Оборонная промышленность будет
реформирована к 2010 году
Как уже сообщал “Ъ”, во вторник на совместном
заседании президиума Госсовета и Совета
безопасности были одобрены “Основы политики РФ
в области развития оборонно-промышленного
комплекса до 2010 года и дальнейшую перспективу”.
Один из разработчиков документа — начальник
управления оборонно-промышленной безопасности
аппарата СБ генерал-майор ВЯЧЕСЛАВ БЕЗБОРОДОВ
пообещал ИЛЬЕ БУЛАВИНОВУ и ИВАНУ
САФРОНОВУ, что к 2010 году российская оборонка
“будет счастлива”.
— На чем базируется ваша уверенность, что в
нынешнем десятилетии удастся сделать то, что не
удалось за предыдущие десять лет: реформировать
отрасль, самую мощную в советские времена и
наиболее пострадавшую после распада СССР?
— Изменились социально-экономические условия.
В стране наступила политическая стабильность —
нет дерготни. Последние два года госзаказ
стабильно финансируется, многие предприятия,
особенно ведущие, имеющие экспортный потенциал,
наращивают свои мощности. Ну, денег на оборону,
конечно, всегда будет мало, но по крайней мере мы
созрели для создания идеологической базы. Ее
составляют три документа: “Основы политики”.
Федеральная целевая программа реформирования
оборонно-промышленного комплекса и
государственная программа вооружения на десять
лет. Я считаю, это создает фундамент для развития
оборонки.
— Благоприятная социально-экономическая
обстановка внутри страны во многом была
обусловлена благоприятной конъюнктурой на
внешних рынках. Кроме того, ОПК получал неплохие
экспортные заказы. Но ведь нет никакой гарантии,
что эта ситуация будет сохраняться и дальше. Не
получится ли так, что все основные документы
приняты, а через какое-то время выяснится, что
денег на реформу не хватает?
— Любой хороший документ можно завалить, а
потом объяснить это какими-то внешними
причинами. Но мы сейчас хотим максимально
использовать эту благоприятную ситуацию, чтобы
сделать процесс реформирования ОПК необратимым.
— В основе реформирования лежит идея
создания 50 крупных оборонных холдингов. Но
руководители многих успешно функционирующих
заводов считают, что образование холдингов
приведет лишь к появлению еще одной
посреднической структуры, которая лишит их части
получаемой сейчас прибыли.
— Действительно, магистральная линия —
создание интегрированных структур ОПК. Кстати,
весь мир по этому пути идет, хотя это, конечно, не
аргумент: у нас тоже есть свои богатые
военно-промышленные традиции. Но вот вы говорите,
завод успешно работает. Но он живет на заделе. Ему
обязательно нужно интегрироваться с каким-то КБ,
иначе он все проест и немодернизированная
техника потеряет конкурентоспособность. И все —
завод пропал. Он ведь не самодостаточен. А
создавать при заводе новое КБ при наличии уже
имеющихся — это просто глупость. Другой аспект:
сейчас системы вооружений становятся все более
сложными и интегрирующими в себя технологии
различных производств. Всегда конечную
продукцию делает кооперация, которую необходимо
регулировать. Иначе все может просто
расползтись. Если весь процесс управляется из
одного центра, естественно, результат будет
лучше.
50 холдингов — это ориентир. На самом деле
каждая такая структура будет создаваться указом
президента, и при подготовке указа будет
определяться, какие предприятия объединяются и с
какой целью, перед ними будут ставиться четкие
задачи. Постепенно подрастая, эти структуры
должны будут все больше брать на себя функцию
управления в своем секторе ОПК. Я не исключаю, что
они постепенно будут брать на себя функции
оборонных агентств, будут их вытеснять и в
перспективе превратятся в отраслеобразующие
структуры. На сегодня агентства нужны, но будущее
за новыми структурами.
— Высказываются опасения, что после
объединения различных КБ и заводов исчезнут
внутренняя конкуренция и стимул делать какие-то
новые разработки. А в, конечном итоге это
повлечет за собой отставание от конкурентов в
области производства вооружений.
— Здесь надо в каждом конкретном случае
смотреть. Президент поставил задачу провести
детальную инвентаризацию ОПК. Сегодня целый ряд
предприятий вообще ничего не делает на оборону,
но числится в агентствах. Или наоборот, на одном
поле работают два-три. Инвентаризация должна
быть проведена в течение 2002 года, и тогда будут
приниматься окончательные решения, сколько
каких фирм останется, кого с кем объединять.
— А что, агентства за два с лишним года
своего существования инвентаризацию так и не
провели?
— Там задача сложная. Ну, хорошо — выявили, что
предприятие ничего не делает для оборонки, а
числится за агентством. Что с ним делать? Сказать
“все свободны”? А люди? А технологии, которые
нужно куда-то переводить? На это нужны деньги, а
денег на это не было. В Федеральной целевой
программе “Реформирование и развитие ОПК в 2002-2010
годах” заложены деньги на реструктуризацию.
Если будет принято решение, что какое-то
предприятие не нужно, будут выделяться деньги на
его перепрофилирование, или перевод технологий,
или закрытие. Нельзя же просто взять и бросить
предприятие. Но господдержка прежде всего должна
оказываться не слабым предприятиям, а тем, кто
работает эффективно. Нет задачи любой ценой
поддержать на плаву слабого — максимальную
отдачу дает поддержка сильного.
— Во вторник президента Путина спросили,
какой Россия будет в 2010 году. Он сказал: мы будем
счастливы. А в каком году будет счастлива
оборонка?
— Правительственная программа рассчитана на
пять лет, “Основы политики...”— на десять. Думаю,
вместе со страной к 2010 году и оборонка будет
счастлива.
КОММЕРСАНТЪ
№ 201, 1 ноября 2001 г.
|