Наличие СЯС, обеспечивающих сдерживание ядерной и крупномасштабной неядерной агресии, вовсе не гарантирует нас от вовлечения в локальнные военные конфликты уровня "ниже ядерного порога", для участия в которых нужны военная разведка, пока еще сохраняющая свою эффективность, и силы общего назначения, находящиеся сегодня в весьма плачевном состоянии. Если брать перспективу ближайших нескольких лет, то наибольшая потребность может возникнуть в спецназе ГРУ, Воздушно-десантных войсках и в хоть сколько-нибудь дееспособной фронтовой и транспортной авиации, армейских средствах ПВО, связи, управления и радио-электронной борьбы. Это обусловлено тем обстоятельством, что в указанный период времени нельзя полностью исключать вероятность ограниченных по масштабам военных столкновений со странами "дальнего зарубежья" на территории бывшего СССР.
В 1998 г. в рамках натов-ской программы "Партнерство ради мира" на постсоветском пространстве планируется шесть крупных военных учений с участием войск США и стран Запада; 3 - на Украине. 1 - в Казахстане и 2 - в Литве. Их цель - продемонстрировать поддержку Запада местным антироссийским националистическим силам вплоть до готовности Североатлантического альянса пойти в этом направлении на применение военной силы.
Насколько известно, в 1998 г. в рамках Натобской программы "Партнерство ради мира" на постсоветском пространстве планируется шесть крупных военных учений с участием войск США и стран Запада; 3 - на Украине, 1 - в Казахстане и 2 - в Литве. Их цель - продемонстрировать поддержку Запада местным антироссийским националистическим силам вплоть до готовности Североатлантического альянса пойти в этом направлении на применение военной силы. Нельзя не обратить внимание, что сценарий как уже состоявшихся, так и планируемых учений имеет откровенно враждебную России направленность, а сами учения - это по сути освоение соответствующих ТВД и отработка механизма силового разрешения возможных межнациональных вооруженных конфликтов в СНГ и Прибалтике. Иными словами на Западе не только не исключают, но и реально готовятся к военным действиям в локальных конфликтах с прямой вовлеченностью ограниченных сил России с одной стороны, США и НАТО с другой. В ходе их можно ожидать, что на первом этапе в регион межнациональных столкновений последуют поставки западных вооружений антироссийским силам, им будет оказана помощь советниками и специалистами, произойдет засылка диверсионных групп и подразделений спецназа. На втором этапе, по замыслу, планируется применение сил радио-электронной борьбы, ВМС и ВВС (с целью обеспечения локального превосходства над ВМФ и фронтовой авиацией России, подавления ее систем информационного обеспечения, связи и боевого управления) и воздействие с воздуха по пророссийским силам и подразделениям Вооруженных Сил РФ (если таковые, в частности средства ПВО и подразделения ВДВ, окажутся в зоне конфликта) с целью их максимального ослабления. На завершающей стадии возможна высадка аэромобильных сил и морской пехоты США и НАТО в районе ведения боевых действий.
Вместе с тем следует отметить, что вероятность локальных вооруженных столкновений с силами США и НАТО все же не велика, в то время как войны совсем иного рода, в первую очередь на Кавказе и всем нестабильном Юге, не только возможны, но практически в "подавленной форме" уже ведутся. Как свидетельствует обстановка вокруг Чечни и, отчасти, в Пригородном районе Северной Осетии, Абхазии и Таджикистане, реальностью стало участие России в "вязких" конфликтах низкой интенсивности, которые периодически могут переходить в фазу высокой интенсивности и обратно. При этом в качестве наших прямых военных противников выступают не столько те или иные государства, сколько формально никем не контролируемые формирования диверсантов, террористов и просто бандитов. Это и дудаевцы, и ваххабиты, и, что не исключено в будущем, талибы, и грузинская террористическая организация "Белый Орел". Причем подразделений экстремисты уже сейчас пользуются и далее, по-видимому, будут все больше пользоваться косвенной, а подчас и прямой поддержкой США, других стран НАТО, Турции, Пакистана, Саудовской Аравии, международных фундаменталистских исламских организаций.
Вместе с тем нынешняя линия поведения российской исполнительной власти на Кавказе являет собой шарахание из одной крайности в другую, от неоправданного применения военной силы к пассивному капитулянству. В настоящий момент в регионе ведутся непонятные игры вокруг нефти, а граница с Чечней тем временем остается широко распахнутой для разбойничьих набегов чеченских боевиков. В прилегающих к "Ичкерии" регионах свирепствует бандитизм, граждан России убивают, грабят, берут в заложники. Иными словами, государство не выполняет свои прямых конституционных обязанностей по защите личности и общества. В этих условиях жители Дагестана и Ставрополья вынуждены сами защищать себя с оружием в руках, организуя отряды самообороны.
Представляется, что федеральная власть просто обязана взять ситуацию под контроль, а население - под защиту. В данной связи крайне важным и срочным является оборудование вокруг Чечни настоящей границы, непроницаемой для вооруженных банд, контрабанды оружия и наркотиков и в тоже время "прозрачной" для законопослушных граждан. Путем задействования Внутренних войск МВД, Вооруженных Сил и Погранвойск, необходимо обеспечить стабильность и безопасность в районах, прилегающих к Чечне: в Дагестане, Ставрополье, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, а также, в случае возобновления грузино-абхазского конфликта, на Кубани, в Адыгее и Карачаево-Черкесии. При этом следует иметь ввиду, что формой агрессии против России может быть как "ползучее" распространение нестабильности, терроризма, диверсий и криминального бандитизма вокруг Чечни и к северу от реки Псоу, так и вторжение многотысячных "вайнахских" вооруженных банд в Ставрополье, Дагестан и Северную Осетию с целью захвата территорий, грабежа и депортации населения.
В свете реально существующей в стране ситуации следует ожидать, что при вовлечении России в любые локальные конфликты, против сражающейся армии немедленно будет открыт "второй фронт" в форме ведения информационно-психологической войны. В качестве оружия в ней выступят как мировые, так и российские СМИ, кроме оппозиционных. Разрушительные последствия подобной информационной войны, наглядно проявились в свое время в рамках антиармейской кампании в годы "перестройки" и в ходе конфликта в Чечне. Исходя из опытаих последствия могут быть даже более серьезными, чем ущерб от действий неприятеля на поле боя. Причем обхаживание силовыми ведомствами антинациональных СМИ и отдельных журналистов будет не просто бесполезным, но даже контрпродуктивным, так как единичные проармейские репортажи и публикации не смогут повлиять на общий антиармейский тон. Наоборот, разовые патриотические выступления лишь создадут у общественности видимость объективности СМИ и тем самым добавят пораженческой пропаганде убедительности ("кредит доверия").
Наряду с локальными конфликтами, актуальной останется такая функция армии, как миротворчество в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Таджикистане и, что вероятно в будущем, в Нагорном Карабахе. В последнем случае представляется вероятным повторение боснийского сценария, где Россия, ограниченная в финансовых ресурсах, лишь обозначает свое военное присутствие и не в состоянии оказывать реальное влияние на стратегию "миротворцев". В случае Карабаха, стратегически куда более значимого для нас чем Югославия, избежать этого возможно лишь при условии, если наш контингент будет соизмерим по численности с контингентами Турции, США и НАТО. Вероятен также вынужденный уход наших войск и пограничников из Таджикистана, Абхазии и Грузии. По всей видимости в этих случаях в целях захвата оружия и заложников, российские подразделения будут подвергаться вооруженным нападениям поощряемых местными властями вооруженных банд, прикрывающихся "живым щитом" из гражданских лиц.
ВОПД "Духовное Наследие" 1998
|