Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Военная политика

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ КОНФЛИКТ:
ЧТО ЗА ЭТИМ СТОИТ?

   Приднестровский конфликт можно рассматривать со многих точек зрения: международно-политической, правовой, экономической, социальной, этнополитической, идеологической. Среди причин, его породивших, есть и исторические, заложенные при создании Молдавской Советской Социалистической Республики в 1940 г., и возникшие уже в наше время. Но в каждом случае позиции конфликтующих сторон, как правило, не поддаются однозначной оценке.
   Процесс национального самосознания молдавского народа, сопровождавшийся неадекватной по срокам и масштабам «обвальной» румынизацией всех сторон жизни республики, вызвал вполне объяснимое сопротивление со стороны немолдавского населения (русских, украинцев, гагаузов). В силу географического положения, экономического потенциала, преобладания русского, украинского и еврейского населения (60%) Приднестровье стало средоточием борьбы против объединения Молдавии с Румынией.
   В исторической ретроспективе Приднестровье, или Левобережье Днестра, никогда не входило в состав Молдавского государства. Этой территорией владели и Польша, и крымский хан, и Россия. Молдаване появились здесь в ХVI в. в результате миграции из-за Днестра и Прута, проживая компактными группами, но не составляя большинства населения. В конце ХVIII в. эта территория окончательно вошла в Российскую Империю и находилась в составе отдельных уездов Каменец-Подольской или Херсонской губернии.
   В послеоктябрьское время, не смирившись с утратой Бессарабии (Правобережье Днестра), вошедшей в состав Румынского королевства, советские власти в 1924 г. создали на территории Левобережья Днестра Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР) с центром в г.Тирасполь, несмотря на то, что молдаване в новом государственном образовании составляли менее трети населения.
   В 1940 г., согласно положениям Дополнительного секретного протокола советско-германского Договора о ненападении от 23 августа 1939 г., СССР получил без единого выстрела не только Бессарабию, но и Северную Буковину. Тогда же было создано новое национально-государственное объединение — Молдавская ССР, куда вошла МАССР.
   В годы советской власти Приднестровью уделялось особое внимание, здесь создавался военно-промышленный потенциал республики, отсюда набирались основные партийно-хозяйственные кадры. 17% населения республики, проживающего в Приднестровье, производило около 35% валового национального продукта Молдовы, 56% товаров народного потребления, треть сельскохозяйственной продукции. Сейчас в Приднестровье уже сформировался самостоятельный экономический комплекс со своими рынками, финансовой и бюджетной системами.
   С распадом Советского Союза, провозглашением независимости Молдавии, резким всплеском деятельности Народного фронта Молдавии в поддержку объединения с Румынией нарастало убеждение приднестровских властей и широких народных масс в том, что сохранение Левобережья вне «Великой Румынии» возможно лишь при наличии собственной государственности, результатом чего и явилось создание Приднестровской Молдавской республики (ПМР) в сентябре 1991 г.
   Но если до событий в Бендерах (июнь 1992 г.) обсуждался план создания свободной экономической зоны, рассматривались проекты федеративного устройства Молдавии, то ныне Приднестровье согласно по меньшей мере на конфедерацию, а в качестве идеального варианта предлагается создание независимой свободной республики, которая на добровольной основе могла бы войти наряду с другими государствами в состав СНГ.
   Молдавский парламент, однозначно высказавшийся за возвращение к государственности образца 1940 г., видит будущее Молдавии исключительно как унитарного государства. Поэтому категоричность лидеров Приднестровья, настаивающих на конфедеративном устройстве, с одной стороны, а с другой — неуступчивость молдавских властей в обеспечении политического самоуправления Приднестровья определяют длительный характер этого конфликта.
   Немного шансов и на реализацию инициативы Приднестровья по взаимному разоружению Лево- и Правобережья. Проект предусматривает отказ от пушек и танков в регулярной армии и предполагает использовать для наведения порядка только силы полиции и внутренние войска. Согласие на этот проект М.Снегур обусловил гарантиями ООН и СБСЕ, а также решением вопроса о выводе 14-й армии с территории Приднестровья, с чем, несмотря на возникшие разногласия с руководством 14-й армии, приднестровские лидеры не согласны и по-прежнему продолжают ее считать гарантом стабильности в регионе.
   Ситуацию осложняет позиция Христианско-демократического фронта Молдавии (ранее — Народный фронт Молдавии), который на своем III съезде в феврале 1992 г. настаивал на передаче Румынии не только районов Бессарабии и Буковины, но и Левобережья Днестра, которое, как уже отмечалось, никогда не входило в состав Румынии и до того не включалось в планы ни молдавских, ни румынских унианистов.
   Оппозиционная румынская газета «Романия либера», например, писала еще в конце 1991 г. о том, что Бессарабия является исторической провинцией Румынии, и ее восточной границей всегда был Днестр, поэтому нет надобности требовать территории за Днестром. Приднестровская республика может спокойно вернуться в состав Украины.
   Изменение позиции Фронта было связано, вероятно, с расчетами унианистов обменять Приднестровье на территории, которые до 1940 г. находились в составе Румынии, а ныне принадлежат Украине. Та же газета с бесцеремонной откровенностью считала, что разумно было бы произвести размен Приднестровья на север Буковины и Придунайские земли.
   Однако представляется, что расчеты эти не имеют под собой реальной основы, так как в Южной Бессарабии за более чем столетнее пребывание ее в составе сначала Российской Империи, затем — СССР, ныне — Украины румын практически не осталось. В Северной Буковине (Черновицкая область) румыны составляют около 20% населения, а в Черновицах — около 7%. По признанию румынского президента И.Илиеску, в случае референдума в Северной Буковине лишь 20% ее населения выскажутся за объединение с Румынией.
   Независимость Молдавии трактуется Народным фронтом Молдавии прежде всего как независимость сначала от имперского центра, затем от России и СНГ, а не от Румынии. Такая постановка вопроса, естественно, отпугивает от сторонников объединения самые широкие социальные слои Молдавии. Значительное сокращение членов Христианско-демократического фронта Молдавии, его раскол на радикалов и сторонников умеренной линии, объединившихся в Союз интеллигенции, связаны именно с позицией, занятой Фронтом по вопросу объединения с Румынией.
   Тем не менее фронтисты не отказываются от своих целей. Разработаны организационные вопросы будущего процесса воссоединения. В январе 1992 г. создан Национальный совет воссоединения, в составе которого около 50 парламентариев Молдавии и примерно столько же депутатов Народного собрания Румынии.
   Качественно новым моментом стали координирование и даже совместная деятельность унианистов Молдавии и Румынии, выработка совместной программы постепенной реинтеграции и унификации. Главным принципом будущего объединения провозглашается синхронизация программ проведения правительствами обеих стран экономической, территориально-административной, социальной и других реформ, а также унификация церкви, армии и государственных структур.
   В целом, взяв курс на объединение с Молдавией, Румыния в значительной степени сковала свою внешнеполитическую активность, а взаимное непонимание Тирасполя и Кишинева, неспособность и нежелание политических элит конфликтующих сторон найти взаимоприемлемый «модус вивенди» вовлекли в этот сугубо внутригосударственный конфликт соседние с Молдавией и весьма заинтересованные в ней государства — Россию, Румынию и Украину.
   Однако их совместные миротворческие усилия не увенчались, да и не могли увенчаться успехом при отсутствии желания самих конфликтующих сторон к примирению. Международные посредники оказались вовлеченными в исторические споры между собой о принадлежности Молдавии и сопредельных с ней территорий — Южной Бессарабии и Северной Буковины. Сложилась патовая ситуация, когда любое изменение государственных границ Молдавии автоматически приводило в движение всю систему устоявшегося статус-кво, вовлекая в этот процесс Россию, Украину, Румынию, Венгрию, Болгарию и даже Польшу и Сербию.
   Так, переход Приднестровья под юрисдикцию России или даже вхождение в ее состав, о чем велась речь по инициативе приднестровских лидеров в начальной стадии конфликта, нереальны в силу отсутствия юридических правооснований для такой рокировки, а также в связи с практически автоматическим возникновением конфликта России с Молдавией и Украиной, не говоря уже о Румынии. Упреки в имперских амбициях, которые активно использует против России внешняя оппозиция, получили бы реальное подтверждение.
   Принципиальную позицию в вопросе о границах заняла и Украина, которая однозначно отказалась рассматривать предложение Румынии о возврате ей Северной Буковины и Южной Бессарабии в обмен на Приднестровье с его значительным промышленным потенциалом. Подобные варианты чреваты для Украины выдвижением к ней территориальных претензий со стороны других государств. Исходя из этих очевидных для всякого ответственного политика расчетов, Украина официально заявила о своей приверженности принципам СБСЕ, неизменности и неприкосновенности своих границ.
   По большому счету изменение существующего положения вещей невыгодно даже Румынии, столь активно выступающей за объединение с Молдавией в ее нынешних границах, т.е. с Приднестровьем. Не говоря уже о том, что она в этом случае приобретает перманентный очаг конфликта на своей новой восточной границе, сталкивается с многократно разросшейся проблемой по меньшей мере пяти нацменьшинств (русские, украинцы, венгры, болгары, гагаузы), она еще и создает условия для ирредентистских выступлений в Трансильвании с неизвестным для Румынии исходом.
   Политика собирания «румынских» земель весьма осложнила бы и румыно-болгарские отношения в связи с возможностью выдвижения исторических правооснований Румынии на Южную Добруджу, являющуюся ныне территорией Болгарии.
   Да и остальными балканскими соседями, а также европейским сообществом гипотетический экспансионизм Румынии был бы встречен (если вообще допущен) с большой тревогой, так как появление на карте Европы нового многонационального почти 30-миллионного государства со слабой экономикой и неустоявшимися демократическими традициями отнюдь бы не добавило стабильности на европейском континенте, и особенно на Балканах. И это при том, что перечисленные негативные варианты относятся к ряду самых очевидных, а за ними стоит череда других пересекающихся интересов и взаимных претензий.
   Поэтому любое на первый взгляд незначительное изменение границ, если оно не обусловлено взаимным волеизъявлением народов и не находится в соответствии с общепризнанными нормами международного права, чревато самыми серьезными последствиями вплоть до крупномасштабных военных действий, как это происходит ныне в Югославии. Процесс мирного урегулирования в Приднестровье, предоставление ему соответствующего юридического статуса, кажется, дает надежду на иной исход событий.

"Духовное наследие"
01.08.2000


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList

    магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    магазин "Все Стулья.ру"