Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Хроника событий
Реорганизация Войск ПВО
    В истории развития Войск ПВО страны было немало попыток их реорганизации. Однажды намеревались переподчинить всю истребительную авиацию ПВО Военно-воздушным силам, чтобы объединенными усилиями решать задачи ПВО; в другой раз раздать части и соединения военным округам; в третий - изменить боевую и летную подготовку авиации ПВО, приспособив ее к нуждам фронтовой авиации ВВС. Существовал вариант передачи сил и средств системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) Ракетным войскам стратегического назначения и даже Верховному Главнокомандованию. В Генеральном штабе вынашивалась идея использования зенитных ракетных комплексов ПВО (после их доработки) для стрельбы по наземным и морским целям, особенно в тот период, когда зенитные ракеты стали оснащаться ядерными боевыми зарядами. Часть доработанных ЗРК планировалось передать Сухопутным войскам и береговым частям Военно-морского флота.

Идея объединения Военно-воздушных сил и Войск ПВО страны в единый организм существует у нас не одно десятилетие. Обычно она возникала в периоды очередного совершенствования Вооруженных Сил (в 60-70 гг.), либо после неудачных действий системы ПВО по обороне воздушных рубежей нашей страны. При этом само объединение мыслилось как поглощение ПВО системой Военно-воздушных сил со всеми вытекающими отсюда последствиями. Большинство этих и других попыток "реорганизации" системы ПВО не получило своего воплощения в жизнь. Возобладал здравый смысл, да и расчеты свидетельствовали о том, что кроме крупных материальных издержек никакого наращивания боевых возможностей войск противовоздушной обороны не произойдет.

Сейчас в который раз намечена реорганизация системы ПВО страны, но теперь уже не обособленно от Вооруженных Сил России, а по плану военной реформы в рамках общей структурной перестройки всего войскового организма. Основная идея реорганизации заключается в слиянии двух видов Вооруженных Сил - Военно-воздушных сил и Войск ПВО страны и образовании нового объединенного вида - Военно-воздушных сил.

Считается, что слиянием ВВС и ПВО будет достигнут ряд преимуществ, в числе которых одним из главных явится экономия средств на содержание частей и соединений прежних видов Вооруженных Сил и упрощение их управления как в мирное, так и в военное время. Важным обстоятельством, якобы, является упорядочение технического и тылового обеспечения ВВС и ПВО в рамках единого организма, совершенствование их инфраструктуры.

Защищая идею объединения ВВС и ПВО часто ссылаются на зарубежный опыт, в первую очередь на США, где, как известно. Военно-воздушные силы служат связующим звеном между различными родами авиации и отдельными соединениями ПВО. Между тем, ссылка эта некорректна: иное геостратегическое положение страны американские ВВС имеют особый, специфический состав, иной статус, предназначение и стратегические задачи. Что касается противовоздушной обороны, то ею занимается совсем другое ведомство.

Нередко идею объединения ВВС и ПВО пытались частично реализовать на практике. Большей частью это происходило тогда, когда у руля руководства Войск ПВО, их штабов и крупных объединений стояли авиаторы, выходцы из ВВС, такие, например, известные фигуры, как К.А.Вершинин, В.А.Судец, И.Д.Подгорный, М.И.Самохин, Г.П.Скориков и др. Именно при их руководстве численность Военно-воздушных сил периодически пополнялась за счет ПВО: например, путем сокращения числа истребительных авиационных полков противовоздушной обороны и формирования за их счет новых частей фронтовой авиации ВВС. Росли ВВС и за счет сокращения авиационных сил ПВО Военно-морского флота, поскольку считалось, что задачи обороны кораблей и береговых баз от ударов с воздуха возьмут на себя, наряду с войсками ПВО, части и соединения военно-воздушных сил приморских военных округов.

Почему же в конечном счете объединение ВВС и ПВО до сих пор так и не состоялось? Надо полагать прежде всего потому, что эти два вида Вооруженных Сил в своей основе являются антиподами, имеющими свои специфические стратегические, оперативные и тактические задачи, в корне отличные друг от друга.

Военно-воздушные силы, как вид Вооруженных Сил, создавались и содержатся для нанесения ударов по сухопутным, морским и авиационным группировкам потенциального противника, его административно-политическим, промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной разведки и воздушных перевозок. Эти задачи ВВС призваны выполнять как совместно с другими видами Вооруженных Сил, так и самостоятельно.

Разумеется, в связи с изменениями внешнеполитической обстановки, некоторыми успехами в обеспечении международной безопасности, снижением уровня ракетно-ядерного потивостояния стратегические задачи наших ВВС существенно сократились или во всяком случае изменились. Но в принципе их роль как потенциальной ударной силы, особенно в случае безъядерной агрессии, не претерпела существенных изменений.

В отличие от ВВС, ударная мощь которых необходима главным образом для предупреждения или парирования возможной агрессии, Войска ЦВО нужны постоянно, поскольку даже сейчас, в сугубо мирное время, имеют место систематические нарушения воздушного пространства как России, так и СНГ, непрерывные полеты воздушных разведчиков вдоль наших границ.

В отличие от ВВС, ударная мощь которых необходима главным образом для предупреждения или парирования возможвой агрессии, Войска ПВО нужны постоянно, поскольку даже сейчас, в сугубо мирное время, имеют место систематические нарушения воздушного пространства как России, так и СНГ, непрерывные полеты воздушных разведчиков вдоль наших границ.

Немалой угрозой для нашей национальной безопасности может явиться возникновение локальных воин и вооруженных конфликтов у российских границ, способных эскалировать и перерасти в крупный военный пожар. В такой обстановке роль Войск ПВО трудно переоценить. Сохраняется опасность международного терроризма, военного шантажа, в том числе с использованием оружия массового поражения. Существует теоретическая возможность несанкционированного, неумышленного или, как еще говорят, "случайного" использования ракетно-ядерного оружия, несмотря на заключенное в свое время соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией о предотвращении случайного возникновения ядерной войны.

Несколько снизила "случайность" пуска МБР реализация соглашения между ведущими ядерными державами о введении в ракеты "нулевого" полетного задания, хотя сам режим "ненацеливания" не может ни отодвинуть ядерную войну, ни уменьшить ее угрозу, поскольку, по мнению специалистов, загрузка боевого полетного задания в электронную систему управления современных ракет занимает всего несколько минут.

И еще одно обстоятельство. При общей тенденции сокращения затрат на закупку вооружения, развития оборонной структуры и оперативную и боевую подготовку, ассигнования на технологическое совершенствование материальной базы войны на Западе не снижается. В развитых странах особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию средств воздушно-космического нападения: ракетам и искусственным спутникам Земли военного назначения, ударной авиации, оснащаемой новыми высокоточными средствами поражения, аппаратурой радиоэлектронной борьбы и пр. Идет активная закупка современных средств воздушного нападения развивающимися и слаборазвитыми государствами во всех регионах мира. Никто сегодня не может дать гарантий, что объектом применения этих вооружений не станет Россия и другие государства СНГ, особенно со стороны тоталитарных режимов, с низкой политической ответственностью, которые претендуют на вхождение в "ядерный клуб".

До недавних пор потенциальным агрессорам с воздуха и космоса сравнительно надежно противостояли войска противовоздушной обороны, мощь которых являлась немалым сдерживающим фактором. Способность Войск ПВО успешно решать стратегические, оперативные и тактические задачи прошла хорошую проверку в борьбе с многочисленными иностранными самолетами-нарушителями наших границ, а также в ходе боевых действий за рубежом, особенно во Вьетнаме, в Сирии, Египте, Афганистане и др. странах.

Сила ПВО состояла в единстве всех ее составных частей, в оснащенности мощной боевой техникой и высокой обученности личного состава. Организация ПВО, ее инфраструктура были рассчитаны на комплексное использование войск, на тесную взаимосвязь и взаимозависимость всех ее боевых компонентов. Оперативное построение войск, их группировка были развернуты так, что основные усилия сил и средств ПВО сосредоточивались на главных, наиболее опасных воздушно-космических направлениях, а менее опасные участки намечалось прикрывать за счет маневра войск, заранее спланированного и обеспеченного всем необходимым.

Сейчас единство прежней противовоздушной обороны частично разрушено, система распалась на отдельные звенья. Первой раскололась налаженная система ПВО стран-участниц Варшавского Договора, в оснащение которой Советским Союзом были вложены гигантские средства. Мы потеряли передовой оперативный эшелон системы противовоздушной обороны, так называемое "западное предполье". На северо-западе прекратилось функционирование противовоздушной обороны в связи с выводом наших войск из Прибалтики. Нет надежной системы ПВО в Закавказье и в Средней Азии, особенно там, где политическая я военная обстановка сложна и неустойчива. Лишь в Беларуси и на Украине части и соединения ПВО, насколько нам известно, исправно несут боевое дежурство, но, будучи "приватизированы" Минском и Киевом, они действуют теперь автономно, как сугубо национальные формирования, вне системы ПВО России.

Учитывая все это, нетрудно сделать вывод, что в результате всего этого система ПВО России резко ослаблена. Надежность прикрытия дальних подступов к центральным районам нашей страны на северо-западе, юго-западе и на юге явно недостаточная, а потому требует к себе особого внимания. На западном воздушном направлении положение более благоприятное, но в связи с переходом части союзных войск ПВО под юрисдикцию Беларуси и Украины российские воздушные рубежи оказались теперь в непосредственной близости от столицы нашего государства и его центральных областей, что также вызывает немалую озабоченность.

Совершенно очевидно, что в условиях резкого ослабления системы ПВО России необходимо искать пути и способы ее кардинального усиления. Однако вместо этого предлагается паллиативное решение: слить систему ПВО с ВВС, вывести из ее состава силы и средства, относящиеся к контролю космического пространства и предупреждению о ракетном нападении.

Утверждается, что уже в рамках ВВС, как новом виде Вооруженных Сил, войска ПВО будут реконструированы, в связи с чем их мощь, якобы, возрастет и в первую очередь за счет привлечения фронтовой авиация (ее истребителей-перехватчиков) к решению задач ПВО, Средств для реконструкции, по утверждению Генерального штаба, потребуется не так уж много.

К сожалению, сейчас нет достаточно обоснованных данных, чтобы судить, во что материально выльется образование нового вида Вооруженных Сил и сколько потребуется финансовых ресурсов для реорганизации ПВО. Но даже в том случае, если затраты на это мероприятие будут посильны для государства, существует опасность того, что войска ПВО, образно говоря, растворятся в новом военном образовании. А это неизбежно приведет к утрате индивидуальности ПВО, ее традиций, изменению менталитета личного состава. Понизится статус ПВО; из вида Вооруженных Сил войска противовоздушной обороны превратятся в род войск в составе ВВС. Не исключено, что мощь противовоздушной обороны в объединенных ВВС не только не возрастет, а останется прежней я даже уменьшится, поскольку реорганизация войск ПВО не предусматривает каких-либо кардинальных мер по их оснащению новейшей боевой техникой или решительной модернизации существующей.

Справедливы ли опасения о потере войсками ПВО своего лица в объединенных ВВС и будут ли посильны для государства расходы на реорганизацию ПВО? Ответ на это может дать только практика. Чтобы не ошибиться и не нанести в очередной раз урона мощи и боеготовности войскам ПВО, было бы полезным рассмотреть и другие варианты реконструкции, более радикальные по своей сути.

Учитывая происшедшие изменения в стратегическом положении России, а также необходимость усиления противовоздушной обороны на европейском направлении и в Средней Азии, можно было бы, в отличие от идеи объединения ВВС и ПВО, наметить два принципиальных направления возможных действий по подлинной реконструкции системы противовоздушной обороны, чтобы в какой-то мере компенсировать те потери, которые понесли Войска ПВО после распада СССР.

Первое направление - это развертывание сил и средств ПВО по новым границам Российской Федерации с Прибалтийскими республиками, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном и возможно с Беларусью. Многими специалистами это направление считается наиболее радикальным. Однако выполнить его нашему государству пока вряд ли под силу. Сейчас, пожалуй, никто не возьмется подсчитать, во что выльются работы в этом направлении. Но то, что для этого потребуются огромные средства, большое количество вооружения и боевой техники, немалый объем нового (в том числе и капитального) строительства, а также длительные сроки выполнения всех мероприятий, не вызывает никаких сомнений. Между тем, ни того, ни другого, ни третьего в России в достаточном количестве нет и вряд ли появится в ближайшей перспективе.

Поэтому, учитывая политическую и экономическую нестабильность в нашем государстве, дефицит материальных и финансовых средств, представляется предпочтительным второе направление - не отгораживаться апрель новыми воздушными границами от других стран СНГ, а объединить усилия ПВО этих стран для решения боевых задач сообща, по единому замыслу и плану. Иными словами, предполагается воссоздать на территории бывшего СССР объединенную систему противовоздушной обороны в новом качестве.

Речь, естественно, не идет о том, чтобы возвратиться к полностью централизованной ПВО Советского Союза, с единым командованием, безусловным подчинением войск ПВО стран Содружества Центру. К этому возврата быть не может. Придется искать компромиссный вариант управления и взаимодействия, в котором разумно сочетались бы методы децентрализации, автономности действий с элементами централизованного планирования и руководства со стороны соответствующего органа, например Объединенного командного пункта ПВО СНГ.

В основу объединенной системы ПВО СНГ было бы целесообразным положить несколько основополагающих принципов. Первый - это равноправие всех национальных составных частей объединенной системы ПВО, взаимное уважение их независимости и суверенитета. Второй основополагающий принцип - взаимная помощь, доверие и активная поддержка друг друга. И, наконец, третий принцип - общность оперативно-стратегических взглядов на военно-политическую ситуацию в мире, на характер и масштаб угроз со стороны сопредельных стран (в том числе особенно НАТО), и, разумеется, на роль и место противовоздушной обороны в системе Вооруженных Сил.

Образование объединенной системы ПВО стран СНГ создаст для России ряд стратегических преимуществ. Это прежде всего вынос воздушных рубежей далеко за российские территориальные границы, образно говоря, образование, в европейской части России и в Средней Азии "противовоздушного предполья", в котором соединенными усилиями войск ПВО соседей можно добиться того, чтобы резко снизить эффективность первого удара воздушного противника, заставить его отказаться от продолжения воздушной операции. Создание объединенной системы ПВО даст немалые стратегические преимущества и другим странам СНГ, заключившим в свое время соглашение о коллективной безопасности. Так, в случае массированного удара воздушного противника средств ПВО одного государства может не хватить и для создания нужного соотношения сил между нападающим и противовоздушной обороной потребуется привлечение сил соседей, в первуюочередь истребителей-перехватчиков для действий с аэродромовманевра. Это можно достичь лишь в рамках единой противовоздушной операции, при общем замысле и плане использования всехсил и средств ПВО, прикрывающих данное воздушное направление. Надежда на то, что такой маневр со стороны соседей можноосуществить экспромтом, без заблаговременной подготовки, по меньшей мере проблематична или вовсе лишена оснований.

Объединение усилий войск ПВО стран Содружества может дать значительный выигрыш не только в oneративно-стратегическом отношении, но и в военно-технической области.

До распада СССР на суверенные независимые государства военно-техническая политика страны была единой. Сейчас, когда дезинтегрировались наши вооруженные силы и распалась союзная оборонная промышленность, каждое государство Содружества в области военно-технической политики действует само по себе. Это наносит немалый урон научно-техническому прогрессу, приводит к дублированию работ оборонных предприятий, НИИ и КБ, нарушает их годами сложившуюся кооперацию, и, в конечном счете, способствует неэффективному расходованию материальных и финансовых ресурсов, использованию интеллектуального и промышленного потенциала. Единственный выход из создавшегося положения состоит в восстановлении утраченной интеграции и кооперации между предприятиями оборонной промышленности бывших республик СССР, налаживание лицензирования производства вооружении и военной техники, обмене технической документацией, организации научно-технического консультирования, как это было в недавнем прошлом. Только общими усилиями можно не допустить критического отставания от наиболее развитых стран Запада и Востока в разработке эффективных в перспективных вооружений, сохранить способность маневра военно-техническими ресурсами, позволяющими нивелировать воздействие возможных научных прорывов в других странах в области оружия и боевой техники.

Реорганизация нарушенной системы ПВО России, как и создание единой противовоздушной обороны стран Содружества, потребует огромных усилий. Но прежде всего необходимо политическое согласие всех заинтересованных сторон, ибо комплексирование ПВО не может решаться обособленно, вступать в малейшее противоречие с проблемами государственного строительства или забегать вперед.

К сожалению, процесс выработки и практической реализации решений по оборонным вопросам в Содружестве далеко не гладок. Сильно мешает интеграции, в том числе и в области ПВО, нестабильность военно-политической обстановки в некоторых странах СНГ, а то я прямая конфронтация между различными ветвями власти. Имеет место излишняя амбициозность руководящих гражданских и военных лиц, подозрительность в отношении уже принятых решений, стремление переложить тяготы интеграции друг на друга.

Тем не менее между отдельными руководителями СНГ и их военными ведомствами все явственнее проявляется желание скоординировать военное строительство, найти такой механизм и такую схему взаимодействия, которые бы устраивали всех и были бы во много раз эффективнее, чем сегодня. Ближе всех к такой координации действий в военной области, в том числе и в области ПВО, подошли сейчас Россия и Беларусь, заключив между собой Союзный договор. Нет сомнения в том, что если дело с военной интеграцией между Россией и Беларусью пойдет на лад, то появятся еще желающие присоединиться к уже заключенным соглашениям. Надо только не упустить этот шанс. В конечном счете мир не становится спокойнее, и в одиночку государствам Содружества со всеми проблемами обороны и безопасности просто не справиться.

ВОПД "Духовное Наследие"
1998

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList

    Все стулья.ру
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья.ру