В последнее время в печати всё чаще появляются материалы о необходимости
совершенствования, оптимизации структур государственного регулирования
в области вооружения и разоружения.
Так, в статье «Экономические аспекты государственного регулирования
ВПК и разоружение»1 подробно рассмотрены экономические
аспекты государственного регулирования военного производства, конверсии,
военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, подготовки и
выполнения международных договоров о сокращении (ликвидации, утилизации)
вооружений и выработан ряд рекомендаций.
Анализ подготовки международных договоров показал, что в силу субъективных
политических причин вопросам социально-экономического обоснования, экологии,
механизмам реализации принимаемых решений уделялось второстепенное значение.
В ходе работы имели место и проявилась рассогласованность в деятельности
различных российских военных, политических и экономических ведомств, что
привело к имеющимся недостаткам принятых решений.
В этой связи, целесообразно более подробно рассмотреть отдельные моменты
подготовки и принятия решений, направленных на совершенствование механизма
и оптимизации структуры государственного регулирования в области вооружения
и разоружения.
Исключение параллелизма и дублирования в работе управленческих структур
Сложившаяся крайне тяжелая ситуация в оборонном секторе экономики вызывает
необходимость ликвидации параллелизма и дублирования во всех структурах
государства и незамедлительного создания оптимальной системы нормативно-правового
и нормативно-технического обеспечения, комплексного подхода и эффективных
механизмов государственного регулирования военного производства, конверсии,
приватизации, реализации международных договоров о сокращении, ликвидации
и утилизации ВВТ, военно-технического сотрудничества, совершенствования
финансовой системы обеспечения воен- ных программ, а также мобилизационной
подготовки народного хозяйства в условиях сокращения ассигнований на оборону
и перехода к рыночной экономике.
Например, вопросами вооружения, разоружения, ВТС, ликвидации и утилизации
вооружений в той или иной мере и части занимаются:
— Комиссия при Президенте РФ по вопросам военно-технического сотрудничества
с иностранными государствами;
— Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического
оружия при Президенте РФ;
— Главное управление специальных программ Президента РФ;
— Межведомственная комиссия по структурной перестройке
оборонно-промышленного комплекса;
— Совет по проблемам реструктиризации и развития промышленности;
— Межведомственная комиссия по оптимизации государственного оборонного
заказа;
— Межведомственная комиссия по экспортному контролю;
— Консультативный совет по иностранным инвестициям в России;
— Комиссия по вопросам международной технической помощи;
— Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения стран—участников
СНГ и др.
Причем, членами почти всех комиссий являются заместители или министры
основных министерств. Исходя из анализа деятельности вышеизложенных комиссий
напрашивается вывод о создании на их основе единой Правительственной комиссии
по вопросам вооружения, разоружения и военно-технического сотрудничества,
сняв с них часть обязанностей по военным проблемам или ликвидировав отдельные
из них.
Исключение выполнения ведомствами несвойственных для них задач также
позволило бы рационально и на профессиональном уровне решать возложенные
военные задачи. В противном случае для успешного формирования, функционирования
той или иной структуры требуется определенное время, необходимое на организационные
мероприятия и для приобретения практических навыков, что, безусловно, будет
связано с дополнительными материальными и финансовыми затратами.
Особенно наглядно это видно на примере Военно-Морского Флота, который
вынужден с середины 80-х годов решать задачу комплексной утилизации выведенных
из состава ВМФ атомных подводных лодок (пла), выслуживших установленные
сроки службы, а также атомных подводных лодок с баллистическими ракетами,
выведенных из состава ВМФ в соответствии с международным договором (СНВ-1).
Также ВМФ вынужден организовывать и выполнять другие сопутствующие работы.
Аналогично, целесообразно вывести все подразделения по обеспечению и
контролю за реализацией международных договоров из состава численности
Вооруженных Сил РФ (МО РФ), с возложением данных функций на вновь формируемые
федеральные органы.
Объединение усилий, координация работы и взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств
С учетом вышеизложенного этот вопрос не требует дополнительной аргументации.
Соблюдение данных условий позволит исключить промахи, всесторонне учесть
мнение всех заинтересованных министерств и ведомств, устранить параллелизм
в их работе, исключить дублирование ими функций, выработать четкий оптимальный
механизм координации и управления их работой для реализации принятых решений.
Для объединения усилий, координации работы и четкого взаимодействия заинтересованных
министерств и ведомств требуется совершенствование и оптимизация организационно-штатной
структуры органов управления и обеспечения, занимающихся вопросами вооружения,
разоружения и военно-технического сотрудничества. Это приведет к более
эффективному использованию выделяемых финансовых средств, что очень важно
в условиях резкого сокращения бюджетных ассигнований.
В настоящее время в указанной области государственного управления наметился
определенный прогресс. Так, Министерством обороны с заинтересованными министерствами
и ведомствами подготовлены предложения по совершенствованию государственного
управления в области реализации международных обязательств Российской Федерации
по сокращению и ограничению вооружений и военной техники.
Конкретно, было предложено образовать при Правительстве Российской
Федерации Федеральный центр по контролю за разоружением (ФЦКР) с возложением
на него функций реализации международных обязательств России по сокращению
и ограничению вооружений, утилизации и ликвидации вооружений и военной
техники, Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и
применения химического оружия и о его уничтожении. Руководитель Федерального
центра может иметь ранг федерального министра. В ведение Федерального центра
предлагалось передать предприятия, организации и воинские подразделения,
занятые работами по сокращению и ограничению вооружений, ликвидацией и
утилизацией вооружения и военной техники, и в частности:
— действующая в настоящее время структура контроля за выполнением международных
договоров;
— Национальный центр по уменьшению ядерной опасности (НЦУЯО) и соответствующие
подразделения видов ВС РФ, с исключением их из состава Минобороны;
— выделенные структуры Минатома России с возложением на них функций
содержания и утилизации атомных ПЛ и ядерных боеприпасов;
— организации и подразделения Минобороны РФ, занимающиеся вопросами
содержания и уничтожения обычных вооружений и химического оружия.
В то же время предлагалось упразднить Комитет по конвенциальным проблемам
химического и биологического оружия, возложив его функции на ФЦКР.
Однако в наше динамичное время, учитывая новые требования, опыт работы
в советский и постсоветсткий периоды , указанные предложения Минобороны
РФ и МИД РФ, предлагается:
Во-первых, образовать единую Правительственную комиссию по вопросам
вооружения, разоружения и военно-технического сотрудничества» (ПК ВРС)
— (см. схему) координационный орган, решения которого обязательны к неукоснительному
исполнению всеми министерствами и ведомствами, обеспечивающими обсуждение,
всесторонний анализ проблемных военных вопросов, подготовку решений и механизма
их реализации.
Руководство комиссией целесообразно поручить председателю Совета министров
РФ. В состав Правительственной комиссии, кроме представителей (в ранге
министров или первых заместителей министров) заинтересованных мини- стерств,
ведомств и организаций, должны войти представители Совета Безопасности
(в ранге заместителя секретаря) и Федерального Собрания Российской Федерации
(Совета Федерации и Государственной Думы — в ранге руководителей комитетов
по обороне, безопасности и международным делам). Также могут привлекаться
к обсуждению представители общественных организаций (Российского союза
промышленников и предпринимателей, Совета по внешней и оборонной политике),
СМИ, научных и исследовательских учреждений и др.
Правительственной комиссии целесообразно поручить выполнение следующих
функций:
— проработки и подготовки предложений по вопросам разработки вооружения
и военной техники, формирования государственного оборонного заказа;
— проработки и подготовки предложений по заключению международных договоров
в области сокращения и ограничения вооружений, контроля за военной деятельностью
и уменьшения угрозы возникновения войны;
— контроля за выполнением международных договоров в области разоружения,
в том числе организация и осуществление инспекционной деятельности;
— координации вопросов, связанных с организацией исполнения процедур
по ликвидации, демонтажа или переоборудования вооружений, подлежащих сокращению
в соответствии с обязательствами по международным договорам;
— координации вопросов, связанных с утилизацией вооружений и военной
техники как подлежащих сокращению по международным договорам, так и выслуживших
установленные сроки эксплуатации;
— координации вопросов по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными
странами и др.
Для подготовки к обсуждению проблемных вопросов, обеспечения оперативной
работы Правительственной комиссии представляется целесообразным создать
работающий на постоянной основе Комитет.
Основная задача комитета — подготовка для обсуждения комиссией проблемных
вопросов, выработки согласованных предложений, касающихся государственной
военно-технической политики, урегулирование сложных вопросов, возникающих
при разработке, производстве, экспорте и импорте вооружений и военной техники,
а также определение мер по подготовке международных договоров, реализации
программ вооружения, разоружения, приватизации и конверсии оборонных предприятий
и др.
Комитет должен иметь право запрашивать у органов исполнительной власти
необходимую информацию и заслушивать их руководителей, а также вносить
свои предложения в правительство.
Во-вторых, создать Федеральную службу России по вооружению, разоружению
и военно-техническому сотрудничеству (ФС ВРС России).
Руководитель Федеральной службы должен иметь ранг федерального министра.
Такой орган, замыкаясь на одну координационную Правительственную комиссию
ВРС сможет обеспечить комплексный подход и применить наиболее эффективный
механизм государственного регулирования военного производ- ства, конверсии,
приватизации, реализации международных договоров о сокращении, ликвидации
и утилизации ВВТ, военно-технического сотрудничества в условиях сокращения
ассигнований на оборону и перехода к рыночной экономике.
На ФС ВРС России возложить следующие обязанности:
1. Выполнение функций государственного заказчика, бюджетополучателя
и распорядителя финансовых средств на всю военную структуру государства;
2. Обоснование и формирование в составе федерального бюджета финансовых
средств на всю военную структуру РФ;
3. Осуществление управления расходованием выделенных средств из федерального
бюджета, специальных фондов, инвестиций и выделяемых средств в виде оказания
помощи, например:
— По «программе Нанна-Лугара», предусматривающей сотрудничество
между США и СССР» в трех областях:
-
уничтожение ядерного, химического и иного оружия;
-
транспортировка, хранение, демонтаж и обеспечение безопасности вооружений,
подлежащих уничтожению;
и военно-технического сотрудничества
-
создание поддающихся проверке гарантий против распространения подобных
вооружений, всего на сумму более 973 млн. долл.
— По «Соглашению с Японией об оказании помощи России по уменьшению ядерной
опасности и обращению с радиоактивными отходами», всего на сумму 78 млн.долл.;
— По «Соглашению между Российской Федерацией и Королевством Норвегии
в области охраны окружающей среды в связи с комплексной утилизацией российских
атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ в Северном регионе и
повышения ядерной и радиационной безопасности», всего на сумму более 50
млн.долл. Сфера действий существующих проектов, которые подлежат реализации
на основе этого соглашения, охватывает не только атомные подводные лодки,
но и атомный ледокольный флот и Коль-скую атомную электростанцию и др.
В ведение Федеральной службы ВРС предлагается передать предприятия,
организации и воинские подразделения (с выделением их из состава Минобороны
РФ, Минатома, Минэкономики и других министерств), задействованных в работах
по сокращению и ограничению вооружений, ликвидации и утилизации вооружений
и военной техники.
В составе ФС ВРС России образовать:
1. Департамент вооружения и государственного оборонного заказа на основе
подразделений Минэкономики и Минобороны РФ. В состав департамента могут
войти подразделения министерств, ведомств и предприятия, задействованные
в разработке и производстве ВВТ, а также представительства заказчика за
качеством разработки ВВТ и приемке готовой продукции на основе военных
представительств МО РФ.
Так, по указанным вопросам может быть включена часть следующих структур
МО РФ:
— Управления начальника вооружений Во-оруженных Сил;
— Управления военной политики;
— Комитета по военно-технической политике;
— Управления военно-экономического анализа и экспертиз;
— Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба;
— Центра оперативно-стратегических исследований ГШ ;
— Государственной технической комиссии и др.
2. Департамент контроля за разоружением на основе подразделений Минобороны,
МИД, ФСБ. В его состав включается Управление по контролю за выполнением
договоров ГШ ВС РФ, НЦУЯО, а также центры, отделы, группы видов ВС РФ по
реализации международных договоров, подразделения министерств, ведомств
и предприятий, задейственные в разработке и производстве ВВТ.
3. Департамент ликвидации и утилизации вооружения и военной техники
на основе подразделений Минатома, Минобороны и Минэкономики РФ, куда могут
войти структурные подразделения министерств, ведомств и предприятия, задействованные
в утилизации и ликвидации. Так, на выделенные структуры Минатома России
возложить функции содержания и утилизации атомных ПЛ и ядерных боеприпасов;
на организации и подразделения Минобороны РФ — вопросы содержания, ликвидации
и утилизации обычных вооружений и химического оружия.
4. Департамент военно-технического сотрудничества на основе подразделений
Минторга, МИДа, Минобороны (Главного управления международного военного
сотрудничества МО, Главного управления торговли МО, Центрального управления
материальных ресурсов и внешнеэкономических связей) и др. Департамент может
руководить деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий
(ГК «Росвооружение», «Промэкспорт», «Российские технологии») и др.
Необходимо подчеркнуть, что важность ком-плексного решения указанных
вопросов с точки зрения системного подхода (от замысла создания вооружений
и военной техники до полной её утилизации) заключается в том, чтобы не
разрушались связи между ними, чтобы каждая из подсистем в виде департамента
или других структурных подразделений существовала и развивалась ради других,
а не изолированно от них. Помогать этому, а соответственно и обеспечивать,
должны соответствующие государственные институты через систему правовых,
организационных, политических и иных мер.
Изложенные мысли и предложения являются одним из вариантов возможного
решения важной государственной проблемы. Безусловно необходима их дальнейшая
более глубокая проработка, корректировка как с точки зрения организационной,
так и функциональной. Участие в этой работе специалистов позволило бы помочь
органам государственной власти обеспечить эффективные способы государственного
управления важными процессами национальной безопасности, экономики и политики.
В.Ваниян,
заместитель начальника
Центра обеспечения реализации
международных договоров
Военно-Морского Флота,
капитан 1 ранга
15.07.1999 |