Ситуация на мировом рынке торговли продукцией военного назначения (ПВН) в последние годы характеризуется действием двух основных противоположных тенденций.
Во-первых, в силу ряда причин происходит общее сокращение спроса на ПВН.
Во-вторых, отмечается высокий уровень экспортных предложений ПВН со стороны как традиционных, так и новых поставщиков вооружения.
Такое превышение предложения ПВН над ее спросом ведет, в частности к тому, что потенциальные импортеры, осознающие свою высокую значимость для экспортеров, начинают осуществлять выборочную политику импорта вооружения и выдвигать перед поставщиками дополнительные требования, направленные на обеспечение их собственных интересов.
Прежде всего это проявляется в значительном увеличении количества сделок на условиях оффсета, предусматривающих сложную систему взаимных расчетов на компенсационной основе.
Под оффсетом в мировой торговле ПВН подразумеваются сделки, в рамках которых экспортер принимает на себя обязательство компенсировать импортеру в той или иной форме часть расходов, связанных с приобретением ПВН.
Оффсетная практика в сфере мировой торговли ПВН применяется с 1968 года и представляет собой существенный затратный механизм для поставщиков ПВН.
Оффсет применяется в тех случаях, когда оплата поставляемой ПВН осуществляется в свободно-конвертируемой валюте.
По своему содержанию оффсет подразделяется на три вида:
Прямой оффсет - это компенсационные сделки, осуществляемые экспортером в оборонных отраслях промышленности импортера путем реализации оффсетных проектов, непосредственно связанных с поставляемой ПВН.
К нему могут относиться:
- организация совместных предприятий по изготовлению отдельных узлов, деталей и запасных частей к поставляемой ПВН;
- организация сборочных производств поставляемой ПВН или ее отдельных компонентов;
- передача технологий, разработок и "ноу-хау" на производство поставляемой ПВН, а также комплектующих узлов и деталей с организацией этого производства в стране импортера;
- закупка поставщиком оборонной продукции страны-импортера или услуг местного производства, а также передача местным оборонным предприятиям субподрядных работ на ее изготовление;
- оказание технического и технологического содействия предприятиям и организациям, занятым в производстве и эксплуатации поставляемой ПВН (проведение консультаций и обучение по вопросам эксплуатации, ремонта и технического обслуживания поставляемой ПВН) и некоторые другие.
Пример: В рамках тендера, объявленного Израилем на закупку самолетов ориентировочно на 2,5 млрд. долл., концерн Боинг предлагает предприятиям оборонной промышленности Израиля выполнение субподрядных работ по изготовлению отдельных узлов, деталей и запасных частей к самолету F-15 на сумму более 500,0 млн. долл. США.
Косвенный оффсет - это компенсационные сделки, осуществляемые экспортером ПВН в оборонных отраслях промышленности и/или других сферах экономики импортера путем реализации оффсетных проектов, непосредственно не связанных с поставляемой ПВН.
К нему могут относиться:
- создание взаимовыгодных совместных производств в различных секторах экономики страны-импортера на базе передаваемых передовых технологий и ноу-хау;
- прямые инвестиции в гражданские отрасли экономики страны-импортера;
- передача современных технологий и ноу-хау в различные гражданские отрасли страны-импортера;
- развитие системы образования и обучения граждан страны-импортера и некоторые другие.
Примеры: В 1999 году компания Локхид Мартин объединилась с корпорацией Хиллвуд девелопмент корп. для выполнения оффсетной программы стоимостью 1,6 млрд. долл. США, связанной с поставкой 36 самолетов F-16 Филиппинам. По этой оффсетной программе фирмы предлагают помощь в создании на Филиппинах всемирного торгового и перевалочного центра по образцу аэропорта Эллайенс (США).
2. Корпорация МакДоннел-Дуглас с привлечением греческой компании Sonac S.A., занимающейся разработкой военных систем программного обеспечения, поставила МНО Греции артиллерийскую информационную систему ARIS (включая обучение) стоимостью 4 млн. долл. США и тем самым выполнила оффсетные обязательства в сумме 60,0 млн. долл. США., связанные с поставкой Грецию 12 вертолетов "Апач".
Встречные закупки- закупки товаров и услуг, осуществляемые экспортером или при его непосредственном участии, которые связаны с увеличением экспорта товаров из страны-импортера ПВН.
Пример: За период с 1995 по 1998 год стоимость таиландских встречных закупок составила 360,0 млн. долл. США - в основном в виде натурального каучука, риса, игрушек, замороженного тунца и др.
Содержание оффсетных обязательств поставщиков ПВН зависит от уровня экономического развития стран-импортеров, целей, преследуемых ими при осуществлении подобных проектов, объемов и номенклатуры экспортируемой ПВН.
Отмечается, что страны с развитой экономикой и обладающие собственной военно-промышленной базой (Великобритания, Канада, Греция, Турция и др.)используют оффсетную практику при импорте ПВН в интересах, прежде всего, развития собственного военного производства.
Такие страны как Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ при импорте ПВН чаще всего используют косвенные оффсетные проекты, направленные на обеспечение притока иностранных инвестиций, развитие инфраструктуры и создание условий для общего развития собственной экономики.
Характеризуя динамику крупнейших контрактов на поставки ПВН с использованием оффсета, заключенных в 1990-1995 гг, можно отметить, что основная часть оффсетных соглашений в этот период была заключена США (24 соглашения или 44 % общего числа крупнейших оффсетных контрактов) и Францией (15 или 27 %). Пять - Великобритания, по два соглашения заключили Италия, Швеция, Канада, ФРГ и Россия, одно - Швейцария.
Для реализации оффсетных сделок во многих странах-импортерах созданы специальные государственные органы, в функции которых входят:
- определение оффсетных требований к странам -экспортерам ПВН;
- формирование перечней оффсетных проектов с учетом потребностей национальной экономики;
- подбор участников выполнения этих проектов и др.
Кроме того, страны-импортеры ПВН разработали и приняли законодательные и нормативные документы, регламентирующие оффсетную деятельность.
Объем оффсетных обязательств определяется каждой страной индивидуально и может составлять от 30 до 100 и более процентов от суммы поставочных (лицензионных) контрактов. Сроки их выполнения как правило не превышают 10 лет.
За невыполнение оффсета на экспортеров ПВН может быть наложен штраф в размере от 5 до 100% от объема оффсетных обязательств (в зависимости от требований страны-импортера).
Некоторые страны-импортеры требуют предоставления банковской гарантии выполнения оффсета (Греция и ЮАР - в размере 10% от объема оффсетных обязательств, Турция и Филиппины - в размере возможных штрафных санкций и др.).
Для повышения заинтересованности экспортеров в принятии на себя оффсетных обязательств по проектам, имеющим приоритетное значение для получателя, страны-импортеры могут применять в отношении поставщиков ПВН систему специальных коэффициентов предпочтения (мультипликаторов), на которые увеличивается величина причитающихся им "зачетов" в счет погашения принятых обязательств. Их размер в каждой стране различен и может составлять от 0,5 до 12.
Оффсет как специфический вид экономической деятельности характеризуется рядом особенностей:
- вся работа, выполняемая в рамках оффсета, оплачивается экспортерами ПВН при этом затраты на ее выполнение могут составить до 20-25% от цены поставочных контрактов.
Ежегодные суммарные объемы принимаемых оффсетных обязательств уже сейчас исчисляются десятками млрд. долл. США и от выполнения этих обязательств зависит очень многое в международной и национальной экономике и политике.
Исходя из этого, важной задачей экспортеров является минимизация затрат при выполнении оффсетных обязательств:
- каждая страна, применяющая оффсет, при закупках ПВН предъявляет свои, особые оффсетные требования.
Это обусловлено в первую очередь тем, что в мировом масштабе оффсетная деятельность не регулируется и не координируется:
- отказ экспортера от выполнения оффсета в какой-либо стране, применяющей оффсетную практику, приводит к потере контракта на поставку ПВН и исключению возможности дальнейшего ВТС.
Для большого количества стран, особенно развивающихся, проблемы выполнения перед ними оффсетных обязательств имеют национальное значение.
К примеру, объем невыполненных обязательств только перед Кувейтом по 23 подписанным за 8 последних лет контрактам на поставку в данную страну ПВН составляет более 1,5 млрд. долларов США. Причем, выплата поставщиками Кувейту штрафа за невыполнение оффсета эту проблему не решит, так как выполнение оффсетных обязательств в соответствии с требованиями кувейтского оффсетного законодательства может дать Кувейту значительно больше дивидендов, возможностей и перспектив, чем получение штрафа.
Исходя из этого, невыполнение экспортером частично или полностью оффсетных обязательств перед какой-либо страной однозначно лишает его возможности осуществлять в данную страну дальнейшие поставки ПВН.
Так, в Греции и Турции приняты специальные нормативные документы, в соответствии с которыми поставщик, создающий серьезные сложности при реализации оффсетных проектов и не выполняющий своих обязательств, лишается права поставки ПВН в названные страны:
- разработка оффсетных программ и выполнение оффсета требует привлечения специально подготовленных сотрудников.
Разработка оффсетной программы по каждой стране в зависимости от специфики национальных оффсетных требований, объема, вида и содержания выполняемого оффсета предполагает создание отдельных рабочих групп и занимает, как правило 2-6 месяцев.
Работа по выполнению оффсетных обязательств требует от сотрудников серьезной экономической, технической, страноведческой подготовки, глубокого знания теории и мировой практики оффсета. От уровня специальной оффсетной подготовки сотрудников во многом зависит экономическая эффективность оффсетной деятельности, которая определяется размером полученного оффсетного зачета (в долларах США) на каждый вложенный в оффсет доллар:
- на современном этапе большинство экспортеров уже значительное время применяют практику предварительного оффсета, когда задолго до объявления тендера заключаются оффсетные сделки и накапливается объем выполнения будущих оффсетных обязательств.
Пример. Так, фирмами "СААБ" и "Бритиш аэроспейс" в 1995 году была создана Оффсетная торговая группа "Грипен" (28 фирм и предприятий), которая успешно осуществляет свою деятельность в рамках подписанного с Министерством промышленности и торговли Венгрии Протокола о намерениях по программе промышленного сотрудничества, связанной с возможными закупками Правительством Венгерской Республики самолетов "Грипен".
Общий объем встречной торговли оффсетной торговой группы "Грипен" составил уже более 19,0 млрд. форинтов:
- в настоящее время оффсет все чаще используется как эффективный маркетинговый механизм проникновения на национальные и региональные рынки ПВН.
Направления оффсетной деятельности поставщиков ПВН формируются под воздействием мировых тенденций в области оффсета, к которым можно отнести следующие:
Во-первых, увеличение числа стран, применяющих оффсет при закупках ПВН.
В настоящее время оффсетные законодательства (правила применения оффсета) имеются в 140 странах. Активно оффсет используется 80-ю государствами;
Во-вторых, "ужесточение" условий применения оффсета импортерами ПВН.
ЮАР, Филиппины, Греция, Финляндия, Скандинавские страны, Австрия пересмотрели свои оффсетные законодательства по целому ряду вопросов в сторону "ужесточения" оффсетных условий, аналогичные меры подготавливаются в настоящее время правительством Турции.
Это выражается прежде всего в следующем:
- увеличение объема оффсетных обязательств до 100% и более;
- из компенсационных сделок все более активно вытесняется встречная торговля (особенно товарами широкого спроса);
- в разрабатываемых и реализуемых оффсетных программах существенно повышается роль и доля проектов по "прямому" оффсету, непосредственно связанному с поставляемым имуществом;
- в рамках "косвенного" оффсета, не связанного с поставляемым вооружением, импортеры настаивают в первую очередь на передаче им наукоемких технологий, разработок, "ноу-хау" двойного и гражданского назначения, на проведение совместных научных исследований, подготовке квалифицированных научных кадров;
В-третьих, значительное увеличение расходов экспортеров ПВН на выполнение оффсетных обязательств.
В первую очередь это связано с тем, что страны-импортеры настаивают на подготовке сложных, затратных оффсетных проектов, связанных с созданием совместных производств, привлечением в качестве субподрядчиков оборонных предприятий страны-импортера и др.;
В четвертых, рост значимости оффсетных программ при проведении тендеров на поставку ПВН.
В ходе проводимых тендеров анализ предлагаемых оффсетных программ осуществляется в настоящее время наравне с оценкой поставляемой ПВН. Отказ экспортера от принятия оффсетных обязательств автоматически исключает его из числа участников тендера и делает невозможным подписание основного контракта;
В-пятых, повышение роли оффсетных программ, которые связаны с созданием совместных предприятий в стране, закупающей ПВН;
В-шестых, "ужесточение" штрафных санкций за невыполнение оффсета и повышение требований к обеспечению гарантий его выполнения;
В-седьмых, снижение размеров "мультипликаторов" (коэффициентов) при определении оффсетной стоимости проектов.
Финляндию, например, после реализации американской оффсетной программы, связанной с поставкой самолетов F-16, снизила размеры применяемых коэффициентов с 10, до 1 - 3 в зависимости от приоритетности оффсетных проектов.
Успешная реализация оффсетных программ достигается как правило на основе глубокого понимания и знания сущности и экономики оффсета, его роли в мировой системе торговли оружием, механизма и закономерностей его функционирования, грамотного подхода к разработке оффсетных проектов и программ.
Эксперино-консультативный совет
12.04.2001
|