Данную проверку военных комиссариатов России Счетная палата проводила год назад, в связи с прошлым весенним призывом. Выводы оказались катастрофическими для обороноспособности нашей страны. Вот некоторые из них:
"...В настоящее время военные комиссариаты размещены в 2398 зданиях (потребность - 2404), из них 249 зданий или 10,3 % не приспособлены для служебной деятельности, 114 зданий (5,8 %) - по техническому состоянию являются аварийными...
... Для выполнения указанных задач необходимо 80 сборных пунктов и 2324 призывных пункта. Реально имеется 71 сборных и 1758 призывных пунктов (89 % и 76 %), из которых соответственно 29 и 520 зданий и помещений или 41 % и 30 % требуют капитального ремонта...
...В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 390, в Минобороны России разработана и утверждена Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 г. № 315). В Перечне исследований по освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу отсутствуют диагностика носительства ВИЧ-инфекции, выявление маркеров гепатитов В и С, а также определение наркотических средств в организме призывников. Выявление указанных категорий лиц проводится по внешним признакам с последующим направлением их в учреждения здравоохранения. Такой подход к решению проблемы не позволяет своевременно выявить группы риска граждан в полном объеме. Медицинским инструментарием для освидетельствования граждан при первоначальной постановке их на воинский учет и призыве на военную службу военные комиссариаты обеспечены на 50 % - 60 % от потребности, что отрицательно влияло на качество призыва....
...Более 50 % военнослужащих, находящихся в запасе и предназначенных в войска (силы), не способны в установленные сроки восстановить свои навыки по выполнению функциональных обязанностей военного времени. Проведение дополнительных занятий в особый период увеличит сроки боевого слаживания и приведения в боевую готовность соединений и воинских частей до 30 и более суток, что может отрицательно повлиять на исход выполнения задач, связанных с обороной государства..."
За прошедший год немало копий было сломано вокруг военной реформы нового гражданского министра обороны РФ Сергея Иванова, увеличения бюджетного финансирования отечественных вооруженных сил и т. д. Сейчас в разгаре новый весенний призыв. Стоит ли удивляться, если его итоги также окажутся плачевными. Ведь с тех пор мало что изменилось.
Отчет о результатах проверки исполнения федерального бюджета за январь - апрель 2001 года в части финансирования военных комиссариатов Российской Федерации
Цель проверки:
Определение полноты финансирования расходов на содержание военных комиссариатов Российской Федерации, эффективности и целесообразности использования полученных бюджетных средств.
Проверкой охвачено 6 объектов.
Результаты проверок всех объектов оформлены отдельными актами, с содержанием которых ознакомлены должностные лица, ответственные за использование бюджетных средств и федеральной собственности. Все акты подписаны без замечаний.
Проверка проведена в соответствии с Программой, утвержденной Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 1 июня 2001 г. (протокол № 23 (259).
В ходе проверки проанализировано выполнение законодательных, иных нормативных актов и других руководящих документов согласно прилагаемому Перечню (приложение № 1 к отчету, приложение в Бюллетене не публикуется)).
Все затребованные документы, необходимые для проведения проверки, представлялись своевременно. Случаев отказа в их предоставлении не было.
I. Общие положения
Основные принципы создания системы военных комиссариатов Российской Федерации (далее - военные комиссариаты), их подчиненность, задачи, подотчетность, содержание и обеспечение, а также порядок их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определены Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1372.
В своей работе военные комиссариаты руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военные комиссариаты совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления непосредственно решают вопросы в области обороны Российской Федерации путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления (поставки) в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также осуществляют социальное обеспечение военных пенсионеров.
Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создает на их территории военные комиссариаты, которые входят в состав военных округов и Балтийского флота.
Организацию деятельности военных комиссариатов Российской Федерации осуществляет Генеральный штаб через организационно-мобилизационные управления военных округов (флота).
Положением о военных комиссариатах определено, что все военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также расчетные счета в банке.
Военный комиссар субъекта Российской Федерации подчиняется заместителю начальника штаба по организационно-мобилизационной работе военного округа (флота) и организует взаимодействие военного комиссариата с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На военных комиссаров субъектов Российской Федерации возложено руководство финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществление контроля за расходованием материальных и денежных средств подчиненными военными комиссариатами.
II. Структура военных комиссариатов
Во исполнение решений Генерального штаба на территории Российской Федерации создано 2404 военных комиссариата, в том числе 80 республиканских, краевых и областных и 2324 районных и городских.
Военные комиссариаты содержатся по штатам, утверждаемым Генеральным штабом. Комплектование штатных должностей военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.
Для военных комиссариатов установлен лимит штатной численности военнослужащих - 18,3 тыс. должностей, гражданского персонала - 55,0 тыс. должностей. Укомплектованность составила по военнослужащим 95 %, гражданскому персоналу - 98 %, что в целом соответствует аналогичным средним показателям для воинских учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. № 649с и директивой Министра обороны Российской Федерации от 12 июня 1999 г. № 314/1/0410 весь личный состав военных комиссариатов содержится сверх установленной штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации.
III. Состояние материального, технического и финансового обеспечения военных комиссариатов
В соответствии с Конституцией Российской Федерации оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральным законом "Об обороне" (статья 26) определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.
Однако, согласно Указу Президента Российской Федерации 1999 г. № 1372 материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что в определенной мере противоречит указанным законодательным актам.
Кроме того, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности (статья 16) и медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу (статья 30), предусмотрено осуществлять за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок был определен только через три года после принятия закона постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 157 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В соответствии с данным Порядком финансирование расходов медицинских учреждений, содержащихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, при осуществлении лечебно-оздоровительных мероприятий и проведении медицинского обследования граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности осуществляется за счет средств, выделяемых субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.
Настоящим постановлением Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано предусматривать в проектах федерального бюджета, начиная с 2002 года, необходимые ассигнования для финансирования мероприятий по исполнению гражданами Российской Федерации воинской обязанности.
Таким образом, в нарушение Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" финансирование указанных видов расходов (с марта 1998 года до момента окончания настоящей проверки - июнь 2001 года) за счет средств федерального бюджета не осуществлялось. Затраты при осуществлении лечебно-оздоровительных мероприятий и проведении медицинского обследования граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности в проверенном периоде несли субъекты Российской Федерации и отдельные организации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1372 на Минобороны России возложено обеспечение военных комиссариатов вооружением, боеприпасами, военной техникой, горюче-смазочными материалами, другими видами довольствия и материальными средствами через соответствующие довольствующие органы военного округа (флота) по месту нахождения в объеме штатно-табельной потребности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
- обеспечивают военные комиссариаты служебными зданиями, отвечающими установленным санитарным и техническим требованиям, подсобными и хозяйственными помещениями с необходимым имуществом и инвентарем, помещениями под пункты управления, специально оборудованными призывными и сборными пунктами, оснащенными инструментарием и медицинским имуществом, необходимым для медицинского освидетельствования, техническими средствами для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан;
- осуществляют текущий и капитальный ремонт выделенных зданий, помещений и оплачивают коммунальные услуги;
- содержат персонал, обслуживающий военные комиссариаты, призывные и сборные пункты;
- выделяют по представлении необходимых документов денежные средства:
- организациям - для обеспечения работы аппарата военного комиссариата, совершенствования и использования его базы мобилизационного развертывания;
- организациям связи, районным и городским узлам связи - за использование военными комиссариатами всех видов связи (телефонной, телеграфной, радио, прямых каналов и линий связи), поддержание системы связи и оповещения в исправном состоянии;
- предприятиям - за использование транспорта для доставки граждан, призванных на военную службу, на сборные пункты и граждан, пребывающих в запасе, на пункты сбора в период призыва и в целях проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыванию, а также мероприятий по мобилизации;
- на выплату средней заработной платы и командировочных расходов медицинскому персоналу и техническим работникам в период первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва их на военную службу.
Кроме того, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять военным комиссариатам жилые помещения для проживания военнослужащих и членов их семей по нормам, установленным законодательством Российской Федерации.
Расходы на содержание военных комиссариатов отдельной статьей или видом расходов в действующей бюджетной классификации Российской Федерации не выделены.
В связи с этим финансирование указанных расходов за счет средств федерального бюджета осуществляется в разрезе соответствующих статей сметы Минобороны России (денежное довольствие, заработная плата, продовольственное обеспечение и т.д.), а из бюджетов субъектов Российской Федерации - по разделу 30 "Прочие расходы".
Противоречивость действующего законодательства в вопросах организации материально-технического снабжения и финансирования военных комиссариатов оказывает негативное влияние на уровень их обеспеченности различными видами ресурсов, не способствует качественному решению задач, стоящих перед этими территориальными органами Минобороны России.
Фактическое обеспечение военных комиссариатов за счет средств федерального бюджета в 2000 году и январе-апреле 2001 г. характеризуется следующими данными.
На содержание военных комиссариатов было направлено в 2000 году 2687,1 млн. рублей, январе - апреле 2001 года - 1244,8 млн. рублей, или соответственно 77 % и 26 % от заявленной ими годовой потребности (3490,0 млн. рублей и 4800,0 млн. рублей).
Из поступивших бюджетных средств направлено на выплату денежного довольствия и заработной платы личному составу в 2000 году 2442,9 млн. рублей, январе - апреле 2001 года - 990,3 млн. рублей (91 % и 80 % соответственно).
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на содержание военных комиссариатов было выделено в 2000 году 728,4 млн. рублей, январе - апреле 2001 года - 303,4 млн. рублей, или соответственно 50 % и 54 % от потребности в ресурсах по закрепленной номенклатуре снабжения, в том числе на первоначальную постановку граждан на воинский учет и призыв на военную службу 128,0 млн. рублей и 56,1 млн. рублей соответственно.
Финансирование проверенных военных комиссариатов в 2000 году из бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (местных бюджетов) и использование этих средств характеризуются следующими данными:
(млн. руб.)
Источники
финансирования военных комиссариатов и направления
использования денежных средств |
Военные
комиссариаты |
Города
Москвы |
Московской
Области |
Самарской
области |
Саратовской
области |
Потребность в денежных
средствах на 2000 год |
55,0 |
47,2 |
40,2 |
39,0 |
Выделено из бюджета
города, Субъектов РФ и местных бюджетов
- в процентах от потребности |
46,9
85 |
22,7
48 |
27,2
68 |
15,0
38 |
Израсходовано, в том
числе на: |
46,9 |
22,7
|
27,2 |
15,0 |
Капитальный и текущий
ремонт зданий, помещений |
15,8 |
10,2 |
10,0 |
- |
Оплату коммунальных
услуг |
6,6 |
6,2 |
7,2 |
6,6 |
Выплату заработной
платы вспомогательному персоналу |
2,8 |
1,0 |
3,0 |
2,7 |
Оплату транспортных
услуг и связи |
2,7 |
0,8 |
2,1 |
2,5 |
Оплату текущих
расходов и закупку товаров |
4,6 |
0,3 |
2,9 |
1,8 |
Издание "Книги
Памяти" |
- |
2,3 |
- |
- |
Оплату жилья |
7,9 |
- |
- |
- |
Прочие
расходы |
6,5 |
1,9 |
2,0 |
1,4 |
Недостаточное выделение средств из федерального бюджета и бюджетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позволяло должным образом решать возложенные на военные комиссариаты задачи и создавало проблемы в доведении до личного состава положенных видов довольствия.
Приоритетное направление бюджетных средств на оплату труда личного состава привело к недофинансированию других расходов (мобилизационная и вневойсковая подготовка, оплата транспортных и других услуг).
Проверкой военных комиссариатов города Москвы, Московской, Самарской и Саратовской областей установлено, что финансирование указанных расходов в 2000 году и январе - апреле 2001 года осуществлялось по остаточному принципу. В результате, потребности удовлетворялись на уровне от 1 % до 50 %, а на общехозяйственные, культурно-просветительные и другие расходы денежные средства не выделялись.
Серьезные проблемы существуют в обеспечении военнослужащих военных комиссариатов жильем. В настоящее время 5,2 тыс. офицеров и прапорщиков, или 29 % от списочной численности военнослужащих, не имеют квартир.
В связи с недостаточным финансированием установленных действующим законодательством для военнослужащих социальных и компенсационных выплат задолженность по ним на 1 июля 2001 г. составила 9,8 млн. рублей, в том числе 5,9 млн. рублей за 2000 год.
По состоянию на 1 июля 2001 г. не погашена кредиторская задолженность 1996-2000 годов в сумме 36,0 млн. рублей за предоставленные военным комиссариатам услуги связи с абонентами, находящимися за пределами административно-территориальных образований. По указанной причине имели место случаи ареста счетов военных комиссариатов за несвоевременное погашение долгов в Ленинградском и Приволжском военных округах, а в арбитражных судах Республики Коми, Псковской и Пензенской областях в настоящее время рассматриваются дела по взысканию с Минобороны России задолженности в пользу местных узлов связи.
Вследствие недостаточного выделения средств на содержание военных комиссариатов из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов образовалась кредиторская задолженность перед организациями за выполненные работы и оказанные услуги. По военным комиссариатам Московской, Саратовской и Самарской областей на 1 июля 2001 г. она составила 16,5 млн. рублей (соответственно 0,9 млн. рублей, 3,5 млн. рублей, 12,1 млн. рублей), в том числе 11,7 млн. рублей за 2000 год. Основная сумма задолженности числится за коммунальные услуги - 9,2 млн. рублей, выполненные работы по текущему и капитальному ремонту зданий и служебных помещений - 5,7 млн. рублей, услуги связи - 0,6 млн. рублей.
В Самарской области кредиторская задолженность медицинским учреждениям, за осуществленные в период с марта 1998 года по июнь 2001 года лечебно-оздоровительные мероприятия и проведение медицинского обследования граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности составила 66,0 млн. рублей.
Обеспеченность военнослужащих военных комиссариатов Московской области вещевым имуществом по состоянию на 1 июля 2001 г. составляла от 4 % до 14 % от потребности. До установленных норм снабжения недоставало более 6,5 тысяч предметов вещевого имущества, полностью оно отсутствовало для военнослужащих женского пола. Аналогичное положение с обеспечением вещевым имуществом военнослужащих сложилось и в других военных комиссариатах Российской Федерации.
При потребности военных комиссариатов в горючем на 2000 год в количестве 9,7 тыс. тонн, фактически было выделено 1,7 тыс. тонн, или 17 процентов.
Недостаточно обеспечены военные комиссариаты средствами связи и управления (недостает аппаратуры оповещения - 31 %, радиостанций - 57 % и др.).
Военные комиссариаты располагаются в нежилых зданиях, предоставленных им органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в оперативное управление или в аренду (без взимания платы).
В настоящее время военные комиссариаты размещены в 2398 зданиях (потребность - 2404), из них 249 зданий или 10,3 % не приспособлены для служебной деятельности, 114 зданий (5,8 %) - по техническому состоянию являются аварийными.
Наиболее тяжелое положение с размещением военных комиссариатов в Сахалинской области, где в аварийном состоянии находятся 37 % зданий, Оренбургской и Свердловской областях - по 20 %, в Новосибирской области - 10 процентов.
Выделенные военным комиссариатам в ряде случаев здания и служебные помещения из-за недостаточной их площади не обеспечивали нормальные условия работы и не отвечали установленным санитарным нормам.
Так, проверкой Центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области установлено, что в его архиве находилось на хранении более 200,0 тыс. личных дел военных пенсионеров. Имеющиеся помещения не обеспечивают нормальные условия хранения личных дел и работы с ними (высота стеллажей около 5 метров, расстояния между ними не отвечают требованиям пожарной безопасности, более 30,0 тыс. дел хранятся в проходах между стеллажами).
В Самарской области из выделенных 44 нежилых зданий 40 % не отвечают установленным санитарным нормам и техническим требованиям (3 здания постройки 1892, 1917 и 1938 годов находятся в аварийном состоянии, 14 - требуют капитального ремонта и т. д.). Не обеспечено размещение и не созданы нормальные условия для работы военно-врачебной комиссии.
Военные комиссариаты Саратовской области расположены в нежилых зданиях, в основном, 1900-1960 годов постройки. Ремонт служебных зданий не проводился в течение десяти лет. Денежные средства в незначительных суммах выделялись лишь на косметический ремонт отдельных помещений. Имеющиеся здания (площади) военных комиссариатов не соответствуют санитарным требованиям и, в основном, находятся в запущенном состоянии.
Из 19 зданий военных комиссариатов Чеченской Республики 6 зданий разрушено полностью, а оставшиеся 13 зданий требуют капитального ремонта.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. № 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" для обеспечения призыва, организованной отправки призывников к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) призывников, передачи их представителям воинских частей, решением органа исполнительной власти субъекта Российской федерации выделяются и оборудуются помещения и территории (далее - сборный пункт).
Для выполнения указанных задач необходимо 80 сборных пунктов и 2324 призывных пункта. Реально имеется 71 сборных и 1758 призывных пунктов (89 % и 76 %), из которых соответственно 29 и 520 зданий и помещений или 41 % и 30 % требуют капитального ремонта.
Так, в Сибирском военном округе не имеют сборных и призывных пунктов 37 % военных комиссариатов, в Ленинградском военном округе - 26 %, Северо-Кавказском военном округе - 15 % военных комиссариатов. Не лучшим образом обстоят дела в Курганской области (не имеют призывных пунктов 65 % военных комиссариатов), Новгородской области (58 %), Алтайском крае (55 %), Омской области (47 %) и Псковской области (45 процентов).
Кровля зданий, системы отопления и канализации сборного пункта Московской области находятся в аварийном состоянии. Для проведения капитального ремонта, оборудования охранной сигнализацией и системой наблюдения, обеспечения служебных помещений, столовой и гостиницы необходимым имуществом и оборудованием денежные средства в 2001 году не выделялись. Сроки эксплуатации медицинского оборудования для проведения медицинского освидетельствования, в основном, истекли.
С 1999 года ведется капитальный ремонт здания и дооснащение медицинским оборудованием сборного пункта Самарской области. В настоящее время в нем отсутствуют помещения для санитарной обработки, изолятора, санитарного пропускника с дезинфекционными камерами и проведения дактилоскопической регистрации призывников.
Сборный пункт Саратовской области не оснащен медицинским оборудованием, а также техническими средствами для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников. Помещения пункта требуют капитального и текущего ремонта.
Отсутствие в 2000 году финансирования из федерального бюджета расходов на проведение военных сборов с гражданам Российской Федерации, пребывающими в запасе, привело к ухудшению качественного состояния военно-обученных людских мобилизационных ресурсов.
Более 50 % военнослужащих, находящихся в запасе и предназначенных в войска (силы), не способны в установленные сроки восстановить свои навыки по выполнению функциональных обязанностей военного времени. Проведение дополнительных занятий в особый период увеличит сроки боевого слаживания и приведения в боевую готовность соединений и воинских частей до 30 и более суток, что может отрицательно повлиять на исход выполнения задач, связанных с обороной государства.
Кроме того, не проведение военных сборов негативным образом влияло и на подготовку кадровых офицеров, которые в значительной мере утратили навыки в проведении практических мероприятий по отмобилизованию соединений и воинских частей. Так, на момент настоящей проверки по данным Генерального штаба в батальонном звене подготовленные должным образом для решения указанных задач офицеры отсутствуют, а в полковом (бригадном) их остались единицы.
В 2001 году на проведение военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе, при фактической потребности 416,0 млн. рублей, предусмотрено выделение Минобороны России из федерального бюджета лишь 50,0 млн. рублей, что позволит подготовить не более 10 % - 12 % специалистов от запланированного количества.
Так, например, по плану подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса (директива командующего войсками Московского военного округа от 29 декабря 1999 г. № 5/2/02654) на военный комиссариат Московской области возлагался призыв в 2000 году на учебные сборы 1705 человек для подготовки по дефицитным специальностям. Фактически было призвано только для МВД России 158 человек, или 9,3 процента.
В 2001 году запланирован призыв на учебные сборы 760 человек (директива от 5 января 2001 г. № 5/2/016). На 1 июля текущего года было призвано 70 человек (9,2 %), в том числе для Минобороны России - 25 человек, МВД России - 45 человек.
В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 390, в Минобороны России разработана и утверждена Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 г. № 315). В Перечне исследований по освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу отсутствуют диагностика носительства ВИЧ-инфекции, выявление маркеров гепатитов В и С, а также определение наркотических средств в организме призывников. Выявление указанных категорий лиц проводится по внешним признакам с последующим направлением их в учреждения здравоохранения. Такой подход к решению проблемы не позволяет своевременно выявить группы риска граждан в полном объеме.
Медицинским инструментарием для освидетельствования граждан при первоначальной постановке их на воинский учет и призыве на военную службу военные комиссариаты обеспечены на 50 % - 60 % от потребности, что отрицательно влияло на качество призыва. Только в течение 2000 года из Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию здоровья досрочно уволено 1,3 тыс. человек, или 0,3 % из числа прибывших для прохождения военной службы военнослужащих.
Оснащение военных комиссариатов техническими средствами профессионального психологического отбора начало осуществляться только с 2000 года (ранее указанные мероприятия проводились с использованием бланковых методик). В проверенном периоде в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации поставлено 56 комплектов упрощенных вариантов автоматизированного рабочего места специалиста профессионального отбора (КПУ АРМ СПО "Отбор").
Принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1030 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы" из-за недостаточного финансирования из бюджетов всех уровней также не дали ожидаемых результатов.
Только в Самарской области в ходе весеннего призыва на военную службу в 2001 году выявлен 501 гражданин, употребляющий наркотические средства, с носителем ВИЧ-инфекции - 274 человека. В 2000 году возвращено из войск 13 военнослужащих с носителем ВИЧ-инфекции и 8 больных наркоманией.
IV. Состояние контроля за использованием бюджетных средств
Контроль за использованием бюджетных средств, выделенных военным комиссариатам, осуществлялся контрольно-ревизионными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и военных округов.
Документальные ревизии финансово-хозяйственной деятельности подчиненных военных комиссариатов проводились в соответствии с ежегодными планами, утвержденными военными комиссарами субъектов Российской Федерации. Фактов некачественного проведения ревизий в проверенных военных комиссариатах не выявлено.
Выводы
Материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов осуществлялось в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1372 Министерством обороны Российской Федерации, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что не в полной мере соответствует Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "Об обороне".
В течение трех лет Правительством Российской Федерации не выполнялись требования Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в части финансирования за счет средств федерального бюджета расходов по медицинскому освидетельствованию и проведению лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, и медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Соответствующий порядок финансирования этих расходов был утвержден Правительством Российской Федерации лишь в марте текущего года и будет применяться только с 2002 года.
Расходы на содержание военных комиссариатов отдельной статьей или видом расходов в действующей бюджетной классификации Российской Федерации не выделены.
В связи с этим финансирование указанных расходов за счет средств федерального бюджета осуществляется в разрезе соответствующих статей сметы Минобороны России (денежное довольствие, заработная плата, продовольственное обеспечение и т.д.), а из бюджетов субъектов Российской Федерации - по разделу 30 "Прочие расходы".
Противоречивость действующего законодательства в вопросах организации материально-технического снабжения и финансирования военных комиссариатов оказывает негативное влияние на уровень их обеспеченности различными видами ресурсов, "размывает" ответственность различных органов государственной власти в данной области и не способствует качественному решению задач, стоящих перед этими территориальными органами Минобороны России.
Отсутствие в 2000 году финансирования из федерального бюджета расходов на проведение военных сборов с гражданами Российской Федерации, пребывающими в запасе, привело к ухудшению качественного состояния военно-обученных людских мобилизационных ресурсов.
Более 50 % военнослужащих, находящихся в запасе и предназначенных в войска (силы), не способны в установленные сроки восстановить свои навыки по выполнению функциональных обязанностей военного времени. Проведение дополнительных занятий в особый период увеличит сроки боевого слаживания и приведения в боевую готовность соединений и воинских частей до 30 и более суток, что может отрицательно повлиять на исход выполнения задач, связанных с обороной государства.
Ограниченное выделение бюджетных средств на проведение указанных мероприятий в 2001 году не позволит выполнить поставленные Президентом Российской Федерации задачи в данной области.
Такое положение свидетельствует об устойчивом дисбалансе между объемами задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации по подготовке мобилизационных ресурсов государства, и фактическими ассигнованиями, выделенными на указанные цели. Данное противоречие не устранено и в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Недостаточное финансирование за счет средств федерального бюджета расходов на медицинское освидетельствование, медицинское обследование и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности крайне негативно отражается на качестве призывных ресурсов, поступающих в Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска.
Проведение освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу по внешним признакам, отсутствие диагностики носительства ВИЧ-инфекции, выявления маркеров гепатитов В и С, а также определения наркотических средств в организме призывников не позволяет своевременно выявить группы риска граждан в полном объеме.
По указанной причине только в течение 2000 года из Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию здоровья было досрочно уволено 1,3 тыс. военнослужащих, прибывших для прохождения военной службы.
Обеспеченность военных комиссариатов медицинским инструментарием для освидетельствования граждан при первоначальной постановке их на воинский учет и призыве на военную службу на уровне 50 % - 60 % от потребности также отрицательно влияло на качество призыва.
Концентрация основной части выделенных средств на оплату труда военнослужащих и гражданского персонала привела к остаточному финансированию других расходов военных комиссариатов, которые удовлетворялись в 2000 году на уровне от 1 % до 50 % от потребности.
Систематическое недофинансирование крайне усложняло доведение до военнослужащих установленных действующим законодательством социальных и компенсационных выплат, задолженность по которым на 1 июля 2001 г. составила 9,8 млн. рублей.
Серьезные проблемы существуют в обеспечении военнослужащих военных комиссариатов жильем.
Не погашена кредиторская задолженность за 1996 - 2000 годы за предоставленные военным комиссариатам услуги связи с абонентами, находящимися за пределами административных округов, в сумме 36,0 млн. рублей.
В результате недостаточного финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов образовалась кредиторская задолженность перед организациями за оказанные услуги и выполненные работы только по проверенным военным комиссариатам в сумме 16,5 млн. рублей.
Минобороны России не обеспечило военные комиссариаты в полном объеме материально-техническими средствами, наличие которых было значительно ниже установленных норм и штатно-табельной потребности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не в полном объеме обеспечили военные комиссариаты служебными зданиями, отвечающими установленным требованиям, специально оборудованными призывными и сборными пунктами.
В целях реализации результатов проверки, полагал бы необходимым направить:
1. Представления Счетной палаты Российской Федерации Министру обороны Российской Федерации для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
2. Отчет о результатах проверки - в Совет Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Информационное письмо Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации.
4. Результаты проверки довести установленным порядком до средств массовой информации.
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации
А. А. Пискунов
Агентство федеральных расследований
03.04.2002
|