По идее, адаптация системы обороны России к изменившейся ситуации в стране и мире должна произойти путем реализации военной реформы, о начале которой неоднократно объявляло руководство исполнительной власти РФ. Как известно, смысл любой военной реформы заключается в приведении армии и всей системы военной организации в состояние, адекватное угрозам военной безопасности государства, о которых говорилось выше. Однако в идеологию проводимых сегодня мероприятий, официально именуемых "реформой", заложен совсем иной основополагающий принцип. В соответствии с ним, при отсутствии четко сформулированных задач, стоящих перед Вооруженными Силами и другими войсками, выдвигается по сути единственная цель - минимизировать расходы на оборону страны, ограничить военный бюджет 3-3,5% ВВП. Исходя из этого, главной задачей "реформы" стало сокращение Вооруженных Сил к концу 1998 г. до произвольно установленного уровня в 1 млн. 200 тыс. чел. Причем бюджетных средств на реализацию сокращений в соответствии с действующим законодательством, предусматривающим обеспечение увольняемых в запас жильем, выплату единовременных пособий, оплату проезда к новому месту жительства и др., выделяется заведомо недостаточно.
Другой составляющей "реформы" объявлено погашение задолженности по денежному довольствию и социальным выплатам военнослужащим, что однако и так по Конституции является прямой обязанностью государства. Эту свою обязанность президент и правительство долгое время игнорировали и лишь столкнувшись с ростом возмущения в войсках, угрожавшим утратой контроля над ситуацией в армии, вынуждены были ее признать и начали, хотя и не совсем удачно, искать какой-то выход.
Еще одним направлением "реформы" стала структурная реорганизация Вооруженных Сил, во многом отражающая существующую конкуренцию различных группировок внутри военного ведомства и иных силовых структур. В рамках реорганизации должно сократиться число видов Вооруженных Сил. Военно-космические силы (ВКС) и войска Ракетно-космической обороны (РКО) Войск ПВО уже вошли в состав РВСН. В 1998 г. произойдет передача Войск ПВО в состав ВВС. В Сухопутных войсках предполагается расформирование главкомата и передача многих функций в военные округа, число которых в 1998 г. сократится до шести. Имеются планы создания на базе округов оперативно-стратегических командований, в оперативное подчинение которым на первом этапе должны перейти все соединения сил общего назначения на территории округа, а затем, по замыслу Генштаба, который правда далеко не всеми в силовых ведомствах поддерживается, и другие вооруженные формирования, как-то:
Что же касается такого важного направления реального реформирования армии, как ее переоснащение современными вооружениями и военной техникой (ВВТ), оно, ввиду нехватки финансовых ресурсов, отложено до 2005 г. В более близкой перспективе "реформаторы" обещают сконцентрировать усилия на проведении НИОКР по созданию новых типов ВВТ, хотя реальным финансированием и это намерение никак не подкреплено. Так, в России на НИОКР официально ассигнуется в 30 раз меньше средств, чем в США, и в 10 раз меньше, чем в европейских странах НАТО. Причем следует понимать, что реальные ассигнования значительно меньше законодательно утвержденных в результате недофинансирования правительством РФ расходов на национальную оборону: за первое полугодие 1997 г. было профинансировано лишь 16,6% военных НИОКР.
Характерной особенностью "военной реформы" является келейность ее проведения исполнительной властью, даже несмотря на то, что во всех демократических странах этот вопрос - дело всего общества и прежде всего парламента. Однако в России для утверждения Федеральным Собранием так и не представлены ни Концепция национальной безопасности, ни Военная доктрина, ни Концепция военной реформы, ни План реформы Вооруженных Сил. Более того, возможности гражданского контроля над армией, транспарентность военного бюджета все более сокращаются. И это при том, что финансовое положение Вооруженных Сил продолжает ухудшаться, а деньги из федерального бюджета поступают только на выплату денежного довольствия военнослужащим, зарплаты гражданскому персоналу и продовольственное обеспечение, да и то не в полной мере.
Если в 1993 г. фактические затраты госбюджета на цели обороны составили 4,4% ВВП, в 1994 г. - 5,6%, в 1995 г. - менее 4% и в 1996 г. - 3,5%, то после объявления "реформы" в 1997 г. с учетом секвестра они ожидаются лишь на уровне 2,72%, а в 1998г. - менее 3%. И это при том, что в мировой практике нет случаев успешной реформы при уровне расходов менее 5%. В СССР в 20-е годы на военную реформу выделялись средства в пределах 6-7% ВВП.
Финансовые проблемы Вооруженных Сил президент и правительство объясняют тяжелым социально-экономическим положением. Вместе с тем даже в нынешней ситуации представляется возможность искать дополнительные ресурсы для проведения военной реформы, для чего однако необходимо изменить нынешний курс. В частности, можно было бы задействовать такой источник, как сокращение неоправданных бюджетных расходов. Так, в 1996 г. только на содержание антиконституционного института представителей президента в регионах истрачено 1 трлн. 150 млрд. руб., что сопоставимо с затратами на всю военную науку. Еще более солидный источник - наведение порядка в финансовой сфере и экспортно-импортных операциях. Так, по официальным данным, отраженным в апрельском письме Минэкономи РФ в правительство (номер 976-П), за 1992-1996 гг. вывоз капитала из России за рубеж составил 235-245 млрд. долл. Только в 1995 г. вывоз капитала превысил 6% ВВП, что больше суммарных расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность. В 1996 г. прямые и косвенные субсидии бюджета коммерческим банкам составили 6,2% ВВП, а суммарный долг по государственным казначейским обязательствам и облигациям Федерального займа превысил 12% ВВП.
Иными словами, налицо элементарное неумение и нежелание исполнительной власти РФ сделать хоть что-иибудь для финансирования военной реформы. В итоге то, что официально именуется "реформой", ни по целям, ни по задачам, ни по методам проведения, ни по выделяемым ресурсам таковой не является. По сути речь идет о профанации военной реформы, ведущей к окончательному разрушению российской армии, а вслед за ней - Российского государства.
ВОПД "Духовное Наследие" 1998
|