Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Военная реформа
Экономические аспекты военного реформирования
    Любое преобразование в сфере обороны требует значительных финансовых затрат. Это положение ни у кого не вызывает сомнений. Настоящая реформа - это кропотливая, плановая, рутинная работа в течение многих лет. К сожалению, военная реформа, к реализации которой приступило руководство Российской Федерации, начата форсированными темпами, без тщательной подготовки.

Сегодня все знают, к чему привело начатое пять лет назад форсированное реформирование народного хозяйства страны. Обвальный переход к рыночным отношениям без продуманной подготовки и постепенных тщательно выверенных шагов отбросил некогда экономически развитую страну, входящую в первую пятерку мировых держав, в конец второй десятки стран мира. Россия по многим экономическим показателям в настоящее время отстает даже от крупных латиноамериканских стран. В 1996 г. ВВП упал еще на 6%, а 9,3% экономически активного населения не имели работы, сокращается продолжительность жизни, за чертой бедности оказалось более 60% жителей страны. Такова цена торопливости. Такой же революционный подход возобладал при переходе к реализации военной реформы. В других странах, где экономические преобразования осуществляются на основе тщательно выверенных и последовательных шагов, без излишней торопливости реформы сопровождаются постоянным экономическим ростом. И, соответственно, улучшением социального положения населения. У нас, как мы знаем, наоборот. Постоянное систематическое уменьшение ВВП, падение из года в год жизненного уровня возможно не потому, что идут экономические реформы, а вследствие того, что идут они, по-видимому, не так как надо. Нет уверенности в том, что в начатых преобразованиях Вооруженных сил все тщательно продумано и взвешено. Это прежде всего касается соответствия темпов реформирования ВС уровню выделенных на эти цели финансовых ресурсов. При сокращении в 1998 г. штатной численности ВС до 1200 тыс. чел. будут уволены более 100 тыс. офицеров. Из них почти 60% не имеют право на пенсию, и 70% не имеют гражданской специальности. По существующим законам всем им необходимо выплатить выходное пособие в размере 20 должностных окладов; не имеющим квартиры предоставить их, уволенным в зависимости от срока службы должна быть назначена соответствующая пенсия, желающим обеспечена переподготовка на гражданские специальности.

Уже сейчас можно ориентировочно оценить, во сколько триллионов рублей обойдется в рамках закона решение этих мероприятий.

По самым скромным подсчетам, только на их реализацию необходимо в течении года выделить до 20 трлн. руб. Второй блок необходимых значительных затрат связан с видовой структурной перестройкой ВС. Ликвидация на первом этапе Главкомата Войск ПВО и создание четырехвидовой структуры ВС также сопряжена со значительными финансовыми затратами. Так, например, создание новых объединенных командных пунктов и систем боевого управления ВВС и ПВО в едином виде вооруженных сил ВВС, разработка и отлаживание новых единых форм совместных боевых действий ВВС и ПВО потребует до 10 трлн. руб. Соизмеримы затраты и на встраивание системы ракетно-космической обороны в составе систем предупреждения о ракетной обороне, контроля космического пространства и противоракетной обороны в ракетные войска стратегического назначения. Не меньшие траты потребуются при формировании трехвидовой структуры.

Недопущение научного и технологического отставания от развитых стран в разработке перспективных образцов вооружения и военной техники также потребует дополнительных финансовых ресурсов. Если раньше в дореформенный период перевооружение армии на новые вооружения и военную технику осуществлялось планомерно, то в период реформ этот порядок из-за отсутствия денег был нарушен. Армия практически в течении нескольких лет отказывалась от закупки новых вооружений. Парк вооружений даже с учетом сокращения ВС старел быстрыми темпами. Обновления вооружения практически не производилось. К примеру, в настоящее время войска укомплектованы современной бронетех-никой лишь на 24%. Оснащение реформируемой армии новым оружием, его освоение войсками потребует значительных дополнительных вложений. А надо еще учитывать и прошлые долги государства Министерству обороны в размере 30 трлн. руб., в том числе долги за электроэнергию, тепло и воду 7,5 трлн.руб.

В государственном бюджете на 1998 г. на нужды обороны предусматривается 82,5 трлн. руб. Это на содержание и оснащение Вооруженных Сил штатной численностью 1200 тыс. чел. Перечисленные выше расходы, связанные с реформированием ВС, входят в эти ассигнования в размере 4,05 трлн. руб. А где взять остальные 20-25 трлн.? Конструктивного ответа на эти вопросы у правительства нет. Хотя для частичного решения, например, жилищного вопроса предложено выдать увольняемым военнослужащим так называемые жилищные сертификаты под гарантию государства. Но это ценная бумага, а не живые деньги. А сколько стоит подобная ценная бумага государства, можно определить на примере государственных векселей, которыми государство расплачивалось в 1995-1997 гг. с оборонщиками за госзаказ. Чтобы рассчитаться с долгами предприятия предлагали их коммерческим банкам. Эти векселя покупались коммерческими банками по цене не более 60-70% от номинальной стоимости. Не исключено, что такая же судьба ждет жилищные сертификаты. А это значит в очередной раз государство не выполнит своих обещаний перед своими гражданами.

Надо учитывать, что значительные средства необходимо направить на разработку новейших вооружений и конверсию военно-промышленного комплекса. Без этого не может состояться качественно обновленная армия. За 1989-1995 гг. произошло более чем 10-кратное никак не обоснованное, бессистемное снижение расходов на разработку вооружений. При этом уровень финансирования на гражданские исследования в рамках конверсии практически не возрос. Все это подвело научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов вооружения и военной техники к критической черте, за которой следует потеря воспроизводственного потенциала по сложным высокотехнологическим образцам вооружения. Для восстановления этого потенциала в целях придания реформированным вооруженным силам нового качества необходимы значительные финансовые затраты.

Следует отметить, что процесс деградации научно-технической сферы России разворачивается на фоне активного формирования в промышленно развитых странах Запада материально-технической базы XXI века, основу которой составляют высокие наукоемкие технологии, многие из которых являются технологиями двойного назначения. Мир, по существу, находится на пороге новой военно-технической революции, которая должна привести к новым направлениям в развитии теории и практике военного дела. Осознавая это, развитые страны Запада тратят на НИОКР в 5-8 раз больше, чем Россия. Только государственная поддержка приоритетных высокотехнологических направлений научно-технического прогресса в нашей военно-оборонной промышленности позволит решить задачу оснащения Вооруженных Сил современным высокоэффективным вооружением и военной техникой. Это и предусматривается планами реформы, но на это опять нужны деньги, и немалые. К примеру США только на разработку перспективных вооружений тратят до 3% ВВП, а у нас - 0,41 % ВВП.

Видимо, отсутствие необходимых средств на эффективное проведение военной реформы подвигло правительство на свертывание статей расходов в бюджете на национальную оборону.

В проекте бюджета отсутствует распределение расходов на содержание Вооруженных Сил, закупки вооружения и военной техники, капитальное строительство, НИОКР. Видимо, это сделано с целью снижения возможности осуществления гражданского контроля за силовыми структурами, что является важной характеристикой демократического общества. Необходимость же такого контроля за обеспечением обороноспособности страны в ходе проведения военной реформы наоборот должна возрасти. Без этого вряд ли можно говорить о повышении доверия к правительству со стороны общества.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно определить ориентировочно суммарные расходы на проведение военной реформы сверх предусмотренных в бюджете страны на 1998 г. не менее чем в 30-35 трлн. рублей или 30-35 млрд. после деноминации рубля. Такова, на наш взгляд, минимальная цена форсированного проведения военной реформы. Найдет ли правительство дополнительно такие деньги в реалистичном бюджете-98?, Вот в чем вопрос.

Экономические аспекты военного реформирования: проблемы социальной адаптации военнослужащих

Одна из самых важных и сложных задач военной реформы - кадровая конверсия, то есть обеспечение социальной адаптации военнослужащих запаса и членов их семей к условиям гражданской жизни. В содержание этой задачи входят следующие вопросы:

  • создание необходимых жилищных условий;
  • использование профессионального и жизненного опыта военнослужащих запаса и членов их семей в интересах укрепления экономики и в целом нашего общества;
  • создание условий для переквалификации и трудоустройства всех категорий военнослужащих запаса и в особенности тех, кто уволен из армии без права на пенсию в связи с сокращением ВС;
  • психологическая реабилитация, формирование у военнослужащих запаса готовности к переквалификации, грамотным действиям на рынке труда и т.д.

Эффективному решению задач кадровой конверсии препятствуют серьезные экономические проблемы и прежде всего недостаточное финансирование военной реформы.

Наблюдается резкое сокращение объемов военного бюджета. Если в 1996 г. на ВС было реально затрачено 130 трлн. руб., то в 1997 г. военный бюджет был определен в 104 трлн. руб. Реально же он составил гораздо меньшую сумму с учетом секвестра. На 1998 г. в проекте бюджета на оборону планируется только 83,5 трлн. руб., с учетом инфляции оборонный бюджет в 1998 г. реально будет составлять около 45 трлн. руб. в ценах 1996 г. Даже при сокращении армии в 2 раза бюджет будет сокращен в 3 раза. Вместе с тем, как считают специалисты, минимальная сумма финансирования армии, позволяющая стабилизировать финансовое положение ВС, составляет окло 160 трлн. руб.

Резкое сокращение военного бюджета в условиях военной реформы противоречит мировой практике сокращения ВС. Например, в США при сокращении армии на 500 тысяч человек потребовалось дополнительно 25 млрд. долл. Отстает финансирование армии РФ от мировых критериев и по другим показателям. Например, общие военные расходы в расчете на душу населения в 1997 г. в РФ планировались на уровне 233 долл., в США же этот показатель составлял 978,1 доллара, в Великобритании - 578 долл., во Франции - 755,7 долл., в Греции - 517 долл. В расчете на одного военнослужащего РФ расходы составляли по плану 1997 г. (без учета секвестра) - 13,9 тыс. долл. В США же - 176.000 долл., в ФРГ - 98.000 долл., в Великобритании - 199.000 долл.

Сокращение военного бюджета наиболее остро отражается на финансировании кадровой конверсии. Из-за этого срывается реализация государственной программы строительства жилья для военнослу-жащтх запаса, не удается начать осуществление целевой государственной программы переобучения и трудоустройства военнослужащих запаса и членов их семей.

В 1995 году для строительства жилья для военнослужащих было выделено 1,3 трлн. руб., да и то в основном ценными бумагами. В федеральном бюджете 1997 года было предусмотрено выделить на реализацию мероприятий, связанных с сокращением военных кадров 6,6 трлл. руб., в том числе 1,6 трлн. руб. для выплаты выходного пособия и других компенсаций уволенным военнослужащим; 5 трлн. руб. на обеспечение жильем увольняемых военнослужащих. Секвестр бюджета нарушил даже эти скромные планы финансирования жилищной программы. Как признался в интервью журналисту "Красной Звезды" Олег Сысуев на конец 1997 г. задолженность армии по социальным выплатам составляет 15 триллионов рублей [21].

Не оправдываются те надежды, которые связывались с пополнением финансирования строительства жилья для военнослужащих за счет продажи высвобождаемого военного имущества (ВВИ). ВВИ реализуется в соответствии с указами президента РФ от 30 ноября 1992 года № 1518 от 23 июля 1997 года № 775 от 20 августа 1997 года № 907 и других.

Таблица 1
Сведения о поступлении и расходовании средств от реализации военного имущества в 1993 - 1-м полугодии 1997 г.
Годы
Поступило, млрд.руб.
Израсходовано на жилье, млрд.руб.
Количество построенных квартир
1993
12,1
12,1
1600
1994
46,5
36,4
3205
1995
132,7
122,3
1547
1996
121,1
99,2
1732
1 половина 1997
65,1
33,7
522
Итого
377,5
377,5
8606
В результате того, что темпы финансирования строительства жилья для военнослужащих отстают от темпов сокращения численного состава офицерских кадров, растут очереди на получение квартир среди семей военнослужащих. На сегодняшний день не обеспечено квартирами около 250 тыс. семей военнослужащих и свыше 150 тыс. уволенных с военной службы. В гарнизонах из-за этого не могут освободиться 20 тыс. квартир.

Не соответствуют темпам сокращения офицерского корпуса темпы наращивания системы переподготовки и трудоустройства офицеров запаса и членов их семей и ее финансирования. С 1992 по конец 1997 г. уволено более 0,5 млн. чел., из них в 1992-1995 гг. - более 325 тыс. чел. Среди этого контингента более 70% не имеют специальности, которая бы могла быть конкурентноспособной на рынке труда. Вместе с тем 10 учебными центрами Министерства Обороны РФ с 1992 по ноябрь 1997 г. по направлению кадровых органов частей и учреждений, военных комиссариатов, переподготовлено всего 35 тыс. чел. В настоящее время обучается около 3 тыс. военнослужащих. Функционируют 13 учебных центров Минобразования, в которых переподготовлено около 25 тыс. военнослужащих [23].

Таким образом, система способна переподготовить лишь пятую часть от числа увольняемых в запас военнослужащих. Что касается финансирования системы переподготовки, то до последнего времени все держалось на немецких деньгах (129,32 млн. немецких марок), и на финансовой помощи Великобритании. Несмотря на то, что еще в 1993 году было принято постановление Правительства о выделении из федерального бюджета 2,3 млрд. руб. (в ценах на 1 января 1993 г.), ни копейки на офицерскую конверсию не получено. В июле 1997 г. деньги немецкой стороны закончились. Остается лишь один источник финансирования - Великобритания обещает до конца 2000 года выделить 3,3 млн. ф. ст. Учебные центры переподготовки офицеров запаса самостоятельно изыскивают средства за счет коммерциализации образования, за счет гуманитарной помощи; но без государства проблему не решить [24].

Только в последнее время появились заявления руководителей правительства о том, что созданы конкретные планы финансирования процесса переподготовки военнослужащих запаса и членов их семей. Об этом сказал Олег Сысуев: подготовлена программа переподготовки военных, рассчитанная до 2000 г., которая будет стоит 187 млрд. руб. В 1998 г. предполагается потратить на нее 70 млрд. руб. При этом из Федерального бюджета предполагается выделить 20 млрд. руб.. Остальные 50 - из местных бюджетов, от заинтересованных министерств и ведомств плюс иностранные инвестиции (Сорос обещал 100 млн. долл.) [25].

Перспективы решения экономических проблем кадровой конверсии вооруженных сил в современных условиях связана с поиском эффективных форм и методов привлечения финансовых средств. В схязи с этим очень важное значение приобретает поиск внебюджетных источников финансирования и мобилизация всех возможных ресурсов. Одним из источников также является мобилизация свободных средств населения и субъектов хозяйственной деятельности за счет выпуска целевых займов на военные нужды.

В нашей стране есть традиции в этом направлении. Впервые на облигациях целевых внутренних займов в РОССИИ военная символика, подчеркивающая причину их выпуска, появилась в годы первой Мировой войны. Займы 1915-1916 гг. были официально названы военными. Всего во время войны царское правительство выпустило 6 военных займов на сумму 8 миллиардов рублей. Займами в 1915 г. было покрыто 33,6% военных расходов, а в 1916 г. - 30,3%.

С целью привлечения средств царское правительство широко использовало различные формы пропаганды и стимулирования распространения военных займов, например, доходы по ним освобождались от налога. Правительство переходило от длинных сроков их погашения к более коротким. Подписчик мог вносить плату по займам частями и в рассрочку. В государственном банке можно было получить денежную ссуду по подписным листам, размер которых достигал 88% от их номинальной стоимости. Согласно условиям военного займа 1915 г. его подписчики приобретали право обменять ценные бумаги на любые облигации в 1916 г.

Практика военных займов также широко применялась в истории других стран. В период Первой Мировой войны с ними было покрыто 80% расходов, произведенных всеми государствами, принимавшими участие в войне и только 20% путем налогообложения.

Во время Второй Мировой войны в США было выпущено 8 долгосрочных займов на сумму 156 млрд. долл. Облигации размещались, в основном, в банках и в торгово-промышленных корпорациях. Инвестиции банков в государственные ценные бумаги во время Второй Мировой войны возросли в 5 раз. Их объем в 1945 г. составлял 125,1 млрд. долл. В Англии государственные займы покрыли 60% расходов на войну.

Приступая к выпуску военных займов под военную реформу, в современной России необходимо провести следующую работу. Как считают специалисты, в первую очередь необходимо установить фиксированную ставку по его ценным бумагам. Во-вторых, он должен обеспечить защиту сбережений населения и доходов субъектов хозяйственной деятельности от инфляционного обесценивания. Следовательно, ставка процента по займу должна формироваться на уровень инфляции или превышать его темпы. В-третьих, учитывая специфику и целевое предназначение военного займа должен быть соблюден льготный режим налогообложения по его ценным бумагам. В-четвертых, необходимо установить определенный срок обращения облигаций военного займа, так как долгосрочные вложения в настоящее время относительно невыгодны (он должен составлять 1,5-2года). Разработчиками предложений по военному займу могут быть Министерство Обороны РФ н Министерство финансов РФ [26].

ВОПД "Духовное Наследие"
1998




vsestulya
   TopList         

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList

    vsestulya
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    vsestulya