Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Военная реформа
Оснащение Вооруженных Сил Российский Федерации новыми вооружениями и военной техникой и реформирование военной промышленности
Ключевая проблема повышения качества реформируемых Вооруженных Сил - обновление оружия и военной техники
    Обновление ВВТ является важнейшей задачей страны и составной частью военно-технической политики (ВТП), ибо новое оружие позволяет повысить эффективность выполнения боевых задач, компенсировать сокращение численности войск и сил флота, снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт техники, посеять сомнение у эвентуальных противников в возможности достижения ими своих целей силовыми методами и тем самым надежнее обеспечить сдерживание от использования таких методов (снизить вероятность возникновения военного конфликта или войны). В понятие "новое оружие" включаются системы и средства, поступившие на вооружение или снабжение войск за последние 8-10 лет.

Одним из важнейших требований к ВС любой страны является требование сбалансированности их состава, которое выражается в установлении рациональных пропорций между различными видами ВВТ. В каждой стране такие пропорция устанавливаются с учетом национальных особенностей, под влиянием многих, в том числе и субъективных, факторов. Однако наличие нового оружия в войсках позволяет компенсировать возможные нарушения такой сбалансированности, непрерывно происходящие в реальной жизни под влиянием различных условий и факторов. Обладание достаточным количеством новейших систем оружия позволяет добиться реальных успехов в силовом противостоянии, образно говоря, победить, не начиная войну.

При проведении военной реформы потребуется уделить большое внимание оснащению Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований со временным оружием.

Россия располагает самыми современными комплексами и системами вооружения, способными успешно конкурировать с лучшими зарубежными образцами, целый ряд образцов ВВТ имеет уникальные ТТХ. Российские системы вооружения получают высокие оценки на международных выставках оружия, растет заинтересованность иностранных государств в приобретении российского ВВТ. Наибольший интерес у иностранных партнеров вызывают российские достижения в области авиационного вооружения, бронетанкового и артиллерийского вооружения, зенитно-ракетных комплексов, стрелкового оружия. Однако оснащенность наших Вооруженных Сил и других войск современным оружием не может быть признана удовлетворительной.

Оснащение Вооруженных Сил современным оружием одна из основных целей военной реформы. В первую очередь речь вдет о системе оперативно-тактических вооружений. В состав системы оперативно-тактических вооружении для отражения агрессии на континентальных ТВД по функциональному признаку включаются боевые средства и средства обеспечения. Основу боевых средств составляют:

  • ракетно-артиллерийское вооружение;
  • авиационная техника и вооружение;
  • бронетанковое вооружение и техника;
  • вооружение и техника противовоздушной обороны.
В состав средств обеспечения входят:
  • автоматизированные системы управления;
  • системы и средства связи;
  • средства радиоэлектронной борьбы;
  • авиационные и наземные средства оперативной, оперативно-тактической и тактической разведки и др.
Современное состояние системы оперативно-тактического вооружения характеризуется следующим.
Боевые средства
На вооружении преобладают устаревшие образцы ракетных комплексов оперативно-тактического и тактического назначения (доля устаревшего артиллерийского вооружения Сухопутных войск составляет около 80%). В дивизионном и полковом звене практически отсутствуют современные образцы противотанковых ракетных комплексов.

Технические средства наземной артиллерийской разведки, в основном, старые и не удовлетворяют современным требованиям (низкая помехозащищенность, одноканальность, большие массогабаритные характеристики).

Практически все самолеты фронтовой авиации эксплуатируются более 10 лет. Доля современных самолетов в группировке (Су-24М, МР, Су-27, МиГ-29, Су-25) составляет около 40%. Однако недостатки бортового оборудования самолетов фронтовой авиации, низкий уровень многофункциональности, всепогодности и круглогодичности применения, неудовлетворительная живучесть (в т.ч. за счет высокого уровня заметности) свидетельствуют об их недостаточной эффективности.

Основу парка военно-транспортной авиации (ВТА) составляют устаревшие самолеты типа Ил-76, М, МД, Ан-22, Ан-12. До 2000 г. предполагается интенсивное списание большей их части по срокам эксплуатации. Поэтому состав парка транспортных самолетов может уменьшиться к 2000 году на 20- 25%, а к 2005 г. на 55-60%.

Находящиеся на вооружении авиации Сухопутных войск транспортно-боевые вертолеты Ми-24Д, В, П и Ми-8ТВ не отвечают современным требованиям по всепогодности и круглосуточности применения ПТУР, дальности обнаружения цели, потолку, маневренности и боевой живучести.

Производство вертолета Ми-8ТВ прекращено в 1978 г., а Ми-24П - в 1990 г.
Парк военно-транспортных вертолетов состоит из морально и физически устаревших авиационных комплексов (Ми-8Т, Ми-8МТ, Ми-6А), из которых только малая часть вертолетов выпуска после 1990 г. Современным требованиям отвечает лишь тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26- До 2000 г. может быть списано по ресурсу и срокам хранения до 60% всех устаревших военно-транспортных вертолетов.

Состояние бронетанкового вооружения в техники характеризуется значительной долей устаревших танков Т-55, Т-62, Т-64А, Т-72А. Современных танков Т-80Б и новых Т-72Б, Т-80У, Т-90 в группировке СВ лишь малая часть. Из общего количества боевых бронированных машин большую долю составляют устаревшие (БМП-1, БМД-1, БТР-60ПБ). Большинство средств автоматизации командных пунктов высших звеньев управления в формированиях Войск ПВО морально и физически устарели и требуют замены.

В радиотехнических войсках (РТВ) ПВО, создающих основу радиолокационного поля страны, доля современных и новых радиолокационных станций составляет лишь около 20-30 %. Только около 50 % командных пунктов формирований РТВ ПВО автоматизированы. Более 50% РЛС прошли от одного до трех капитальных ремонтов. Объемы поставок новых РЛС и средств автоматизации управления не компенсируют объемы списания устаревших.

Сравнительно высокая оснащенность Войск ПВО современными самолетами и автоматизированными средствами управления сохранится до 2000-2005 гг., после чего ожидается массовый выход из строя вследствие устаревания средств, поставленных в 70-80-х годах.

В тактическом звене ПВО СВ (батальон) оснащенность современным вооружением (ЗРК "Тор", ЗРПК "Тунгуска", ПЗРК "Игла") крайне низка (около 10-15%). Новые зенитные и авиационные средства ПВО, разработанные в 90-х годах, отвечают мировому уровню, но объемы серийного прояви водства этих средств для оснащения войск крайне недостаточны.

Средства обеспечения
Разведывательные части и подразделения укомплектованы современными и новыми станциями радио и радиотехнической разведки лишь на 10-15%. Существующие средства не обеспечивают радиоразведку наземвых УКВ-СВЧ источников на требуемой дальности, имеют недостаточную точность местоопределения, не обеспечивают ведение разведки перспективных линий связи.

Особо тяжелое положение сложилось в оснащении АСУ оперативно-тактяческого звена управления. Это обусловлено существовавшим традиционным подходом к приоритетному оснащению группировок войск передовых эшелонов в ущерб внутренним округам. В результате этого большая часть АСУ оперативно-тактического звена управления осталась на территории государств ближнего зарубежья, а в ВС РФ доля современных и новых средств АСУ составляет не более 10%, что влияет на уровень сбалансированяости между системами управления и боевыми средствами и, соответственио, на эффективность войсковых формирований и ВС в целом.

В целом состояние системы вооружения ВС РФ для решения задачи отражения агрессиина суше свидетельствует об острой необходимости их оснащения современными средствами вооруженной борьбы в больших масштабах.

Основная часть находящихся в войсках систем и средств связи является морально устаревшими. По своим тактико-техническим характеристикам, в первую очередь таким, как устойчивость, оперативность, пропускная способность, мобильность, помехозащищенность, они не удовлетворяют современным требованиям. До 50% из этой техники выработало свой ресурс и требует замены. Оснащенность войск РФ современными средствами связи не превышает в настоящее время 10-15%. Новых средств (выпуска после 1991 г.) в войсках крайне мало.

В целом состояние системы вооружения ВС РФ для решения задачи отражения агрессии на суше свидетельствует об острой необходимости их оснащения современными средствами вооруженной борьбы.

Система оперативно-тактических вооружений, для отражения агрессии на море
Эта система по функциональному назначению состоит из ударной (боевой), управляющей, обеспечивающей и обслуживающей подсистем.

В ударную подсистему входят подводные лодки, надводные корабли и боевые катера, летательные аппараты авиации флота, береговые ракетные и артиллерийские комплексы, противолодочное, торпедное, минное и противоминное вооружение кораблей и авиации.

Элементами управляющей подсистемы являются общефлотские, корабельные и авиационные системы управления и связи. К обеспечивающей подсистеме относятся средства всех видов разведки и освещения обстановки, средства поисково-спасательного, навигационно-гндрографического и гидрометеорологического обеспечения, радиоэлектронной борьбы и маскировки, ядерно-технического, химического и противоподводнодиверсионного обеспечения.

В состав обслуживающей подсистемы входят средства тылового, инженерного, метрологического в технического обеспечения кораблей и судов.

Большая часть кораблей флота находится в эксплуатации свыше 10-15 лет и имеет значительный физический и моральный износ. Только корабли, сданные после 1980-1985 гг., имеют эффективность, позволяющую сопоставлять их с кораблями иностранных ВМС. Доля таких кораблей в различных классах составляет от 30 до 60%.

Оснащенность ВМФ России новыми и современными кораблями, прослужившими менее половины установленного срока и не требующими заводского ремонта, крайне низка (25-40%).

Оснащенность ВМС США такой техникой достигает 70% по подводным лодкам и 60% по надводным кораблям. Низок уровень оснащенности сил ВМФ ракетным, артиллерийским, противолодочным оружием и боеприпасами, особенно по противокорабельным крылатым ракетам, противолодочным и зенитным ракетам, торпедам.

Современное состояние объектов системы управления и связи не отвечает существующим и перспективным требованиям по оперативности, помехозащищенности и надежности приема, обработки и передачи информации и сигналов боевого управления, особенно в условиях боевых действий при огневом и радиоэлектронном противодействии противника.

Сохраняется хроническое отставание в развитии средств обеспечения и обслуживания от требований, предъявляемых к ним ударными системами вооружения. Существующая система морской космической разведки и целеуказания характеризуется недостаточным охватом разведываемой акватории, вероятностью обнаружения целей, возможностями их классификации и периодичностью выдачи информации. Современное и перспективное оружие не обеспечивается надежным целеуказанием на полную дальность стрельбы.

Особенно отстает в развитии техническое обеспечение и обеспечение базирования сил флота. Количество размещаемых в ремонт кораблей и судов уменьшается из года в год. За последние пять лет оно упало более чем в 5 раз. При этом продолжительность ремонта возросла в 3-4 раза, отсутствует возможность ремонтировать крупные корабли типа авианесущих, ракетно-артиллерийских крейсеров и больших десантных кораблей.

Инженерное оборудование баз не позволяет в полной мере удовлетворять потребности кораблей в электроэнергии, воздухе и воде, что вынуждает нерационально расходовать моторесурс технических средств и приводит к повышенной аварийности и дополнительным затратам на ремонт.

В целом система средств борьбы на океанах и морях нуждается в обновлении корабельного состава, его вооружения, средств управления и обеспечения.

Вместе с тем. Вооруженные Силы Российской Федерации, с учетом их сокращения, основными видами вооружения и военной техники, в основном, обеспечены. Однако доля современных образцов не превышает 30%.

В то же время обеспеченность современным вооружением армий развитых государств в среднем составляет 60-80%. Низкой остается обеспеченность войск некоторыми видами современных боеприпасов.

Изношенность парка вооружений по некоторым образцам достигла критической величины. Более 70% радиолокационных средств зенитно-ракетных и радиотехнических частей ПВО выработали установленный ресурс.

Часть вооружения настолько устарела, что будет списываться массово уже в начале 2000-2001 гг. Будут требовать ремонта к 2001 г. почти 60% подводных лодок и около 50% боевых надводных кораблей.

Резко сократились мощности по ремонту ВВТ, так как значительная часть важнейших элементов инфраструктуры, производственных мощностей и иных объектов осталась на территории Прибалтики, Украины, Белоруссии и других суверенных государств. Оставшаяся на территории России ремонтная база не обеспечивает комплексный ремонт целого ряда образцов ВВТ (ЗРК, САУ, РЛС и т.д.).

Таким образом, проведенный анализ только части системы вооружения ВС РФ, относящейся к силам общего назначения, которые могут осуществлять сдерживание и пресечение агрессии неядерными средствами с использованием традиционных форм и способов их применения показывает, что в настоящее время техническая оснащенность сил общего назначения находится на весьма низком уровне. При установившихся в последние годы крайне малых объемах поставок ВВТ невозможно переломить устойчивую тенденцию к продолжающемуся снижению качества оперативно-тактического вооружения и военной техники, что в свою очередь негативно сказывается на возможностях группировок войск и сил флота.

Сложившееся положение должно весьма настораживать политиков и военных, т.к. в случае обострения обстановки оно может ускорить переход к применению оружия массового поражения.

Что касается стратегических ядерных вооружений, то в них также существуют серьезные проблемы, связанные с моральным и физическим устареванием и невозможностью произвести своевременное обновление систем такого оружия. Вместе с тем, на пороге XXI века становится все более очевидным, что в ближайшем будущем "основное значение будут иметь не количество и убойная сила вооружений, а их качество и "интеллект", но вряд ли произойдет демилитаризация планеты" [8].

Поэтому решение проблемы обновления существующих систем ВВТ на новые и перспективные, повышения их тактико-технических характеристик до требуемого мирового уровня вынуждают в ходе военной реформы найти способ решения этой задачи. Таким способом может являться не только увеличение доли финансирования НИОКР по созданию ВВТ новых поколений, но и изменение системы перспективного программно-целевоого планирования развития ВВТ применительно к новым условиям существования России с целью повышения эффективности использования ограниченных финансовых средств на наиболее перспективных направлениях военно-технической политики.

В среднем срок эксплуатации в войсках вооружения и военной техники (ВВТ) составляет около 20-25 лет. За этот период начальный состав ВВТ должен полностью обновляться. Если учесть, что длительность разработки и серийного освоения сложных военных систем составляет 10-15 лет, то становится очевидной необходимость заблаговременного определения систем, на которые должны в будущем перевооружаться Вооруженные Силы и другие войска. Все это подтверждает необходимость реального долгосрочного планирования развития ВВТ и оборонной промышленности.

Усиление влияния передовых технологий на эффективность и качество ВВТ
Решение задач обеспечения обороноспособности страны на требуемом уровне предполагает создание военных технических систем нового поколения и модернизации существующих, значительно превосходящих по своему тактико-техническому уровню существующие, а нередко и принципиально новых военно-технических средств. Осуществить это возможно лишь при активном создании и внедрении в вооружение и военную технику (ВВТ) передовых технологий.

Обладание передовыми технологиями, как свидетельствует мировой опыт, является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и, в первую очередь, военной безопасности, а также фактором процветания национальной экономики любой страны.

Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать качеством высоких технологий необходимые количественные сокращения Вооруженных Сил, вооружения и военной техники, диктуемые политическими и экономическими соображениями.

Уровень технологического развития государства принято определять уровнем развития критических базовых технологий, которые имеют, как правило, характер технологий двойного назначения, то есть таких, которые могут эффективно использоваться как в вооружении и военной технике, так и в продукции гражданского назначения. К критическим базовым технологиям двойного назначения относятся технологии, разработка и использование которых обеспечивает существенный вклад в достижение национальных целей как в сфере военной безопасности, так и в области экономического и социального развития страны.

Воздействие передовых технологий на эффективность и качество ВВТ осуществляется по многим направлениям, среди которых существенное повышение тактико-технических характеристик ВВТ, сокращение сроков их разработки, производства и внедрения в войска, изменение соотношения между различными видами ВВТ, изменение соотношения функций человека и техники в вооруженной борьбе, снижение экономических затрат на создание ВВТ, ускорение процессов морального устаревания ВВТ.

За последние 15-20 лет отмечается ускорение морального устаревания образцов ВВТ. Сроки разработки новых образцов оружия и оснащения ими армий высокоразвитых государств уменьшились ныне по сравнению с серединой этого века в несколько раз и составляют для сложных систем оружия всего 5-8 лет. Тенденция к сокращению этих сроков становится все более ярко выраженной, несмотря на то, что оружие технически усложняется и затраты на его производство возрастают.

По мере широкого поступления в массовых количествах в войска новые образцы ВВТ приводят к изменению организационной структуры войск и сил флота и одновременно оказывают значительное влияние на формы и способы достижения целей вооруженной борьбы. Комплексирование различных передовых технологий в единой системе оружия позволяет получить новые свойства ВВТ.

Так, создание ракетно-ядерного оружия объединило в себе новый вид поражающих средств (ядерных) , передовые достижения, позволившие увеличить дальность, точность и надежность носителя (ракеты), и автоматизированные средства контроля и управления ими. Это оружие в корне изменило прежние представления о процессах сдерживания от войны, подготовки и ведения ее, роли и значении в ней факторов времени и пространства, требованиях к мобилизационной и боевой готовности, о соотношении видов и родов войск, о прежних формах боевых действий, дополнив их новой формой (ядерным ударом). Это стало возможным в результате крупных достижений в фундаментальных и прикладных исследованиях.

Или другой пример. Продолжавшиеся в США более 10 лет интенсивные работы по созданию эшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования, хотя и были прекращены, но позволили получить существенный скачок в создании новых средств вооруженной борьбы, в освоении новых способов поражения целей, что было успешно продемонстрировано в ходе кратковременной войны в Персидском заливе.

Успехи в создании и освоении в военной сфере передовых технологий воздействуют на изменение средств вооруженной борьбы, как правило, в следующих основных направлениях:

  • на разработку и создание новых образцов ВВТ, основанных на использовании принципиально новых свойств материалов или комплексировании техники;
  • на модернизацию существующих образцов ВВТ путем существенного улучшения их боевых и эксплуатационных характеристик;
  • на создание новых средств противодействия наступательным и оборонительным средствам вооруженной борьбы эвентуальных противников.
В настоящее время начался "неядерный" виток развития и совершенствования вооружений. Это касается всех видов обычного оружия и прежде всего развитие высокоточного и так называемого "информационного" оружия.

"Информационная" война, "информационное" оружие - это новые термины в области военной науки и практики, вызваны прежде всего объективной реальностью сегодняшнего и перспективного развития и совершенствования вооружения и военной техники.

Применение новых технологий приведет к повышению эффективности и качества вооружения и военной техники, к появлению новых форм и способов военных действий.

Практически во всех ведущих странах в условиях сокращающегося военного бюджета основное внимание уделяется проведению военных НИОКР как способу решения задачи укрепления технической оснащенности вооруженных сил и сохранения оборонного промышленного комплекса. В России о необходимости такого подхода много говорится, но на практике финансирование НИОКР военной направленности и двойного назначения осуществляется на крайне низком уровне.

Необходимо увеличить долю НИОКР в оборонных расходах, в разработке перспективных образцов оружия, прекратить производство устаревших образцов, установить соответствующие приоритеты финансирования разработки и производства новых образцов и систем оружия, сконцентрировать средства на НИОКР, имеющих межвидовую и национальную значимость. Кроме того, необходимо более глубокое использование возможностей модернизации находящихся на вооружении ВВТ.

Объемы финансирования военных НИОКР России, США и ведущих западноевропейских стран представлены в табл.

Расходы на военные НИОКР
 
Расходы на военные НИОКР и их доля в военном бюджет
Страны
1994г.
1995г.
1996г.
Россия
2443(6%)
4936 (8,3%)
6474,5(8,1%)
США
35931 (13%)
35827 (13 %)
36342 (14%)
Франция
6041 (15%)
6888(17%)
5192(14%)
Великобритания
3615 (10%)
3616 (10%)
3335(10%)
Германия
1613 (5%)
1940 (6%)
2049 (6%)
Италия
589(4%)
567 (3%)
730 (4%)

Из данных, приведенных в этой таблице, следует, что расходы на военные НИОКР в России в процентном отношении от объемов расходов на национальную оборону существенно меньше, чем в США, Франции и Великобритании. В европейских странах НАТО в 1996 г. произошло реальное снижение военных расходов на 4 % относительно уровня 1995г., но при этом расходы на военные НИОКР в процентном отношении остались на прежнем уровне.

В 1996 г. в России ассигновано на военные НИОКР в 30 раз меньше, чем истратили США на аналогичные цели, и почти в 10 раз меньше средств, чем европейские страны НАТО. При этом следует учитывать, что реальные расходы России на эти цели еще ниже в результате недофинансирования правительством расходов на национальную оборону по сравнению с законодательно утвержденными бюджетными ассигнованиями. Так, если в 1994 г, было профинанснровано 80% от утвержденных ассигнований на военные НИОКР в России то это является "миной замедленного деиствия", способной резко ослабить возможности России по созданию современных средств вооруженной борьбы уже в недалеком будущем.

По оценкам специалистов, из 18 перспективных военно-технических областей и технологических направлений Россия по совокупному критерию возможностей находится на последнем месте после США, Франции, Великобритании и Германии. По оценкам специалистов, из 18 перспективных военно-технических областей и технологических направлений Россия по совокупному критерию возможностей находится на последнем месте после США, Франции, Великобритании и Германии.

При реализации ВТП потребуется пересмотреть номенклатуру заказываемого вооружения и военной техники, унифицировать и оптимизировать вооружение в интересах всех силовых структур, отказаться от заказа образцов вооружений, которые приняты на вооружение более двадцати лет назад, производить и поставлять преимущественно новейшее вооружение, повысить долю средств, выделяемых в федеральном бюджете на заказ такой военной техники. Приоритеты в сфере критических технологий необходимо формировать, исходя из требований опережающего развития элементарной базы в области микро и наноэлектроиики, оптоэлектроники и лазерной техники, компьютерных и информационных технологий, новых материалов и веществ. Необходимо взять под государственный контроль выполнение программы "Национальная технологическая база". Такая стратегия позволит в будущем далеко не отстать от ведущих государств мира. К сожалению, в настоящее время работы по программе "Национальная технологическая база" практически приостановлены в результате недостаточного финансирования В бюджете 1997 г. на программу было предусмотрено выделение только 21 млрд.руб., т.е. 0,05% от утвержденного в программе ежегодного объема финансирования работ, после секвестра установлен объем 10 млрд.руб., за первое полугодие профинансировано лишь 25,5%. В проекте федерального бюджета на 1998 г. Минфин России предусмотрел финансирование этой программы в объеме лишь 9,6 млрд.руб., что фактически приведет к ее прекращению.

Реформирование оборонно-промышленного комплекса
При распаде СССР к России отошло около 75% предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК). ОПК России включает более полутора тысяч предприятий и организаций с количеством работающих в них более 3,5 млн. чел.,то есть с учетом членов их семей проблемы ОПК затрагивают интересы почти 10% населения России. Предприятия ОПК расположены на территории большинства субъектов Российской Федерации, а некоторые районы РФ и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования, полностью зависят от работы ОПК, так как в них практически отсутствуют другие сферы приложения труда.

За годы существования СССР ОПК развивался приоритетно по сравнению с гражданским сектором экономики, что позволило оснастить оборонные заводы, НИИ и КБ новейшим высокопроизводительным научным и промышленным оборудованием, внедрить и освоить новейшие технологии военного и гражданского назначения. По уровню оплаты и престижности труда работники оборонных предприятий и организаций имели приоритет по сравнению с другими отраслями промышленности. Поэтому в ОПК удалось сконцентрировать наиболее квалифицированных и дисциплинированных работников.

Роль и значение ОПК определяются не только его основным целевым предназначением - создание вооружения и военной техники (ВВТ) и оснащения ими Вооруженных Сил и других войск, созданных в Российской Федерации. За последние годы объем производства ВВТ в общем объеме выпуска продукции ОПК составляет лишь 20%. Оборонная промышленность в общем народнохозяйственном комплексе страны играет определяющую роль в развитии телевидения, радиовещания, средств связи, оптического приборостроения, электронной техники и ряда других важнейших областей, оказывающих значительное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом и во многом определяющихобщий промышленно-тсхнологичикий уровень России, ее статус среди промышленно развитых государств мира.

Ныне положение на предприятиях и в организациях ОПК достигло критического состояния. Общий объем товарной продукции ОПК снизился за последние годы более чем на 50% и продолжает падать. Среди этой продукции находятся телевизоры, фотоаппараты, холодильники и морозильники, электропылесосы, электроутюги, трамвайные вагоны, универсальные погрузчики, медицинская техника, оборудование для агропромышленного комплекса, торговли, общественного питания и легкой промышленности. Объем производства ВВТ снизился до уровня 6% от объемов выпуска 1991 г., финансирование государственного оборонного заказа осуществляется прерывисто (помесячно) и на уровне существенно меньшем от запланированного правительством и законодателями, утрачиваются мобилизационные мощности, не финансируются в заданных объемах утвержденные конверсионные программы, происходит массовая остановка производств и отток из ОПК квалифицированных ученых, инженеров, рабочих и служащих, идет распад оборонной промышленности, утрата уникальных высоких технологий, составлявших некогда передовые рубежи российской науки и техники.

Недостаточность оборотных средств (хронические неплатежи заказчика - Минобороны РФ, непомерные налоги, доходящие до 90% изымаемой прибыли) привели к огромной задолженности предприятий ОПК перед госбюджетом и внебюджетными фондами. Упала инвестиционная активность предприятий как за счет собственных, так и за счет привлекаемых средств. Вследствие этого почти полностью затормозились процессы обновления основных производственных фондов.

Технологическая структура основного производственного парка оборудования уже не соответствует перспективным потребностям. Моральное устаревание технологической структуры при ускоряющемся общем физическом износе производственно-технологического оборудования создает реальную опасность того, что если в ближайшие годы не произойдет заметного повышения уровня инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение, оборонная промышленность России не сможет обеспечить после 2000 г. необходимый объем выпуска продукции даже на техническом уровне существующего поколения вооружения и военной техники.

Общая задолженность предприятиям ОПК по заработной плате рабочим и служащим по состоянию на начало года уже несколько лет подряд находится на уровне более одного триллиона рублей. Задержки в выплате зарплаты достигают от нескольких месяцев до более полугода. И это при том, что средний уровень зарплаты на предприятиях ОПК в 1,6 раза ниже, чем в целом по промышленности России.

За последние годы расходы на закупки ВВТ сократились в 14 раз и на военные НИОКР в 13 раз.

По ряду видов ВВТ государственный оборонный заказ стал таким ничтожным, что обеспечивает загрузку производственных мощностей лишь на 10-15% и находится ниже минимально допустимого уровня рентабельности. При этом утрачиваются высокотехнологичные поизводства, распадаются кооперационные связи в создании наиболее важных видов ВВТ: самолетов, кораблей, подводных лодок, станций, систем управления войсками и оружием.

Из непомерной неурегулированности оборонного заказа неизбежно вытекают помимо негативных экономических результатов пагубные производственно-технические последствия: свертывание НИОКР. ликвидация научно-технического и технологического задела на будущее, старение парка оборудования, падение мобилизационнои способности, потеря высококвалифицированных кадров. Катастрофическое сокращение бюджетных ассигнований привело к свертыванию работ по большинству начатых перспективных разработок, остановке работ по более чем 50 перспективным технологиям, в том числе в таких критически важных областях как радио- и оптическая локация, новая вычислительная двигательные установки и по ряду других важнейших направлений.

Недостаточный уровень финансирования НИОКР оборонной направленности неизбежно приведет к сильному затягиванию сроков разработок ВВТ с соответствующим моральным устареванием разрабатываемых образцов ВВТ, а также к дальнейшему снижению доли государственного оборонного заказа в общей производственной мощности НИИ и КБ.

Федеральный бюджет в части финансирования ОПК на протяжении уже нескольких лет не выполняется. Прошлогодние долги правительства ложатся тяжелой ношей и на новый финансовый год, обостряя еще более имеющиеся проблемы. Оборонные предприятия, не имея своевременного авансирования оборонного заказа и конверсионных программ из федерального бюджета, вынуждены брать кредиты в коммерческих банках под высокие проценты, закладывать свое имущество, чтобы начать производственный цикл или выкупить заказанное ранее для реализации конверсионных программ оборудование. В течение последних двух лет из-за задержек в оплате за выполненную работу по государственному оборонному заказу предприятия заплатили коммерческим банкам по процентам за кредиты почти ту же сумму, что получили из бюджета. Не получив своевременно средств из бюджета, многие предприятия не могут расплатиться за кредит и оказываются на грани банкротства. Фактически правительством и Государственной Думой предоставлено коммерческим банкам легальное право наживаться на оборонных расходах государства, являющихся и без того тяжким бременем для налогоплательщиков и страны.

В наиболее сложном положении оказались предприятия, изготавливающие авиационную, судостроительную, бронетанковую технику и боеприпасы. В погоне за выживанием идет спонтанная переориентация оборонных производств на выпуск другой продукции, происходит слабо управляемая конверсия военного производства.

В ОПК к настоящему времени акционировано в среднем более 30% предприятий. Однако среди них почти нет таких, где дела шли бы достаточно хорошо, ибо акционирование проходило на фоне недостаточно продуманной и глубокой конверсии, в ходе которой предприятия были вынуждены замещать снимаемую с производства военную технику случайной продукцией, которая, как правило, ничего не давала им для последующего развития. При этом резко ухудшалась фондоотдача. Подавляющее большинство предприятий, изменив свою организационно-правовую форму, по-прежнему рассматривают в качестве потенциального кредитора и инвестора только государственные органы управления.

В числе основных причин сложившегося в ОПК положения находится полное разрушение системы выделения ассигнований на строительство и реконструкцию предприятий, закупку оборудования, на подготовку производства, крайняя скудость, несвоевременная и не в полном объеме выплата конверсионных кредитов и дотаций, взаимные неплатежи, которые по существу начаты правительством и которые оно до сих пор не в состоянии преодолеть, тяжкое налоговое бремя на товаропроизводителей, отсутствие льгот за выполняемый государственный оборонный заказ. Указы Президента и постановления Правительства не выполняются Минфином, что порождает в стране обстановку произвола и анархии. Вместо реальных денег широко распространены денежные суррогаты, которые еще более осложняют финансово-экономическое положение организаций и предприятий в ОПК.

Массовое высвобождение основного высокопрофессионального персонала из оборонного производства ведет к разрыву технологических цепочек и делает невозможным выпуск вооружения и военной техники в количестве и объемах, прогнозируемых на последующие годы.

К настоящему времени приблизительно половину высвобожденных в результате конверсии мощностей предприятий ОПК ничем загрузить не удается и они просто омертвлены, а другая половина загружена такой конверсионной продукцией, которая в большинстве случаев постепенно уничтожает производственно-технологический потенциал, не оставляя предприятию никаких шансов на выживание в ином технологическом облике.

Таким образом, проводимая конверсия работает на разрушение технологического потенциала оборонной промышленности. Это обстоятельство требует самого пристального внимания при проведении военной реформы и реформировании ВТП, оценке реализуемости программы вооружений и государственного оборонного заказа.

Необходимость реформирования ОПК обусловлена следующими основными особенностями:

  • проводимой в стране военной реформой, сокращением Вооруженных Сил и государственного оборонного заказа;
  • необходимостью концентрации государственных средств для реализации программ, направленных, прежде всего, на решение наиболее важных оборонных и народнохозяйственных проблем; переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной государственной поддержке перспективных видов ВВТ и выпуска отдельных видов продукции гражданского назначения, уменьшение числа приоритетов; перепрофилирование и модернизация высвобождаемых мощностей для организации разработки и серийного производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции гражданского назначения и прежде всего наукоемкой продукции;
  • структурной перестройкой оборонной промышленности путем создания жизнеспособных в рыночных условиях производств и научных коллективов с образованием на их базе широко диверсифицированных, устойчивых межотраслевых структур; реструктуризации оборонной промышленности путем концентрации разработки и производства ВВТ на ограниченном числе предприятий, дальнейшего акционирования предприятий, содержание которых в государственной собственности нецелесообразно, при определении доли и места различных форм собственности в этой категории предприятий в соответствии с перераспределением оборонных заказов и мобилизационных заданий;
  • существенным избытком производственных мощностей оборонных предприятий к сложившемуся и ожидаемому в обозримой перспективе спросу на ВВТ, в том числе и с учетом возможных экспортных поставок;
  • необходимостью сохранения и эффективностью использования конкурентоспособного на мировом уровне научного потенциала как базы создания современных видов материалов и производств;
  • ослаблением социальной напряженности в регионах значительного сосредоточения оборонных предприятий, обеспечением надежных социальных гарантий работникам ОПК и высвобождаемым из военного производства;
  • необходимостью развития эффективного военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Мероприятия военной реформы требуется осуществлять в соответствии с экономическими возможностями государства, что и опрелеляет необходимость реформирования военнотехнической политики в сфере ОПК.

ОПК не может устойчиво существовать и развиваться без обеспечения определенности в перспективах развития систем вооружений и в государственных оборонных заказах, что является необходимыми условиями рациональной военнотехничекой политики.

Интересы страны требуют реорганизации оборонного промышленного комплекса России, для обеспечения потребностей ожидаемого в будущем спроса на вооружения и военную технику для всех силовых структур и выполнением международных контрактов, а также гражданского наукоемкого продукта на внутреннем и внешнем рынке.

Основными направлениями реформирования ОПК могут быть следующие:

  • оптимизация состава оборонных предприятий за счет концентрации государственного оборонного заказа на казенных заводах, объединение их по технологическим и кооперационным "цепочкам" в корпорации, холдинги и финансово-промышленные группы, центральные компании которых имели бы государственный оборонный заказ на уровне 75-80% производственной мощности, отвечающем критерию экономической рентабельности;
  • существенное увеличение доли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в оборонном заказе, обеспечение адресной поддержки базовых (критических) технологий, которые являются общими для многих видов ВВТ. Необходимо также активнее поддерживать создание технологий двойного назначения, используемых одновременно для военных и гражданских нужд. Предприятия ОПК, реализующие такие технологии, целесообразно финансировать специальной строкой федерального бюджета или через президентские программы;
  • направление технического перевооружения оборонных предприятий на рациональную диверсификацию производства, на использование преимущественно гибких, легко перестраиваемых производств, исходя из того, что государственный оборонный заказ и" в перспективе будет ориентирован на выпуск вооружения и военной техники, в основном малыми сериями и не обеспечит определяющей загрузки производственных мощностей ОПК;
  • привлечение в ОПК нетрадиционных источников финансирования;
  • воссоздание на новой экономической основе системы долгосрочного программно-целевого развития ВВТ и соответствующего научно-производственного потенциала оборонных предприятий.

Развитие оборонного потенциала требует инвестиций, что может быть достигнуто за счет государственной поддержки оборонного производства, централизованных капитальных вложений, протекционистских мер защиты отечественных производителей и наукоемкого производства, финансирования структурной перестройки оборонных производств и создания высокотехнологичной базы, использующей двойные технологии. Такая политика позволит через некоторый период времени повысить конкурентоспособность продукции отечественного оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке.

Реформирование системы военно-технического сотрудничества с иностранными государствами
Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами является эффективным средством укрепления позиций РФ в различных регионах мира, поддержания оборонно-промышленного потенциала на требуемом уровне в тяжелых кризисных условиях российской экономики при переходе к рыночной системе хозяйствования, получения валюты для государственных нужд, конверсии военного производства, структурной перестройки оборонных отраслей промышленности и для других крайне необходимых нужд.

На протяжении многих лет военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами являлось источником крупных валютных поступлений для России (СССР). Продажа оружия, оказание военно-технических услуг, экспорт военных технологий в другие страны позволяли еще в недалеком прошлом (в 1989 г.) получать за год более 14 млрд. долл. для пополнения валютных ресурсов России, что способствовало решению многих российских проблем. Среди них - сохранение рабочих мест, укрепление безопасности, обеспечение плавной структурной перестройки промышленности и другие.

Экспортные поставки оружия обеспечивали существенную часть загрузки отечественных предприятий оборонного комплекса и давали в казну значительную валютную выручку. В 1992 г. на вооружении государств за пределами СНГ находились 43% танков и 47% самолетов советского и российского производства из общего их числа, поставленных всеми государствами в другие страны.

Недооценка на начальном этапе становления российской государственности роли ОПК в укреплении валютных ресурсов России, в сохранении оборонно-промышленного потенциала привели к тому, что уже в 1993 г. объемы валютных поступлений от продукции ОПК сократились до уровня 1,7 млрд. долл. Доля экспортной военной продукции российского ОПК снизилась до 5%, а объемы гражданской экспортной продукции и того хуже - до 1,7% от объемов выпускаемой ОПК продукции. И хотя за последний год сумму валютной выручки от продажи российского оружия удалось несколько увеличить (до 2,3 млрд. долл.), но произошло это за счет ранее произведенной ОПК продукции.

Восстановление и упрочение позиций России на мировом рынке вооружений и услуг военного назначения является, как уже отмечалось, задачей первостепенной важности не только по экономическим соображениям, но и для ускорения решения проблем ОПК и Вооруженных Сил России. Для решения этой задачи потребуется разработать эффективную стратегию вхождения российской оборонной промышленности в международную систему разделения труда. При разработке такой стратегии потребуется провести анализ сравнительных преимуществ направлений специализации оборонных отраслей, имея в виду выявление групп однородных изделий, в производстве которых достигнута большая по отношению к другим видам продукции производительность труда по сравнению со странами - потенциальными партнерами и соперниками во внешнеэкономической деятельности; конъюнктуры мирового рынка продукции и услуг военного назначения и профильной гражданской продукции оборонных отраслей с учетом их конверсии; экспортного потенциала военной промышленности и факторов его роста.

В качестве основных элементов стратегии вхождения в международную систему разделения труда потребуется предусмотреть: определение перспективной номенклатуры экспорта и обеспечивающего импорта на ближайшие годы; структурную перестройку оборонных отраслей, в основу которой положить изменение номенклатуры выпускаемой продукции в направлении сокращения выпуска неконкурентоспособной и наращивание производства высококонкурентной наукоемкой продукции, пригодной для экспорта; пересмотр принципов организации производства, имея в виду обеспечение его гибкости и способности к быстрому освоению новой наукоемкой продукции, ликвидацию диспропорций и повышение эффективности использования производственных мощностей; широкое развитие и поддержку рисковых (венчурных) инновационных предприятий и коммерческих структур консалтинга, маркетинга, финансового обеспечения производства и сбыта готовой продукции, самостоятельно выходящих на внешний рынок.

В качестве определяющих моментов повышения эффективности экспортной деятельности потребуется предусмотреть радикальную либерализацию экспортной деятельности на рывке товаров и услуг военного назначения при эффективном жестком контроле за соблюдением требований законодательства и действующих международных актов, обеспечив при этом единство ценовой политики и недопущение взаимной конкуренции российских фирм на внешнем рынке; действенную систему гарантий соблюдения прав субъектов (отечественных и иностранных) внешнеэкономической деятельности, страхования коммерческих рисков, жесткие санкции за нарушение экспортных сделок; предоставление Минэкономики права государственного заказчика (в первую очередь в области создания технологий и продуктов военного характера) экспортных программ; реализацию программы действенных льгот предприятиям-экспортерам, предоставление и усиление льгот по факту экспортных поставок (возврат пошлин, сборов, процентных платежей по кредиту, налоговых выплат); развитие межотраслевой инфраструктуры транспорта, складирования, связи в обеспечении экспортных поставок; совершенствование системы финансирования экспорта за счет государственных субсидий и льготных кредитов, привлечения под государственные гарантии заемных средств, в том числе с зарубежных счетов российских юридических и физических лиц; развитие выставочной деятельности; расширение форм и совершенствование координации экспортной деятельности посредством создания международных экспортных альянсов, трейдинговых компаний, организации широкомасштабного лизинга, встречной торговли и т.п.

При этом военно-техническое сотрудничество целесообразно распространить на сферу совместных с другими странами разработок и производства ВВТ в новых технологий, шире развивать равноправный обмен военными технологиями и создание совместных систем вооружений, в том числе и с ориентацией на рынки третьих стран.

Развитие военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами при активной государственной поддержке может поддержать и Вооруженные Силы и оборонную промышленность. В ближайшие годы возможно увеличение среднегодовых объемов российского экспорта ВВТ до 4 млрд. долл. Для решения изложеиных проблем и реализации предложении потребуется уделить большее внимание указанному направлению ВТП, что предполагает активизацию деятельности соответствующих структур как в администрации Президента РФ, так и других.

Совершенствование системы мобилизационных заданий
Существующая система создания мобилизационных запасов и поддержания мобилизационных мощностей промышленности, созданная в предшествующие десятилетия, перестала удовлетворять военным потребностям и реальным возможностям России.

Правительству РФ и предприятиям различных форм собственности стало накладно постоянно содержать мобилизационные мощности. Их содержание обходится слишком дорого, увеличивает в виде дополнительных накладных расходов стоимость основной продукции, ложится тяжким бременем на федеральный бюджет. При всем этом система поддержания мобилизационных мощностей продолжает оставаться неэффективной. Сохраняемые предприятиями мобилизационные мощности рассчитаны по устаревшим потребностям, превосходят реальные возможности, финансируются из бюджета лишь на четверть от потребности.

В ходе проведения военной реформы в свете ВТП необходимо критически пересмотреть действующие механизмы поддержания мобилизационных мощностей и создания мобилизационных запасов. Решить эту проблему можно исходя из прогнозирования характера военных опасностей и угроз, новых форм разрешения конфликтов, в том числе с использованием силовых методов, реальных возможностей экономики и опираясь на мировой опыт. В решении этой проблемы, как ни в какой другой, требуется новое мышление, глубокий анализ и четкий расчет.

Конкретные вопросы поддержания мобилизационных мощностей и создания мобилизационных запасов не требуют открытого обсуждения, но очевидно, что в интересах страны необходимо более эффективно использовать отдельные структурные подразделения государственных предприятий, по которым отпала надобность в организации и проведении работ мобилизационного характера; использовать мобмощности для производства гражданской продукции с освоением технологий двойного назначения; создать на базе невостребованных мобилизационных мощностей мелкосерийное производство рискованной наукоемкой продукции гражданского назначения; создать заинтересованность коммерческих структур в привлечении инвестиций для решения указанных проблем.

Утилизация военно-технических средств и имущества
Проведение военной реформы, осуществляемое сокращение ВС России, выполнение договорных обязательств по сокращению ВВТ, вывод из штатов боевых частей войск и сил флота морально и технически устаревших образцов приводят к необходимости усиления внимания, к проблемам ликвидации и утилизации ВВТ и другого военного имущества.

Отслужившие свой срок и скопившиеся в стране ВВТ, в результате проводимых сокращений Вооруженных сил, создают ситуацию, грозящую экологической катастрофой. Достаточно упомянуть о более 150 атомных подводных лодках, ждущих утилизацни уже который год, о ржавеющих кораблях, о многих тоннах химического оружия, которое Россия обязана уничтожить, о горах обычных вооружений и военной техники, снятых с вооружения и устаревших морально и физически, а также вооружений, требующих ликвидации в соответствии с международными соглашениями. называемые обобщенно военно-технические средства (ВТС). создают тревожную ситуацию, грозяшую экологической катастрофой.

Утилизация ВТС включает использование высвобождаемых Министерством обороны образцов ВТС в народнохозяйственных целях, доработку образцов ВТС под системы народнохозяйственного назначения, переработку образцов ВТС в товары народнохозяйственного потребления, превращение в сырье ряда материалов для последующего использования в промышленности, использование ряда снимаемых с вооружения образцов для внутренних нужд Вооруженных Сил (для испытания нового оружия, в качестве ЗИП и пр.), ликвидацию отдельных типов военно-технических средств.

Подлежащие утилизации в период до 2000 г. военно-технические средства представляют собой огромные специальные возвратные ресурсы, которые могут быть вовлечены после переработки в народнохозяйственный оборот. Их ресурсный потенциал на 1 января 2001 г. может составить, по прогнозным оценкам, более 500 млрд. руб. (в ценах 1991 г.).

Усиление внимания к проблемам утилизации ВТС, введение этапа утилизации ВТС в общую систему планирования развития ВС РФ позволит решить сразу несколько задач огромной государственной важности: ресурсосбережение; эффективное использование научно-технического и производственного потенциала отраслей промышленности и Министерства обороны для безопасной и экологически чистой переработки ВТ; снижение количества и тяжести аварий и катастроф в частях, на складах, базах и арсеналах МО, еще хранятся находящиеся в ветхом состоянии ВТС; сохранение части научно-технического и производственного потенциала оборонной промышленности, мощностей ремонтных заводов, баз и арсеналов МО, подлежащих конверсии, для решения проблем утилизации ВТС; улучшения социальной защищенности военнослужащих и их семей за счет отчислениям части прибыли от утилизации ВТС.

По экономической эффективности, существенной наукоемкости, многоотраслевому характеру, ресурсосбереженню, обеспечению занятости коллективов оборонною комплекса РФ процесс утилизации ВТС является важнейшей государственной народнохозяйственной проблемой, в решении которой участвуют многие научные и промышленные организации Академии наук РФ, МО РФ, промышленности.

Эффективное проведение утилизации ВТС способно содействовать успешному проведению конверсии, сохранению производственного и научного потенциалов оборонной промышленности. Введение этапа утилизации в систему планирования развития ВС необходимо для системного комплексного решения этой важной народнохозяйственной задачи. Задавая ТТТ (ТТЗ) на разработку новых ВТС, необходимо уже в эскизных проектах прорабатывать технологии безопасной и экологически чистой утилизации создаваемых образцов ВТС либо непосредственно силами видов ВС, либо на оборонных предприятиях промышленности. По существу возникает проблема введения утилизации в качестве нового этапа жизненного цикла ВВТ.

Сложность решения проблем утилизации некоторых взрыво-, пожаро- и экологически опасных ВТС, необходимость разработки новых технологий и существенных затрат, отсутствие в настоящее время должного уровня методического и информационного обеспечения работ предполагают, что проблемам утилизации должно быть придано большее значение. Программы утилизации ВТС должны разрабатываться совместно и в тесном единстве с программами развития вооружения и конверсии оборонной промышленности. Проблема утилизации ВТС стала ныне важнейшей проблемой военно-технической политики.

ВОПД "Духовное Наследие"
1998




vsestulya
   TopList         

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList

    vsestulya
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    vsestulya