Появление на мировой арене феномена Культуры ХХ века - ядерного оружия коренным образом изменило представление о возможных последствиях широкомасштабной войны. Многочисленные войны доядерного периода, в том числе и мировые, уносили жизни десятков миллионов людей. Однако проходило сравнительно немного времени человечество залечивало раны, восстанавливало разрушенное, давало жизнь новым поколениям. Принципиально иное положение сложилось в последние десятилетия. Накопленные ядерные арсеналы, будучи пущены в ход, способны многократно уничтожить все живое на планете. Человечество оказалось перед реальной угрозой утраты своего бессмертия. Понимание реальности подобной угрозы привело к тому, что высшее военно-политическое руководство ядерных держав, в первую очередь СССР (России) и США, предприняли большие усилия по ее предотвращению. При этом исторически определились два основных направления по предотвращению термоядерной катастрофы.
Первое направление связано с пересмотром порядка принятия решений о применении нового оружия при всемерном обеспечении действенности принципа централизации управлениями. Второе направление определяет систему мер, Предотвращающих случайное или несанкционированное использование ядерного оружия.
Рассматривая первое направление следует заметить, что государственное руководство СССР и США уже на рубеже 70-х годов стало приходить к выводу о том, что ядерное оружие не является оружием войны и его единственной рациональной функцией является сдерживание потенциального противника от агрессии, что впоследствии было зафиксировано в официальных документах.
В частности, в "Концепции национальной безопасности РФ" прямо указывается: "Важнейшей задачей ВС РФ является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и крупномасштабной или региональной войны, а также осуществление союзнических обязательств".
Непрерывное совершенствование ядерного оружия, всемерное повышение его боеготовности на фоне глубоких идеологических противоречий привело к тому, что в годы холодной войны основной формой гипотетических боевых действий, обеспечивающих высокую действенность концепции сдерживания, стал ответно-встречный удар. Осуществление такого удара в свою очередь предъявило высокие требования к безошибочности и своевременности принятия решения высшим руководством страны, чрезвычайно быстрого реагирования на изменение стратегической ситуации. При этом оно будет стремиться получить максимум необходимой информации, которая бы гарантировала принятия решения, адекватного складывающейся ситуации.
По оценкам экспертов, с учетом действия системы предупреждения и оценки обстановки, в распоряжении "верхов" будет находиться не более 10-15 минут. Специфика ракетно-ядерного оружия, его временных параметров в сочетании с огромной разрушительной силой обусловила необходимость чрезвычайно высокой централизации системы управления этим оружием. Безусловно, велика ответственность всех элементов СПРН, обработки информации и доведения ее до президента страны, однако именно ему надлежит, в конечном счете, принимать решения, отделяющие мир от термоядерного конфликта. При этом создается ситуация, когда предстоит принимать роковое решение в условиях обострения состояния уязвимости от ядерного оружия противника самого высшего руководства страны. Хотя здравый смысл требует от него проявления рассудительности и сдержанности, нарастающая с каждой минутой ядерная угроза требует действовать быстро и решительно.
Необходимо также иметь в виду, что существует значительная разница в том, как должна работать система ядерного управления и контроля и как она в действительности будет работать в стрессовой ситуации.
Принятие решения на нанесение ядерного удара строго персонифицировано. В нем принимают участие президент, министр обороны, начальник Генерального штаба. Задача всех звеньев управления состоит в обеспечении высшего руководства всей необходимой информацией ("вверх") и доведение приказов и распоряжений до всех исполнителей ("вниз").
В системе управления СЯС реализованы основные принципы, позволяющие высшему руководству страны успешно выполнять свои функции.
Во-первых, предусматривается принцип четкого разграничения прав и полномочий по формированию, доведению и исполнению команд на боевое применение ядерного оружия сверху донизу. Это означает контролирующее на каждом этапе прохождение команд от высшего государственного и военного руководства страны через промежуточные пункты управления СЯС вплоть до средств СНВ.
Во-вторых, устанавливается принцип неравнозначной ответственности за предотвращение несанкционированного применения ядерного оружия, в результате чего гарантии ядерной безопасности ужесточаются по мере движения "вверх" по системе боевого управления.
Установление гарантированного уровня безопасности осуществляется на основе моделирования взаимодействия системы управления с возможными угрозами, действующими на ее элементы.
Оптимальное решение определяется исходя из конкретных условий геостратегической ситуации:
- в мирное время система предотвращения несанкционированных действий с ядерным оружием должна обеспечивать максимальную безопасность при одновременном поддержании боеготовности всех систем СЯС на требуемом уровне. Это означает, что в условиях мирного времени гарантии против несанкционированного применения ядерного оружия получают приоритет над боевой готовностью*
- напротив, в условиях кризисной ситуации система управления должна обеспечить максимальную готовность СЯС к боевому применению, при одновременном обеспечении безопасности на требуемом уровне, т. е. в данном случае приоритетное значение приобретает высокая боевая готовность.
Нередко можно встретиться со спекуляциями в отношении "черного чемоданчика" и "ядерной кнопки", которые находятся у президента. Дело представляется так, что даже случайное нажатие этой кнопки может привести к нанесению ядерного удара. На самом деле "кнопка" представляет собой тщательно разработанную систему кодов, процедур и документов, которые для осуществления запуска ракет должны быть выполнены точно и в строгой последовательности. "Чемоданчик" президента служит прежде всего для немедленного установления связи с министром обороны и начальником Генерального штаба с целью оценки обстановки и совместной выработки решения. В конечном счете в случае ядерной угрозы вырабатывается сложный кодированный сигнал, который санкционирует применение ядерного оружия. Однако сообщение президенту посредством черного чемоданчика об изменениях в стратегической области, как, по-видимому, это имело место в случае с Норвежской ракетой в январе 1995 года, свидетельствует лишь о том, что его поставили в известность о случившимся не более того. Сама система "ядерной Кнопки" была отнюдь не задействована. Следует иметь в виду, что главная задача, решаемая "черным чемоданчиком" президента в мирное время, состоит не столько в том, чтобы привести в действие механизм запуска ракет, сколько не допустить, чтобы другие, допущенные к этому механизму лица, смогли сделать это.
О сложности принятия решений в стратегической области свидетельствует опыт деятельности руководства США. Эта проблема осложняется наличием "Черной книги", в которой на 75 страницах изложены инструкции для президента на случай ядерного нападения. По словам одного из бывших высокопоставленных чиновников Белого дома, " ни одного из вновь пришедших в мое время к власти президента не инструктировали больше одного раза о содержимом "футбольной игры" (чемоданчика с "Черной книгой") ...Ни один президент никогда не получал обновленных инструкций относительно чемоданчика, несмотря на то, что материалы в нем постоянно изменялись". Бывший помощник президента по национальной безопасности генерал Скаукрофт так описывал поведение президентов во время учений и дискуссий в отношении системы управления ядерными силами:" Мой опыт говорит о том, что в первые пару дней имеет место абсолютный ужас, когда совсем внезапно они осознают, что все это находится в их руках и что они единственные люди, которые должны принять решение".
Нередко возникает вопрос, который особенно активно муссировался во время драматических событий в СССР в августе 1991 года: возможно ли отдать приказ на нанесение ядерного удара без непосредственного участия президента? Для ответа на поставленый вопрос воспользуемся логикой рассуждений, принятой в США. Здесь следует рассмотреть два предельных случая. Первый охватывает мирное время и еще во время правления Никсона министр обороны Шлессинджер и Комитет начальников штабов осуществляли право "вето" с целью предотвратить передачу в войска несанкционированных ими приказов Белого дома. В другом гипотетическом предельном случае, когда боеголовки противника уже взрываются на территории США, решение президента на нанесение ядерного удара уже не будет иметь решающего значения. Этот приказ в соответствии с установленной процедурой будет отдан высшим военным командованием. Вряд ли в принципиальном плане подход к действиям в подобной ситуации в России будет отличаться от подхода к этой проблеме в США.
Как уже ранее указывалось, другим направлением предотвращения ядерного конфликта является повышение непосредственно ядерной безопасности. В период распада СССР американские военные специалисты, озабоченные судьбой советского ядерного арсенала, приложили немало усилий для проведения анализа состояния системы ядерной безопасности России. Даже несмотря на определенное предубеждение они были вынуждены признать, что в СССР была создана весьма надежная и эффективная система безопасности, которую унаследовала Россия. По их заключению система ядерной безопасности предусматривает несколько рубежей предохранения от случайных или несанкционированных действий с ядерным оружием.
Во-первых, предусматривается, что за исключением МБР и БРПЛ ядерные боеприпасы не устанавливаются непосредственно на средства доставки. Они находятся в специальных хранилищах под охраной войск 12 ГУ Министерства обороны. Поэтому, например, чтобы произвести стрельбу ядерным артиллерийским снарядом подразделение охраны должно получить по своей системе управления приказ о его передаче артиллерийскому подразделению, которое будет производить его пуск. Для этого оно также должно получит соответствующую закодированную команду. Такое разделение функций предотвращает возможность сговора личного состава строго раздельных воинских структур.
Вторая линия предосторожности определяет порядок проведения различных процедур при хранении, перемещении, проведении регламентных работ, учений и транспортировки. Эти операции, которые должны проводиться группой лиц (никогда индивидуально), сильно формализованы и хотя они не могут безусловно предотвратить несанкционированные действия с ядерным оружием, все же делают их весьма трудно осуществимыми. Третий тип мер предосторожности определяет требования обеспечения физической безопасности в местах хранения ядерного оружия. Как правило, эти хранилища окружены проволочными заграждениями минными полями, обеспечены системами охраны и обороны, физическими барьерами, сковывающими действия нападающих внутри объекта и.т. п.
Четвертая линия мер предосторожности обеспечивается специальными устройствами боеприпасов и предотвращающими их случайный взрыв при пожаре, падении механическом или электрическом ударе. Они предотвращают взрыв боеприпаса во всех случаях кроме его штатного применения. Пятый тип мер предосторожности определяется наличием на боеприпасах специальных датчиков распознавания окружающей среды (ДРОС). ДРОС препятствует взрыву во всех случаях, если боеприпас не испытал расчетное физическое воздействие окружающей среды. Так, авиабомба с ДРОС не сработает если не испытает определенное ускорение свободного падения, изменение атмосферного давления, связанное с перепадом высоты на траектории полета, отрицательного ускорения в результате раскрытия парашюта или при столкновении с землей.
Шестой тип мер предосторожности представляет собой кодовое устройство, предотвращающее взведение и взрыв боезаряда в тех случаях, если не был введен секретный код. Подобное устройство устанавливается либо на самом боеприпасе, либо на средствах доставки - на ракете, самолете и др. Попытки "открыть" кодовые замки занимают много времени даже у злоумышленника с хорошей технической подготовкой. Это время имеется в распоряжении властей для того, чтобы обнаружить и обезвредить преступника.
Завершая рассмотрение проблемы ядерной безопасности и предотвращения ядерного конфликта, следует указать, что система ее обеспечения не представляет собой некий застывший механизм, а должна непрерывно совершенствоваться и в каждый период времени быть адекватной состоянию ядерного оружия и характеру возможных угроз.
Владимир Белоус,
кандидат технических наук, генерал-майор в отставке
16.03.2000
|