существовавшую в прошлом высокую степень боеготовности вооруженных сил и, по-видимому, вызовет затруднения в проведении будущих военных операций в Средней Азии.
Российская военная реформа сталкивается сразу с несколькими факторами, мешающими ее проведению.
Первое - поголовная нищета российских военных. Даже после своего роста за последние три года российский ВВП сегодня приблизительно равен годовому военному бюджету Соединенных Штатов и составляет $308 млрд. Данные о военном бюджете России являются государственной тайной, но по разным оценкам колеблются от официально объявленных $10 млрд до 50 млрд. Даже если действительность ближе к максимальным значениям, этих средств недостаточно для решения всех тех стратегических задач, которые ставят перед собой вооруженные силы России. Среди этих задач сегодня: сохранение влияния Москвы в Средней Азии, особенно вдоль таджико-афганской границы; сохранение ядерного паритета с США; и продолжение вялых военных действий в Чечне.
Второе. Подготовка и моральный дух российских вооруженных сил оставляют желать лучшего. Среди новобранцев многие страдают хроническими болезнями или имеют психические отклонения; среди них есть алкоголики и наркоманы, лица, совершившие уголовные преступления; уровень образования призывников зачастую ниже среднего. Многие военнослужащие офицерского и сержантского состава не имеют постоянного жилья. Моральный дух военнослужащих низок, они склонны к совершению мелких уголовных преступлений, в том числе занимаются торговлей оружием, иногда находящейся под контролем коррумпированных военачальников. Не секрет, что многие новобранцы используются в качестве дешевой рабочей силы, поставляемой вышестоящими офицерами на стройки и даже для работы на фабриках и в полях.
Третье. Российская армия в значительной степени остается на уровне первой половины ХХ века. Это не высокотехнологичная армия, равная по боеспособности американской. Российская военная доктрина, которую до сих пор преподают в военных училищах и военных академиях, была сформулирована в 1940-х годах и затем несколько модифицирована в 1960-х маршалом Василием Соколовским, приспособившим ее к условиям Третьей мировой войны против США. В ней предусмотрена переброска большого количества живой силы и ничего не говорится о новых военных технологиях.
После краха Советского Союза в 1991 году внутри российского военного истэблишмента продолжали обостряться разногласия между теми, кто придерживался традиционных "ракетно-стратегических" взглядов, таких, как маршал Игорь Сергеев, мысливший в категориях глобальной ядерной войны, и "генералитетом", например, в лице Анатолия Квашнина, нынешнего начальника Генерального штаба. Квашнин обещал Путину, что добьется успеха во второй чеченской кампании, однако армия вновь увязла в грязной войне с твердо убежденными в своей правоте чеченскими сепаратистами.
Содержать раздутый военный истэблишмент уже невозможно. Чтобы справиться с растущими военными угрозами в Средней Азии и других регионах, Россия нуждается в мобильных, высокотехнологичных вооруженных силах. Армия должна уметь вести боевые действия в самых разных условиях, в том числе в городах, в горах и пустынях, и обладать способностью к быстрому реагированию. Ясно также, что необходима полностью профессиональная армия, располагающая хорошо подготовленным личным составом и способная ответить на вызов радикальных исламистов и наркоторговцев.
У России отсутствуют силы, способные обеспечить даже самую обычную защиту от гипотетического нападения Китая на Дальнем Востоке. Этот сценарий до последнего времени решительно отвергался московскими стратегами. Однако в связи с набирающей обороты передачей военных технологий из России в Китай некоторые эксперты в Москве предупреждают, что Народно-освободительная армия Китая вскоре окажется более боеспособной, чем оказавшаяся без финансовой поддержки армия России. Материально-техническое снабжение российской армии после 2000 года улучшается. В то же время у России нет ясного понимания того, кто является ее противником и какой должна быть структура ее вооруженных сил.
Если прошлый опыт хоть что-нибудь значит, то нынешнюю военную реформу ожидает участь предыдущих - они увязнут в ведомственном "болоте" Министерства обороны, Генерального Штаба и не получат поддержки генералитета. Это означает, что Россия в ближайшие годы, по-видимому, не сможет оказать эффективного противодействия США в Средней Азии," - пишет Ариэль Коэн.
|