Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Военное искусство
Комплектование Вооруженных Сил. Проблемы с ежегодным призывом

Военная служба является особым видом федеральной государственной службы. Согласно закону "О воинской обязанности и военной службе" от 21 июля 1998 г. ее проходят в Вооруженных Силах, войсках Федеральной пограничной службы, Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках, войсках ФАПСИ и гражданской обороны МЧС, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, Федеральной службе безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки.

Вооруженные Силы России, как и большинство армий развитых стран, комплектуются военнослужащими по призыву на основе всеобщей воинской обязанности и по контракту. Закон "О воинской обязанности и военной службе" разграничил воинскую обязанность по призыву и добровольное исполнение долга по защите Отечества, связанное с прохождением службы по контракту. Закон предписал, что военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных и Железнодорожных войсках, Внутренних войсках МВД, войсках ФАПСИ. Все другие могут рассчитывать на призывников только после укомплектования перечисленных войск, да и то по особому указу Президента РФ.

Действительная военная служба организуется по экстерриториальному принципу, т.е. войска пополняются за счет призывников, проживающих вне районов дислокации воинских частей и соединений. Однако проводить призыв становится все труднее и дороже. Так, на призывную кампанию 1999 г. требуется 136 млн рублей, Минобороны выделяет 68 млн, остальное должны профинансировать регионы, в которых проводится призыв.

Большое беспокойство вызывает здоровье призывников: годность к военной службе за последние 10 лет снизилась на 20%. Практически каждый третий освобождается или получает отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Тем не менее в армию и на флот попадает много больных, что создает дополнительные трудности, приводит к неоправданным расходам. Военные решили возмещать убытки, взыскивая потраченные деньги через арбитражные суды с местных администраций и военкоматов. Первые подобные иски были удовлетворены в 1999 г.

Кроме больных, в армию попадают хронические алкоголики, наркоманы, лица с психическими отклонениями, криминальным прошлым. Развито дезертирство. Юноши бегут от армии и из армии. Особенно много "уклонистов" в Центральном, Северо-Западном регионах, на Северном Кавказе, в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге. И это при том, что отсрочек и освобождений от службы на законных основаниях в России больше, чем в любой другой европейской стране. В строй сегодня попадает лишь каждый десятый из стоящих на воинском учете.

Однако в новом законе "О воинской обязанности и военной службе" не только сохранены прежние отсрочки и освобождения от призыва, но и появились дополнительные. Отсрочку получили выпускники вузов, которые работают по специальности, связанной с выполнением заказов и заданий, обеспечивающих оборону и безопасность страны, а также те, кто поступил на службу в МВД, федеральные органы налоговой полиции или таможенной службы, слушатели и курсанты учебных заведений этих ведомств.

Весной 1999 г. на военную службу планировалось призвать 170 тыс. юношей, из них примерно 120 тыс. будут направлены в армию и на флот, остальные - в войсковые формирования других силовых ведомств: в Федеральную пограничную службу - 14 тыс. человек, во Внутренние войска - 25 тыс., в Железнодорожные войска - 4 тыс., в войска ФАПСИ - около 3 тыс. человек. Военные отмечают, что в результате сокращения Вооруженных Сил количество новобранцев стало даже несколько превышать потребность в них. Появилась возможность выбирать лучших и комплектовать должности рядового и сержантского состава более качественным контингентом.

Контрактная система

Военные эксперты еще в 1991 г. рекомендовали сократить численность ВС и перейти от обязательного призыва к профессиональной армии, формируемой из добровольцев по контракту. В Указе Президента РФ "О постепенном переходе к профессиональной армии" (май 1996 г.) отражена необходимость этих перемен.

Прапорщики, мичманы, офицеры являются военными профессионалами и уже служат по контракту. Однако привлекать на тех же основах рядовой и сержантский состав оказалось гораздо сложнее, чем представлялось изначально, - специалисты в армию не пошли.

В ходе опроса контрактников в четырех военных округах и на двух флотах основными мотивами поступления на военную службу 54% опрошенных назвали потребность в заработке, 45 - возможность избежать безработицы, 35 - необходимость получить жилье и лишь 20% - нравственные ценности. Нынешние контрактники по социальному статусу мало чем отличаются от призывников. Как правило, это те же представители наименее социально защищенных слоев общества, их интеллектуальные возможности и морально-психологические качества невысоки.

Специалисты Генштаба создали систему профессионального отбора контрактников, аналогичную американской. Тестирование состоит из социально-психологического изучения и психофизиологического обследования желающих поступить на военную службу, проводится их военно-профессиональная ориентация. Расширяется взаимодействие с Федеральной службой занятости для привлечения в ВС временно безработных. Правда, неясно, что это даст без увеличения денежного содержания, которое является основным побудительным мотивом для добровольного поступления в армию.

Опыт комплектования ВС солдатами и сержантами по контракту показал, что система требует серьезного совершенствования. Существующая форма контракта не защищает интересы добровольцев и практически полностью лишает командиров возможности повышать заинтересованность военнослужащих в профессиональном росте, а бытовая неустроенность порождает чувство безысходности. Когда в коллективе много бесквартирных офицеров и прапорщиков, нереально, что контрактник-сержант получит жилье.

Профессиональная армия

Сегодня не только США, но и другие страны (Нидерланды, Португалия, Испания и даже Франция - родина системы обязательного призыва) начинают комплектовать войска преимущественного на добровольной основе. Сокращают зависимость от обязательного призыва Швеция, Италия, Австрия, Дания и Германия. Эта тенденция, видимо, будет доминировать в развитых европейских странах.

Вряд ли можно однозначно ответить, какую армию выгоднее иметь России - комплектуемую на основе всеобщей воинской обязанности или по добровольному принципу. Сторонники профессиональной армии убеждены, что новый способ комплектования приведет к повышению квалификации рядового и сержантского состава, улучшению знаний техники и вооружения, а значит - к повышению боеспособности и боеготовности войск. Содержание профессиональной армии потребует больше средств, хотя не надо забывать, что двухразовый призыв и обучение новобранцев тоже стоят немалых денег. К тому же уменьшатся расходы на смену боевой техники, так как увеличатся сроки ее эксплуатации, повысятся организованность и дисциплина обслуживающего персонала.

Оппоненты указывают на то, что полный отказ от всеобщей воинской обязанности в сегодняшних условиях резко уменьшит резерв обученных военным специальностям. Расходы на содержание личного состава повысятся в 1,5-2 раза. При этом ключевой станет проблема комплектования, решение которой пока не просматривается, так как еще не создана система военно-профессиональной ориентации граждан и соответствующая законодательная база. Переход к комплектованию ВС на добровольной основе потребует длительного времени (в США только подготовка к этому велась четыре года) и будет зависеть от вооружений, которыми располагает армия.

Военная реформа не затронула принципов военной стратегии и оперативного искусства, которые до сих пор предписывают применять в войне "крупные людские массы", а руководством к действию на поле боя служат несколько усовершенствованные, но по сути прежние (образца 1943 г.) постулаты. Пока они не изменены в соответствии с развитием военной техники, а ВС не оснащены современным высокоточным оружием, перейти к комплектованию армии на добровольной основе чрезвычайно сложно.

Откуп от обязательной военной службы

Если ВС будут комплектоваться по смешанному принципу и положение с обязательным призывом не улучшится, аналитики считают целесообразным узаконить существующий нелегальный откуп от обязательной военной службы. Это позволит уменьшить криминализацию данной сферы, оздоровить морально-психологическую обстановку во время призыва, увеличить доходы бюджета. Следует определить методику расчета откупа и порядок его внесения. Величина откупа должна покрывать расходына содержание одного военнослужащего рядового (сержантского) состава, проходящего службу по контракту, в течение срока действительной военной службы по призыву. Иными словами, не хочешь служить - плати, пусть за тебя служит другой.

Введение права откупа не должно исключать возможности прохождении призывниками-"откупниками" курса начальной военной подготовки на краткосрочных военных сборах по месту постоянного проживания и повторных сборов через определенный законодательством срок, чтобы они могли получить общие знания, умения и навыки в военном деле, стать частично подготовленным мобилизационным резервом. Таким образом, откуп позволит освободиться от действительной военной службы по призыву, но не от службы в запасе. Высказываются предложения распространить это право и на тех, кто не захочет после принятия соответствующего закона проходить альтернативную гражданскую службу.

Территориальные воинские формирования

Существует не только экстерриториальный, но и территориальный принцип комплектования войск, когда личный состав пополняется призывниками, проживающими в регионах дислокации воинских частей и соединений. Этот принцип применялся в СССР в 20-30-е годы, сегодня его частично используют Словакия и Латвия, потому что содержание территориальных войск дешевле, чем войск регулярной армии.

До перехода России к полностью добровольной армии некоторые специалисты считают уместным создавать территориальные воинские формирования, прежде всего казачьи. Сроки службы в них можно увеличить в 1,5-2 раза, что компенсировалось бы менее напряженным ритмом боевой подготовки.

Если призывники, имея выбор - служить в территориальных войсках или в регулярной армии вдали от дома, предпочтут первое, удастся организовать конкурсный отбор в такие воинские формирования. Чтобы обеспечить высокое качество подготовки личного состава и поддерживать высокую мобилизационную готовность, командный (начальствующий) состав территориальных войск нужно комплектовать из кадровых военнослужащих, имеющих профессиональное военное образование и опыт службы в регулярной армии.

Альтернативная гражданская служба

Альтернативная гражданская служба узаконена в некоторых европейских странах, армии которых комплектуются в основном за счет призыва (при контрактной основе в ней нет нужды). В России после введения всеобщей воинской повинности (1874 г.) от нее освобождались верующие менонниты (члены протестантской секты, проповедующей смирение, отказ от насилия), так как их религиозные убеждения не допускали ношения оружия и принятия военной присяги. Декрет об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям и замена ее альтернативной службой действовал с 1919 по 1927 г., затем была введена уголовная ответственность за уклонение от военной службы под предлогом религиозных убеждений. В 1939 г. с принятием закона "О всеобщей воинской обязанности" альтернативную службу отменили.

Ныне Конституция гарантирует гражданину право на замену действительной военной службы альтернативной гражданской, если первая противоречит его убеждениям или вероисповеданию. В то же время защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. В случае его обращения с иском о замене военной службы альтернативной суды обязаны применять Конституцию как закон прямого действия.

Пока в России нет единого мнения относительно альтернативной службы. Одни считают, что она должна быть исключительно гражданской и предоставляться в соответствии с убеждениями, а не только религиозной принадлежностью. Гражданин, отказывающийся от военной службы по убеждениям, не обязан доказывать их. Но военные в каждом "альтернативщике", как правило, видят "отказника", требуют, чтобы он доказал свои убеждения, и не предлагают ему иного места службы, кроме гражданского персонала в армии. Правда, коренным жителям Крайнего Севера теперь разрешено вместо военной службы пасти оленей.

В других странах наиболее распространены три вида альтернативной службы - трудовая повинность (низкооплачиваемый, малопрестижный, но социально значимый труд в сфере социального обеспечения, коммунального хозяйства, здравоохранения), помощь развивающимся странам и служба в интересах обороны.

В Дании, Норвегии и Германии альтернативная гражданская служба проходит преимущественно в социальной сфере. В Германии в соответствии с законом "Об отказниках от военной службы" призывник в заявлении должен изложить причины отказа от действительной военной службы и дать согласие служить на три месяца дольше, чем в бундесвере. Материальные условия действительной и альтернативной служб сопоставимы, последняя даже имеет преимущества.

На Украине в соответствии с законом "Об альтернативной (невоенной) службе" (1992 г.) основанием для нее могут быть лишь религиозные убеждения (не пацифистские) и только для девяти религиозных конфессий. Срок альтернативной службы вдвое больше, чем военной. В Болгарии альтернативной службой признана работа на оборону, ее можно проходить в строительных подразделениях, оборонной промышленности, на металлургических заводах, рудниках, шахтах.

Справочник "Социально-экономические проблемы России"


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList

    Все стулья.ру
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья.ру