Отменяя льготы, власть не спешит создавать
механизм компенсации потерь
В обстановке эйфории вокруг быстрого прохождения бюджета-2001 в Госдуме
РФ как-то в сторону ушли вопросы, связанные с социальными проблемами
военнослужащих. А они, судя по всему, могут сильно обостриться. Дело в
том, что правительство намерено реформировать систему предоставления льгот
для населения страны, и в том числе - для военных. Этот пункт уже заложен
в одну из статей закона о бюджете на 2001 год. При обсуждении депутатами
финансового плана страны в третьем чтении правительство РФ должно внести
конкретные предложения относительно определения механизма погашения сумм
от вводимого на военнослужащих подоходного налога, а также порядка
финансовых компенсаций им за жилье, коммунальные и транспортные расходы.
Однако сегодня, за два месяца до начала очередного финансового года,
такой механизм в стране до сих пор не выработан. У Министерства обороны,
Минфина, Министерства труда и социального развития совершенно разные к
подходы к решению этой проблемы.
На первый взгляд, никто не подвергает сомнению то обстоятельство, что
взамен подоходного налога, который вводится для офицеров и прапорщиков с 1
января 2001 г., должна быть введена для них денежная компенсация. Минфин и
Минобороны с этим согласны и считают, что такая компенсация должна
выплачиваться ежемесячно по принципу: сколько денег удержали (то есть
13%), столько и необходимо военнослужащим вернуть. Однако чиновники из
Министерства труда и социального развития предлагают взамен уплачиваемого
налога повысить военнослужащим размер денежного содержания на 15% и забыть
про льготы. Казалось бы, для военных людей это выгодно - они выигрывают
2%. Но этот выигрыш, по расчетам армейских финансистов, сиюминутный -
инфляция через полгода-год попросту "съест" его. Окончательное решение по
вопросу о компенсации за подоходный налог правительство так и не приняло.
Разногласия есть и по другим проблемам. Гражданские госчиновники
предлагают все льготы перевести из натуральной формы в денежную. Скажем,
сейчас каждый военнослужащий недоплачивает 50% за свое жилье и
коммунальные услуги. Минфин предлагает это и оставить, но другие 50%
должна оплачивать воинская часть. Каким образом? По предложению
гражданских финансистов военнослужащий раз в квартал должен получать из
жилищно-эксплуатационной конторы справку о том, на какую сумму ему
предоставлены льготы. Потом он должен сдать эту справку в финансовую
часть, и эти деньги воинская часть должна переводить в ЖЭК.
По расчетам специалистов Главного управления военного бюджета и
финансирования, для выполнения этой и других аналогичных функций в
масштабах страны потребуется дополнительно к штатам набрать еще 10 тыс.
работников в военные финансовые органы. В условиях предстоящего сокращения
войск - это, видимо, не самый лучший подход.
Отметим, что Минфин все-таки более лоялен по отношению к военным, чем
чиновники из Министерства труда и социального развития. Они разработали
такой проект закона, который фактически отменяет все льготы
военнослужащим. Например, предлагается, что правом бесплатного проезда в
транспорте военнослужащий сможет пользоваться только в служебное время. Но
это уже противоречит Закону "О статусе военнослужащих".
Как бы там ни было, но в проекте бюджета-2001 уже заложены 8 млрд. руб.
на компенсацию за утрату льгот. И военные финансисты, и представители
Минфина соглашаются, что такой суммы недостаточно, однако более или менее
точно оценить потребности не могут. По некоторым оценкам, на долю военных
(действующих и пенсионеров) приходится более половины от общей суммы льгот
для всех категорий граждан, составляющей около 300 млрд. рублей.
Таким образом, уже очевидно, что, независимо от того, какой механизм
компенсации ликвидированных льгот будет выбран, социальные права
военнослужащих окажутся нарушенными. Это при том, что практически все
офицеры живут ниже черты бедности. Сегодня должностной оклад
военнослужащего в 2,5 раза ниже, чем у госчиновника соответствующего
ранга.
Однако повышать денежное довольствие офицерам до уровня их гражданских
коллег государство пока не собирается. По крайней мере в бюджете-2001
деньги на это не предусмотрены. В сущности, финансирование обороны
по-прежнему осуществляется по остаточному принципу. После второго чтения
закона о бюджете на 2001 г. в Госдуме РФ расходы на национальную оборону
увеличены на 12,6 млрд. рублей и составляют 218 млрд. 924 млн. рублей. Эта
цифра составляет всего 2,8% от валового внутреннего продукта, то есть
гораздо ниже, чем определено соответствующими президентскими указами.
Между тем низкий уровень зарплаты военных называют главной причиной
возросшей преступности среди офицерского состава. Так, по данным Главной
военной прокуратуры число корыстных преступлений с большими суммами
финансовых хищений в минувшем году возросло в армии в 2 раза. Ежегодно из
Вооруженных сил досрочно увольняются около 40 тыс. офицеров. В МВД в
минувшем году на службу были приняты 69 тыс. человек, уволились же 65
тысяч.
Владимир Мухин
2001 г.
|