Военная служба является особым видом федеральной государственной службы. Согласно закону "О воинской обязанности и военной службе" от 21 июля 1998 г. ее проходят в Вооруженных Силах, войсках Федеральной пограничной службы, Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках, войсках ФАПСИ и гражданской обороны МЧС, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, Федеральной службе безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки.
Вооруженные Силы России, как и большинство армий развитых стран, комплектуются военнослужащими по призыву на основе всеобщей воинской обязанности и по контракту. Закон "О воинской обязанности и военной службе" разграничил воинскую обязанность по призыву и добровольное исполнение долга по защите Отечества, связанное с прохождением службы по контракту. Закон предписал, что военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных и Железнодорожных войсках, Внутренних войсках МВД, войсках ФАПСИ. Все другие могут рассчитывать на призывников только после укомплектования перечисленных войск, да и то по особому указу Президента РФ.
Действительная военная служба организуется по экстерриториальному принципу, т.е. войска пополняются за счет призывников, проживающих вне районов дислокации воинских частей и соединений. Однако проводить призыв становится все труднее и дороже. Так, на призывную кампанию 1999 г. требуется 136 млн рублей, Минобороны выделяет 68 млн, остальное должны профинансировать регионы, в которых проводится призыв.
Большое беспокойство вызывает здоровье призывников: годность к военной службе за последние 10 лет снизилась на 20%. Практически каждый третий освобождается или получает отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Тем не менее в армию и на флот попадает много больных, что создает дополнительные трудности, приводит к неоправданным расходам. Военные решили возмещать убытки, взыскивая потраченные деньги через арбитражные суды с местных администраций и военкоматов. Первые подобные иски были удовлетворены в 1999 г.
Кроме больных, в армию попадают хронические алкоголики, наркоманы, лица с психическими отклонениями, криминальным прошлым. Развито дезертирство. Юноши бегут от армии и из армии. Особенно много "уклонистов" в Центральном, Северо-Западном регионах, на Северном Кавказе, в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге. И это при том, что отсрочек и освобождений от службы на законных основаниях в России больше, чем в любой другой европейской стране. В строй сегодня попадает лишь каждый десятый из стоящих на воинском учете.
Однако в новом законе "О воинской обязанности и военной службе" не только сохранены прежние отсрочки и освобождения от призыва, но и появились дополнительные. Отсрочку получили выпускники вузов, которые работают по специальности, связанной с выполнением заказов и заданий, обеспечивающих оборону и безопасность страны, а также те, кто поступил на службу в МВД, федеральные органы налоговой полиции или таможенной службы, слушатели и курсанты учебных заведений этих ведомств.
Весной 1999 г. на военную службу планировалось призвать 170 тыс. юношей, из них примерно 120 тыс. будут направлены в армию и на флот, остальные - в войсковые формирования других силовых ведомств: в Федеральную пограничную службу - 14 тыс. человек, во Внутренние войска - 25 тыс., в Железнодорожные войска - 4 тыс., в войска ФАПСИ - около 3 тыс. человек. Военные отмечают, что в результате сокращения Вооруженных Сил количество новобранцев стало даже несколько превышать потребность в них. Появилась возможность выбирать лучших и комплектовать должности рядового и сержантского состава более качественным контингентом.
Контрактная система
Военные эксперты еще в 1991 г. рекомендовали сократить численность ВС и перейти от обязательного призыва к профессиональной армии, формируемой из добровольцев по контракту. В Указе Президента РФ "О постепенном переходе к профессиональной армии" (май 1996 г.) отражена необходимость этих перемен.
Прапорщики, мичманы, офицеры являются военными профессионалами и уже служат по контракту. Однако привлекать на тех же основах рядовой и сержантский состав оказалось гораздо сложнее, чем представлялось изначально, - специалисты в армию не пошли.
В ходе опроса контрактников в четырех военных округах и на двух флотах основными мотивами поступления на военную службу 54% опрошенных назвали потребность в заработке, 45 - возможность избежать безработицы, 35 - необходимость получить жилье и лишь 20% - нравственные ценности. Нынешние контрактники по социальному статусу мало чем отличаются от призывников. Как правило, это те же представители наименее социально защищенных слоев общества, их интеллектуальные возможности и морально-психологические качества невысоки.
Специалисты Генштаба создали систему профессионального отбора контрактников, аналогичную американской. Тестирование состоит из социально-психологического изучения и психофизиологического обследования желающих поступить на военную службу, проводится их военно-профессиональная ориентация. Расширяется взаимодействие с Федеральной службой занятости для привлечения в ВС временно безработных. Правда, неясно, что это даст без увеличения денежного содержания, которое является основным побудительным мотивом для добровольного поступления в армию.
Опыт комплектования ВС солдатами и сержантами по контракту показал, что система требует серьезного совершенствования. Существующая форма контракта не защищает интересы добровольцев и практически полностью лишает командиров возможности повышать заинтересованность военнослужащих в профессиональном росте, а бытовая неустроенность порождает чувство безысходности. Когда в коллективе много бесквартирных офицеров и прапорщиков, нереально, что контрактник-сержант получит жилье.
Профессиональная армия
Сегодня не только США, но и другие страны (Нидерланды, Португалия, Испания и даже Франция - родина системы обязательного призыва) начинают комплектовать войска преимущественного на добровольной основе. Сокращают зависимость от обязательного призыва Швеция, Италия, Австрия, Дания и Германия. Эта тенденция, видимо, будет доминировать в развитых европейских странах.
Вряд ли можно однозначно ответить, какую армию выгоднее иметь России - комплектуемую на основе всеобщей воинской обязанности или по добровольному принципу. Сторонники профессиональной армии убеждены, что новый способ комплектования приведет к повышению квалификации рядового и сержантского состава, улучшению знаний техники и вооружения, а значит - к повышению боеспособности и боеготовности войск. Содержание профессиональной армии потребует больше средств, хотя не надо забывать, что двухразовый призыв и обучение новобранцев тоже стоят немалых денег. К тому же уменьшатся расходы на смену боевой техники, так как увеличатся сроки ее эксплуатации, повысятся организованность и дисциплина обслуживающего персонала.
Оппоненты указывают на то, что полный отказ от всеобщей воинской обязанности в сегодняшних условиях резко уменьшит резерв обученных военным специальностям. Расходы на содержание личного состава повысятся в 1,5-2 раза. При этом ключевой станет проблема комплектования, решение которой пока не просматривается, так как еще не создана система военно-профессиональной ориентации граждан и соответствующая законодательная база. Переход к комплектованию ВС на добровольной основе потребует длительного времени (в США только подготовка к этому велась четыре года) и будет зависеть от вооружений, которыми располагает армия.
Военная реформа не затронула принципов военной стратегии и оперативного искусства, которые до сих пор предписывают применять в войне "крупные людские массы", а руководством к действию на поле боя служат несколько усовершенствованные, но по сути прежние (образца 1943 г.) постулаты. Пока они не изменены в соответствии с развитием военной техники, а ВС не оснащены современным высокоточным оружием, перейти к комплектованию армии на добровольной основе чрезвычайно сложно.
Откуп от обязательной военной службы
Если ВС будут комплектоваться по смешанному принципу и положение с обязательным призывом не улучшится, аналитики считают целесообразным узаконить существующий нелегальный откуп от обязательной военной службы. Это позволит уменьшить криминализацию данной сферы, оздоровить морально-психологическую обстановку во время призыва, увеличить доходы бюджета. Следует определить методику расчета откупа и порядок его внесения. Величина откупа должна покрывать расходына содержание одного военнослужащего рядового (сержантского) состава, проходящего службу по контракту, в течение срока действительной военной службы по призыву. Иными словами, не хочешь служить - плати, пусть за тебя служит другой.
Введение права откупа не должно исключать возможности прохождении призывниками-"откупниками" курса начальной военной подготовки на краткосрочных военных сборах по месту постоянного проживания и повторных сборов через определенный законодательством срок, чтобы они могли получить общие знания, умения и навыки в военном деле, стать частично подготовленным мобилизационным резервом. Таким образом, откуп позволит освободиться от действительной военной службы по призыву, но не от службы в запасе. Высказываются предложения распространить это право и на тех, кто не захочет после принятия соответствующего закона проходить альтернативную гражданскую службу.
Территориальные воинские формирования
Существует не только экстерриториальный, но и территориальный принцип комплектования войск, когда личный состав пополняется призывниками, проживающими в регионах дислокации воинских частей и соединений. Этот принцип применялся в СССР в 20-30-е годы, сегодня его частично используют Словакия и Латвия, потому что содержание территориальных войск дешевле, чем войск регулярной армии.
До перехода России к полностью добровольной армии некоторые специалисты считают уместным создавать территориальные воинские формирования, прежде всего казачьи. Сроки службы в них можно увеличить в 1,5-2 раза, что компенсировалось бы менее напряженным ритмом боевой подготовки.
Если призывники, имея выбор - служить в территориальных войсках или в регулярной армии вдали от дома, предпочтут первое, удастся организовать конкурсный отбор в такие воинские формирования. Чтобы обеспечить высокое качество подготовки личного состава и поддерживать высокую мобилизационную готовность, командный (начальствующий) состав территориальных войск нужно комплектовать из кадровых военнослужащих, имеющих профессиональное военное образование и опыт службы в регулярной армии.
Альтернативная гражданская служба
Альтернативная гражданская служба узаконена в некоторых европейских странах, армии которых комплектуются в основном за счет призыва (при контрактной основе в ней нет нужды). В России после введения всеобщей воинской повинности (1874 г.) от нее освобождались верующие менонниты (члены протестантской секты, проповедующей смирение, отказ от насилия), так как их религиозные убеждения не допускали ношения оружия и принятия военной присяги. Декрет об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям и замена ее альтернативной службой действовал с 1919 по 1927 г., затем была введена уголовная ответственность за уклонение от военной службы под предлогом религиозных убеждений. В 1939 г. с принятием закона "О всеобщей воинской обязанности" альтернативную службу отменили.
Ныне Конституция гарантирует гражданину право на замену действительной военной службы альтернативной гражданской, если первая противоречит его убеждениям или вероисповеданию. В то же время защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. В случае его обращения с иском о замене военной службы альтернативной суды обязаны применять Конституцию как закон прямого действия.
Пока в России нет единого мнения относительно альтернативной службы. Одни считают, что она должна быть исключительно гражданской и предоставляться в соответствии с убеждениями, а не только религиозной принадлежностью. Гражданин, отказывающийся от военной службы по убеждениям, не обязан доказывать их. Но военные в каждом "альтернативщике", как правило, видят "отказника", требуют, чтобы он доказал свои убеждения, и не предлагают ему иного места службы, кроме гражданского персонала в армии. Правда, коренным жителям Крайнего Севера теперь разрешено вместо военной службы пасти оленей.
В других странах наиболее распространены три вида альтернативной службы - трудовая повинность (низкооплачиваемый, малопрестижный, но социально значимый труд в сфере социального обеспечения, коммунального хозяйства, здравоохранения), помощь развивающимся странам и служба в интересах обороны.
В Дании, Норвегии и Германии альтернативная гражданская служба проходит преимущественно в социальной сфере. В Германии в соответствии с законом "Об отказниках от военной службы" призывник в заявлении должен изложить причины отказа от действительной военной службы и дать согласие служить на три месяца дольше, чем в бундесвере. Материальные условия действительной и альтернативной служб сопоставимы, последняя даже имеет преимущества.
На Украине в соответствии с законом "Об альтернативной (невоенной) службе" (1992 г.) основанием для нее могут быть лишь религиозные убеждения (не пацифистские) и только для девяти религиозных конфессий. Срок альтернативной службы вдвое больше, чем военной. В Болгарии альтернативной службой признана работа на оборону, ее можно проходить в строительных подразделениях, оборонной промышленности, на металлургических заводах, рудниках, шахтах.
Справочник "Социально-экономические проблемы России"
|