ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОЗДАНИИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ЛИКВИДАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.
Принят Государственной Думой
20 мая 1999 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы и принципы
государственного регулирования деятельности, связанной с созданием,
эксплуатацией,ликвидацией и обеспечением безопасности ядерного оружия
(далее также - деятельность в области ядерного оружия), социальной защиты
граждан Российской Федерации (далее - граждане) при осуществлении
указанной деятельности, устанавливает ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации в регулируемой области.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и определения, применяемые в настоящем Федеральном законе
Ядерное оружие - ядерные заряды, ядерные боеприпасы, а также
оснащенные ими носители ядерных боеприпасов, комплексы ядерного оружия и
носители ядерного оружия.
Ядерный заряд - устройство, предназначенное для осуществления
взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва).
Ядерные боеприпасы - боеприпасы, содержащие ядерные заряды.
Носитель ядерных боеприпасов - средство доставки ядерных боеприпасов
от места применения ядерного оружия к цели.
Комплекс ядерного оружия - совокупность функционально связанных
технических средств по обеспечению санкционированного применения ядерных
боеприпасов.
Носитель ядерного оружия - средство размещения и доставки ядерных
боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия к
месту их применения.
Ядерный оружейный объект - объект, на котором осуществляется
разработка ядерных зарядов, и (или) проводятся ядерные испытания, и (или)
проходит жизненный цикл ядерного оружия, вводится особый режим
безопасного функционирования ядерного оружейного объекта, обеспечиваются
безопасность и физическая защита ядерного оружейного объекта, защита
информации о ядерном оружии.
Жизненный цикл ядерного оружия - совокупность взаимосвязанных этапов
от начала изготовления составных частей ядерного заряда, содержащих
ядерные и (или) специальные материалы, до боевого применения, ядерного
испытания или ликвидации ядерного оружия.
Ядерные испытания - санкционированные ядерные взрывы, проводимые в
целях экспериментального определения или подтверждения характеристик
ядерного оружия, а также изучения процессов, протекающих при ядерных
взрывах.
Создание ядерного оружия - комплекс работ, включающий исследования в
области ядерного оружия, заказ на разработку, модернизацию, испытания,
производство и поставку ядерного оружия, а также разработку,
модернизацию, испытания, производство и поставку ядерного оружия.
Эксплуатация ядерного оружия - этап жизненного цикла ядерного
оружия, включающий его техническое обслуживание, хранение,
транспортирование, подготовку к боевому применению и нахождение на боевом
дежурстве, с момента приема ядерных боеприпасов организацией,
осуществляющей эксплуатацию ядерного оружия, от организации,
осуществляющей производство ядерных боеприпасов, до боевого применения
ядерного оружия или передачи ядерных боеприпасов организации,
осуществляющей производство ядерных боеприпасов.
Обеспечение безопасности ядерного оружия - комплекс мероприятий по
снижению опасности ядерного оружия для граждан и окружающей среды на всех
этапах жизненного цикла ядерного оружия до уровня, установленного
федеральными нормами.
Физическая защита ядерного оружия - комплекс мероприятий по
обеспечению сохранности ядерного оружия, а также предотвращению
несанкционированного доступа к ядерному оружию и несанкционированного
воздействия на него.
Защита информации о ядерном оружии - комплекс мероприятий по
предотвращению разглашения сведений о ядерном оружии, составляющих
государственную тайну, и несанкционированного доступа к ним.
Ликвидация ядерного оружия - комплекс работ по разборке,
санкционированному уничтожению и (или) захоронению ядерного оружия, а
также утилизации его составных частей.
Авария ядерного оружия - событие, которое наступает в результате
повреждений, неисправностей ядерного оружия, нерегламентированных
воздействий на ядерное оружие и приводит или может привести к причинению
вреда вследствие разрушения, взрыва или сгорания ядерных зарядов, ядерных
боеприпасов.
Особый режим безопасного функционирования ядерного оружейного
объекта - комплекс мер. включающий установление охраняемых, в том числе
контролируемых и (или) запретных, зон вокруг ядерного оружейного объекта,
ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на территории
контролируемой зоны, примыкающей к ядерному оружейному объекту, и
вытекающие из них ограничения на право ведения хозяйственной и
предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения
землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, а также ограничения
на полеты летательных аппаратов над территорией ядерного оружейного
объекта.
Контролируемая зона - территория вокруг ядерного оружейного объекта,
доступ на которую должен быть санкционирован.
Санитарно-защитная зона - территория вокруг ядерного оружейного
объекта, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной
эксплуатации данного ядерного оружейного объекта может превысить
установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной
зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим
ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный
контроль.
Зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны,
на которой проводится радиационный контроль.
Запретная зона - территория вокруг ядерного оружейного объекта,
пребывание на которой без производственной (служебной) необходимости
запрещено.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области ядерного оружия
Законодательство Российской Федерации в области ядерного оружия
основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах
Российской Федерации, настоящем Федеральном законе, других федеральных
законах и нормативных правовых актах Российской Федерации.
Статья 3. Задачи настоящего Федерального закона
Задачами настоящего Федерального закона являются:
создание правовых основ государственного регулирования деятельности,
связанной с созданием, эксплуатацией и ликвидацией ядерного оружия;
создание правовых основ государственной системы обеспечения
безопасности ядерного оружия;
установление полномочий органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления при осуществлении деятельности в области
ядерного оружия, а также ответственности юридических и физических лиц за
нарушение законодательства Российской Федерации в области ядерного
оружия;
создание правовых основ социальной защиты граждан при осуществлении
деятельности в области ядерного оружия.
Статья 4. Принципы государственного регулирования деятельности в
области ядерного оружия
Принципами государственного регулирования деятельности в области
ядерного оружия являются:
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и
государства;
безусловное выполнение федеральных норм и отраслевых норм и правил в
области ядерного оружия;
персональная ответственность должностных лиц в пределах их
полномочий; государственный надзор, ведомственный надзор и контроль за
безопасностью ядерного оружия и соблюдением особого режима безопасного
функционирования ядерных оружейных объектов;
лицензирование деятельности в области ядерного оружия;
социальная защита граждан при осуществлении деятельности в области
ядерного оружия.
Статья 5. Объекты применения настоящего Федерального закона
Объектами применения настоящего Федерального закона являются:
ядерное оружие и составные части ядерных зарядов и ядерных
боеприпасов;
ядерные и специальные материалы, используемые в конструкции ядерных
зарядов и ядерных боеприпасов;
ядерные оружейные объекты;
средства разработки, испытаний, производства, эксплуатации и
ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и составных частей
ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;
средства обращения с ядерным оружием, подвергшимся
нерегламентированным воздействиям;
средства экспериментального исследования поражающего действия
ядерного оружия.
Статья 6. Предмет и сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует деятельность в области
ядерного оружия органов государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, юридических лиц и граждан по следующим основным
направлениям:
государственное управление деятельностью в области ядерного оружия;
размещение, проектирование, сооружение, оборудование, эксплуатация и
ликвидация ядерных оружейных объектов;
обеспечение безопасности ядерного оружия;
обеспечение особого режима безопасного функционирования ядерных
оружейных объектов;
государственный надзор, ведомственный надзор и контроль за
безопасностью ядерного оружия и соблюдением особого режима безопасного
функционирования ядерных оружейных объектов;
радиационный контроль на ядерных оружейных объектах и прилегающих к
ним территориях;
отбор и подготовка кадров;
обеспечение режима нераспространения ядерного оружия и ядерных
оружейных технологий;
учет и контроль ядерного оружия;
физическая защита ядерного оружия;
защита информации о ядерном оружии;
предотвращение аварий ядерного оружия, принятие мер по их
предупреждению и ликвидации их последствий;
возмещение причиненного вреда и ликвидация последствий аварий
ядерного оружия;
медико-санитарное обеспечение деятельности в области ядерного
оружия;
проведение исследований в области ядерного оружия с использованием
специальных установок и технологий;
обеспечение социальной защиты граждан при осуществлении деятельности
в области ядерного оружия;
международное сотрудничество и обеспечение соблюдения международных
соглашений и обязательств Российской Федерации в области ядерного оружия.
Любая деятельность, связанная с ядерными и специальными материалами,
используемыми в конструкции ядерных зарядов, до момента их приема
организацией, осуществляющей производство ядерных зарядов, составных
частей ядерных зарядов, и после переработки указанных материалов до
состояния, исключающего возможность воспроизведения конструкции ядерных
зарядов, осуществляется на основании иных федеральных законов и не
находится в сфере действия настоящего Федерального закона.
Любая деятельность, связанная с изготовлением, испытаниями,
эксплуатацией, хранением и утилизацией ядерных энергетических установок
носителей ядерного оружия, до момента установки носителей ядерных
боеприпасов, оснащенных ядерными боеприпасами, на носитель ядерного
оружия и после их снятия с носителя ядерного оружия осуществляется на
основании иных федеральных законов и не находится в сфере действия
настоящего Федерального закона.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на
боевое применение ядерного оружия.
Статья 7. Право собственности
Ядерное оружие, ядерные оружейные объекты, средства разработки,
испытаний, производства, эксплуатации и ликвидации ядерных зарядов,
ядерных боеприпасов и составных частей ядерных зарядов и ядерных
боеприпасов находятся исключительно в федеральной собственности.
Ядерное оружие, созданное на территории Российской Федерации, но
находящееся за ее пределами, также является федеральной собственностью.
Отношения, связанные с объектами авторского права и интеллектуальной
собственности, и порядок компенсации упущенной выгоды в связи с
засекречиванием научных трудов и изобретений в области ядерного оружия, в
том числе ограничением прав собственности организаций и граждан на
информацию о результатах деятельности в области ядерного оружия,
регулируются законодательством Российской Федерации.
Правом пользования и распоряжения объектами применения настоящего
Федерального закона наделяются федеральные органы исполнительной власти,
государственные организации и должностные лица в пределах их полномочий в
соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, разработанными на основе
настоящего Федерального закона.
Статья 8. Право принятия на вооружение, заказа на создание и ликвидацию ядерного оружия, организации создания,
испытаний, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия
Право принятия образцов ядерного оружия на вооружение и снятия их с
вооружения имеет Президент Российской Федерации или по его поручению
Правительство Российской Федерации.
Государственный оборонный заказ на создание и ликвидацию ядерного
оружия утверждает Правительство Российской Федерации в соответствии с
Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".
Государственным заказчиком оборонного заказа на создание и
ликвидацию ядерных зарядов и ядерных боеприпасов является федеральный
орган исполнительной власти, в ведении которого находятся создание и
ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов и который на стадии
формирования государственного оборонного заказа согласует его с
федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится
обеспечение обороны Российской Федерации.
Право организации создания и ликвидации ядерного оружия принадлежит
федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находятся
создание и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, и
федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находятся
организации, осуществляющие создание и ликвидацию носителей ядерных
боеприпасов, комплексов ядерного оружия и носителей ядерного оружия.
Право организации производства ядерных и специальных материалов,
используемых в конструкции ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, и их
ликвидации принадлежит федеральному органу исполнительной власти, в
ведении которого находятся создание и ликвидация ядерных зарядов и
ядерных боеприпасов.
Право организации эксплуатации ядерного оружия принадлежит
федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится
обеспечение обороны Российской Федерации.
Право организации ядерных испытаний принадлежит федеральным органам
исполнительной власти, уполномоченным на то Президентом Российской
Федерации.
Статья 9. Финансирование и материально-техническое обеспечение
деятельности в области ядерного оружия
Финансирование деятельности в области ядерного оружия осуществляется
в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в федеральном бюджете на
эти цели, на основе:
положений военной доктрины Российской Федерации;
федеральной программы разработки, создания и производства вооружения
и военной техники на десятилетний период, включающей в себя заказы на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области
ядерного оружия (в том числе работы по развитию базовых оружейных
технологий, поддержанию и развитию экспериментальной и
производственно-технологической базы);
федеральных программ в области ядерного оружия.
Планирование и расходование средств федерального бюджета, выделяемых
на создание и ликвидацию ядерных зарядов и ядерных боеприпасов,
осуществляются федеральным органом исполнительной власти, в ведении
которого находятся создание и ликвидация ядерных зарядов и ядерных
боеприпасов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, и
под его контролем.
По важнейшим видам материально-технических ресурсов для выполнения
оборонного заказа в области ядерного оружия организациям независимо от их
организационно-правовых форм, осуществляющим поставки (производство) этих
ресурсов, Правительство Российской Федерации устанавливает квоты
(перечень, количество, сроки поставок) обязательных поставок указанных
ресурсов государственному заказчику, головному исполнителю (исполнителю)
по складывающимся на товарном рынке ценам.
Статья 10. Система нормативной документации в области ядерного
оружия
В систему нормативной документации в области ядерного оружия входят:
нормативные правовые акты в области ядерного оружия, в том числе в
области обеспечения его безопасности, принятые Президентом Российской
Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральными органами
исполнительной власти;
федеральные нормы;
отраслевые нормы и правила;
государственные и отраслевые стандарты;
конструкторская, технологическая, эксплуатационная документация на
ядерное оружие, средства его разработки, технические системы его
физической защиты, средства его производства, испытаний, эксплуатации и
ликвидации.
Требования федеральных норм и отраслевых норм и правил в области
ядерного оружия должны разрабатываться с учетом рекомендаций
международных организаций, в работе которых принимает участие Российская
Федерация.
Федеральные нормы в области ядерного оружия утверждает Правительство
Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и организации,
осуществляющие деятельность в области ядерного оружия, разрабатывают
нормативную документацию, устанавливающую уровень безопасности,
требования и условия обеспечения безопасности ядерного оружия конкретного
типа на всех этапах его жизненного цикла в соответствии с федеральными
нормами в области ядерного оружия.
Производство и эксплуатация ядерного оружия, не отвечающего
требованиям нормативной документации, запрещаются.
Запрещаются любые действия с ядерным оружием, не предусмотренные
федеральными нормами и отраслевыми нормами и правилами в области ядерного
оружия.
Деятельность, связанная с созданием, эксплуатацией и ликвидацией
ядерного оружия, а также с ликвидацией последствий аварий ядерного
оружия, документируется в формах и порядке, которые устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
Статья 11. Полномочия Президента Российской Федерации в области ядерного оружия
Президент Российской Федерации:
осуществляет государственное управление деятельностью в области
ядерного оружия и регулирование деятельности в области обеспечения
безопасности ядерного оружия;
утверждает структуру государственного управления деятельностью в
области ядерного оружия и регулирования деятельности в области
обеспечения безопасности ядерного оружия;
определяет основные направления государственной политики в области
ядерного оружия;
утверждает федеральные программы в области ядерного оружия и
программы ядерных испытаний;
определяет концепцию международных переговоров и сотрудничества в
области ядерного оружия;
утверждает планы размещения ядерных оружейных объектов;
санкционирует проведение ядерных испытаний;
утверждает полномочия органов государственного надзора за
безопасностью ядерного оружия;
принимает иные решения в области ядерного оружия.
Статья 12. Полномочия Правительства Российской Федерации в области ядерного оружия
Правительство Российской Федерации:
осуществляет государственное управление деятельностью в области
ядерного оружия;
осуществляет государственное управление деятельностью в области
обеспечения безопасности ядерного оружия и ее регулирование;
обеспечивает исполнение федеральных законов, указов и распоряжений
Президента Российской Федерации в области ядерного оружия;
представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре
государственного управления деятельностью в области ядерного оружия и
регулирования деятельности в области обеспечения безопасности ядерного
оружия;
определяет порядок лицензирования деятельности в области ядерного
оружия и надзора за выполнением условий лицензий;
организует разработку и выполнение федеральных программ в области
ядерного оружия, государственного оборонного заказа и определяет порядок
их материально-технического обеспечения;
принимает решения о создании и ликвидации ядерного оружия;
организует разработку планов размещения и ликвидации ядерных
оружейных объектов и принимает решения об их проектировании и сооружении;
принимает решения, связанные с конверсией и перепрофилированием
ядерных оружейных объектов;
организует и обеспечивает функционирование государственных систем:
обеспечения безопасности ядерного оружия; учета и контроля ядерного
оружия, ядерных и специальных материалов; физической защиты ядерного
оружия, ядерных и специальных материалов; защиты информации о ядерном
оружии; оповещения об авариях ядерного оружия, реагирования на аварии
ядерного оружия и ликвидации последствий аварий ядерного оружия; отбора и
подготовки кадров к проведению работ с ядерным оружием;
автоматизированного контроля радиационной обстановки;
организует разработку федеральных норм в области ядерного оружия и
утверждает их;
утверждает порядок взаимодействия организаций, осуществляющих
деятельность в области ядерного оружия;
утверждает порядок проведения государственной экологической
экспертизы;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных осуществлять государственный надзор за безопасностью
ядерного оружия и соблюдением особого режима безопасного функционирования
ядерных оружейных объектов;
организует выполнение обязательств по международным договорам
Российской Федерации в области ядерного оружия;
организует создание средств и разработку методов защиты граждан и
окружающей среды при осуществлении деятельности в области ядерного
оружия;
обеспечивает социальную защиту граждан при осуществлении
деятельности в области ядерного оружия.
Статья 13. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление деятельностью в области ядерного оружия
Государственное управление деятельностью в области ядерного оружия
осуществляют также специально уполномоченные на то Президентом Российской
Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации:
федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого
находится обеспечение обороны Российской Федерации;
федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого
находятся создание и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;
федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого
находятся организации, осуществляющие создание и ликвидацию носителей
ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия и носителей ядерного
оружия.
Перечень иных федеральных органов исполнительной власти,
привлекаемых к деятельности в области ядерного оружия, устанавливается
Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством
Российской Федерации.
Статья 14. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление деятельностью в области ядерного оружия
Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого
находится обеспечение обороны Российской Федерации:
реализует государственную политику при постановке на вооружение,
модернизации, размещении, эксплуатации и снятии с вооружения ядерного
оружия;
организует эксплуатацию ядерного оружия;
участвует в разработке федеральных программ в области ядерного
оружия;
определяет требования к характеристикам ядерного оружия, включаемые
в тактико-технические задания на разработку ядерных зарядов, ядерных
боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия и
носителей ядерного оружия;
готовит предложения о размещении, сооружении и ликвидации ядерных
оружейных объектов;
организует разработку федеральных норм и отраслевых норм и правил в
области ядерного оружия;
организует функционирование в подведомственных организациях
государственных систем: обеспечения безопасности ядерного оружия; учета и
контроля ядерного оружия, ядерных и специальных материалов; физической
защиты ядерного оружия, ядерных и специальных материалов; защиты
информации о ядерном оружии; оповещения об авариях ядерного оружия,
реагирования на аварии ядерного оружия и ликвидации последствий аварий
ядерного оружия; отбора и подготовки кадров к проведению работ с ядерным
оружием; автоматизированного контроля радиационной обстановки;
участвует в разработке и утверждении программ ядерных испытаний,
проведении ядерных испытаний;
осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением
научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в области ядерного
оружия и производством ядерного оружия;
организует и проводит ведомственный надзор и контроль за
безопасностью ядерного оружия при его эксплуатации;
организует экологический контроль на ядерных оружейных объектах;
организует проведение исследований в области ядерного оружия.
Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого
находится обеспечение обороны Российской Федерации, несет ответственность
за полноту и обоснованность требований тактико-технических заданий на
разработку ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, носителей ядерных
боеприпасов, комплексов ядерного оружия и носителей ядерного оружия и
оценку их выполнения, сохранность ядерного оружия, находящегося в его
пользовании, распоряжении, защиту информации о ядерном оружии и совместно
с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся
создание и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, и
федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся
организации, осуществляющие создание и ликвидацию носителей ядерных
боеприпасов, комплексов ядерного оружия и носителей ядерного оружия, - за
надежность и обеспечение безопасности ядерного оружия.
Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого
находятся создание и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов:
реализует государственную политику в области ядерного оружия;
участвует в разработке федеральных программ в области ядерного
оружия и программ ядерных испытаний;
участвует в определении требований к характеристикам ядерного
оружия;
организует создание и ликвидацию ядерных зарядов и ядерных
боеприпасов, а также хранение составных частей ядерных зарядов;
организует проведение ядерных испытаний;
организует проведение исследований в области ядерного оружия, в том
числе в области обеспечения его безопасности и поражающего действия;
готовит предложения о размещении, сооружении и ликвидации ядерных
оружейных объектов;
организует и проводит ведомственный надзор и контроль за
безопасностью ядерного оружия и соблюдением особого режима безопасного
функционирования ядерных оружейных объектов;
организует функционирование в подведомственных организациях
государственных систем: обеспечения безопасности ядерного оружия; учета и
контроля ядерного оружия, ядерных и специальных материалов; физической
защиты ядерного оружия, ядерных и специальных материалов; защиты
информации о ядерном оружии: оповещения об авариях ядерного оружия,
реагирования на аварии ядерного оружия и ликвидации последствий аварий
ядерного оружия; отбора и подготовки кадров к проведению работ с ядерным
оружием; автоматизированного контроля радиационной обстановки;
организует авторский и гарантийный надзор за ядерными зарядами и
ядерными боеприпасами;
организует производство и ликвидацию ядерных и специальных
материалов, используемых в ядерных зарядах и ядерных боеприпасах;
организует авторский и гарантийный надзор за ядерным оружием
совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого
находятся организации, осуществляющие создание и ликвидацию носителей
ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия и носителей ядерного
оружия;
организует экологический контроль на ядерных оружейных объектах;
организует разработку федеральных норм и отраслевых норм и правил в
области ядерного оружия.
Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого
находятся создание и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов,
несет ответственность за соответствие параметров ядерных зарядов и
ядерных боеприпасов требованиям тактико-технических заданий на их
разработку, сохранность, безопасность и физическую защиту ядерных зарядов
и ядерных боеприпасов, составных частей ядерных зарядов и ядерных
боеприпасов, ядерных и специальных материалов, находящихся в распоряжении
подведомственных организаций, защиту информации о ядерном оружии и
совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого
находится обеспечение обороны Российской Федерации, и федеральным органом
исполнительной власти, в ведении которого находятся организации,
осуществляющие создание и ликвидацию носителей ядерных боеприпасов,
комплексов ядерного оружия и носителей ядерного оружия, - за надежность и
обеспечение безопасности ядерного оружия.
Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого
находятся организации, осуществляющие создание и ликвидацию носителей
ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия и носителей ядерного
оружия:
координирует создание и ликвидацию носителей ядерных боеприпасов,
комплексов ядерного оружия и носителей ядерного оружия;
организует авторский и гарантийный надзор за носителями ядерных
боеприпасов, комплексами ядерного оружия и носителями ядерного оружия;
организует функционирование в подведомственных организациях
государственных систем: обеспечения безопасности ядерного оружия; учета и
контроля ядерного оружия, ядерных и специальных материалов; физической
защиты ядерного оружия, ядерных и специальных материалов; защиты
информации о ядерном оружии; оповещения об авариях ядерного оружия,
реагирования на аварии ядерного оружия и ликвидации последствий аварий
ядерного оружия; отбора и подготовки кадров к проведению работ с ядерным
оружие; автоматизированного контроля радиационной обстановки;
участвует в разработке федеральных программ в области ядерного
оружия;
организует проведение исследований в области ядерного оружия и
обеспечения безопасности ядерного оружия;
участвует в разработке федеральных норм и отраслевых норм и правил в
области ядерного оружия.
Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого
находятся организации, осуществляющие создание и ликвидацию носителей
ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия и носителей ядерного
оружия, несет ответственность за защиту информации о ядерном оружии и
совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого
находится обеспечение обороны Российской Федерации, и федеральным органом
исполнительной власти, в ведении которого находятся создание и ликвидация
ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, - за надежность и обеспечение
безопасности носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия и
носителей ядерного оружия, оснащенных ядерными боеприпасами.
Статья 15. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению функционирования ядерных оружейных объектов
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области
ядерного оружия;
согласовывают предложения об установлении административной
подчиненности, определении границ ядерного оружейного объекта и отводе
земель для его размещения;
осуществляют экологический контроль на подведомственной территории,
обеспечивают население необходимой экологической информацией;
участвуют в обеспечении социально-бытовых условий для граждан,
осуществляющих деятельность в области ядерного оружия;
участвуют в обеспечении безопасности населения, защиты окружающей
среды, имущества и объектов жизнедеятельности населения от радиационного
воздействия и радиоактивного загрязнения, в эвакуации населения в случае
аварий ядерного оружия;
участвуют в ликвидации последствий аварий ядерного оружия;
участвуют в подготовке кадров для ликвидации последствий аварий
ядерного оружия.
Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления по участию в обеспечении функционирования ядерных оружейных объектов
Органы местного самоуправления:
обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области
ядерного оружия;
осуществляют экологический контроль на подведомственной территории,
обеспечивают население необходимой экологической информацией;
решают совместно с руководством ядерного оружейного объекта вопросы
обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды на
подведомственной территории;
планируют и организуют совместно с руководством ядерного оружейного
объекта проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, определяют необходимый объем строительства
локальной системы оповещения об авариях ядерного оружия или на ядерных
оружейных объектах;
принимают участие в работах по обеспечению защиты граждан, их
собственности и объектов жизнедеятельности, по снижению вреда и
восстановлению нормальной деятельности организаций, по эвакуации
населения и ликвидации последствий аварии в случае аварий ядерного оружия
или на ядерных оружейных объектах.
Расходы на осуществление полномочий, предусмотренных настоящей
статьей, компенсируются органам местного самоуправления за счет средств
федерального бюджета.
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Статья 17. Государственное управление деятельностью в области обеспечения безопасности ядерного оружия
Государственное управление деятельностью в области обеспечения
безопасности ядерного оружия осуществляется посредством государственной
системы обеспечения безопасности ядерного оружия.
Государственная система обеспечения безопасности ядерного оружия
включает комплекс правовых, нормативных, технических, экономических,
социальных, организационных мер по обеспечению безопасности ядерного
оружия и персональной ответственности за безопасность ядерного оружия
главы федерального органа исполнительной власти, в ведении которого
находится обеспечение обороны Российской Федерации, главы федерального
органа исполнительной власти, в ведении которого находятся создание и
ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, главы федерального
органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации,
осуществляющие создание и ликвидацию носителей ядерных боеприпасов,
комплексов ядерного оружия и носителей ядерного оружия, руководителей
организаций, генеральных и главных конструкторов, командиров воинских
частей и других должностных лиц в пределах их компетенции.
Положение о государственной системе обеспечения безопасности
ядерного оружия утверждается Президентом Российской Федерации или по его
поручению Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Государственное регулирование деятельности в области обеспечения безопасности ядерного оружия
Государственное регулирование деятельности в области обеспечения
безопасности ядерного оружия осуществляют Президент Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на
то Президентом Российской Федерации федеральные органы исполнительной
власти.
Статья 19. Государственный надзор за безопасностью ядерного оружия
Государственный надзор за безопасностью ядерного оружия
осуществляется специально уполномоченными на то Президентом Российской
Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Указанные органы осуществляют надзор за безопасностью ядерного
оружия при его создании, эксплуатации и ликвидации в соответствии с
положениями, утверждаемыми Президентом Российской Федерации или по его
поручению Правительством Российской Федерации, и несут ответственность за
состояние государственного надзора.
Государственный контроль за соблюдением норм экологической
безопасности при осуществлении деятельности в области ядерного оружия
осуществляет специально уполномоченный на то Президентом Российской
Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствии с
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
ГЛАВА IV. РАЗМЕЩЕНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ
ЯДЕРНЫХ ОРУЖЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ
Статья 20. Ядерные оружейные объекты
Ядерные оружейные объекты располагаются в закрытых
административно-территориальных образованиях или на территориях воинских
частей.
Ответственность за обеспечение и соблюдение особого режима
безопасного функционирования ядерных оружейных объектов возлагается на
руководителей организаций, в ведении которых находятся ядерные оружейные
объекты.
Любые формы социального протеста на ядерных оружейных объектах в
пределах запретных зон запрещаются.
Для ядерных оружейных объектов и территорий, примыкающих к ним в
границах санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, составляются
санитарно-экологические и радиационно-гигиенические паспорта в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения особого режима безопасного функционирования ядерных
оружейных объектов и сохранения сведений, составляющих государственную
тайну, предусматриваются в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ограничения прав граждан, проживающих, работающих,
служащих в закрытых административно-территориальных образованиях или на
территориях воинских частей с ядерными оружейными объектами, и граждан,
направляемых на эти объекты, в том числе ограничения на въезд и
проживание в закрытых административно-территориальных образованиях или на
территориях воинских частей с ядерными оружейными объектами.
На ядерных оружейных объектах и примыкающих к ним территориях
устанавливаются:
охраняемые зоны (в том числе контролируемые и (или) запретные зоны);
санитарно-защитные зоны;
зоны наблюдения;
зоны, где присутствие иностранных граждан требует специального
разрешения.
Размеры, границы и режим указанных зон устанавливаются
Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Возмещение убытков и потерь, понесенных
собственниками земли и других природных ресурсов независимо от форм
собственности в связи с установлением указанных зон, осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае возникновения устойчивых негативных изменений окружающей
среды в результате функционирования ядерных оружейных объектов отдельные
территории Российской Федерации могут объявляться зонами чрезвычайной
экологической ситуации или экологического бедствия.
Статья 21. Выделение земельных участков и акваторий для размещения ядерных оружейных объектов
Земельные участки и акватории для размещения ядерных оружейных
объектов выделяются в порядке, определенном законодательством Российской
Федерации, с учетом необходимости обеспечения особого режима безопасного
функционирования ядерных оружейных объектов.
Статья 22. Создание и ликвидация ядерных оружейных объектов
Прием в эксплуатацию ядерных оружейных объектов производится только
после ввода в действие всех объектов и сооружений, предназначенных для их
эксплуатации и обслуживания, обеспечения особого режима безопасного
функционирования и физической защиты ядерных оружейных объектов.
При ликвидации ядерных оружейных объектов эксплуатирующие
организации демонтируют специальное оборудование и приводят территории
указанных объектов в состояние, соответствующее требованиям
государственной экологической экспертизы.
ГЛАВА V. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПРИ АВАРИЯХ ЯДЕРНОГО
ОРУЖИЯ И НА ЯДЕРНЫХ ОРУЖЕЙНЫХ ОБЪЕКТАХ
Статья 23. Ликвидация последствий аварий ядерного оружия и на ядерных оружейных объектах
Ликвидация последствий аварий ядерного оружия и на ядерных оружейных
объектах осуществляется силами и средствами государственной системы
обеспечения безопасности ядерного оружия в соответствии с действующей
нормативной документацией в области ядерного оружия.
Ликвидация последствий аварий ядерного оружия и на ядерных оружейных
объектах при введении чрезвычайного положения осуществляется силами и
средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Федеральным законом "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", а также иными законодательными актами Российской
Федерации с привлечением сил и средств государственной системы
обеспечения безопасности ядерного оружия.
Статья 24. Информирование об авариях ядерного оружия
Информирование об авариях ядерного оружия осуществляется в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области ядерного оружия
Виновные в неисполнении или недобросовестном исполнении
законодательства Российской Федерации в области ядерного оружия и других
противоправных действиях, которые нанесли или могли нанести ущерб
государственным интересам Российской Федерации, а также гражданам и
окружающей среде, объектам социального или хозяйственного назначения
независимо от форм собственности, должностные лица и граждане несут
дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую и
уголовную ответственность, а организации - административную и
гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
ГЛАВА VII. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
Статья 26. Социальная защита граждан, проживающих, работающих, служащих в закрытых административно-территориальных образованиях и на территориях воинских частей с ядерными оружейными объектами
Гражданам, проживающим, работающим, служащим в закрытых
административно-территориальных образованиях и на территориях воинских
частей с ядерными оружейными объектами, предоставляются льготы и
компенсации в порядке, определенном Законом Российской Федерации "О
закрытом административно-территориальном образовании".
Статья 27. Социальная защита граждан, принимавших непосредственное участие в деятельности в области ядерного оружия в условиях особого риска для жизни и здоровья
Социальная защита граждан, принимавших непосредственное участие в
деятельности в области ядерного оружия в условиях особого риска для жизни
и здоровья, осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Действие постановления Верховного Совета Российской Федерации "О
распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС" на граждан из подразделений особого риска" распространяется на
следующие категории граждан:
а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере
до даты фактического прекращения таких испытаний;
б) непосредственные участнику подземных испытании ядерного оружия в
условиях нештатных радиационных ситуаций;
в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий
ядерного оружия;
г) непосредственные участники работ с аварийными ядерными зарядами и
ядерными боеприпасами, включая их транспортирование;
д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия.
Критерии, позволяющие установить принадлежность граждан к
категориям, указанным в пунктах а-д части второй настоящей статьи, а
также порядок предоставления им льгот и компенсаций определяются
Правительством Российской Федерации.
Статья 28. Льготы и компенсации гражданам, осуществляющим деятельность в области ядерного оружия, в целях их социальной защиты и сохранения квалифицированных кадров
Гражданам, прибывшим на постоянную работу на ядерном оружейном
объекте предоставляются за счет средств федерального бюджета
беспроцентные или льготные ссуды на приобретение или строительство жилья
и хозяйственное обзаведение при условии заключения трудового договора.
Порядок предоставления указанных ссуд определяется Правительством
Российской Федерации.
За особый вклад в создание ядерного оружия гражданам,
непосредственно участвовавшим в разработке, производстве, испытаниях и
ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, может назначаться
ежемесячная доплата к государственной пенсии, назначаемой в соответствии
с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации".
Источники финансирования ежемесячной доплаты к государственной
пенсии, ее размер и порядок выплаты определяются Правительством
Российской Федерации.
ГЛАВА VIII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
Статья 29. Цели международного сотрудничества в области ядерного оружия
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в
области ядерного оружия в целях:
поддержания мира и стабильности, уменьшения опасности возникновения
ядерного конфликта;
предотвращения распространения ядерного оружия;
сокращения и ликвидации ядерного оружия на многосторонней основе;
повышения безопасности работ с ядерным оружием, защищенности от
терроризма;
использования в хозяйственных целях научно-производственного
потенциала и ресурсов, высвобождающихся при сокращении объемов
деятельности в области ядерного оружия;
предоставления (получения) помощи в случае аварии ядерного оружия,
приводящей к созданию чрезвычайной ситуации, для сведения к минимуму
последствий аварии ядерного оружия в соответствии с Конвенцией об
оказании помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной
ситуации, подписанной в городе Вене 26 сентября 1986 года, и иными
международными договорами Российской Федерации.
Статья 30. Формы международного сотрудничества в области ядерного оружия
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в
области ядерного оружия в следующих формах:
заключение международных договоров;
участие в работе международных организаций;
участие в процедурах контроля за исполнением действующих
международных договоров;
прямое взаимодействие между организациями, осуществляющими
деятельность в области ядерного оружия.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то
применяются правила международного договора.
Статья 31. Оповещение об аварии ядерного оружия в Российской Федерации
В случае аварии ядерного оружия в Российской Федерации, которая
привела или могла привести к выбросу радиоактивных веществ и
трансграничному их распространению, применяются положения Конвенции об
оперативном оповещении о ядерной аварии, подписанной в городе Вене 26
сентября 1986 года, и иных международных договоров Российской Федерации.
ГЛАВА IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Статья 33. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству
Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок внести в
установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов
Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
|