Несмотря на окончание холодной войны, прекращение прямой военной конфронтации Восток-Запад, обеспечение внешней военной безопасности продолжает оставаться актуальной задачей, стоящей перед Российским государством. Ее решение зависит от множества различных факторов и прежде всего от реалий геополитической обстановки, сложившейся на рубеже XXI века.
Окончание холодной войны ликвидировало военное противостояние двух противоположных социальных систем. На смену биполярному миру приходит многополюсная система международных отношений. Казалось бы, человечество получило реальную возможность покончить с гонкой вооружений, разработкой новых видов оружия, существованием мощных армий, реально избавиться от опасности военных катаклизмов.
Политические реалии современного мира свидетельствуют о том, что положительные тенденции в развитии международных отношений еще не стали необратимыми. В этих условиях военный и военно-технический элементы по-прежнему остаются важнейшими составными частями системы обеспечения национальной безопасности любой страны и России в том числе.
Поэтому обеспечение безопасности Российской Федерации непременно предполагает формирование современных взглядов на способы предотвращение войны, военное строительство, техническое оснащение войск и подготовку их к ведению боевых действий.
Наметившаяся тенденция к ослаблению военного противостояния пока не сделала мир более безопасным. Если новая глобальная война сейчас не грозит мировому сообществу, то нельзя не опасаться самых тяжелых последствий в случае возникновения и разрастания "малых" и "средних" войн. Произошла определенная трансформация характера и уровня военных угроз в мире в сторону снижения уровня, реальности и срочности этих угроз. В первую очередь снизилась опасность от напряженного противостояния ядерных держав - России и США.
Руководство СССР (России) осуществило широкомасштабные односторонние действия, связанные с выводом главной группировки Вооруженных Сил из стран Центральной и Восточной Европы. Был ликвидирован Варшавский Договор. Однако адекватных действий со стороны США и НАТО не последовало. Процесс сокращения ядерных и обычных вооружений, на основании договорных обязательств, снизил военный и, прежде всего, ядерный потенциал сторон в количественном отношении, однако темпы производства и замены в недалеком будущем устаревших СНВ России являются настолько низкими, что говорить о примерном равенстве стратегических ядерных сил России и США в ближайшие годы вряд ли будет возможно. Возникает острая проблема повышения боевой готовности российского ядерного потенциала в целом. В том же плане можно судить о состоянии и развитии обычных средств поражения, в особенности высокоточного оружия (ВТО), военной техники, связанных с применением новейших технологий и процессов, основанных на использовании новых физических принципов.
Следует отметить, что Россия, обладая высоким научно-техническим потенциалом в ряде областей новых технологий, отстает от ведущих стран мира в развитии электроники, компьютерных технологий, связи, управления.
Вместе с тем нет никаких гарантий, что уровень военной опасности не будет повышен в более далекой перспективе. Это обуславливается:
- во-первых, появлением новых центров силы, неопределенностью, слабой предсказуемостью их целей и действий;
- во-вторых, столкновение интересов различных стран в зоне распавшейся на отдельные слабые государства мощнейшей сверхдержавы, которой являлся СССР;
- в-третьих, смещением векторов угроз, латентным возрастанием напряженности по оси "Север - Юг";
- в-четвертых, отсутствием эффективных региональных систем безопасности, сориентированных на нужды многополярного мира.
Следует добавить, что разрушительные региональные войны будут по-прежнему представлять опасность, которая может еще более возрасти в результате увеличения вооруженных сил региональных держав, распространения по миру новейших вооружений. При этом расширяющееся производство вооружений делает их доступными для небольших государств, что сокращает разрыв между ними и наиболее развитыми странами.
Одним словом, человечество втягивается в процесс формирования принципиально иной системы международной, в том числе военной безопасности. Скорее всего на период первой четверти XXI столетия военная мощь останется необходимой основой глобального равновесия, хотя она возможно станет менее заметной и будет проявляться по-разному.
В мировом сообществе все еще существуют государства, обладающие огромными группировками вооруженных сил, не стихают, а усиливаются территориальные споры, которые могут наравне с национально-этническими, религиозными и другими конфликтами стать причинами новых войн. К этому следует добавить, что внешняя политика некоторых государств может резко измениться под влиянием смены руководства, внутренних экономических и политических кризисов. Нельзя сбрасывать со счетов возможность несанкционированного применения ядерного оружия в результате технических ошибок, неполадок и сбоев. Известно, например, что с января 1979 г. по июль 1980 г. американская система раннего предупреждения выдала около 4000 первичных ложных сигналов тревоги.
В этих условиях военная сила сохраняет свою функцию конечного гаранта в вопросах защиты от агрессии, подрывных акций и поддержания территориального статус-кво и целостности государства, обеспечения национального суверенитета.
Россия является крупной ядерной державой, а учитывая отношение к ядерному оружию в мире можно утверждать, что в обозримой перспективе оно сохранится.
Ядерные державы рассматривают это оружие как главную гарантию своей безопасности в неопределенном и в высшей степени милитаризованном мире. Отсюда - отсутствие их желания полной ликвидации ядерных арсеналов в ближайшем будущем.
Государства, которые были в относительной безопасности в биполярном мире, теперь вынуждены переосмысливать свои доктринальные положения по обеспечению национальной безопасности. Важное место в этом процессе государства, имеющие ядерные материалы и технологии, отводят ядерному оружию, обладание которым может изменить их стратегическое положение а региональном и глобальном масштабе. В этом, на наш взгляд, одна из причин возможного значительного расширения числа стран, стремящихся к обладанию ядерным оружием. Не исключена опасность прихода к власти в новых "ядерных государствах" иррациональных политиков, а также попадания ядерного оружия в руки негосударственных формирований, решающих свои задачи через ядерный терроризм и шантаж.
Полный отказ от ядерного оружия в современных условиях, при отсутствии эффективной системы международной безопасности, вероятнее всего приведет не к снижению, а к повышению опасности развязывания военных конфликтов. При этом уровень сдерживания военных конфликтов, ведущихся с применением обычных средств поражения, резко снизится, что в условиях формирования новых полюсов силы приведет к возрастанию опасности развязывания вооруженной агрессии.
Полный отказ от ядерного оружия в современных условиях, при отсутствии эффективной системы международной безопасности, вероятнее всего приведет не к снижению, а к повышению опасности развязывания военных конфликтов. При этом уровень сдерживания военных конфликтов, ведущихся с применением обычных средств поражения, резко снизится, что в условиях формирования новых полюсов силы приведет к возрастанию опасности развязывания вооруженной агрессии.
Серьезное влияние на количество и характер средств вооруженной борьбы могут оказывать международные переговоры в области ограничения и сокращения вооружений и вооруженных сил. Влияние переговоров по ограничению и сокращению вооружений прежде всего сказывается на стратегической стабильности. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от того, какие результаты достигнуты вследствие договоренностей Необходимо отметить в этой связи следующие принципиальные моменты:
Во-первых, при том, что сами по себе переговоры - как в политическом, так и военном плане - являются стабилизирующим фактором, а также открывающим возможность сокращения вооружений. Очевидно и то, что само по себе сокращение вооружений, даже крупное, не должно быть единственной целью переговоров, если одновременно с таким сокращением угроза безопасности возрастает. Вопрос, таким образом, заключается в том, чтобы в результате достигнутых договоренностей произошло укрепление стратегической стабильности и безопасности договаривающихся сторон, которое может быть достигнуто посредством реализации ряда конкретных задач, например, путем устранения из арсенала государств наиболее дестабилизирующих систем и видов вооружений, ограничение качественного совершенствования вооружений и военной техники.
Во-вторых, международные договоренности отражают прежде всего имеющиеся в странах представления о характере военных доктрин, а также планы военного строительства.
Иначе говоря, они носят подчиненный характер, призваны реализовать имеющиеся в государствах военно-политические установки. Применительно к США такие переговоры рассматриваются в качестве составной части американской стратегии национальной безопасности, имеют откровенно вспомогательный характер по отношению к ведущемуся военному строительству.
Наконец, в-третьих, военно-политическое руководство США рассматривает переговоры с СССР (Россией) с точки зрения концепции "стратегии соперничества", т.е. как средство воздействия на военное строительство, ведущееся в России в желательном для США направлении, как средство, способное содействовать оптимизации американского военного производства и в ряде случаев как средство нейтрализации работ, ведущихся в России.
Военно-политическое руководство США и стран Запада уделяет все больше внимания развитию информационной технологии, реально оценивая ее потенциальные возможности в борьбе за достижение военного превосходства. К числу первых официальных документов по этой проблеме можно отнести директиву МО США TS 3600.1 от 21 декабря 1992 г. под названием "Информационная война", в которой прямо указано на "необходимость всестороннего учета информационных ресурсов при организации планирования и функционирования систем управления в интересах повышения эффективности действия своих войск в условиях противодействия противника".
Важнейшими составляющими концепции "Информационная война" являются: оперативная безопасность (маскировка), введение противника в заблуждение, психологические операции, электронная война и огневое поражение, которые проводятся в комплексе с глубокой и всесторонней разведкой как для дезорганизации системы управления противника, так и для защиты собственной системы управления в ходе боевых действий. При этом информация, циркулирующая в системе управления, рассматривается в качестве высокоприоритетного объекта воздействия и защиты, снижения или повышения достоверности, которая может оказать решающую роль в исходе сражения. Для Пентагона, который использует несколько сот различных информационных систем и сетей, вопросы информационной безопасности тесно примыкают к вопросам не только боевой готовности, но и прежде всего боевой эффективности систем оружия.
Как уже отмечалось, в результате окончания холодной войны ослабевает одно из определяющих условий, способствовавших возникновению угрозы применения военной силы - жесткое противостояние двух диаметрально противоположных социальных систем. В то же время в геополитическом пространстве продолжают существовать факторы, обуславливающие возможность возникновения военной опасности и угроз, что, в свою очередь, создает предпосылки для строительства вооруженных сил применительно к складывающейся военно-политической обстановке и определенной специфики оснащения войск вооружением и военной техникой.
ВОПД "Духовное Наследие" 1998
|