Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
О совершенствовании структуры государственного регулирования в области вооружения и разоружения

В последнее время в печати всё чаще появляются материалы о необходимости совершенствования, оптимизации структур государственного регулирования в области вооружения и разоружения.

Так, в статье «Экономические аспекты государственного регулирования ВПК и разоружение»1 подробно рассмотрены экономические аспекты государственного регулирования военного производства, конверсии, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, подготовки и выполнения международных договоров о сокращении (ликвидации, утилизации) вооружений и выработан ряд рекомендаций.
Анализ подготовки международных договоров показал, что в силу субъективных политических причин вопросам социально-экономического обоснования, экологии, механизмам реализации принимаемых решений уделялось второстепенное значение. В ходе работы имели место и проявилась рассогласованность в деятельности различных российских военных, политических и экономических ведомств, что привело к имеющимся недостаткам принятых решений.

В этой связи, целесообразно более подробно рассмотреть отдельные моменты подготовки и принятия решений, направленных на совершенствование механизма и оптимизации структуры государственного регулирования в области вооружения и разоружения.

Исключение параллелизма и дублирования в работе управленческих структур

Сложившаяся крайне тяжелая ситуация в оборонном секторе экономики вызывает необходимость ликвидации параллелизма и дублирования во всех структурах государства и незамедлительного создания оптимальной системы нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения, комплексного подхода и эффективных механизмов государственного регулирования военного производства, конверсии, приватизации, реализации международных договоров о сокращении, ликвидации и утилизации ВВТ, военно-технического сотрудничества, совершенствования финансовой системы обеспечения воен- ных программ, а также мобилизационной подготовки народного хозяйства в условиях сокращения ассигнований на оборону и перехода к рыночной экономике.

Например, вопросами вооружения, разоружения, ВТС, ликвидации и утилизации вооружений в той или иной мере и части занимаются:

— Комиссия при Президенте РФ по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами;
— Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ;
— Главное управление специальных программ Президента РФ;
— Межведомственная комиссия по структурной перестройке оборонно-промышленного комплекса;
— Совет по проблемам реструктиризации и развития промышленности;
— Межведомственная комиссия по оптимизации государственного оборонного заказа;
— Межведомственная комиссия по экспортному контролю;
— Консультативный совет по иностранным инвестициям в России;
— Комиссия по вопросам международной технической помощи;
— Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения стран—участников СНГ и др.

Причем, членами почти всех комиссий являются заместители или министры основных министерств. Исходя из анализа деятельности вышеизложенных комиссий напрашивается вывод о создании на их основе единой Правительственной комиссии по вопросам вооружения, разоружения и военно-технического сотрудничества, сняв с них часть обязанностей по военным проблемам или ликвидировав отдельные из них.
Исключение выполнения ведомствами несвойственных для них задач также позволило бы рационально и на профессиональном уровне решать возложенные военные задачи. В противном случае для успешного формирования, функционирования той или иной структуры требуется определенное время, необходимое на организационные мероприятия и для приобретения практических навыков, что, безусловно, будет связано с дополнительными материальными и финансовыми затратами.

Особенно наглядно это видно на примере Военно-Морского Флота, который вынужден с середины 80-х годов решать задачу комплексной утилизации выведенных из состава ВМФ атомных подводных лодок (пла), выслуживших установленные сроки службы, а также атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, выведенных из состава ВМФ в соответствии с международным договором (СНВ-1). Также ВМФ вынужден организовывать и выполнять другие сопутствующие работы.

Аналогично, целесообразно вывести все подразделения по обеспечению и контролю за реализацией международных договоров из состава численности Вооруженных Сил РФ (МО РФ), с возложением данных функций на вновь формируемые федеральные органы.

Объединение усилий, координация работы и взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств

С учетом вышеизложенного этот вопрос не требует дополнительной аргументации. Соблюдение данных условий позволит исключить промахи, всесторонне учесть мнение всех заинтересованных министерств и ведомств, устранить параллелизм в их работе, исключить дублирование ими функций, выработать четкий оптимальный механизм координации и управления их работой для реализации принятых решений. Для объединения усилий, координации работы и четкого взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств требуется совершенствование и оптимизация организационно-штатной структуры органов управления и обеспечения, занимающихся вопросами вооружения, разоружения и военно-технического сотрудничества. Это приведет к более эффективному использованию выделяемых финансовых средств, что очень важно в условиях резкого сокращения бюджетных ассигнований.

В настоящее время в указанной области государственного управления наметился определенный прогресс. Так, Министерством обороны с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовлены предложения по совершенствованию государственного управления в области реализации международных обязательств Российской Федерации по сокращению и ограничению вооружений и военной техники.
Конкретно, было предложено образовать при Правительстве Российской Федерации Федеральный центр по контролю за разоружением (ФЦКР) с возложением на него функций реализации международных обязательств России по сокращению и ограничению вооружений, утилизации и ликвидации вооружений и военной техники, Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Руководитель Федерального центра может иметь ранг федерального министра. В ведение Федерального центра предлагалось передать предприятия, организации и воинские подразделения, занятые работами по сокращению и ограничению вооружений, ликвидацией и утилизацией вооружения и военной техники, и в частности:

— действующая в настоящее время структура контроля за выполнением международных договоров;
— Национальный центр по уменьшению ядерной опасности (НЦУЯО) и соответствующие подразделения видов ВС РФ, с исключением их из состава Минобороны;
— выделенные структуры Минатома России с возложением на них функций содержания и утилизации атомных ПЛ и ядерных боеприпасов;
— организации и подразделения Минобороны РФ, занимающиеся вопросами содержания и уничтожения обычных вооружений и химического оружия.

В то же время предлагалось упразднить Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия, возложив его функции на ФЦКР.

Однако в наше динамичное время, учитывая новые требования, опыт работы в советский и постсоветсткий периоды , указанные предложения Минобороны РФ и МИД РФ, предлагается:

Во-первых, образовать единую Правительственную комиссию по вопросам вооружения, разоружения и военно-технического сотрудничества» (ПК ВРС) — (см. схему) координационный орган, решения которого обязательны к неукоснительному исполнению всеми министерствами и ведомствами, обеспечивающими обсуждение, всесторонний анализ проблемных военных вопросов, подготовку решений и механизма их реализации.

Руководство комиссией целесообразно поручить председателю Совета министров РФ. В состав Правительственной комиссии, кроме представителей (в ранге министров или первых заместителей министров) заинтересованных мини- стерств, ведомств и организаций, должны войти представители Совета Безопасности (в ранге заместителя секретаря) и Федерального Собрания Российской Федерации (Совета Федерации и Государственной Думы — в ранге руководителей комитетов по обороне, безопасности и международным делам). Также могут привлекаться к обсуждению представители общественных организаций (Российского союза промышленников и предпринимателей, Совета по внешней и оборонной политике), СМИ, научных и исследовательских учреждений и др.

Правительственной комиссии целесообразно поручить выполнение следующих функций:

— проработки и подготовки предложений по вопросам разработки вооружения и военной техники, формирования государственного оборонного заказа;
— проработки и подготовки предложений по заключению международных договоров в области сокращения и ограничения вооружений, контроля за военной деятельностью и уменьшения угрозы возникновения войны;
— контроля за выполнением международных договоров в области разоружения, в том числе организация и осуществление инспекционной деятельности;
— координации вопросов, связанных с организацией исполнения процедур по ликвидации, демонтажа или переоборудования вооружений, подлежащих сокращению в соответствии с обязательствами по международным договорам;
— координации вопросов, связанных с утилизацией вооружений и военной техники как подлежащих сокращению по международным договорам, так и выслуживших установленные сроки эксплуатации;
— координации вопросов по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами и др.

Для подготовки к обсуждению проблемных вопросов, обеспечения оперативной работы Правительственной комиссии представляется целесообразным создать работающий на постоянной основе Комитет.

Основная задача комитета — подготовка для обсуждения комиссией проблемных вопросов, выработки согласованных предложений, касающихся государственной военно-технической политики, урегулирование сложных вопросов, возникающих при разработке, производстве, экспорте и импорте вооружений и военной техники, а также определение мер по подготовке международных договоров, реализации программ вооружения, разоружения, приватизации и конверсии оборонных предприятий и др.

Комитет должен иметь право запрашивать у органов исполнительной власти необходимую информацию и заслушивать их руководителей, а также вносить свои предложения в правительство.

Во-вторых, создать Федеральную службу России по вооружению, разоружению и военно-техническому сотрудничеству (ФС ВРС России).

Руководитель Федеральной службы должен иметь ранг федерального министра.

Такой орган, замыкаясь на одну координационную Правительственную комиссию ВРС сможет обеспечить комплексный подход и применить наиболее эффективный механизм государственного регулирования военного производ- ства, конверсии, приватизации, реализации международных договоров о сокращении, ликвидации и утилизации ВВТ, военно-технического сотрудничества в условиях сокращения ассигнований на оборону и перехода к рыночной экономике.

На ФС ВРС России возложить следующие обязанности:

1. Выполнение функций государственного заказчика, бюджетополучателя и распорядителя финансовых средств на всю военную структуру государства;
2. Обоснование и формирование в составе федерального бюджета финансовых средств на всю военную структуру РФ;
3. Осуществление управления расходованием выделенных средств из федерального бюджета, специальных фондов, инвестиций и выделяемых средств в виде оказания помощи, например:

— По «программе Нанна-Лугара», предусматривающей сотрудничество между США и СССР» в трех областях:

  • уничтожение ядерного, химического и иного оружия;
  • транспортировка, хранение, демонтаж и обеспечение безопасности вооружений, подлежащих уничтожению;
и военно-технического сотрудничества
  • создание поддающихся проверке гарантий против распространения подобных вооружений, всего на сумму более 973 млн. долл.
— По «Соглашению с Японией об оказании помощи России по уменьшению ядерной опасности и обращению с радиоактивными отходами», всего на сумму 78 млн.долл.;
— По «Соглашению между Российской Федерацией и Королевством Норвегии в области охраны окружающей среды в связи с комплексной утилизацией российских атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ в Северном регионе и повышения ядерной и радиационной безопасности», всего на сумму более 50 млн.долл. Сфера действий существующих проектов, которые подлежат реализации на основе этого соглашения, охватывает не только атомные подводные лодки, но и атомный ледокольный флот и Коль-скую атомную электростанцию и др.

В ведение Федеральной службы ВРС предлагается передать предприятия, организации и воинские подразделения (с выделением их из состава Минобороны РФ, Минатома, Минэкономики и других министерств), задействованных в работах по сокращению и ограничению вооружений, ликвидации и утилизации вооружений и военной техники.

В составе ФС ВРС России образовать:

1. Департамент вооружения и государственного оборонного заказа на основе подразделений Минэкономики и Минобороны РФ. В состав департамента могут войти подразделения министерств, ведомств и предприятия, задействованные в разработке и производстве ВВТ, а также представительства заказчика за качеством разработки ВВТ и приемке готовой продукции на основе военных представительств МО РФ.

Так, по указанным вопросам может быть включена часть следующих структур МО РФ:

— Управления начальника вооружений Во-оруженных Сил;
— Управления военной политики;
— Комитета по военно-технической политике;
— Управления военно-экономического анализа и экспертиз;
— Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба;
— Центра оперативно-стратегических исследований ГШ ;
— Государственной технической комиссии и др.

2. Департамент контроля за разоружением на основе подразделений Минобороны, МИД, ФСБ. В его состав включается Управление по контролю за выполнением договоров ГШ ВС РФ, НЦУЯО, а также центры, отделы, группы видов ВС РФ по реализации международных договоров, подразделения министерств, ведомств и предприятий, задейственные в разработке и производстве ВВТ.

3. Департамент ликвидации и утилизации вооружения и военной техники на основе подразделений Минатома, Минобороны и Минэкономики РФ, куда могут войти структурные подразделения министерств, ведомств и предприятия, задействованные в утилизации и ликвидации. Так, на выделенные структуры Минатома России возложить функции содержания и утилизации атомных ПЛ и ядерных боеприпасов; на организации и подразделения Минобороны РФ — вопросы содержания, ликвидации и утилизации обычных вооружений и химического оружия.

4. Департамент военно-технического сотрудничества на основе подразделений Минторга, МИДа, Минобороны (Главного управления международного военного сотрудничества МО, Главного управления торговли МО, Центрального управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей) и др. Департамент может руководить деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий (ГК «Росвооружение», «Промэкспорт», «Российские технологии») и др.

Необходимо подчеркнуть, что важность ком-плексного решения указанных вопросов с точки зрения системного подхода (от замысла создания вооружений и военной техники до полной её утилизации) заключается в том, чтобы не разрушались связи между ними, чтобы каждая из подсистем в виде департамента или других структурных подразделений существовала и развивалась ради других, а не изолированно от них. Помогать этому, а соответственно и обеспечивать, должны соответствующие государственные институты через систему правовых, организационных, политических и иных мер.

Изложенные мысли и предложения являются одним из вариантов возможного решения важной государственной проблемы. Безусловно необходима их дальнейшая более глубокая проработка, корректировка как с точки зрения организационной, так и функциональной. Участие в этой работе специалистов позволило бы помочь органам государственной власти обеспечить эффективные способы государственного управления важными процессами национальной безопасности, экономики и политики.

В.Ваниян,
заместитель начальника
Центра обеспечения реализации
международных договоров
Военно-Морского Флота,
капитан 1 ранга
15.07.1999

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки