Для оборонной промышленности, похоже, заканчивается эпоха смуты, разброда и разорения. Наступает время собирания сил, перегруппировки, рывка вперед. И вот здесь нас может поджидать опасность новой "революции сверху" под печально знаменитым лозунгом " хотели как лучше…"
Для начала немного статистики. Чтобы оценить положение дел и пер-спективы ОПК. В 1987 г. общий объем производства вооружений и военной техники (ВВТ) в ценах 2000 г. составил в СССР 85 млрд. долл., включая экс-порт, НИОКР и господдержку ОПК ( сразу оговоримся, что все величины носят оценочный характер и получены путем обобщения результатов исследований многих экспертов). Еще примерно столько же пришлось на гражданскую про-дукцию, выпускавшуюся оборонной " девяткой" промышленных министерств с общим числом занятых не менее 11 млн. человек (только в авиа- и судостроении трудилось до 6 млн.) и свыше 1 млн. из них было занято в научных и про-ектных организациях. Обслуживала эта структура 5,5 млн. человек в военной сфере. На одного работника приходилось продукции 15500 долл./ год. Доля за-работной платы- 25%.
Сейчас на предприятиях ОПК РФ, трудится около 2,5 млн. человек. Военное производство ( оборонный заказ и экспорт)- 5,5 млрд. долл. Граждан-ское- 4,5 млрд. Выработка на человека- 4 тыс. долл./ год.. Средняя зарплата- 40 долл./ мес. Доля ее в объеме- 12%. Даже на относительно благополучном Санкт- Петербургском ОАО " ЛОМО", входящем в первую сотню российских оборон-ных предприятий- так считает его генеральный директор А. Кобицкий - из 22 тыс. работников осталось 6,5 тыс., из которых 1,5 тыс. находятся в вынужден-ных отпусках. В 1999 г. произведено гражданской и военной продукции на 29 млн. долл., или по 4460 долл. на человека. Доля заработной платы- 11%. В 2000 г. объем производства может вырасти до 40 млн. долл., или до 6 тыс. долл. на человека.
Тем не менее бывший руководитель "ЛОМО" И. Клебанов уже как ви-це- премъер прогнозирует рост продаж оружия на экспорт до 5 млрд. долл. в 2001 г., и до 10 млрд.- в 2003- 2004 гг. Внутренние закупки оружия в 2001- 2010 гг. составят около 5 млрд. долл. ежегодно. Вместе с гражданским производст-вом ОПК рост будет тройным, а удельный объем достигнет 15 тыс. долл./год. Это впечатляющий прорыв. Как же хотят его достичь?
Выступая на Всероссийском совещании работников ОПК в Нижнем Новгороде 21 марта 2000 г. Президент РФ В.В.Путин заявил о необходимости завершить инвентаризацию предприятий оборонной промышленности. Сначала выделить те, которые и в перспективе будут выполнять отвечающий потребно-стям страны оборонный заказ, работать в условиях высоких технологий буду-щего, а затем определить четкий механизм государственной поддержки таких предприятий.
Возникает вполне резонный вопрос - откуда после десятилетия распада взялись высокие технологии будущего? А если они действительно есть, то по-чему их владельцев необходимо поддерживать государству? Передайте им че-рез конкурсы оборонный заказ. И следите за исполнением условий контракта. Есть законы, не нужны никакие иные механизмы.
Далее Президент предложил разработать план мероприятий по переоснащению основных фондов ключевых заводов, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России и мобилизовать для этого все необходимые ресурсы. Получается, что речь может вестись только о государственной собственности, ибо инвестиции осуществляет собственник. И развивая эту, пусть и не высказанную прямо, идею, В.В. Путин посетовал на неэффек-тивное использование валютной выручки предприятий (между прочим, честно ими заработанную), а также на то, что на них отсутствует целостная система управления качеством продукции.
Наконец, весьма любопытно пожелание защитить предприятия ВПК от недобросовестных коммерческих структур, желающих установить контроль над их деятельностью или получить в собственность часть наиболее ликвидных их активов. Речь вновь идет о форме собственности на предприятиях, представ-ляющих несомненный интерес для коммерческих структур. А ведь вообще- то даже предприятия ВПК - это коммерческие структуры, основная задача кото-рых - извлечение прибыли в результате хозяйственной деятельности. И если они несут убытки, то исход все равно должен быть один - банкротство.
Нетрудно предположить, что позиция Президента формировалась под влиянием военной и гражданской бюрократии. Например, руководство ВВС и Росавиакосмоса предлагают укрупнить предприятия, создать крупные дивер-сифицированные корпорации, включающие в себя научно-исследовательские структуры, ОКБ, серийные заводы с полным инфраструктурным обеспечением для выпуска не только финальных изделий, но и основных комплектующих из-делий для них и обеспечить госконтроль на предприятиях ОПК за счет обяза-тельного контрольного пакета акций. Между тем, по данным Б.Кузыка, гене-рального директора холдинга "НПК", сейчас 40% предприятий и так полностью в собственности государства, 31%- акционерные предприятия с государствен-ным участием и только 29%- акционерные общества без государственного уча-стия. До 57% объема производства - военная продукция и только 43% - произ-водственно-техническая и потребительская продукция.
Попытки бюрократического реформирования ОПК могут разрушить все надежды на его возрождение, либо потребуют от страны огромных, невыноси-мых затрат. Для обоснования этой точки зрения рассмотрим опыт создания и развития АВПК "Сухой". Постановлением правительства РФ от 24 декабря 1996 г. под общим началом были объединены головные предприятия, связанные с производством самолетов семейства Су-27. Это ОКБ "Сухой", Иркутское авиационное производственное объединение (заказ на поставку Су-30 в Ин-дию), Новосибирское АПО им. Чкалова (перспектива поставок Су-27ИБ рос-сийским ВВС), Комсомольское-на- Амуре АПО (поставки Су-27 в КНР и дру-гие страны), Таганрогский НТК им. Бериева (проект производства гидросамоле-та Бе-200 на ИАПО).
Схема объединения была жесткая. Руководить назначили гендиректора ИАПО А.Федорова. Но именно в силу жесткости всей структуры работа ее ока-залась парализованной. Пришлось давать обратный ход и 27 декабря 1997 г. вышло новое постановление, согласно которому возглавлять АВПК "Сухой" стал председатель совета директоров АО "ОКБ Сухого" М.Погосян. Выпускник МАИ 1979 г. успел пройти путь от конструктора до первого заместителя гене-рального конструктора, руководителя проекта экспериментального истребителя СУ-37.
М.Погосян занялся поиском взаимных интересов, определением перспектив сотрудничества предприятий при сохранении ими административной и финансовой самостоятельности. И этот подход оказался успешным. В 1999г. АВПК "Сухой " получил доходов на 1 млрд. долл. Это по меньшей мере 20 тыс. долл./чел. ( для сравнения - всего в авиастроении и ракетно-космической отрас-ли занято 800 тыс. чел, производящих товаров и услуг примерно на 3 млрд. долл., или 3700 долл./чел. год.). В эту сумму входят поступления от прямых по-ставок самолетов, программ модернизации, продаж лицензий. Пакет заказов на ближайшие 4 года составляет 7 млрд. долл. Общий экспортный потенциал-17 млрд. Это уже немного ближе к американским аэрокосмическим концернам - в 1997 г. произведено ВВТ на 59,3 млрд. долл. при общем объеме 114,5 млрд. долл. и числе занятых 569500 человек - по 200 тыс. долл. на человека. Или к европейским- 22 млрд. долл., 98 тыс. человек, 225 тыс. долл./чел.
Подписано соглашение о сотрудничестве по продвижению на мировой рынок авиатехники с Внешэкономбанком, которое должно способствовать ра-ционализации процесса разработки и производства самолетов, консолидации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов.
М.Погосян не слишком опечален известной аморфностью АВПК - для экспорта Су-27 это не страшно. Ситуация может измениться с активизацией борьбы за истребители пятого поколения. Но деньги на новые разработки мож-но получать за счет экспорта серийных машин, помня об уровне зарплаты на предприятиях ОПК. Рационализация, приведшая к значительным сокращениям, становится весьма полезной, а воровства в "Сухом" было меньше, чем у конку-рентов. Цена техники растет, рынок сокращается. И у нас появляется шанс, снижая цены, увеличивать сбыт. В советской авиапромышленности производи-тельность была ниже американской примерно в 5 раз, причем по технологиче-ским причинам - в 3 раза. При устранении организационных причин (это уже произошло) выработка на человека должна составлять не менее 70 тыс./долл. Тогда цена серийных машин может быть ниже цены конкурентов на 30-40%.
Трудно переоценить роль в этом процессе серийных заводов. Так, КнААПО с 1964 г. экспортировал Су-7Б. Затем на его базе были созданы различные экспортные модификации. Самолет непрерывно совершенствовался, наращивая огневую мощь, повышая летно-технические характеристики, расширяя круг решаемых задач. Всего было экспортировано более 2000 машин.
Была создана служба эксплуатации и сервиса, ориентированная на выполнение всех условий контракта, обучение персонала заказчика по эксплуатации, ремонту и регламентным работам, своевременную и комплектную поставку запчастей, инструмента, наземного оборудования и приборов. Для сборки, облета и гарантийного обслуживания самолетов направляются бригады специа-листов и пилотов. В течение гарантийного срока они оперативно устраняют вы-явленные неисправности, ремонтируют планер при возникновении поврежде-ний в процессе эксплуатации. Проводят регламентные работы вместе с техниче-ским персоналом покупателя, участвуют в развитии лабораторного оборудова-ния, средств объективного контроля.
По желанию заказчика для послегарантийного (сервисного) обслужи-вания самолетов и дополнительного обучения его специалистов эксплуатации наиболее сложных бортовых систем и наземных комплексов может направлять-ся заводская бригада на согласованный срок. Она участвует в регламентных работах, текущем и восстановительном ремонте, модернизации авиатехники, создании центров технического обслуживания. Словом, это развитая система сопровождения самолетов в ходе жизненного цикла, дающая хорошие результа-ты.
К этой эффективной кооперации, руководимой талантливым и достой-ным лидером вольны присоединяться и другие участники. Одним из весьма ве-роятных может стать Улан-Удинский авиазавод, мужественно борющийся за место под солнцем. История его насчитывает 60 лет, за которые выпущено бо-лее 8000 летательных аппаратов. Уже 30 лет выпускаются вертолеты семейства Ми-8. Ми-8АМТ (экспортная марка Ми-171) оснащается новыми высотными двигателями с пылезащитой, метеолокатором, противообледенительной систе-мой, системой спутниковой навигации. Ми-8АМТШ оснащается ракетным ком-плексом "Штурм-В". Эти проекты потребовали значительных вложений соб-ственных средств предприятия. Совместно с ОКБ им. Климова проведена под-готовка к серийному выпуску многоцелевых вертолетов Ка-62 . За счет завода закуплено импортное оборудование для изготовления деталей и агрегатов из полимерных материалов. Реконструирован производственный корпус, решены проблемы энергоснабжения новых мощностей по выпуску до 50 вертолетов в год. Для российского рынка - с отечественными двигателями и авионикой, и с импортными - на зарубежные рынки.
Половина мощностей предприятия предназначена для выпуска самоле-тов. После МиГ-15, Як-25РВ, Ан-24 был освоен выпуск штурмовиков Су-25. Причем в 1992-1993 гг. завод совместно с НПК "Штурмовики Сухого" вложил немалые средства в освоение производства Су-25Т, выпускавшегося в Тбилиси. В случае появления заказов может выпускаться до 25 машин.
Пока положение завода достаточно сложное. Численность персонала сократилась вдвое, до 5 тыс. человек. Выживает предприятие за счет экспорта - до 20 вертолетов ежегодно (КНР, Эквадор, Мексика, Шри-Ланка, Ближний Вос-ток). Получен сертификат летной готовности на вертолет в КНР, крупнейшем заказчике завода. Решается вопрос строительства ремонтного завода и создания полной инфраструктуры сервиса, что увеличивает привлекательность после-дующих поставок.
Второй источник доходов - ремонт вертолетов для российских органи-заций. Причем принимаются машины и не только собственного выпуска (до 20 ед. в год). Стоимость ремонта снижается за счет изготовления части комплек-тующих на месте и повышения качества при использовании заводской техноло-гии для новых машин. По желанию заказчика можно модернизировать вертолет, снабдить его комплектом запасных частей. Можно ремонтировать и самолеты Су-25.
Завод продолжает заниматься, и достаточно успешно, выпуском бытовой техники, в частности, стиральных машин.
При полной загрузке объем производства может превысить 600 млн. долл., по самым скромным оценкам, или 70 тыс. долл./год на человека при 8,5 тыс. занятых. И не нужно каких-то особых инвестиций, всего лишь государст-венное страхование поставок и кредит под госгарантии на выполнение заказа. Поэтому ошибочной представляется идея Правительства, Росавиакосмоса, Сов-беза создать вертолетный холдинг на базе МВЗ им. Миля с участием Казанского и Ростовского вертолетных и Улан - Удинского авиазавода. Ситуацию на МВЗ им. Миля уже и кризисной не назовешь - это хуже. Перспектив подобное объе-динение не имеет никаких. А вот серийным заводам может стать еще тяжелее. Кооперация должна быть с успешными и выгодными партнерами, чтобы иметь возможность совершить прорыв к серьезным заказам и заказчикам. При этом и само предприятие должно быть интересно будущему партнеру.
Примерно такая же ситуация у производителей комплектующих изделий, прежде всего авионики и двигателей. Руководство ВВС настаивает на том, что главная причина отставания отечественной авионики - отсутствие в России необходимой специализированной элементной базы высокопроизводительных вычислительных средств, а также чувствительных элементов оптико-электрон-ных систем. Военные предлагают ликвидировать это отставание инвестициями в отечественные предприятия электронной промышленности значительных средств на освоение новых технологий. Иначе, стращают они, мы попадем в по-стоянную зависимость от поставок высокотехнологичных компонентов из-за рубежа.
Надо сказать, что на самом деле огромные мощности электронной промышленности простаивают. И запуск их в действие не требует сверхзатрат. А потом, если довольно долго еще экспорт будет определяющим, то чего нам бояться? Используя импортные комплектующие, можно постепенно осваивать новые отечественные поколения элементной базы.
А вот то, что проблемой военной авионики занимаются Раменское ПКБ, ОАО "Фазотрон - НИИР", ГосНИИАС, НИИ приборостроения, "Русская авионика", "Объединенный авиаприборостроительный консорциум", холдинго-вая компания "Ленинец" и другие говорит о перспективности этих работ. И страсти здесь кипят немалые. Взять хотя бы историю с "Русской авионикой". Не успел приступить к работе назначенный после череды громких скандалов в РСК "МиГ" сразу на три руководящие должности бывший заместитель гене-рального директора АВПК "Сухой" Н.Никитин, как сразу же негативно ото-звался о прецеденте заключения ВВС договора на модернизацию МиГ-29 с ЗАО "Русская авионика". Руководителем этой структуры является бывший гене-ральный конструктор ВПК МАПО М.Коржуев, душа проекта МиГ-29СМТ, реа-лизовывавшегося на деньги ГК "Росвооружение" для целей экспортных поста-вок.
Н.Никитина удивило то, что бюджетные деньги планировалось сосре-доточить в частной структуре, а "МиГ" не имел бы прав на продукт. По боль-шому счету, довод весьма слабый, ибо главное - обеспечить поставки ВВС мо-дернизированной машины с новой авионикой. Но скандал разгорелся и в итоге М.Коржуев стал заместителем генерального конструктора АВПК "Сухой", что-бы реализовывать все наработки по СМТ на Су-30 ИАПО. Да еще с ним ушли многие ведущие специалисты. И тут же была отозвана лицензия на ведение ра-бот по военной проблематике у "Русской авионики"! А РСК "МиГ" отдает предпочтение разработкам корпоративного объединения "Технокомплекс", включающем в себя и Раменское ПКБ во главе с Г. Джанджгавой.
Пока идут эти "бои местного значения", на сцене появляются новые игроки весьма решительного вида и любопытного свойства. Так ЗАО "Крон-штадт" предъявляет права чуть ли ни на весь рынок военной авионики России и не только ее. Учредили эту структуру группа компаний "Транзас " (президент Н. Лебедев), ГК "Росвооружение", банк "Еврофинанс". Задачи новой организа-ции - создание авионики и управляющих систем для модернизируемых и новых образцов изделий, как на экспорт, так и для внутренних закупок. "Транзас" уже продвигает на мировом рынке электронно - картографические информационные навигационные системы, комплекты морских векторных электронных карт (на их создание ушло более 500 тыс. человеко-часов), весь диапазон морских тре-нажерных систем, программы расчета остойчивости и непотопляемости судов, блоки сопряжения морских и авиационных радаров с электронно - картографи-ческими системами, системы управления движением судов, системы слежения за надводной обстановкой в акватории, навигационные электронно - картогра-фические системы для самолетов и вертолетов. Все это продается в 20 стран (включая США, Швецию, Норвегию, Францию). Успешная в гражданском и во-енном бизнесе (в том числе экспортном) компания, не прося государственных инвестиций, в состоянии решить проблему авионики на высоком уровне.
Точно также ситуация развивается в авиадвигателестроении. Имеющее огромный опыт в авиации ОАО "Рыбинские моторы" жестоко бьется за огром-ный заказ на производство двигателя пятого поколения АЛ-41Ф КБ "Люлька-Сатурн". Двигатель превосходит предшественников по удельному весу (на 25%), экономичности (на 15%), ресурсу, трудоемкости и стоимости обслужива-ния (вдвое). Причем это уже несколько запоздавший проект - в США ведутся работы над двойным снижением массы, повышением на 40% экономичности, выравнивании ресурса двигателя и планера, пятикратным снижением трудоем-кости обслуживания. Так что отставать нельзя.
ОАО "Рыбинские моторы" рассчитывают, что вся программа АЛ-41Ф составит 1500 ед. (новые и серийные военные самолеты, гражданские самолеты, газоперекачивающие установки) стоимостью до 7 млрд. долл. Бороться есть за что. Поэтому ОАО уже нашло 30% средств на инвестиции в новый проект из собственных ресурсов. И вполне сможет найти кредитные деньги. Причем од-новременно продвигается перспективный проект строительства в кооперации с украинскими партнерами парогазовых установок для электро- и теплоснабже-ния потребителей объемом также около 7 млрд. долл. То есть при благоприят-ном развитии событий возможна загрузка 20 тыс. чел. на уровне 70 тыс./долл. год.
Если АВПК "Сухой" продолжит движение на мировой рынок военных самолетов и вертолетов (с участием, предположим, Улан-Удэ), то у нас появятся истребители пятого поколения, новейшие вертолеты, авионика и двигатели ми-рового класса практически без государственного финансирования. Более того, можно будет за счет полученных средств переоснастить собственные ВВС. И даже реанимировать гражданское авиастроение.
РСК "МиГ" в этой ситуации, теряя военные экспортные заказы, пыта-ется развивать гражданское авиастроение. Но для этого не хватит собственных средств. И неизбежен вариант поглощения или ассоциации, по рыночным пра-вилам. К слову, вторгнуться на рынок гражданской авиации могут и космиче-ские структуры, скажем, ГКНПЦ им. Хруничева. Коммерческий космос растет быстро и российские его участники выглядят неплохо.
По таким же принципам может произойти и передел рынка тактиче-ского оружия. Так, весьма успешное и энергичное Тульское КБ приборострое-ния довело уровень экспортных поставок до 180 млн. долл. Здесь и популярные корабельные ракетные комплексы ("Вихрь-К"), автоматические гранатометы, авиационные пушки, противотанковые ракетные комплексы. В 1999 году трех-годичный портфель заказов составлял 0,5 млрд. долл. Если бы не ограничения нашей бюрократии, эта величина соответствовала бы годовым поставкам, Но и в этих условиях грамотный менеджмент и маркетинг позволил заключить кон-тракт объемом 734 млн. долл. на поставку ОАЭ зенитного ракетно - пушечного комплекса " Панцирь - С1 " , способного бороться с самолетами тактической авиации, вертолетами, баллистическими и крылатыми ракетами, уничтожать надводные и наземные легкобронированные объекты. Причем заказчик на-столько доверяет ТКБП, что авансирует двухгодичные ОКР и организацию по-ставок в течение 3 лет 50 ЗРПК . В итоге годовая выручка составит 360 млн. долл., из них 80% - готовая продукция, остальное - лицензии. Выработка на человека возрастет до 40 тыс. долл. При этом заработок персонала невысок, но деньги вкладываются в перспективные проекты.
Другие участники рынка выглядят весьма скромно. Причем винят в этом отнюдь не себя. Так, генеральный директор Тульского ГНПП "Сплав" Н. Ма-каровец полагает, что системы залпового огня не находят покупателей из-за неудачной маркетинговой политики ГК "Росвооружение " и "Промэкспорт". Или Коломенское КБ машиностроения, знаменитое переносными зенитными и противотанковыми комплексами, системами активной защиты танков, много-функциональными ракетными комплексами, эффективными тактическими ра-кетами имеет только 30% финансирования за счет внешнеэкономической дея-тельности. У ТКБП этот показатель близок к 90%. Вопрос - кто же мешает, ка-кая здесь нужна господдержка? Есть и наука, и технологии. А результаты пла-чевные.
Вывод один - не следует беспокоиться за перспективы ОПК. Не мешай-те, дайте самоорганизоваться. Разумеется, этот процесс приведет к пятикратно-му сокращению - при объеме 30 млрд. долл. и 70 тыс. долл. в год на человека будет занято не более 500 тыс. чел. Собственно, о том же говорит генеральный директор и генеральный конструктор Реутовского НПО Машиностроения Г. Ефремов - только 20% предприятий ОПК заслуживают всемерной поддержки. Чем скорее это случится, тем скорее можно будет поднять зарплату с нынешних 40 долл. до 500 долл./мес. Возвращаясь к выступлению Президента, можно ут-верждать, что нашей "оборонке" не хватает не денег, а грамотных, дерзких, бо-леющих за свое дело менеджеров и моральной и юридической поддержки уже проявивших себя с лучшей стороны людей.
Радикальные сокращения ожидают и Вооруженные силы. И логика здесь простая. В 1987 г. на одного военнослужащего в СССР закупалось на 14 тыс. долл. ВВТ, включая НИОКР против 48 тыс. долл. в США. В 1999 г. американ-цы довели этот показатель до 70 тыс., мы - до 1,2 тыс. Если ориентироваться хотя бы на показатель 1987 г., то в ВС РФ при ежегодных закупках на 5 млрд. долл должно быть не более 350 тыс. чел.. Наши генералы, взяв за исходный этот показатель, рассчитали, что для 1,2 млн. чел, необходимы закупки в объеме 16 млрд. долл. Естественно, таких денег нет и не будет еще долго. А жить надо по средствам.
В.И.Спасибо
5 октября 2000 года
|