IV. Военно-техническая политика сегодня
4.1. Об изменениях в военно-технической политике
Современному этапу развития военного дела свойственны высокие темпы обновления и совершенствования средств вооруженной борьбы. Научно-технический прогресс ускоряет развитие оружия и боевой техники, непосредственно влияет на боевую мощь государства, на состояние его Вооруженных Сил.
Практической реализации достижений научно-технического прогресса в военной области служит военно-техническая политика как система научно обоснованных взглядов по вопросам развития оружия и боевой техники, осуществляемая с целью поддержания технического оснащения наших Вооруженных Сил на у ровне современных требований.
Значение военно-технической политики сейчас существенно возросло. Это объясняется тем, что российские армия и флот создаются как бы заново. Та часть Вооруженных Сил, которая нам досталась от бывшего Союза, не полностью отвечала требованиям надежной защиты Российской Федерации в ее новых государственных сухопутных, морских и воздушных границах. Группировки войск в европейской части нашей страны мало соответствовали новым оборонительным задачам. Уровень технической оснащенности этих группировок кое в чем оказался существенно ниже, чем техническая оснащенность войск, "приватизированных" государствами ближнего зарубежья. За пределами России осталось большое количество самых современных вооружений: боевых и военно-транспортных самолетов и вертолетов, танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты, реактивной и ствольной артиллерии, средств ПВО, инженерного оборудования, техники разведки, связи, радиоэлектронного противодействия, некоторых элементов системы предупреждения о ракетном нападении и др. Значительная часть стратегических резервов и запасов, важнейшие элементы инфраструктуры, особенно системы управления, тыла и транспорта, остались на территориях Прибалтики, Белоруссии, Украины, Закавказья и Средней Азии.
До распада СССР на суверенные независимые Государства военно-техническая политика в стране была единой и проводилась Министерством обороны и оборонными отраслями промышленности под руководством и жестким контролем со стороны высших партийных и государственных органов:
ЦК КПСС и Комиссии по военно-промышленным вопросам при Совете Министров СССР. Сейчас, когда дезинтегрировались наши Вооруженные Силы, распалась союзная оборонная промышленность и не стало органов, ответственных за проведение единой военно-технической политики, многочисленные НИИ и КБ стали мягко говоря, терять ориентиры, нарушилась нормальная работа оборонных отраслей, приходит в упадок кооперация промышленных предприятий, отлаженная годами и десятилетиями.
Неблагополучное положение дел в оборонной промышленности усугубляется еще и тем, что из-за нечеткой кредитно-финансовой политики и нехватки у заказчиков средств резко сократился объем заказов вооружения, а по некоторым направлениям закупка оружия и военной техники практически свелась к нулю.
В России, например, в конце 80-х годов соотношение между закупками вооружения и НИОКР и содержанием войск было 3:2 в пользу закупок вооружения и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В последние годы это соотношение изменилось в пользу затрат на содержание Вооруженных Сил, что явилось следствием переориентации оборонного бюджета на социальные нужды армии.
Недостаточно продуманная, а потому и буксующая конверсия как в России, так и в других странах Содружества негативно сказывается на положение дел в оборонной промышленности. Уровень производства большинства видов вооружений упал настолько, что оно стало нерентабельным для многих предприятий. Заказывающие органы столкнулись с нарастающим потоком отказов заводов от оборонного заказа, прежде всего из-за систематических задержек платежей за изготовленную продукцию. Возникла угроза исчезновения значительной части оборонных предприятий или их перехода после вынужденной приватизации только на выпуск гражданских изделий.
В этих условиях важно помочь выжить нашей "оборонке" не только сегодня, но и дать ей возможность создать заделы для будущего. Важно шире внедрять систему финансово-экономических регуляторов и механизмов, направленных на обеспечение оборонных заказов всеми видами ресурсов, добиваться упреждающей компенсации негативных последствий уменьшения объема военных разработок и производства вооружения и др.
Только конкретной финансовой и материальной помощью можно не допустить критического отставания России от наиболее развитых стран мира, сохранить возможность маневра военно-техническими ресурсами, позволяющими нивелировать воздействие возможных научных прорывов в других странах.
Оборонной промышленности надо помогать еще и потому, что она всегда была одним из главных факторов нашей конкурентоспособности на мировом рынке по качеству продукции, прежде всего по боевым свойствам оружия и по огромному потенциалу накопленных технологий, в том числе самых передовых. Главное, что обеспечивает нашей оборонной промышленности высочайший авторитет в мире, - это коллектив ученых и конструкторов, работающих в области развития и производства современного и перспективного оружия.
Мы не случайно остановились на положении дел в оборонной промышленности. От ее возможностей, зависит весь ход военного строительства, степень использования достижений отечественного и мирового научно-технического прогресса.
Заключенное между государствами Содружества в декабре 1993 г. соглашение по экономическим вопросам, надо полагать, поможет развитию нашей военно-технической базы, восстановлению нарушенной кооперации и, что весьма вероятно, откроет новые перспективы для проведения эффективной и целеустремленной военно-технической политики по всем направлениям развития вооружения и боевой техники.
В чем же состоят главные задачи военно-технической политики на современном этапе?
Во-первых, военно-техническая политика призвана обеспечить предпочтительное развитие тех направлений научно-технического прогресса в области вооружений, которые будут наиболее полно соответствовать характеру возможной войны и обеспечивать высокую боеспособность войск. Первостепенное значение имеет научное прогнозирование, комплексное долгосрочное планирование, определение оптимального соотношения видов Вооруженных Сил и родов войск и их военной техники.
Военно-техническая политика не терпит субъективных, необоснованных наукой и не проверенных практикой или глубоким анализом рекомендаций. В ее основе должны быть объективные данные, подкрепленные точным экспериментом, самой жизнью. Последнее необходимо особо подчеркнуть, поскольку в истории нашей армии нередки были случаи, когда выбор направлений развития вооружений определялся не перспективами развития военного дела, потребностями боя и операции в будущей войне, а личными воззрениями или привязанностями высоких администраторов. Бывало, что каждый вновь назначенный министр обороны, или главком вида Вооруженных Сил стремился реализовать свои "высокие" соображения, имел свое предвзятое отношение к тому или иному виду Вооруженных Сил, роду войск или типу оружия. В результате - общими нередко оказывались лишь ошибки.
Иначе, как личными амбициями или некомпетентностью, нельзя объяснить повальное увлечение в 50-60-х годах развитием ракетного вооружения в ущерб строительству танковых войск, артиллерии, авиации. То же произошло в 70-80-х годах в отношении развития Военно-Морского Флота, когда огромные средства были затрачены на постройку авианосных кораблей большого тоннажа без достаточно весомых обоснований преимуществ их стратегического и оперативного использования. Весьма сомнительным явилось исключительно дорогостоящее строительство стационарной системы противоракетной обороны вокруг столицы России с мизерными возможностями поражения сложных баллистических целей в условиях массированного ракетно-ядерного удара и сильной помеховой обстановки. Таких примеров можно привести немало: все они негативно влияли на поступательное развитие Вооруженных Сил, их гармоничное строительство, истощая без нужды ограниченный оборонный бюджет,
Нередко тормозом научно-технического прогресса становилась и сама оборонная промышленность, лоббируя разработку того или иного вида оружия или навязывая войскам слабое, малоэффективное и дорогое вооружение, недостаточно проверенное на стендовых и полигонных испытаниях. В результате мощного нажима различных руководящих инстанций, вопреки требованиям Министерства обороны бывшего Союза, такие образцы запускались в массовое производство и внедрялись в войска, а потом годами дорабатывались заводскими бригадами непосредственно в частях. Это приводило к напрасным затратам средств, отвлечению специалистов промышленности от работы непосредственно на производстве, а в войсках - к срывам плановых занятий по боевой подготовке, и как следствие, к снижению уровня их повседневной боевой готовности.
Характерно, что многие системы оружия и боевой техники, находясь в частях, соединениях и на кораблях долгие годы, так и не были приняты на вооружение из-за твердой негативной позиции военных (истребитель МиГ-19, система управления частями ПВО "Воздух-1с", некоторые типы эскадренных миноносцев и больших ракетных кораблей, зенитная ракетная система С-25, развернутая на обороне Москвы, и др.).
Во-вторых, военно-техническая политика должна обеспечить творческую связь промышленности с наукой в интересах создания новых, передовых технологий и прогрессивных материалов, и как следствие, таких образцов оружия, которые бы долго морально не устаревали. При этом каждый образец оружия при наименьших затратах средств на его разработку, производство и эксплуатацию обладал бы наиболее высокими тактико-техническими возможностями, в первую очередь мощными поражающими свойствами, помехозащищенностью, удобством управления и обслуживания. Не менее важными качествами являются хорошая ремонтоспособность, большие гарантийные сроки эксплуатации, устойчивость работы в экстремальных условиях.
Говоря об экономии средств при разработке и производстве оружия и военной техники, надо иметь в виду, что ни стоимость, ни эффективность (в смысле боевых качеств) нельзя принимать за основу при выборе той или иной системы или образца. Чрезмерное завышение тактико-технических требований (чем нередко грешит заказчик) может привести к резкому возрастанию стоимости, а стремление к созданию очень дешевого оружия - к снижению боевых качеств. Поэтому при заказе того или иного образца вооружения и выработке тактико-технических требований к нему целесообразно брать за главный критерий не стоимость и боевые качества в отдельности, а их соотношение между собой. Важно при этом помнить, что, после определенного уровня, дополнительное вкладывание средств в разработку и производство выбранного образца дает относительно малое повышение его эффективности. Действие закона маргинальных приращений, характеризующее данное явление, довольно хорошо разработано и изучено в наших НИИ.
И еще одно направление, над которым надо серьезно работать. Дело в том, что, как и прежде, многие наши новые образцы оружия и военной техники, к сожалению, отличаются малоподвижностью, повышенным весом, габаритами (часто не соответствующими железнодорожным и морским стандартам), излишней металле-, материале- и энергоемкостью, не говоря уже о дороговизне изготовления и сверхнормативных затратах людского труда на производстве. Для современной мобильной армии, которую планируется создать, эти недостатки недопустимы.
В-третьих, военно-техническая политика должна заботиться о стандартизации и унификации оружия и военной техники, совместимости и взаимозаменяемости их составных частей и комплектующих изделий, экономя на этом огромные силы и средства. Важную роль играет подготовка и внедрение в промышленность и в войска нормативно-технических документов, регламентирующих общие требования к оружию. В задачу военно-технической политики также входит определение основных направлений деятельности в области метрологии и сертификации, согласование радиочастотного спектра, обеспечение электромагнитной совместимости важнейших радиоэлектронных средств. Немаловажен за соблюдением государственных стандартов. До сих пор он остается слабым звеном в деятельности соответствующих органов.
В-четвертых, в военно-технической политике должно предусматриваться создание важнейших балансов между системами оружия армии и флота и их инфраструктурой, между новыми разработками и модернизацией имеющегося вооружения, между уровнями боевых характеристик систем вооружения и их эксплуатационными возможностями.
В России немало оружия устаревшего, малоэффективного по современным понятиям и очень недешевого в эксплуатации и хранении. Это многотысячный парк танков, сотни самолетов и вертолетов различного класса и назначения, артиллерийские орудия и боеприпасы, десятки надводных кораблей и подводных лодок. Военно-техническая политика призвана решить вопрос: как в дальнейшем использовать это оружие в войсках и на флотах, его есть ли в этом экономическая целесообразность, или утилизировать его. Хотя, как показывает практика, это очень недешевый и подчас весьма трудоемкий процесс, особенно, когда речь идет о вредных химических соединениях, токсичном горючем, взрывчатых веществах и др., не говоря уже о расщепляющихся материалах.
Военно-техническая политика должна определить принципы торговли оружием как устаревшим, так и современным - важного источника пополнения наших государственных валютных запасов. Это необходимо потому, что за последние три года произошло снижение объемов экспорта российского вооружения в мировом объеме его продаж с 32 до 10%.
Кроме США и других крупнейших экспортеров оружия, появились у нас и новые конкуренты из бывших развивающихся стран, продающие не самое передовое, но зато недорогое оружие, более соответствующее спросу большинства стран Ближнего и Среднего Востока, Африки и АТР.
Снижение экспортных поставок российского оружия произошло главным образом из-за хаоса и неразберихи в нашей внешней политике на рубеже 1989-1991 гг., нерасторопности и отсутствия должного профессионализма внешторговых организаций России.
Надо, чтобы эти ведомства были теснее связаны с ГК "Росвооружение", Министерством обороны и предприятиями оборонной промышленности, принимали участие в поисках форм соединения их интересов с требованиями, особенностями и тенденциями внешнего рынка, были не просто посредниками, но и активными участниками решения народнохозяйственных, в том числе и оборонных задач.
Сейчас многие страны третьего мира вновь проявляют к нашему вооружению и военной технике большой интерес, особенно такие, как Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия и др. Немалым спросом пользуются российские самолеты-истребители, зенитные ракетные системы ПВО, ствольная зенитная артиллерия типа "Шилка", танки с газотурбинным двигателем, бронетранспортеры и боевые машины пехоты, различное инженерно-саперное оборудование, некоторые образцы электронной техники, аппаратура связи и другие средства, главным образом оборонительного плана.
Торговать оружием, разумеется, надо крайне осторожно, учитывая не только конъюнктуру рынка, но и политическую ситуацию в том или ином регионе. В этой связи нельзя не вспомнить историю более чем двадцатилетней давности, происшедшую на Аравийском полуострове.
Связав себя обязательствами продавать оружие Северному и Южному Йемену, мы не учли, к сожалению, возможности боевых действий между этими государствами, хотя отношения между ними были крайне натянутыми уже продолжительное время. И когда йеменцы начали войну друг против друга, мы оказались в очень сложном положении. Вопреки здравому смыслу нам пришлось поставлять оружие и той и другой стороне, а также содержать там советских военных советников и технических специалистов. Нет нужды говорить, что все это крайне неблагоприятно отразилось на международном престиже СССР.
Памятна неудачная попытка продать Индии криогенные ракетные двигатели и резко отрицательная реакция США на этот контракт, после чего сделка не состоялась. Этого унизительного для России случая могло и не быть, если бы российские компетентные органы заранее просчитали все последствия нашего шага и заблаговременно предприняли необходимые дипломатические меры.
И наконец, недавний случай. Мы продали партию оружия Ирану, что оказалось не очень дальновидным, поскольку немедленно отразилось на российских торговых связях с многими странами Персидского залива.
Предваряя торговую сделку, следует внимательно изучить экономическое состояние страны-покупателя, чтобы не повторять ошибок прошлого, когда военная техника поставлялась за рубеж за кредиты, без особой уверенности в их скором погашении, а то и безвозмездно, если поставки преследовали политические цели. Не случайно уже много лет в наших должниках ходят такие страны, как Ливия, Йемен, Сомали, Ангола, Вьетнам, КНДР, Сирия, Египет и др., не говоря уже об Индонезии, Судане, Афганистане, Кубе, Монголии и некоторых государствах бывшего Варшавского Договора.
Их суммарный долг исчисляется многими миллиардами долларов, и нет особых надежд, что в ближайшем будущем он значительно сократится. Видимо, и это показывает мировой опыт, основой торговых соглашений на поставку военной продукции должен быть главным образом не долгосрочный кредит, а предоплата или бартер в виде своевременного экспортирования в Россию товаров, представляющих для нас экономический, народнохозяйственный интерес.
Россия столкнулась с проблемой, связанной с валютно-финансовыми отношениями между странами СНГ: как разделить долги развивающихся стран-должников СССР между странами Содружества.
Особая предусмотрительность должна быть проявлена при определении объемов продаваемого оружия. Невзирая на выгодность сделки, следует поставлять в те или иные страны такое количество вооружения и военной техники, которое не могло бы резко изменить баланс сил в регионе, стать основой потенциала агрессии.
Принимая решение продать партию оружия, надо исходить не только из экономической, политической и военно-стратегической выгоды. Следует думать и о том, сможем ли мы регулярно поставлять запасные части для замены выбывшей из строя аппаратуры, обеспечивать необходимое техническое обслуживание как гарантийное, так и послегарантийное и проводить последующую модернизацию техники, если в этом возникнет необходимость.
Важной задачей военно-технической политики является повышение конкурентоспособности нашей оборонной продукции, особенно военной электроники, внедрение в приборы и аппаратуру новейших достижений в этой области. К примеру, лишь недостаточно высокое качество наземных систем слежения, обнаружения, наведения и приборного бортового оборудования отрицательно сказывается на масштабах сделок по продаже авиационный техники, несмотря на то, что сами самолеты успешно конкурируют с лучшими зарубежными образцами, включая французские "Миражи" и новейшие американские истребители, истребители-бомбардировщики и палубные штурмовики.
В-пятых, военно-техническая политика должна постоянно учитывать отсутствие в стране свободных людских ресурсов для службы в Вооруженных Силах, все увеличивающийся дефицит призывных контингентов, и как следствие, требования по уменьшению численности армии и флота. Уделять внимание улучшению эргономических характеристик вооружения и военной техники в системах "воин - машина", иначе говоря, созданию такого оружия, которое было бы удобно в обращении, экономило воинский труд, делало его более производительным, творческим, привлекательным, требовало минимального обслуживающего персонала за счет механизации трудоемких процессов, комплексирования операций при подготовке к боевым действиям. Пока, как известно, автоматизация и механизация нередко не только не ведут к сокращению личного состава, а, напротив, вводят в боевые расчеты дополнительные рабочие места для обслуживания новых элементов техники, особенно вычислительной.
Такая, с позволения сказать, практика дискредитирует возможности, заложенные в новой технике, наносит большой ущерб делу ее дальнейшего развития, и в этом вопросе военно-технической политике надо активизировать свою деятельность, навести должный порядок.
Сейчас в Вооруженных Силах широко прорабатывается вопрос о создании специальных войск, формируемых, оснащаемых и обучаемых как силы быстрого реагирования. Это будут новые формирования, мало похожие на существующие соединения и части. Для них потребуются особое оружие и боевая техника, и в этом отношении военно-техническая политика также должна сказать свое веское слово.
В-шестых, задача военно-технической политики - совершенствование и разработка новых методов управления войсками и оружием, развитие техники управления за счет чуткого реагирования на все изменения в способах ведения вооруженной борьбы. Здесь требование таково: способность к действиям систем и средств управления должна идти с опережением готовности боевого оружия, предшествовать ей, быть выше и мобильнее ее. Задача не из простых, но решить ее вполне по силам. Тем более, что в промышленности и в армии в этом деле накоплен определенный опыт, хотя распространяется он пока еще крайне медленно.
В области управления войсками приоритетом для военно-технической политики являются системы разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. Военно-техническая политика обязана оказывать постоянное влияние на развитие этих средств, начиная с научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и кончая их производством и закупкой, памятуя о том, что эти средства - мультипликатор, умножитель боевых возможностей армии и флота.
Очень важно учитывать, что многие элементы системы управления могут быть как технологии двойного применения: и военного, и гражданского. Поэтому развитию этих средств надо давать "зеленую улицу", чтобы использовать с максимальной эффективностью не только в Вооруженных Силах, но и в экономике страны - в системах телекоммуникаций, дистанционного управления и зондирования, защиты коммерческой тайны и пр., в которых сегодня есть огромная потребность.
4.2. Материальная база строительства Вооруженных Сил России
Реализация национальных интересов государства такого масштаба, как Россия, невозможна при нынешнем резком ослаблении ее военной мощи. Разумеется, речь нынче не может идти о реанимации прежнего курса, когда страна проводила в военной области линию, явно несоизмеримую с ее возможностями. Именно эта линия в значительной мере привела к истощению сил и подорвала национальный экономический потенциал. Однако корректировка прежнего курса не может осуществляться в условиях фактического развала всего военно-промышленного потенциала. Без сохранения на должном уровне запаса прочности в военно-стратегической области при любом повороте международной ситуации может возникнуть непосредственная угроза национально-государственным интересам России. Она во много раз усиливается самим характером переходного периода к становлению новой государственности. Уже сейчас налицо попытки некоторых бывших союзных республик, а также других государств использовать дестабилизацию в России для осуществления ее территориальной дезинтеграции. Претензии на российские территории в случае даже самых малейших уступок со стороны РФ неотвратимо обретут эффект "домино", и тогда уже поздно будет занимать твердую и решительную позицию.
Правильно понятые национально-государственные интересы однозначно исключают любые действия, способные привести, отказу от российских территорий, которые подпадают под ее юрисдикцию.
Многое, включая развитие вооружения и военной техники, меняется вследствие того, что Россия обладает уже значительно меньшим военным потенциалом по сравнению с СССР.
Это потребовало от Правительства России разработки концепции развития Вооруженных Сил в соответствии со сложившейся военно-политической обстановкой, системой военных опасностей и угроз, а также с учетом экономических возможностей.
При создании сил общего назначения объявленные в концепции строительства Вооруженных Сил Российской Федерации рекомендации по "обороне по всем азимутам" и "мобильной обороне" могут оказаться правильными лишь для ограниченного числа регионов. Наличие в высокой боевой готовности "мобильного резерва" или "сил быстрого реагирования", способных к переброске в кратчайшие сроки в любой регион по периметру России, не может обеспечить своевременное решение задач в условиях Дальневосточного театра военных действий и Северо-Восточного стратегического района. Здесь нужны другие подходы.
В оснащении войск и сил флота целесообразен решительный переход на высокоточные аэротранспортабельные дальнобойные средства поражения. В линейных частях должно быть ограниченное количество тяжелого оружия, но в составе его боекомплекта целесообразно иметь самонаводящиеся боеприпасы. Приоритетными целесообразно считать военно-технические средства, предназначенные для разведки и управления, способные по своим качественным показателям сократить количество оружия в частях, но в то же время повысить их боевые возможности по поражению объектов и целей противника.
Политические интересы России требуют сохранения на относительно длительный срок (15-20 лет) опоры на ядерное оружие, как на средство сдерживания агрессии, хотя разумные сокращения ядерных арсеналов на двусторонней основе безусловно необходимы.
Некоторые принципиально важные положения:
1) Россия по размерам территории в 3 с лишним раза крупнее остальных 14 государств - бывших республик СССР вместе взятых; более того, занимая около 1/8 земной суши, по этому показателю она унаследовала от СССР первенство в списке крупнейших государств мира;
2) самой богатой среди других бывших республик - ныне членов СНГ по такому важнейшему показателю как ВНП и национальное богатство на душу населения опять-таки является Россия; лишь не вошедшие в СНГ Литва, Латвия, Эстония имеют более высокие показатели;
3) население бывшего СССР распределилось таким образом, что более половины его проживает в России, остальные - в других независимых государствах;
4) в добыче основных видов сырья, в производстве основных видов промышленной продукции доля России составляет от 55 до 100% по отношению к СССР;
5) сложившиеся в бывшем СССР промышленные связи делают большинство новых государств, зависимыми от России.
Приведенные макроэкономические показатели в какой-то мере характеризуют не только народнохозяйственный, но и военно-экономический потенциал России или ее "силу".
К параметрам "силы государства" относят следующие: численность населения; доля в нем городских жителей; особенности географического положения; относительная доля в мировом промышленном производстве; уровень индустриализации; размер ВНП; финансовое положение; налоговая система; военные расходы;
производство технически передовых вооружений; способность мобилизовать ресурсы для ведения войны, а также рациональное использование национального благосостояния; морально-политическое состояние населения; субъективные особенности национального руководства и др.
России принадлежало главенствующее положение в оборонном потенциале бывшего СССР:
доля России в производственных мощностях оборонной промышленности оценивается величиной порядка 80%.
В отношении военного потенциала преимущество также на стороне России. Во-первых, это единственная из бывших республик СССР, которая остается ядерной державой, получая в свое распоряжение практически всю ядерную триаду бывшего СССР.
Что касается обычных ВС и вооружений, то и здесь, как уже отмечалось, мощь ВС РФ намного превосходит мощь ее соседей. Из 145 дивизий бывшей Советской Армии 71, хотя и некомплектная, находится в пределах России, да и войска, выводимые из других государств, тоже придут в Россию.
Таким образом, по всем основным компонентам военной и экономической мощи государств Россия превосходит другие государства, образовавшиеся на территории СССР.
"Обозреватель-Observer"
сентябрь 1994
|