"Ноль! Северный полюс 6 часов 59 минут 10 секунд" - раздалось в отсеках. Первая советская атомная подводная лодка К-3 достигла верхней точки планеты. Случилось это ровно 40 лет назад, 17 июля 1962 года.
Арктика, с точки зрения подледного плавания, привлекала, прежде всего, военных. Вот что сказал по этому поводу американский адмирал Э. Гренфелл: "Завоевание господства в Арктике станет одной из важнейших задач, и решить ее смогут подводные лодки".
С появлением первых АПЛ, арктический регион был объявлен "новым потенциальным театром военных действий". Первыми в "полярной гонке" оказались американцы. "Наутилус" пересек полюс 3 августа 1958 года, что пробило солидную брешь в обороне СССР. Весь Север нашей страны, да и не только Север, оказался в зоне досягаемости ракет, пущенных с любой подлодки США, находящейся под арктическим льдом. Все надводные противолодочные средства в этих окованных льдами широтах малоэффективны.
Человек давно рвался на полюс, в том числе и на подводных лодках. Много неудач и разочарований ожидало первых энтузиастов подледного плавания, много было курьезных изобретений. Известен, например, проект оборудования подлодки продольными полозьями, крепившимися в верхней части корпуса для скольжения по "обратной" стороне льда. Это изобретение потерпело крах, как только люди увидели лед из-под воды - он весь был в наростах и впадинах.
Из 10 АПЛ, уже имевшихся к тому времени в составе ВМФ СССР, выбрали К-3 – самый первый советский атомоход. Отметим, что лодка находилась в далеко не лучшем техническом состоянии. По словам командира лодки Л. Жильцова, на ней буквально живого места не оставалось после всевозможных проверок и учений. Однако, после тех же учений, трудно было на всем флоте найти более подготовленный и технически грамотный экипаж. В своих мемуарах Жильцов писал: "Выбирая между техникой и людьми, мы всегда выбираем последних". И вот, после ремонта. 11 июля 1962 г. К-3 отчалила от берега и взяла курс на северную шапку планеты. В пути подводников ожидало много сюрпризов, не всегда приятных. Так уже у самой кромки льдов случилась авария на одном из парогенераторов. Устранять ее пришлось в море под водой, и экипаж с честью выдержал это испытание.
По возвращению, на берегу, подводников ожидали руководители правительства и Военно-Морского Флота во главе с Н.С. Хрущевым. Всем участникам похода вручены высокие награды.
На Западе мало кто верил в существование у Советского Союза атомного подводного флота, а то, что русские на АПЛ достигли Северного полюса, никто и представить не мог. Достаточно сказать, что тогдашнего директора ЦРУ Аллена Даллеса уволили с поста только за то, что он "прошляпил" северный поход русских.
Незабываемый поход доказал всему миру, что "эта страна обладает самым современным и самым мощным подводным флотом в Мире". Эти слова принадлежат заместителю начальника морских операций США Клэрну, и относятся к 1970 году. Сейчас, в 2002 году, 40 лет спустя, такое вряд ли кто скажет и в Америке, и в России…
«ПРАВДА.Ру»
Виталий БРАТКОВ
17-07-2002
|