III. Социальные проблемы военной реформы в России
Военная реформа - сложный социальный процесс перевода военной системы страны в качественно новое состояние, комплекс задач, которые решаются не столько вооруженными силами, сколько государством и обществом в целом.
Системный подход к военной реформе позволяет выделить в ее содержании ряд аспектов, проявляющихся в той или иной сфере общества. К числу наиболее важных из них относятся и аспекты, действие которых связано с социальной сферой общества.
3.1. Сокращение Вооруженных Сил и социальная защита военнослужащих
Проведение военной реформы в России идет одновременно с реорганизацией Вооруженных Сил бывшего СССР. Реально данный процесс стал осуществляться с мая 1992г. (табл. 4).
Таблица 4
Этапы военной реформы
ПОКАЗАТЕЛИ |
1 ЭТАП |
2 ЭТАП |
3 ЭТАП |
Годы |
1992 г. |
1993-1994 гг. |
1995-2000 гг. |
Численность Вооруженных Сил |
2,8 млн | .
2,1 млн. |
1% от населения |
Сокращения |
220 тыс. |
400 тыс. |
0,5 млн. |
К настоящему времени создана достаточная правовая база для проведения военной реформы. Приняты законы Российской Федерации "О безопасности", "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей". Президент России утвердил Военную доктрину.
Практические меры руководства России по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих и лиц, уволенных в запас, в целом позитивно повлияли на морально-психологический климат в воинских коллективах.
Однако в силу социально-экономические и политических проблем законы, регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащих, работают "не в полную силу".
Более 70% опрошенных офицеров и прапорщиков утверждают, что большинство льгот, предусмотренных для военнослужащих, до сих пор не действует. По данным опросов, проведенных в июне 1993 г., социально защищенными ощущали себя только 13% военнослужащих, защищенными "на бумаге" - 51%. По их мнению, главными виновниками в ущемлении прав военнослужащих являются органы местного самоуправления (39%), органы исполнительной власти и администрации Президента (37%), органы военного ведомства (36%), конкретные должностные лица (64%).
В результате среди офицеров и прапорщиков в последнее время активно стало укрепляться мнение о том, что принятие "пакета военных законов" - временная пропагандистская кампания, имеющая своей целью сдержать рост социальной напряженности в армии, а не кардинальное решение проблем социальной защиты военнослужащих.
Социологические исследования степени социальной защищенности военнослужащих дают следующую картину этой проблемы.
3.2. Военно-миграционные потоки
Проведение военной реформы неизбежно вызывает большие миграционные потоки военнослужащих. Это обусловлено тем фактом, что в бывшем Советском Союзе части и соединения находились на территории ряда стран. В настоящее время российские войска дислоцируются на территории Германии, Латвии, Эстонии, Молдавии, Кубы и других государств. К 1995 г. все войска должны быть выведены с территорий других государств. Перемещение войск на территорию России создает не только оперативно-стратегические трудности.
Таблица 5
|
1 ЭТАП |
2 ЭТАП |
3 ЭТАП |
Перемещение войск |
180 тыс. |
190 тыс. |
|
С учетом семей военнослужащих, представленные цифры возрастают 3-4 раза. В результате, по сути дела, каждый раз происходит передислокация крупного областного центра типа Воронежа. Причем порой на неподготовленную базу, при отсутствии электроэнергии, воды, развитой инфраструктуры: школ, больниц, детских садов. А иногда и при противодействии местных органов власти.
Так, администрация Ульяновской области длительное время препятствовала перебазированию воздушно-десантной дивизии из Азербайджана. Для решения потребовалось вмешательство высших органов власти России, для того чтобы вопрос был решен положительно.
Как правило, передислокация вызывает служебную неустроенность, ухудшение материально-бытового обеспечения, транспортные и медицинские проблемы военнослужащих, и особенно членов их семей.
3.3. Обострение жилищной проблемы
Несмотря на принимаемые меры, жилищная проблема со временем только обостряется.
В 1992 г. в армии свыше 100 тыс. семей военнослужащих не имели квартир. Построено свыше 60 тыс. квартир, в том числе силами Министерства обороны - более двух третей.
Однако к ноябрю 1993 г. насчитывается уже свыше 120 тыс. семей бесквартирных, военнослужащих. И хотя планируется ввести около 80 тыс. квартир, рост потребности в нем, как видно, опережает темпы строительства жилья. По прогнозам, к 1995 г. в армии и на флоте возможно около 400 тыс. бесквартирных военнослужащих.
В чем причины? Главными представляются следующие обстоятельства:
- возросшая миграция кадрового состава;
- сокращение жилищного фонда Министерства обороны в связи с приватизацией военнослужащими квартир;
- сохранение государственной жилищной задолженности жилью Вооруженным Силам;
- невыполнение центральными и местными органами власти законодательных актов по финансированию строительства и предоставлению военнослужащим жилья;
- низкий уровень материального достатка кадровых военнослужащих, не позволяющий построить или приобрести жилье;
- постоянный рост цен на жилье военнослужащих и строительства жилья.
Определенную напряженность создает и то обстоятельство, что для выводимых с территории Германии войск создаются условия в решении жилищной проблемы. Хотя офицеры и прапорщики, служившие в Западной группе войск, имеют не самый низкий уровень жизни по сравнению, например, с офицерами Сибирского военного округа.
3.4. Комплектование Вооруженных Сил и организация прохождения военной службы
С началом формирования российской государственности и стало понятно: надо не просто реформировать прежнюю Советскую Армию, а строить Вооруженные Силы Российской Федерации. Военную организацию предстоит привести в соответствие с формирующимся политическим режимом, нарождающимся демократическим мышлением. А главное, новая военная организация должна соответствовать новым экономическим, демографическим и геополитическим условиям России.
Несмотря на объективные трудности, субъективные ошибки и просчеты, демократические преобразования в стране продолжаются. Выполнение каждым гражданином обязанностей перед обществом воспринимается теперь не как принудительное отбывание какой бы то ни было повинности, а как использование на основе добровольности его способностей и возможностей с пользой для себя и для общества.
Очевидно, что все, что относится к воинской службе - порядок ее прохождения, формы организации воинского труда, система обучения и воспитания и многое другое - следует изменить, преобразовать или приспособить к новым условиям. Не может оставаться в прежнем виде и система комплектования Вооруженных Сил, не согласующаяся с принципами рыночной экономики.
Изменение форм организации, принципов и способов комплектования армии и флота выступает, по существу, одним из центральных моментов строительства российских Вооруженных Сил. Прежняя система комплектования путем призыва граждан на военную службу, основанная исключительно на принудительности и всеобщей воинской обязанности, в изменившихся условиях оказалась не полностью адекватной задачам и требованиям к армии и флоту.
Переход к комплектованию армии и флота военнослужащими сержантского и рядового состава пока частично на контрактной основе имеет целью решить проблему.
К сожалению, контрактная система почти не сказалась на положении офицеров. Реальные отношения офицеров с государством и Министерством обороны после заключения контрактов остались прежними. Добиться выполнения условий контракта, когда практически все законы, определяющие права, свободы и льготы военнослужащих не выполняются, офицеру просто невозможно.
Итак, российские Вооруженные Силы начали переход на смешанную систему комплектования , сочетающую службу в добровольном порядке, по контракту, со службой на основе призыва граждан по экстерриториальному принципу. Полностью переход на новую систему комплектования планируется завершить к 2000 году. Далось это решение непросто. Мешало многое... Мешала боязнь "дороговизны" содержания профессионалов. Чувствовалось, конечно, и нежелание "поступиться принципами". Серьезным объективным препятствием становилась численность наших Вооруженных Сил. Ведь без значительного сокращения численности армии переход на профессиональную основу невозможен. А это процесс сложный и длительный. Короче, контрактная служба, как и все новое, пробивает себе дорогу с большим трудом, превратилась в настоящее время в одну из самых болезненных проблем. Парадоксально, но в условиях идущего сокращения численности Вооруженных Сил людей в армии из года в год не хватает. С одной стороны, ощущается избыток офицеров. Части из них предстоит оставить ряды Вооруженных Сил по сокращению. Но уже сейчас есть офицерские должности, главным образом инженерно-технические, которые у комплектованы частично, поскольку целый ряд военных училищ и академий, готовивших этих специалистов, оказались теперь за пределами России. С другой стороны, воинские части и подразделения теряют боеспособность из-за отсутствия сержантского и рядового состава.
Планы обеспечения армии и флота призывным контингентом не выполняются.
И это в то время, когда призывная кампания длится практически весь год, а военные комиссариаты проявляют чудеса изобретательности для поиска призывников. В настоящее время Вооруженные Силы РФ укомплектованы в целом на 51%. В Сухопутных войсках, соединениях и частях ПВО уровень укомплектованности составляет от 40 до 30%. Для сравнения укажем, что Вооруженные Силы США уже более 10 лет укомплектованы на 101%. Эти цифры отражают глубокое несоответствие новых демографических и социально-экономических возможностей страны сохраняемой высокой плановой численности Вооруженных Сил, в особенности численности соединений и частей. А это приводит к распылению и без того недостаточного контингента призывников, но зато дает военному ведомству разнообразные преимущества. В частности, оправдывает наличие большого количества генеральских и полковничьих должностей, сохранение прежней штатного состава органов военного управления, позволяет завышать расходы при планировании затрат на финансовое и материально-техническое обеспечение войск.
Представляется нереальным решить проблемы укомплектования частей и соединений в ближайшее время (в течение 2-3 лет) за счет перехода на контрактную систему. План набора по контрактам на 1993 год выполнен полностью. Заключили контракты о прохождении военной службы около 120 тыс. человек. Однако, реальная людская прибавка незначительна, так как около 30% оформивших контракты ранее состояли в штатах частей на должностях служащих и сверхсрочнослужащих. Нет ожидаемого притока в Вооруженные Силы военнослужащих запаса. Непропорционально велика доля контрактников-женщин, доходящая в разных частях до 30%.
Установленные Министерством обороны задания выполняются в ущерб требованиям, принимаемым на военную службу. В отдельных местах до 30% заключивших контракты после получения денежного и вещевого довольствия покинули части. Вместо ожидаемого роста профессионального уровня идет формирование в массе рядового и сержантского состава прослойки высокооплачиваемых военнослужащих, не подкрепляемое повышением уровня профессиональной квалификации и качества боевой учебы. Все это может привести к дискредитации контрактной системы комплектования вооруженных сил, принятой в большинстве стран.
Исследования, проводимые за рубежом, например в США, причин, по которым люди добровольно идут в армию, на флот или в авиацию, неизменно показывают, что деньги не единственный, даже не самый главный, стимул. Помимо зарплаты, людям дается возможность проявить себя, сделать неплохую карьеру и продвинуться по службе, получить или завершить гражданское образование, увидеть мир, предоставляются льготы на медицинское и другое обслуживание для военнослужащих и членов их семей, предлагается широкий спектр специальностей. К сожалению, наши Вооруженные Силы, кроме сравнительно неплохого денежного содержания, ничего из вышеперечисленного предложить людям не могут. Но, так ведь недолго вместо добровольцев, призванных служить Родине и защищать свой народ, получить наемников, причем невысокого уровня. Сами по себе деньги не могут привлечь на службу Родине наиболее достойных людей.
Наряду с этим, при острой нехватке сержантов, старшин, солдат и матросов обесценивается труд офицеров. Офицеры уже давно привлекаются к выполнению обязанностей, не соответствующих уровню их подготовки и квалификации. Многие из них, не желая мириться с такой ролью, покидают Вооруженные Силы. Причем уходят, как показывает опыт, хорошо подготовленные, добросовестные, грамотные командиры и инженеры. Цена таким людям высокая и в гражданской глуши. Жаль, когда из армии уходят грамотные офицеры по сокращению. Но совершенно недопустимо, когда причиной увольнения служит девальвация высококвалифицированного труда военных кадров.
В целом, состояние дел с комплектованием Вооруженных Сил иначе как кризисным охарактеризовать нельзя. Причины такого положения, видимо, разнообразны.
Во-первых, ныне действующее законодательство привело к тому, что более 80% граждан призывного возраста имеют право не служить в армии и на флоте чему нет аналогов в мировой практике. Опьяняющий воздух демократических перемен подействовал не только на население, ной на законодателей, лишил их чувства реальности. Они освободили большую часть граждан от службы в армии, забыв при этом, что демократическое общество и правовое государство еще только предстоит построить. В результате такой "освободительной миссии" армия лишилась основного призывного контингента, причем наиболее подготовленного и способного. В то время как в странах более развитых и демократичных право не служить в армии имеет значительно меньшее число граждан. Например, в ФРГ - 50%, Франции - 42%, Испании - 25%, Италии - 15%.
Во-вторых, в настоящее время происходит обновление всех звеньев сложной системы комплектования Вооруженных Сил, изменяются их место и роль. Призыв на военную службу проводится на основании Указа Президента Российской Федерации. Непосредственное отношение к этой работе имеют Правительство и Парламент. Организуют призыв главы администраций районов и городов. Непосредственную работу по комплектованию Вооруженных Сил ведут военкоматы, командиры воинских частей и другие должностные лица.
Но пока эта система работает неэффективно. По сути, всю тяжесть этой работы и реальную ответственность за нее несет низовое звено. Не случайно количество уклоняющихся от службы в армии достигло небывалых размеров: только за время весеннего призыва 1993 года уклонилось от службы более 20 тыс. человек.
Что же делать в этом случае? Ответ очевиден: к тем, у кого не хватает сознательности и законопослушности, необходимо применять силу закона. Декларациями и заявлениями делу не поможешь. Но закон пока молчит. К ответственности за уклонение от воинской службы привлекаются единицы. Так, по Московской области из 1400 уклонившихся от весеннего призыва в 1993 году осуждено лишь 7 человек. В итоге законопослушность призывников становится еще ниже.
Налицо несбалансированность планов комплектования армии и флота с реальными возможностями страны и перспективными планами сокращения Вооруженных Сил. Сказывается и отсутствие у органов военного управления опыта набора личного состава на военную службу по контрактам.
Дело в том, что переход на новую систему комплектования начался, что называется, с "чистого листа", без серьезной подготовки. Не были разработаны даже самые необходимые нормативно-правовые документы, многие из которых, кстати, отсутствуют до сих пор. Неудивительно поэтому, что работа по набору контрактников оказалась разобщенной, лишенной координации, плановости в проведении мероприятий. Организационно-штатные структуры военкоматов для работы в новых условиях не приспособлены.
Переход на службу по контрактам начался фактически без изменения организационных, должностных и штатных структур частей и подразделений, что само по себе вносит напряженность в отношения между военнослужащими, так как за должностными структурами стоит материальное вознаграждение; осложняет вопросы организации боевого дежурства, реализации прав военнослужащих, определенных в законодательстве по военным вопросам.
Сдерживает приток контрактников, особенно из числа военнообязанных, и почти полное отсутствие публичной информации об этом виде военной службы. Думается, что, несмотря на все недостатки, она может стать привлекательной для многих людей, которые испытывают трудности в условиях перехода к рыночной экономике.
Сложное положение с набором добровольцев усугубляется отсутствием достаточных финансовых средств. Можно полагать, что в самом ближайшем будущем это обстоятельство приобретет ключевую роль.
Наконец, непосредственно влияет на комплектование Вооруженных Сил обстановка правового беспредела и деморализации в значительной части воинских формирований и как следствие низкий престиж военной службы, боязнь родителей за судьбу своих детей в Вооруженных Силах. Молодые люди не только уклоняются от службы в армии и на флоте, но и бегут из частей после принятия присяги. Их не останавливает даже угроза уголовной ответственности, предусмотренная законодательством.
Озабоченность проблемами армейской жизни продолжает оставаться постоянной и тревожной темой публикаций центральных, особенно молодежных, газет и журналов. "Дедовщина", самовольное оставление части, многочисленные аварии на технике - все это и многое другое постоянно будоражит общественное сознание.
Роль Вооруженных Сил в жизни нашего общества и их влияние на население всегда были огромны. Они, как ничто и никто, всегда были почитаемы и любимы народом. Армейскую школу мужества и героизма, порядка и дисциплины, ответственности и воспитания проходила основная часть мужчин нашей страны. Несмотря на мифологизацию героического прошлого Вооруженных Сил, очень многое из сказанного о нашей армии было правдой.
Теперь же исключительно о теневых сторонах армейской жизни сказано столько, что престиж армейской службы снизился до критической отметки, а молодые люди и их родители просто запуганы армейскими трудностями и лишениями.
Сейчас много говорится о необходимости введения альтернативной службы. С точки зрения последовательного демократического процесса, она не только возможна, но и необходима. При смешанной, а не полностью добровольной системе комплектования, пока существует призыв на армейскую службу, очень важно предусмотреть возможность такого вида гражданской службы для людей, которые не могут служить в армии по каким-либо серьезным убеждениям.
Можно предположить, что в случае введения альтернативной службы появится много людей, попытающихся уклониться от службы в армии под предлогом религиозных или других убеждений. А это опять отрицательно отразится на состоянии комплектования войск призывниками. Поэтому вводить ее нужно очень осторожно, не торопясь, начиная, например, с верующих граждан, чьи религиозные убеждения не позволяют им брать в руки оружие. Затем, когда стабилизируется положение в стране и в армии, появится возможность более широкого применения этого вида гражданской службы.
Исключительно тяжелое положение с комплектованием Вооруженных Сил вызывает тревогу и требует принятия неотложных мер, направленных на быстрое и решительное изменение сложившейся ситуации. Речь идет о государственной программе комплектования армии и флота, учитывающей разносторонние аспекты этой проблемы и рассчитанной на переходный период строительства российских Вооруженных Сил.
В целях повышения роли государственных органов исполнительной власти в обеспечении Вооруженных Сил людскими ресурсами целесообразно ввести порядок рассмотрения и утверждения планов Генерального штаба по комплектованию Вооруженных Сил в Администрации Президента РФ. Было бы неплохо установить и порядок ежегодных отчетов Президенту РФ руководителей органов исполнительной власти республика составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и округов о выполнении федерального плана обеспечения Вооруженных Сил людскими ресурсами. Это могло бы поднять ответственность исполнительной власти и тем самым придать решению проблемы комплектования армии и флота должное значение.
Повлиять на ситуацию с комплектованием Вооруженных Сил можно, на наш взгляд, путем: сокращения числа войсковых формирований и сосредоточения имеющегося личного состава в полностью укомплектованных и боеспособных соединениях и частях; изыскания дополнительных возможностей высвобождения и более рационального использования людских ресурсов в Вооруженных Силах путем их структурной реорганизации, освоения новой техники и пересмотра штатов; расширения практики комплектования вспомогательных служб в войсках гражданским персоналом.
Возможно, стоит подумать и над введением в перспективе обязательной военной службы для всех граждан мужского пола в возрасте от 21 до 27 лет с одновременным сокращением срока службы до 1 года. Опыт целого ряда стран показывает, что и при таком сроке службы можно поддерживать высокий уровень профессионализма личного состава.
Мы рассмотрели лишь некоторые, далеко не все, проблемы комплектования российских Вооруженных Сил личным составом, которые, на наш взгляд, имеют сегодня важное значение. К тому же нельзя забывать, что идет формирование, по существу, новой российской государственности, а значит, и его новой военной организации.
3.5. Отношение военнослужащих к комплектованию на новой основе
Переход Вооруженных Сил на смешанную систему комплектования личным составом было решено проводить в три этапа. На первом этапе, в течение 1993 г., планировалось набрать 100 тыс. добровольцев, что составляет около 10% численности должностей сержантского и рядового состава. На втором этапе, к концу 1995 г., предполагается довести эту цифру до 30%. И наконец, на третьем этапе, до 2000 г., укомплектовать добровольцами должности сержантов, старшин, солдат и матросов на 50%.
Сейчас, когда первый этап уже завершился, можно подвести основные итоги и попытаться проанализировать результаты реализации принятого решения. Одним из источников информации, которые позволяют глубже разобраться в текущих событиях и извлечь полезные у роки на будущее, могут стать данные социологических исследований, проведенных Центром военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил РФ. С октября 1992 г. по март 1994 г. Центром в общей сложности было опрошено более 3,5 тыс. чел.: военнослужащих, проходящих службу по контракту, призывников, допризывников, военнослужащих срочной службы, офицеров различных должностей и специальностей, имеющих отношение к набору добровольцев.
Исследование показало, что переход к смешанной системе комплектования как в армейской среде, так и среди гражданского населения воспринимается в целом положительно. Большинство экспертов выразили мнение, что военная служба по контракту - это будущее Российской армии. Молодежь же рассматривает ее в качестве альтернативы непопулярной службе по призыву: более половины опрошенных молодых людей выразили не только негативное отношение к системе комплектования армии по призыву, но и явное нежелание служить в Вооруженных Силах. Служба по призыву рассматривается ими как бесполезная трата времени или повинность, которую необходимо выполнять под страхом уголовного наказания.
Анализ показал, что новая модель армии привлекает молодых людей открывшейся для них перспективой самостоятельного выбора формы реализации воинской обязанности. А их родители надеются, что в армии станет больше порядка и им меньше придется беспокоиться за своих сыновей. Налицо и достаточное число желающих пополнить добровольно армейские ряды. Например, среди призывников высказывают желание служить по контракту около 18%, а среди допризывников - 24% опрошенных.
Анализ показал, что основная цель введения добровольной военной службы на основе контракта - повышение боеспособности Вооруженных Сил за счет увеличения профессионального ядра армии при одновременном сокращении их численности - достигнута не была. Пока что добровольцы профессионализма армии не прибавили. Единственным признаком, определяющим их принадлежность к военным профессионалам, является оплата труда. Об остальном же - соответствующей мотивации труда, уровне подготовки и профессионального мастерства, общественном статусе, традициях и ритуалах, связанных с данной профессией, и многом другом - говорить еще рано. С помощью контрактников удалось лишь частично решить задачу укомплектования частей и кораблей личным составом сержантского и рядового звена.
Трудности с их набором привели к отмене требования о комплектовании контрактниками в первую очередь должностей, определяющих боевую готовность Вооруженных Сил. Желающих служить по контракту стали набирать на все должности подряд, в том числе и на второстепенные. Причем делали это поспешно и под давлением штабов. Нередко результаты этой работы становились чуть ли не основным показателем профессиональной пригодности командиров и работников военных комиссариатов. И если к началу апреля 1993 г. в армии насчитывалось около 25 тыс. добровольцев, львиную долю которых составляли военнослужащие Западной группы войск, то в июле кампания по набору контрактников, по сути дела, завершилась. Спешка привела к тому, что в отдельных частях и даже видах Вооруженных Сил контрактников набрали намного больше, чем в других.
Стремление любой ценой выполнить плановое задание заслонило вопрос о качественном составе армейского и флотского пополнения. Поэтому среди контрактников оказалось много людей, не отвечающих по у ровню своей подготовки, способностям и морально-психологическим качествам требованиям профессионального военного современной армии.
Анализ социального происхождения контрактников показал, что в основном контракты подписывают дети промышленных рабочих, работников сельского хозяйства, транспорта и связи. Совсем не представлены в этой группе дети работников здравоохранения, науки, образования, средств массовой информации. Характерно, что трудовая деятельность основной массы контрактников тоже была связана с этими отраслями экономики: 23% из числа работавших до подписания контрактов были заняты в промышленности, 21% - в сельском хозяйстве и 15% - на транспорте. Абсолютное большинство респондентов (73%) трудились на государственных предприятиях, а 14% - в колхозах. Непосредственное отношение к новым формам собственности имели немногие.
Почти каждый второй из опрошенных добровольцев проживал в сельской местности или в небольшом городе, поселке. Около 30% из низ воспитывались без родителей или в неполных семьях.
Если присмотреться, то нетрудно увидеть, что сегодня и по контракту, и по призыву в армию идут преимущественно представители рабочих и крестьян. Нынешняя армия без всякого преувеличения представляет собой рабоче-крестьянскую армию. Нельзя не отметить и такую тенденцию: добровольно идут служить в Вооруженные Силы представители наименее социально защищенных слоев общества. Военная служба по контракту не обеспечивает равное социальное представительство так же, как не обеспечивает его и военная служба по призыву. Многие молодые люди подписывают контракты, не сумев приспособиться к так называемой рыночной экономике, испугавшись грядущей массовой безработицы. На это указали 45% опрошенных добровольцев. Бывших безработных среди добровольцев очень мало. Только 4% респондентов указали, что они до поступления на военную службу по контракту нигде не работали и не учились. Но это и не удивительно. Прогноз Федерального Правительства о резком росте безработицы к концу 1993 г. не подтвердился. В настоящее время правомерно говорить лишь о росте скрытой безработицы, вызванной простоями, недогрузкой предприятий и т.п.
Среди поступивших на контрактную службу 48% только работали, 18% работали и учились, около 6% только учились. Примерно треть проходила военную службу по призыву.
То, что многие граждане, желающие служить по контракту, и большинство военнослужащих контрактной службы имеют производственный опыт и опыт службы в армии по призыву, можно оценить положительно. Таков, в общих чертах, социальный портрет добровольцев.
Социальное представительство различных слоев и групп населения в армии, безусловно, имеет большое значение для общества, особенно находящегося на переходном этапе своего развития. Но для боеспособности Вооруженных Сил более важными оказываются такие показатели пополнения, как физические возможности и интеллектуальные способности сержантов и солдат, уровень и качество образования, их морально-психологические качества.
Невысокими оказались интеллектуальные способности и морально-психологические качества контрактников. В целом они сопоставимы с возможностями и качествами нынешних призывников, которые из-за остаточного подхода к комплектованию Вооруженных Сил оставляют желать лучшего. Хорошо известно, что в силу существующей в настоящее время, кстати, далеко не всегда справедливой и обоснованной, широкой системы отсрочек от военной службы качественные характеристики призывников заметно снизились. Несмотря на формальные показатели (среди опрошенных только 11% имеют неполное среднееобразование, а остальные - среднее, среднетехническое и некоторые даже незаконченное высшее), техническая грамотность этих молодых людей оценивается командирами частей и подразделений весьма низко (72% от числа опрошенных). Аналогичная картина наблюдается и у контрактников.
Оценки отношения военнослужащих срочной службы и добровольцев к выполнению своих служебных обязанностей тоже очень схожи. В большей или меньшей степени добросовестное выполнение обязанностей военнослужащими срочной службы отмечают 37% опрошенных офицеров, прапорщиков и мичманов, а военнослужащими контрактной службы - 43% респондентов.
Приходили в армию и совсем случайные люди, не готовые к трудностям военной службы.
Достаточно высок процент женщин среди добровольцев. В ряде частей эта цифра достигла 30-50%. Выбор женщинами в пользу службы по контракту определяется достаточно высоким денежным содержанием, социальными льготами и гарантиями по сравнению с работой с условиях гражданской жизни, а также отсутствием подходящей работы для них в отдаленных гарнизонах.
Но сравнительно большое количество женщин среди контрактников явно свидетельствует о снижении престижа военной службы и невысоком статусе профессионального военного в обществе. В армиях США их только 10%, Канады - 9%, Великобритании - 5%, Франции - 4%, а в армиях других стран НАТО еще меньше. Возможно, что их было бы больше, но армия - специфический организм, и там прежде всего нужны мужские руки.
Попытка решить проблемы Вооруженных Сил за счет привлечения женщин выглядит заманчиво. Можно заполнить пустующие места, подтянуть дисциплину, наконец, обеспечить работой жен офицеров и прапорщиков. Но как в этом случае быть с боевой готовностью и решением боевых задач, для чего, собственно, и нужны профессионалы? Наверное, есть смысл в целях упорядочения и оптимизации комплектования Вооруженных Сил военнослужащими по контракту, а также в интересах боевой готовности установить квоты на прием лиц женского и мужского пола на должности рядового и сержантского состава.
Непременным условием притока в армию хорошо подготовленной и образованной молодежи может стать наличие в государстве системы военно-профессиональной ориентации граждан на военную службу по контракту, которая создает условия для отбора кандидатов на конкурсной основе. Такой системы у нас еще тоже нет. Рекламная служба делает только первые шаги. А элементы старой системы военно-профессиональной ориентации парализованы. Следствием низкой информированности людей об условиях контрактной службы, порядке ее прохождения, особенностях и преимуществах явилось достаточно осторожное отношение к ней со стороны граждан.
Все это позволяет сделать вывод, что для обеспечения массового набора граждан на военную службу по контракту необходима сеть вербовочных пунктов (пунктов набора), способных проводить на конкурсной основе первичный отбор кандидатов. Нужна координация и взаимодействие соответствующих структур Министерства обороны с Министерством образования, Министерством труда. Федеральной службой занятости населения по вопросам военно-профессиональной ориентации молодежи, подготовки специалистов для Вооруженных Сил, а также переподготовке на гражданские специальности и последующего трудоустройства военнослужащих-контрактников, увольняющихся в запас.
Анализ показывает, что проблема удержания контрактников на военной службе в самое ближайшее время будет одной из основных, поскольку в нынешней сложной ситуации очень трудно создать приемлемые материальные и социально-бытовые условия для основной массы добровольцев. Изучение системы ценностных ориентации контрактников и различных групп молодежи убеждает, что наличие обязательного минимума определенных материальных благ и бытовых условий является сейчас доминирующим фактором для большинства молодых людей при выборе профессии. Основными причинами выбора этого вида военной службы для них являются: потребность хорошо зарабатывать, возможность избежать безработицы, необходимость получить жилье, социальные льготы и гарантии. Стремление получить хорошую профессию (специальность), повысить свой образовательный уровень стоят на втором плане, так же как и мотивы, связанные с удовлетворением нравственных, духовных потребностей, потребностей в содержательности труда.
Исследования высветили и другие актуальные проблемы в комплектовании армии добровольцами, а также в организации военной службы по контракту в частях и на кораблях.
Четко обозначилась тенденция комплектования частей и кораблей добровольцами по территориальному принципу. Основная масса кандидатов выражает желание служить поближе к дому или месту проживания родителей, что вполне устраивает командиров частей, у которых становится меньше проблем с созданием жилищно-бытовых условий для контрактников. Поэтому части, расположенные в густонаселенных районах, не испытывают таких трудностей с набором добровольцев, как воинские формирования отдаленных гарнизонов. В итоге нарушается экстерриториальный принцип комплектования армии, отказаться от которого сейчас нет никакой возможности.
Очень медленно меняется отношение к контрактникам со стороны командиров и начальников. Более трети респондентов считают, что отношение к ним такое же, как к личному составу срочной службы, 42% указали на отсутствие достаточного свободного времени, на трудности с выходом за пределы территории части. Но ведь статус военнослужащих, проходящих службу по контракту, особенно сержантов и старшин, уже мало чем отличается от статуса прапорщиков и мичманов. По-видимому, настало время рассмотреть вопрос о разработке и внедрении единого порядка прохождения службы по контракту на должностях рядового, сержантского состава и прапорщиков и мичманов.
Отмечается напряженность во взаимоотношениях между военнослужащими срочной службы и контрактниками, особенно между сержантами срочной службы и контрактниками рядового состава. Нередко напряженность возникает при распределении обязанностей между контрактниками и личным составом, проходящим службу по призыву. Не все благополучно у контрактников и с воинской дисциплиной. К сожалению, с приходом добровольцев состояние воинской дисциплины в армии и на флоте не изменилось в лучшую сторону. Особое беспокойство вызывают случаи пьянства, самовольные отлучки, хищения военного имущества.
Поэтому крайне необходимо в самое ближайшее время решить вопросы правового и организационного порядка. До сих пор, например, отсутствуют положения "О прохождении военной службы" и "О материальной ответственности военнослужащих". Очень важно обратить внимание на усиление мер воспитательного характера. Нужны новые подходы, методические рекомендации по организации и проведению воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту, с учетом их особенностей и условий прохождения службы.
Но самое главное, на наш взгляд, необходима разработка государственной программы комплектования Вооруженных Сил, предусматривающей, в частности, всестороннее финансовое, материально-техническое и организационное обеспечение комплектования армии и флота военнослужащими по контракту на последующих этапах перехода к смешанной системе комплектования.
Следует подчеркнуть, что отсутствие целевой программы финансирования добровольной военной службы может сделать все усилия по комплектованию Вооруженных Сил сержантским и рядовым составом по контракту бесплодными. Выделенных на эти цели в начале 1993 г. 6 млрд. руб. оказалось недостаточно для решения даже самых неотложных задач. По этой же причине не удалась попытка дополнительного (50 тыс. чел.) набора добровольцев. А после утверждения оборонных расходов на 1994 г. проблематично выглядит не только выполнение решения о плановом наборе в этом году 150 тыс. добровольцев, но и судьба контрактной службы вообще. Не случайно в последнее время в армейской среде все чаще высказывается мнение о несвоевременности перехода на смешанную систему комплектования армии и флота.
Таким образом, трудностей и проблем с реализацией принципа комплектования Вооруженных Сил на контрактной основе и по призыву очень много. Но если мы хотим в будущем иметь боеспособную, надежную современную армию, решать эти проблемы нужно уже сегодня.
3.6. Социальная напряженность в армии и на флоте
В обобщенном виде социальная напряженность в Вооруженных Силах представляет собой качественную характеристику системы отношений "общество - армия", их конфликтности. Источниками ее возникновения и развития являются противоречия и конфликты в различных сферах жизнедеятельности общества, элементах его социальной структуры, в том числе в военной организации. Вызывая рассогласование системы военно-социальных отношений, социальные противоречия и конфликты выступают первопричиной для возникновения особого психического состояния военнослужащих - неприятия складывающихся условий жизнедеятельности, неудовлетворенности своим положением, статусом Вооруженных Сил в обществе.
Очевидно, что социальная напряженность в армии отсутствует при таком состоянии военно-социальных отношений, когда имеется неудовлетворенность только отдельных военнослужащих и их групп на обыденном уровне. Фактически, это - идеальное состояние жизнедеятельности, взаимоотношений общества и вооруженных Сил.
Главной особенностью высокой социальной напряженности является осознание, большей частью исследуемой военно-социальной общности. Массовое стремление к изменению своего социального положения и уменьшению ощущения "социальной опасности" приводит к миграциям военнослужащих и их семей, массовым досрочным увольнениям из армии, т.е. перемене профессии, а также созданию правозащитных организаций, обращению в средства массовой информации для обнародования своих проблем. Повсеместно налицо невыполнение распоряжений властных структур, приказов и распоряжений непосредственных начальников. Имеет место невооруженная "демонстрация силы" - митинги, шествия, пикетирование. Общество отчетливо поляризуется. Появляются социальные группы, готовые к разрешению своих проблем вооруженным путем.
Говоря о социальной напряженности в обществе, нельзя забывать, что она проявляется через сознание отдельных личностей, поведение людей и может усиливаться или ослабляться их непосредственным окружением, профессиональной или социальной средой, воздействием средств массовой информации, деятельностью руководства страны и многими другими факторами.
Анализ результатов исследования показывает, что в ряду причин социальной напряженности в Вооруженных Силах экономические проблемы и трудности общества являются основными. Кризисное состояние экономики, резкое падение промышленного и сельскохозяйственного производства, свертывание военно-промышленного комплекса, сокращение бюджета на оборону привели к серьезному ухудшению материально-технического и финансового обеспечения войск и сил флота, военно-учебных заведений. Серьезные трудности переживает военно-промышленный комплекс. В войска практически прекратились поставки новых и модернизированных образцов боевой техники и оружия. Как итог, в войсках ускорился процесс морального и физического устаревания техники и оружия,
Войсковые специалисты указывают на немалые проблемы с обслуживанием и ремонтом военной техники и оружия, на возникшее противоречие между требованиями к уровню технической боеготовности войск и реальным ее состоянием. Повсеместно ощущается серьезная нехватка горюче-смазочных материалов для плановых занятий по боевой подготовке и обеспечения жизнедеятельности воинских частей, кораблей и военно-учебных заведений, что крайне отрицательно сказывается на боеспособности Вооруженных Сил.
Каковы же реальные и возможные последствия?
Первое. Каждый четвертый офицер, поданным экспертных оценок, считает интерес к освоению современной военной техники одним из ведущих мотивов служебной деятельности. Подрыв этого интереса, сама по себе служба на устаревающих образцах техники для многих кадровых военнослужащих утрачивает свою привлекательность, лишает перспектив служебного роста и, как следствие, порождает внутренний конфликт, подталкивает человека к решению о досрочном увольнении или служебной апатии и т.п.).
Второе. Устаревание техники объективно связано с ограничением ее боевых возможностей, ростом поломок и аварий. На этой основе у личного состава подрывается вера в силу и надежность своего оружия.
Третье. Моральный и физический износ оружия и боевой техники, недостаток горюче-смазочных материалов заставляют командиров частично свертывать боевую подготовку, что исключает возможность высокой полевой, воздушной и морской выучки личного состава.
Влияние экономических факторов общества на жизнедеятельность Вооруженных Сил более всего ощущается через уровень заработной платы военнослужащих, розничных цен на товары и услуги. Соотношение этих показателей отражает реальный уровень жизни. Исследовательским путем установлено, что после почти постоянного его снижения в 1991-1992 гг. в настоящее время уровень жизни кадровых военнослужащих стабилизировался в пределах 0,3-0,5 от имевшего место в 1988 г. Реально офицеры и прапорщики стали в 2-3 раза беднее, чем 5 лет назад. По данным проведенных анкетных опросов, 61% кадровых военнослужащих постоянно испытывают материальные трудности, а 32% - "не могут свести концы с концами". В ряде регионов эта цифра еще более удручающая.
Острота проблемы заработной платы для военнослужащих обусловлена действием ряда обстоятельств.
Во-первых, еще несколько лет назад военнослужащие представляли собой сравнительно высокооплачиваемую группу населения. Сформировавшиеся потребности, привычки и потребительские стандарты обладают определенной инерционностью. Невозможность их реализации из-за недостатка средств порождает в сознании людей пессимизм и массовое раздражение.
Во-вторых, денежное содержание для большинства кадровых военнослужащих является основным, а для части из них - единственным источником формирования семейного бюджета. Проживание в отдаленных изолированных гарнизонах часто обрекает жен военнослужащих на безработицу. По данным проведенных опросов, из 43% неработающих жен офицеров, прапорщиков и мичманов каждая вторая не может найти себе работу. Неразвитая социальная инфраструктура военных гарнизонов вынуждает многих отказываться от работы.
Рост социальной необходимости ухода за детьми и по другим причинам. Особенно напряженность в Вооруженных Силах обусловлен прежде всего первую очередь Забайкальский и Северо-Кавказский военные округа. объективными экономическими проблемами: трудовой стаж, а в перспективе - право на пенсию.
В силу этих обстоятельств практически все надежды на обеднение офицеров не повысит престижа обеспеченность связываются с уровнем денежного содержания главы семьи, что делает заработную плату фактором особой жизненной важности как для самого военнослужащего, так и для членов его семьи. Поэтому имевшие место в 1993-1994 гг. задержки на 1-3 месяца в выплате денежного содержания создавали критическую обстановку в семьях кадровых военнослужащих, толкали их на поиск других источников заработков, в том числе и в служебное время, способствовали росту хищений военного имущества. Значительно усилилась конфликтность отношений с непосредственными начальниками, ощущение социальной несправедливости. В поисках выхода из трудностей военнослужащие в массовом порядке обращались в средства массовой информации, правоохранительные органы и органы государственной власти, вплоть до Президента.
В-третьих, существующий порядок выплаты льготных надбавок военнослужащим устарел, не учитывает новых социально-экономических реалий, сложившихся в некоторых регионах за последнее время. В первую очередь это районы проживания высокооплачиваемых категорий населения. Они характеризуются сравнительно высокой стоимостью жизни. При этом военнослужащие не только болезненнее ощущают материальный недостаток, но испытывают и ощущение общественного непризнания, ненужности своего труда.
Рост цен на продукты питания, промтовары, культурно-зрелищные мероприятия, транспорт, коммунальные услуги, на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, образование детей и т.д., с одной стороны, и отставание от него роста денежного содержания кадрового военнослужащего, с другой, - привели к тому, что качество жизни офицеров, прапорщиков, их семей в последнее время значительно ухудшилось. Существенно меняется их образ жизни. Нравственной эстетически беднее по содержанию становится досуг, отдых военнослужащих и их семей.
Важным фактором социальной напряженности в Вооруженных Силах является жилищная проблема.
Как показывают исследования, на сегодня почти три четверти кадровых военнослужащих не удовлетворены своими жилищными условиями. При этом в наиболее худшем положении находятся молодые офицеры. Можно было бы предположить, что осуществляемый процесс сокращения Вооруженных Сил может несколько снизить дефицит жилья. Однако на деле это не так.
Таким образом, резкое падение уровня жизни военнослужащих, возросшие трудности и возникшие серьезные проблемы бытового характера породили массовую неудовлетворенность существующим положением в воинской среде. Здесь, как ни в какой другой сфере, военные реально ощутили отношение общества к себе. Материальные факторы, затрагивая коренные интересы широких слоев военнослужащих, играют определяющую роль в динамике социальной напряженности.
Политические факторы социальной напряженности в армии и на флоте прежде всего обусловлены деятельностью органов государственной власти, политических партий и общественных движений в сферах, затрагивающих вопросы безопасности страны и военного строительства, использования Вооруженных Сил для решения как внешнеполитических, так и внутригосударственных задач,
Поддерживая в целом курс руководства страны на осуществление глубоких реформ в обществе, почти половина кадровых военных не удовлетворена тем, что эти проблемы решаются за счет обнищания народа.
Военнослужащие критически относятся к принятым центральным руководством решениям по проблемам разоружения и вывода российских войск из стран дальнего и ближнего зарубежья. Большинство офицеров, прапорщиков и мичманов отмечает, что, преследуя определенные политические цели, Правительство не всегда считается с интересами военнослужащих. Следствием таких политических актов военнослужащие видят перспективу вывода войск на необорудованные территории, отсутствие жилья, работы для жен, неопределенность с устройством детей, большие материальные расходы и вполне вероятное досрочное увольнение в запас.
Неоднозначна реакция военных и на попытки использовать армию для решения внутриполитических задач. Несмотря на то, что внутренняя функция Вооруженных Сил закреплена в новой Конституции, события последних лет породили в сознании военнослужащих неуверенность в том, что их действия на основе отдаваемых органами государственной власти распоряжений впоследствии будут адекватно оценены общественным мнением и средствами массовой информации, не превратят армию в объект нападок и судебных разбирательств.
Официально проводимый курена многопартийность породил множество политических партий и общественных движений, стремящихся оказывать свое влияние на личный состав Вооруженных Сил. Среди военнослужащих есть люди, разделяющие взгляды, идеи партий и движений самой различной ориентации.
Такое противостояние, которое наблюдается в обществе между сторонниками и противниками различных политических сил, для армии не характерно. Это объясняется тем, что запрет на деятельность в Вооруженных Силах политических партий и движений создал благоприятную ситуацию для того, чтобы политические разногласия не возбуждались и не переносились на служебные и межличностные отношения. В целом армию можно считать политически индифферентной: по результатам опросов около 90% опрошенных не высказали приверженности какому-либо политическому движению или партии. Участие некоторой части офицеров в выборах в местные органы власти чаще всего продиктовано стремлением решить проблемы жизнеобеспечения своих частей или соображениями личной карьеры.
Следовательно, в Вооруженных Силах определяющее влияние на социальную напряженность оказывают не долгосрочные политические факторы, привносимые в сознание личного состава пропагандистской деятельностью политических сил, а практические решения и шаги руководства страны, местных органов власти, затрагивающие непосредственные интересы личного состава армии и флота.
Воздействие социально-правовых факторов проявляется в понижении социального статуса армии и флота, падении престижа военной службы в В целом армия обществе, превращении Вооруженных Сил в институт социального риска.
Из школьных программ решением Министерства просвещения рентной.
РСФСР была исключена начальная военная подготовка. Во многих вузах были закрыты военные кафедры. В результате правовой неурегулированности не выполняют своих обязанностей по вопросам обороны многие предприятия. Прекращена сборовая подготовка военнообязанных. По существу, разрушена система героико-патриотического воспитания молодежи. Многие общественные организации (советы и клубы ветеранов, оборонно-спортивные общества и др.) заняты вопросами борьбы за выживание. Весьма красноречив в этом плане следующий факт: если в 1989 г. свыше 60 % призывников приходили в войска с определенной воинской специальностью, полученной через организации ДОСААФ, то в 1993 г. их число уменьшилось в два раза.
На фоне общественных изменений трансформации подвергается социальная структура военной организации общества. Ее влияние на социальную напряженность в Вооруженных Силах реализуется в основном через качественные изменения социального состава военнослужащих всех категорий. В силу ряда названных причин из армии усилился отток молодых офицеров, что не замедлило сказаться на всем офицерском корпусе. По официальным данным некомплект офицеров в низовых звеньях во многих частях достигает 50-60%.
Создавшийся относительный "вакуум" в низовом офицерском звене усиливает психологический дискомфорт среди старших офицеров, вынужденных нести дополнительные физические и психологические нагрузки, связанные с необходимостью исполнять обязанности отсутствующих офицеров. Более того, нехватка личного состава в частях вынуждает командиров привлекать офицеров (в том числе и старших), прапорщиков, мичманов для несения караульной службы, для выполнения хозяйственных работ. Почти половина кадровых военнослужащих называют выполнение работ, не входящих в круг должностных обязанностей, одной из основных причин конфликтов в их воинских коллективах. Существенно снизился престиж военной службы и как следствие конкурс в военные училища. В 1988 г. конкурс в военные учебные заведения составлял 2-3 человека на место, в 1992 г. - 1,5, а в 1993 г. - 1,35. Тем самым ухудшаются возможности для отбора наиболее подготовленных и способных юношей для офицерской службы. Принятые законодательные акты, освобождающие целые группы молодежи от обязанности нести воинскую службу, приводят к тому, что потребности армии, флота, пограничных и внутренних войск в военнослужащих срочной службы в 1994 г. могут быть удовлетворены только на 20%. Подобный подход формирует в сознании населения представление об остаточном подходе к вопросам обороны.
По данным исследований, в нынешних условиях происходит переоценка престижности воинских профессий и специальностей, видов и родов войск, регионов службы. Более престижными становятся те воинские специальности, которые имеют наибольшее применение, ценны и высокооплачиваемы не столько в армии и на флоте, сколько в гражданской жизни (программисты ЭВМ, радио- и телеинженеры, радиоэлектронщики, летчики военно-транспортной авиации, связисты и некоторые другие), а также связанные с материальными ценностями (финансисты, вещевики, продовольственники, специалисты автомобильного транспорта, службы ГСМ, работники военторгов и т.п.). В то же время все менее популярными становятся специальности, связанные с необходимостью заниматься личным составом, предусматривающие персональную ответственность за подчиненных (командиры, заместители командиров по воспитательной работе), а также те; деятельность по которым связана с рутинным трудом, повышенным риском для своей жизни и здоровья. Переизбыток одних специалистов и недостаток других создает немалые сложности в войсках и на флотах.
На жизнедеятельности Вооруженных Сил все более сказываются другие факторы, характеризующие качественное состояние призывного контингента. В частности, их физическое состояние и состояние здоровья. По данным официальной статистики, за 1990-1991 гг. показатель годности призывного контингента снизился на 6,2%. За последние два года по стране наблюдается заметный рост заболеваемости юношей призывного возраста (особенно заболеваний нервной системы, внутренних органов и органов зрения). В целом начиная с 1991 г. по состоянию здоровья в армию и на флот не призывается каждый пятый призывник, в то время как в 1989 г. - только лишь каждый десятый юноша.
Нельзя не учитывать рост криминогенности в молодежной среде. В воинские коллективы вливается все больше молодых люд ей, усвоивших культ силы и денег, знакомых с нормами преступного мира, пренебрегающих общественной моралью. Более того, предполагается, что в 1994 г. будет призвано примерно 23 тыс. ранее судимых граждан. Своим привычкам они стремятся следовать и в армии, что не может не сказываться на нравственно-психологическом климате в воинских коллективах.
Превращение армии в институт повышенного социального риска отражается на общем психологическом настрое военнослужащих всех категорий. Так, почти две трети опрошенных офицеров и прапорщиков не верят в то, что в ближайшее время что-то изменится для них в лучшую сторону. Каждый четвертый из десяти курсантов-выпускников четко не представляет перспективы своей службы в качестве офицера, ставя свое решение о продолжении службы в непосредственную зависимость от складывающейся обстановки в стране и Вооруженных Силах.
Влияние нравственных факторов на социальную напряженность в армии и на флоте ощущается в изменении отношения общества, особенно гражданской молодежи, к ценностям воинской службы. Служба в Вооруженных Силах перестает быть символом мужества, доблести и славы. В среде молодежи, родителей призывников утрачивается ранее сформированное представление о военной службе как патриотическом долге каждого гражданина. Многие призывники, признавая необходимость армии и флота для обеспечения безопасности государства, хотели бы избежать военной службы. А в случае призыва в армию, каждый второй хотел бы проходить службу рядом с домом.
Зачатки "новой" морали, основанной на власти денег, начинают все более проникать и в армейскую среду. Падение общей культуры, пренебрежительное отношение к моральным нормам общественного поведения, правилам воинского этикета серьезно осложнили нравственно-психологический климат в воинских коллективах. Как итог, в войсках увеличилось количество случаев аморального поведения: бесчинств по отношению к местному населению, хулиганств и драк, хищений личного и государственного имущества. Возросла преступность среди всех категорий военнослужащих. Участились конфликты между офицерами, прапорщиками и подчиненными сержантами и солдатами на почве неуважительного отношения друг к другу, что в совокупности существенно обостряет социальную напряженность в Вооруженных Силах.
По оценке экспертов, отсутствие финансовых и материальных средств существенно ограничило возможности армейских и флотских культурно-досуговых учреждений оказывать эффективное воздействие на сознание и нравственный мир всех категорий военнослужащих. Монополией на организацию досуга воинов постепенно овладевает "свободный" гражданский мир, внося свои коррективы в строгую армейскую жизнь.
Начавшийся в обществе критический пересмотр теоретических и методологических основ гуманитарных наук, системы образования и воспитания, культуры, этики, эстетики создал немалые сложности и препятствия системе военного образования и переподготовки военных кадров, неопределенность с содержанием общественно-государственной подготовки, культурно-массовой и в целом воспитательной работы с личным составом.
Все эти внешние факторы в совокупности с внутренними причинами, затрагивающими в основном сферу служебных и межличностных отношений в воинских коллективах, усиливают социальную напряженность в военной среде, дестабилизируют обстановку в Вооруженных Силах.
3.7. Свобода совести и религия в Вооруженных Силах
В формировании духовного мира российских воинов, мы считаем, следует исходить из того, что в современных условиях складывается реальная возможность и последовательной реализации принципа свободы совести.
Свобода совести есть система таких духовно-материальных отношений, которые превращают выбор между атеистическим и религиозным мировоззрением в частное дело каждого воина. Речь идет не о политических, гражданских и других правах воинов, а об их мировоззрении. Воины должны быть равноправны независимо от присущего им мировоззрения, а равенство прав влечет за собой и равенство обязанностей. Реальные различия в мировоззренческих позициях воинов при неясности действительного соотношения этих позиций придают особую значимость принципу свободы совести как основе консолидации духовной жизни Вооруженных Сил вокруг идей патриотизма, верности воинскому долгу, личной ответственности за безопасность России.
Реализация принципа свободы совести в Вооруженных Силах Российской Федерации потребует решения таких задач, которые в Вооруженных Силах СССР даже не ставились и ставиться не могли. По своей форме названный процесс неизбежно будет выглядеть как религиозное возрождение, по содержанию же призван явиться системой осознанных социальных действий, направленных на обеспечение подлинной духовной свободы воинов.
К настоящему времени в этой области довольно отчетливо обозначились проблемы, нуждающиеся в научном осмыслении и практическом решении. Из них видимо, на первое место следует поставить альтернативную службу, обеспечение реальных свобод в выборе атеистического мировоззрения и условий для отправления воинами своих религиозных, а атеистами - духовных потребностей.
ВВЕДЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
Альтернативная служба имеет давнюю мировую и отечественную историю, включая и советский период (декреты "О свободе совести, церковных и религиозных обществах" от 20 января 1918 г., "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям" от 4 января 1920 г., постановление СНК "О порядке освобождения от военной службы по религиозным убеждениям" от 14 декабря 1920 г.). Однако представление о ее сущности и общественном значении до сих пор однозначно поверхностное. Часто альтернативная служба рассматривается лишь как законная возможность добровольной замены служения Родине с оружием в руках служением ей без оружия. При этом остается в тени главное - обязательность, общественная необходимость самой замены. Суть альтернативной службы состоит в диалектическом единстве свободы выбора с необходимостью этот выбор сделать.
Понятно само собой, что атеисты не могли и ставить вопрос о своем освобождении от военной службы по религиозным мотивам. Но и очень многие церкви такого вопроса не поднимали. Напротив, Православная Церковь окружала военную службу ореолом святости, что доныне почитается одной из ее непреходящих исторических заслуг.
"Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных, освящая дело защиты Отечества как личный религиозный долг каждого, способного носить оружие - Церковь Православная Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II разъясняет:
"...солдат на войне убивает (и это грех), но отдать на погубление врагу своих ближних, с точки зрения церкви, было бы грехом несравненно большим". В приведенном разъяснении содержится очень глубокая и важная мысль о том, что в реальной жизни людям не приходится выбирать между абсолютным злом и абсолютным добром, а лишь между злом большим и злом меньшим. Не запрещает брать в руки оружие и ислам. Муфтий Мухаммад-Юсуф Мухаммад-Содик утверждает, что служба в армии не противоречит законам шариата". По результатам социологического опроса, проведенного Институтом социологии РАН совместно с журналом "Наука и религия" за введение альтернативной службы высказались 74% атеистов и 57% представителей наиболее распространенных в нашей стране конфессий.
Общественное значение альтернативной службы определяется не столько ее влиянием на обороноспособность страны, боевую мощь Вооруженных Сил, сколько способностью выступать критерием демократичности общественных отношений и существенным фактором успокоения совести конкретных людей.
Сейчас возможность выбора между службой военной и невоенной провозглашена как конституционное право. Дело теперь за тем, чтобы каждый желающий мог этим правом воспользоваться. Идеальный выход - строительство таких Вооруженных Сил, служить в которых почиталось бы за честь многими молодыми людьми.
Важной практической задачей становится позитивное преодоление последствий государственного принуждения воинов к выбору атеистического мировоззрения.
Такое принуждение велось целенаправленной воспитательной работой, формированием определенного общественного мнения и т.п.
В Вооруженных Силах СССР был накоплен хотя и скромный, но реальный опыт воспитания атеистического и ни грана опыта воспитания религиозного. Поэтому реализуя принцип свободы совести в Вооруженных Силах Российской Федерации, придется обращаться и к опыту недавнего прошлого, и к опыту армии дореволюционной России, и к опыту современных зарубежных армий.
Важным аспектом позитивного преодоления крайностей прошлого является обеспечение достоверности результатов социологических исследований, которые прежде всего и чаще всего используются для обоснования различных обобщений и практических решений. С этой точки зрения привлекает внимание ситуация, складывающаяся в настоящее время. На протяжении многих лет социологические исследования давали более или менее схожие результаты (8-10% активно верующих 80% - неверующих), что позволяло сделать вывод о стабилизации религиозности в стране. Примерно до 1987 г. считалось относительно устойчивым состояние религиозности и в Вооруженных Силах (на уровне 1%) . В 1990 г. появилось утверждение об увеличении количества верующих воинов до 10%, а среди офицеров якобы даже больше. В 1992 г. религиозность среди военнослужащих измерялась так: 25% - верующие, 35% - колеблющиеся между верой и неверием, 30% - неверующие, 10% - атеисты.
Последние социологические выкладки вступают в явное противоречие с живым войсковым опытом, отвергаются основной массой офицеров, и потому не могут служить надежным основанием для каких-либо нововведений в воспитании воинов.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ВЕРУЮЩИМИ ВОИНАМИ СВОИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
После принятия Закона "О статусе военнослужащих" во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными по поводу удовлетворения религиозных потребностей многое прояснилось. Участвовать в религиозных церемониях воины могут беспрепятственно как частные лица и без ущерба для службы. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. Создание религиозных объединений в воинских частях не допускается.
Этот закон намечает лишь общие контуры того, что в перспективе предстоит сделать. Поэтому удовлетворяющие верующих условия в Вооруженных Силах Российской Федерации могут сложиться только постепенно. Постепенно вовсе не означает медленно. Постепенность предполагает разумность предпринимаемых мер, то есть осознанное, добровольное осуществление того, что осуществлять необходимо.
Например, целесообразно ли сейчас восстанавливать в Вооруженных Силах институт военных священников? На наш взгляд, по ряду причин данный вопрос ставить преждевременно.
Во-первых, духовное перерождение армии не может быть сиюминутным. На протяжении многих десятков лет наше общество отчуждалось от церкви. У людей, в том числе и у военнослужащих, сложился иной образ жизни, мыслей и поведения. Приобщиться к религии можно только добровольно, свободно, эволюционно, ненасильственными методами. Думается, что следует давать возможность представителям церкви в специально отведенное время посещать воинские части и подразделения, встречаться с личным составом. Священнослужителям совместно с офицерами надо определить круг вопросов, по которым церковь может оказать содействие армии и флоту.
Во-вторых, появление штатных военных священников нежелательны сейчас в Вооруженных Силах и потому, что офицерский состав не готов к компетентной работе Сотрудничество с ними. Для реализации нравственных начал в такой задачи предстоит внести существенные коррективы в жизни российского структуру боевой подготовки и воспитания личного состава, воинства. А это дело не одного дня и даже года.
В-третьих, вопрос введения военных священников - это вопрос политический. Но церковь в России, как известно, отделена от государства. Поэтому целесообразность института военных священников должно определить общество в лице Федерального Собрания Российской Федерации и Президента страны.
В-четвертых, введение военных священников непосредственно касается и принципа свободы совести. Военнослужащий имеет право выбора между религией и атеизмом. Но принимая решения, учитывающие интересы верующих солдат и матросов, нужно помнить и о интересах атеистов, особенно, когда будут выполняться те или иные религиозные обряды - богослужения, проповеди, панихиды, освящения и т.п.
В-пятых, большинство из тех, кто выступает за возрождение института военных священников, предлагает узаконить в армии и на флоте деятельность Русской Православной Церкви. Но как быть с представителями других верований? К примеру, среди военнослужащих срочной службы немало выходцев из тех республик России, где население исповедует ислам. К тому же штатных военных священников, видимо, должно содержать государств. Сегодня, когда до предела сокращен военный бюджет, это вряд ли возможно.
2 марта 1994 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II и министром обороны Российской Федерации генералом армии П.Грачевым, было подписано совместное соглашение. В нем говорится, что сотрудничество Церкви и Российской армии послужит укреплению духовно-нравственных начал в жизни российского воинства, расширит возможности для реализации прав верующих военнослужащих, поможет решить многие насущные проблемы, стоящие перед Вооруженными Силами и обществом в целом. Представители РПЦ все чаще и чаще стали заявлять о необходимости введения военных священников в Российской армии.
Интересно: а что по этому поводу думают сами военнослужащие?
С вопросом о военных священниках тесно связан вопрос об отношении военнослужащих к идее создания в Вооруженных Силах религиозных общин и открытии культовых учреждений. 46% опрошенных заявили, что регулярно посещали бы их. Это предложение в основном поддерживают солдаты и сержанты, часть младших офицеров. Старшие офицеры занимают иную позицию: выступая в целом за сближение армии и церкви, 41% из них отрицательно относится к идее создания в частях и гарнизонах религиозных общин.
Однако число военнослужащих военно-учебных заведений, которые стремятся вести себя так, как это обычно характерно верующим людям, весьма незначительно. Только 2% опрошенных принимают участие в жизни церковной общины. 10% опрошенных хотя бы иногда совершают молитву, а делают это регулярно 4%. Лишь 5% военнослужащих вузов проявляют желание соблюдать религиозные обряды, в том числе в семье.
Рост интереса к религии среди населения России и личного состава Вооруженных Сил можно объяснить совокупностью причин: экономических, политических, социальных, исторических, национальных, правовых, нравственных, психологических и др.
Первая причина. Общественная неразбериха, ухудшение экономического положения, политическая нестабильность, социальная напряженность, межэтнические конфликты, рост преступности - все это рождает недоверие к заявлениям и обещаниям политиков, способствует возникновению и распространению в нашей стране богоискательских тенденций, служит благоприятной психологической основой для восприятия людьми религиозных идей и представлений, их обращения в поисках надежных жизненных ориентиров к авторитету религии и церкви. Другими словами, изменяющееся общественное бытие качественно меняет и все компоненты общественного сознания, усиливает его религиозную направленность.
Вторая причина. Повышению религиозности в немалой степени способствует и стремительный отказ от тех идеалов, которыми три четверти века руководствовалось наше общество. Образовавшийся духовный вакуум пока не удалось заполнить сколько-нибудь целостной системой идей и новых ценностей светского характера, понятной народу и принятой им, способной увлечь и мобилизовать людей на достижение перспективной социальной цели. Повсеместно ощущается необходимость преодолеть бездуховность, нравственный кризис, охвативший страну. Внутренняя потребность людей жить по совести вынуждает их обращаться к церкви как оплоту моральных ценностей.
Все это, конечно, не может обойти стороной и Вооруженные Силы. Как показывает социологическое исследование, новое в среде военнослужащих отношение отражает не столько рост их религиозных настроений, сколько общее стремление обрести душевное равновесие, приобщению к относительно устойчивой системе нравственных ценностей и идеалов, которые могут оказать им морально-психологическую поддержку в жизни и службе.
Третья причина. Немаловажное значение имеет и историческая традиция. Патриотическая деятельность Русской православной церкви в переломные периоды истории российского общества всегда помогала ему выстоять. Память народа запечатлела эту прогрессивную роль церкви, и сегодня, в кризисное для России время, многие вновь обращаются к ней как традиционно надежному духовному институту, способному на полезные общественные деяния. Как свидетельствует исторический опыт, в период серьезных социальных потрясений люди склонны объединяться, чтобы совместными усилиями преодолевать возникшие жизненные испытания. В такие моменты консолидирующую миссию нередко берет на себя церковь.
Четвертая причина. Ныне, когда повсюду отмечается рост политического противостояния, популяризации религии в стране в значительной мере способствуют призыва-церкви решать все острые социальные проблемы только мирными средствами, в духе взаимопонимания, нести в общество милосердие, благотворительность, умиротворение, духовность, патриотизм, нравственность и высокую культуру.
Пятая причина. Политические и правовые перемены в стране, ликвидация существовавших на протяжении десятилетий официальных и неофициальных запретов, административных и моральных притеснений верующих, принятие гуманного законодательства о свободе совести и вероисповеданий - все это позволило религиозным организациям выйти из подневольного состояния, а верующим гражданам без боязни и "стеснения" исповедовать свою веру. Об этих благоприятных изменениях свидетельствуют устные и печатные выступления влиятельных религиозных деятелей всех конфессий, действующих в России.
Шестая причина. Средства м массовой информации на волне демократизации и гласности, а порой и из конъюнктурных соображений, удалось добиться значительных результатов, с одной стороны, в пропаганде религиозных взглядов и преувеличении исторической роли Русской Православной Церкви в духовном возрождении России, а с другой - в критике и преуменьшении значимости атеистических идей. Что касается армии и флота, то атеистическим воспитанием личного состава ныне фактически никто не занимается.
Последовательная реализация принципа свободы совести в Вооруженных Силах Российской Федерации обязательно проявит свою необходимость и своевременность, способность служить сердцевиной духовной составляющей боевой мощи армии и флота уже потому, что свобода выбора мировоззренческих позиций является необходимой предпосылкой их осмысленности и прочности.
"Обозреватель-Observer"
сентябрь 1994
|