О трудностях и чаяниях авиаторов рассказывает главком ВВС Анатолий Корнуков
12 августа - главный праздник военных авиаторов - День ВВС России. А третье воскресенье августа - День воздушного флота, который отмечают все, чья работа связана с небом. О состоянии и перспективах военной авиации рассказывает главнокомандующий ВВС генерал армии Анатолий Корнуков.
-Анатолий Михайлович, министр обороны РФ Сергей Иванов 1 августа в Хабаровске заявил, что "для обеспечения деятельности ВВС необходимы экстраординарные меры". Чем, по вашему мнению, вызвана такая позиция?
- Безусловно, тем, что ситуация в ВВС тяжелая. И если не принять решительных мер, мы можем потерять все: авиацию, статус великой авиационной державы, промышленное производство и, самое главное, умы и разработки.
Финансирование ВВС можно охарактеризовать как явно ущербное. Средний возраст летчиков ВВС 35-40 лет, а молодежь не готова к решению поставленных задач. Техника физически и морально устаревает, мы продлеваем ее ресурс и модернизируем, но это - паллиативы.
По-прежнему мал налет - в среднем по ВВС 20-25 часов. Причины две. Во-первых, неритмичное финансирование поставок ГСМ. В этом году топлива нам обещают меньше, чем в прошлом. Во-вторых, все более серьезным ограничивающим фактором становится состояние вооружения и военной техники. Мы поставили в войска и отремонтировали очень мало двигателей. Ресурс продлевается только тем самолетам, которые проходят модернизацию.
Удельный вес расходов на ВВС должен решительно вырасти. До объединения ВВС и ПВО получали из бюджета по 22-23%. Ныне доля объединенных ВВС - менее 12%. Между тем в ведущих авиационных державах - США, Франции, Индии, Германии, Великобритании - расходы на ВВС превышают 30% и доходят до 38%. Как я понимаю, министр обороны призвал по-новому оценить значение ВВС и увеличить их финансирование.
- Между тем планами военной реформы ВВС, как и другие виды Вооруженных сил, предписано сокращать. Как выполняются эти планы?
- В основном широкомасштабные организационно-штатные мероприятия идут по графику. Затруднения есть с перебазированием техники, особенно авиационной. Из-за недостатка двигателей вынуждены перегонять самолеты к новым местам дислокации, снимать с них двигатели, перевозить их обратно, устанавливать на оставшиеся машины, облетывать и вновь выполнять перелеты. Это долгий процесс. По отдельным полкам, особенно на МиГ-31, мы попросили руководство Минобороны перенести сроки расформирования, и нам пошли навстречу.
При этом мы делаем все, чтобы боевой потенциал ВВС не был снижен. В частности, резкому сокращению подвергаются обеспечивающие и вспомогательные части, органы управления. Однако полностью избежать уменьшения числа боевых полков не удается, поскольку нам предписано в 2001-2002 годах сократить 42 тысячи военнослужащих.
Тем не менее мы не свертываем оперативную и боевую подготовку органов управления и войск. Пусть в полку 10, 8 или 6 полностью боеготовых самолетов, но надо летать и выполнять задачи тем, что есть. Небольшой ресурс остальных машин поддерживаем, чтобы иметь резерв на угрожаемый период. Для компенсации потерь мы разработали комплекс мер по повышению боевого потенциала: оружия будет меньше, но по своим качествам и возможностям оно будет гораздо лучше.
МОДЕРНИЗАЦИЯ
- Вы, видимо, имеете в виду программу модернизации ВВТ?
- Да. Презентация новой и модернизированной техники на базе Государственного летно-испытательного центра состоявшаяся 6-7 августа сего года демонстрирует обществу и государственному руководству завершение одного из этапов огромной работы, начатой в 1998-1999 годах. Мы ставили задачу обеспечить многофункциональность, всепогодность и круглосуточность боевых авиационных комплексов, переход к высокоточным боеприпасам и высокоточному применению обычных средств поражения, решительную интеллектуализацию борта. Кроме того, шла борьба за оптимальную унификацию проектов. Этот показатель внутри самолетов семейства "Су" достигает 80%, между самолетами и вертолетами Ми-8 (Ми-24) - 68%, что снижает стоимость и облегчает взаимодействие при решении боевых задач.
Очень важно, что Су-30, усовершенствованный по ТТЗ ВВС, сможет в реальном масштабе времени передавать разведывательную информацию об обстановке для Сухопутных войск (в частности, для комплексов огневого поражения), ударных авиационных групп и сил флота. В последнем случае на корабли могут транслироваться данные об обстановке на море на удалении до 350-400 километров от истребителя - это очень много.
- Будут ли модернизироваться МиГи?
- Действительно, впереди в программах модернизации идет вся техника семейства "Су". Несмотря на то что разработчиками этих самолетов некоторое время было упущено, они и серийные заводы быстро откликнулись на наши предложения, изыскали внутренние резервы (в основном за счет экспортных поставок) и за короткое время модернизировали два самолета Су-30, Су-27УБ, Су-24М и Су-25.
На очереди, я полагаю, работа с фирмой "МИГ" по модернизации МиГ-29. Вариант избран. К сожалению, два последних года, видимо из-за недопонимания, модернизация была заторможена. В этом году мы передаем на завод четыре МиГ-31 для модернизации в вариант МиГ-31БМ. Это будет качественно новый перехватчик.
- Какими будут серийные программы ВВС?
- Нынешняя программа модернизации продолжится до 2005 года. За это время мы усовершенствуем 20-25% авиатехники до уровня "4+". После этого в войска начнет поступать Су-27ИБ под новым названием, скорее всего - Су-32, испытания которого будут закончены к 2004-2005 году.
Дальнейшее развитие связано с перспективным авиационным комплексом. Как определило совещание под руководством вице-премьера Ильи Клебанова, в 2006-2007 годах должен взлететь его опытный образец, к 2010 году предполагается завершить испытания и начать серийное производство.
В дальней авиации идет разработка новых средств поражения, результаты их испытаний обнадеживают. Фактически у ВВС уже есть высокоточное оружие в обычном снаряжении, после небольших улучшений оно будет принято на вооружение. Под него дорабатываются Ту-160 и Ту-95. Один Ту-160 проходит ремонт, по результатам которого будет принято решение о продлении ресурса машин. В 2002 году в состав ВВС войдет еще один новый Ту-160, который достраивается на Казанском авиазаводе.
В ВТА продолжается модернизация Ан-124 до уровня Ан-124-100. Небольшую часть Ил-76 будем оснащать двигателями ПС-90А. Постараемся в ближайшее время получить несколько Ил-76МФ, поскольку это очень важно для выполнения специальных задач по плану президента и министра обороны. Ан-22 дорабатывают свой ресурс и уходят. ВВС не отказываются от программы Ан-70, испытания этой машины будут продолжаться. До конца года должно быть принято решение о закупке многоцелевого (грузопассажирского) туполевского самолета. Будет ли это Ту-204 или другая машина - пока не ясно.
- В ВВС входит не только авиация. Что делается по вооружению ЗРВ и РТВ?
- В ЗРВ будем модернизировать систему С-300 по программе "Фаворит". В этом году подпишем все акты по С-400 и будем решать, в каком полку лучше эту систему развернуть. В 2002 году получим два или три комплекса этого типа. В августе "Триумф" выстрелит на большую дальность в замкнутом контуре, правда, пока старой ракетой. Кроме того, планируется испытать новую ракету для этой системы. Есть новые разработки и в области локации.
Очень много уже сделано по комплексу средств автоматизации. На пунктах управления установлены три комплекса оперативно-тактического звена "Универсал", и этот процесс продолжится. Новая система - "Бастион" - будет внедряться в оперативном звене, ее фрагменты уже есть в ряде объединений ВВС и ПВО. В конце года, видимо, будет принято решение о принятии на вооружение и размещении в авиадивизиях автоматизированного командного пункта.
Вообще в области автоматизации ВВС впереди многих других. Все компоненты по родам войск и родам авиации уже готовы. Сейчас нужно объединить единую АСУ ВВС.
ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА
- Министр обороны США предложил создать "космический бомбардировщик", способный в течение часа нанести удар по объекту в любом районе планеты. Когда такая угроза станет реальной и что нужно сделать для ее парирования?
- Прежде всего отмечу, что эта идея не нова. В нашей стране над подобной проблематикой работали, выполнялась программа, которая сейчас законсервирована. Но НПО "Молния", которое ею занималось, существует. Мы шли впереди США в этом вопросе, и я не исключаю, что в американской программе реализуются идеи тех, кто в недавнем прошлом уехал из России.
Другой аспект состоит в том, что в силу непонятных для меня подходов понятие "воздушно-космическая оборона" у нас не просто не принималось, а изживалось, несмотря на то, что ее необходимость была определена указом президента еще в 1993 году. В результате этого и под влиянием экономических факторов работа была свернута.
Да и, как говорится, Бог отвернулся - все летчики-испытатели, которые готовились по программе "Буран", погибли при различных обстоятельствах, остался один Игорь Волк, но он не молод. А ведь они готовились летать не только на "Буране", но и на многоразовой авиационно-космической системе.
- Появление космического бомбардировщика может потребовать объединения системы ПВО и РКО?
- Несомненно потребует, но этот вопрос лучше задавать не мне. Конечно, на данном этапе никакого объединения не будет - это слишком дорого, да и положение нужно исправлять и в ПВО, и в РКО.
Но уже очевидно, что необходимо объединять усилия всех видов ВС и родов войск, сопрягать различные по дальности, высоте системы, в том числе "Триумф" и "Фаворит". Да и отечественным многоразовым авиационно-космическим системам здесь есть место. Нужно думать о решительном продвижении и внедрении мощных РЛС, станций пассивной локации, средств космической разведки. Все это должно быть в одних руках. Моему преемнику или тому, кто будет после него, обязательно придется заниматься этим вопросом.
- Связано ли с проблемами интеграции готовящееся преобразование Московского округа ВВС и ПВО в командование специального назначения?
- Отчасти связано. Это будет первый орган военного управления, который должен обеспечить безопасность Москвы и центрального промышленного района от любых средств нападения.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
- В России в этом году резко увеличилось число авиационных катастроф. Большая часть из них не связана с ВВС. Тем не менее что необходимо сделать, чтобы повысить безопасность полетов?
- Во-первых, изменить отношение к летной работе. Те, кто летает и обеспечивает полеты, должны быть лучше обеспечены.
Во-вторых, следует повысить качество подготовки экипажей, в том числе на тренажерах, а также больше внимания уделять предупредительной работе. Дело в том, что большинство тяжелых летных происшествий - результат воздействия "человеческого фактора".
В-третьих, необходимо принять самые решительные меры по увеличению исправности и работоспособности техники. Например, анализ записей показал, что разбившийся в июле Ан-12 выполнял полет без замечаний. Вдруг - мгновенное возникновение аварийной ситуации и прекращение записи. Причина, видимо, не будет установлена. Предполагается, что произошел отказ двигателя, а винт зафлюгировался не полностью. В результате появился тормозящий момент силой 10-11 тонн, самолет свалился в крен, который стал роковым из-за малой высоты.
И, конечно, нужны спрос и дисциплина. Я не хочу комментировать катастрофу Ту-154, но вот то, что произошло в с Ил-76, это вопиющее безобразие, чистая недисциплинированность экипажа. На борту было 60 тонн - двухкратный перегруз. Взлет в этих условиях - самоубийство.
- Что предполагается сделать для борьбы с подобными ситуациями?
- Разрабатывается постановление правительства по расследованию всех недавних происшествий. Им намечаются очень жесткие меры, в том числе и по показательным полетам. Они будут проводиться только на определенных аэродромах и только специально подготовленными летчиками.
- Входят ли в их число большие авиационные начальники?
- Не входят. Генералы будут летать, но демонстрация предельных режимов - это прерогатива пилотов из Центра показа авиатехники и Центра боевого применения.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ
- ВВС в отличие от других видов ВС умеют сами зарабатывать деньги. Какова роль внебюджетных доходов в финансировании?
- К сожалению, мы их практически полностью отдаем в централизованный фонд Минобороны, в различные государственные фонды, например, в Пенсионный. У ВВС от платных перевозок остается не более 2-3%, а от утилизации и реализации техники и того меньше. Дело доходит до того, что нам экономически невыгодно заниматься этим делом, поскольку транспортные расходы и предэкспортная подготовка возлагаются на нас. Конечно, министр выделяет нам средства из централизованного фонда, но наши просьбы не всегда удовлетворяются.
Мы бы хотели вернуться к прежней практике, когда 60% доставалось тому, кто занимается получением доходов, а Главкомат и Минобороны получали по 20%. К сожалению, поддержки в правительстве наши просьбы не находят. Более того, есть попытки заблокировать выполнение постановления # 862 от 1999 года, которое разрешало нам выполнять платные перевозки. Механизм его выполнения не выработан из-за позиции Минтранса и Государственной службы гражданской авиации (ГСГА), хотя мы разъясняем, что не собираемся вторгаться в сферы деятельности тех компаний, которые уже осуществляют грузовые перевозки. ВТА сейчас попутно перевозит товары первой необходимости в те районы, куда самолеты ГСГА никогда даже не садились, а мы вынуждены летать.
- Насколько велики средства, о которых идет речь?
- Тех средств, которые мы зарабатываем от платных перевозок, от утилизации, реализации, передачи в аренду, оплаты за обучение иностранных специалистов и от мероприятий, связанных с экспортом техники из боевого состава, хватило бы для решения очень многих проблем даже с учетом отчислений во всевозможные фонды. Речь идет о поддержании исправности вооружения и военной техники, о премиях, предусмотренных нормативными документами, частично - о проблеме жилья.
- Но сегодня этих денег у ВВС нет. Как в этих условиях решаются социальные проблемы?
- Средств на решение всех социальных проблем недостаточно. Очевидно, что выходить из положения опять придется за счет бюджетных средств Минобороны.
Оргштатные изменения предполагают не только выплаты по увольнению, но и перемещение офицеров, выплаты подъемных, расходов на всевозможные перевозки. Тех 3,5 миллиардов рублей, которые целевым назначением выделены на реформу, явно мало. Скорее всего их не хватит даже на строительство жилья и положенные выплаты.
- Не создает ли это дух упадка среди личного состава ВВС?
- Пессимизма и упаднических настроений в Военно-воздушных силах нет. Да и сделано за последние годы немало. Нет тех проблем с выплатой денежного содержания и денежного довольствия, которые отравляли жизнь в конце 90-х годов. Идут деньги на боевую подготовку, коммунальные расходы, содержание органов управления и командных пунктов. Стабилизировалась ситуация в военно-учебных заведениях. До 140-160 часов увеличен налет выпускников.
|