Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Оборонно-промышленный комплекс

Военно-промышленный комплекс

После распада СССР три четверти предприятий ВПК отошли к России. Более 70 городов-заводов и закрытых административных образований полностью зависят от оборонной отрасли.

Выпуск продукции ВПК неуклонно падает, сегодня по сравнению с 1991 г. он уменьшился в шесть раз, мощности загружены на 10-15%, морально устарело 40% оборудования. С оборонных предприятий высвобождено свыше 2 млн работников, оплата труда там на 40% ниже, чем в промышленности в целом. Государственный оборонный заказ финансируется лишь на 40-45%.

По сведениям Минэкономики, за последние три года задолженность военных перед оборонной промышленностью за выполнение заказа выросла более чем в 6 раз: к началу 1997 г. военные были должны 4 млрд рублей, через год эта сумма составляла почти 15 млрд, а в начале 1999 г. долг превысил 25 млрд рублей. В такой ситуации Министерство обороны может закупать лишь единичные экземпляры вооружения и военной техники, что не позволяет наладить экономически выгодное серийное производство.

Государственный оборонный заказ в 1999 г. оценивается в 36 млрд рублей (для сравнения: в 1998 г. - 18 млрд). При этом задолженность государства ВПК за выполненные в 1996-1998 гг. работы на 1 января 1999 г. составила 45,6 млрд рублей.

Из-за хронических неплатежей и непомерных налогов предприятия ВПК, с свою очередь, имели огромную задолженность перед госбюджетом. Затормозилось обновление основных производственных фондов. Предприятия ВПК, не имея своевременного авансирования оборонного заказа и конверсионных программ из бюджета, вынуждены брать кредиты под высокие проценты. В последние два года из-за задержек в оплате выполненных работ предприятия заплатили банкам по процентам за кредиты почти столько, сколько получили из бюджета.

Ключевыми для сохранения конкурентоспособности предприятий ВПК и сокращения отставания в развитии военных технологий являются НИОКР военного назначения. Финансирование этого сектора крайне недостаточно - в 1998 г. Минобороны получило на научно-конструкторские разработки 14% запланированных в бюджете средств.

Если России так и не удалось поднять планку ассигнований на эти цели до желанных 10% оборонного бюджета, то в США выделяется 14-16%, причем руководство Пентагона считает возможным увеличить эти цифры до 22-24%. В нашей стране расходы на военные НИОКР в 30 раз меньше, чем в США, и в 10 раз - чем в европейских государствах НАТО. Недофинансирование работ по выполнению "Государственной программы вооружения" в 1996-1997 гг. составило 16,5 млрд новых рублей, в том числе в части НИОКР - 10,9 млрд, закупок вооружений и военной техники - 5,6 млрд.

В других странах расходы на содержание армии составляют от 25 до 35% статьи бюджета "национальная оборона", в России - 50%. В этом главная причина слабого финансирования военных НИОКР. Специалисты предлагают нормативно зафиксировать затраты на эти цели в размере 12-15% всех военных расходов.

Структура оборонного бюджета, % к итогу

Расходы 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Закупки ВВТ 43,7 40,1 26,4 18,3 20,8 21,2 16,4 20,0 18,6
НИОКР 18,6 12,6 11,7 7,2 6,0 10,2 8,1 1,1 13,2
Содержание ВС 27,3 31,4 45,7 50,0 54,4 45,3 51,3 45,1 53,6
Пенсии 3,4 4,1 4,4 5,5 4,9 8,3 12,3 13,3 *
Военное строительство 5,0 7,0 9,8 17,0 11,9 13,0 9,0 8,5 12,0

Примечание. * С 1998 г. пенсии учитываются в разделе федерального бюджета по социальной политике.

Реструктуризация ВПК

Одна из причин кризиса оборонной промышленности - проволочки с военной реформой, длительное отсутствие национальной концепции обороны. Руководители предприятий не знают, что и сколько завтра понадобится военным, каковы планы военного производства на перспективу, какие мобилизационные задания будут сохранены, какие мощности подлежат выводу из оборонного производства для последующей конверсии, консервации или ликвидации.

В "Основах (концепции) государственной политики по военному строительству России на период до 2005 года" реорганизация ВПК впервые увязана с реформированием силовых структур. В течение шести лет предстоит внести ясность, какие предприятия продолжат работать на оборону, какие станут использоваться только в военное время, а какие следует полностью перевести на выпуск гражданской продукции.

Вывести оборонку из депрессии непросто: производство в отраслях высоких технологий упало более чем на 50% - темпы спада в ВПК значительно выше, чем в промышленности в целом. По данным Минэкономики, около 400 предприятий ВПК являются банкротами.

Тем не менее опросы почти 450 директоров оборонных предприятий из разных регионов России показали, что положение постепенно меняется к лучшему. К 1997 г. большинство заводов избавилось от устаревшей продукции, выделилось ядро предприятий, сумевших адаптироваться к условиям рынка, благодаря успехам на внешнем рынке появился источник твердой валюты. Спад производства на многих предприятиях сменился небольшим ростом. Правда, из-за неплатежей их финансовое состояние не улучшилось. Согласно опросам в 1997 г. 19% предприятий адаптировались к рынку, увеличили объем производства, повысили зарплату, 26% находятся в стадии подъема, хотя рост производства неустойчив. Доля благополучных предприятий ВПК больше в частном секторе. Частные предприятия выглядят лучше по объему внешнеэкономической деятельности и освоению новой продукции.

Дифференциация предприятий различных форм собственности, % к итогу

Форма собственности Благополучные предприятия Предприятия, начавшие подъем Неблагополучные предприятия Всего
Государственные 16 28 56 100
АО с участием государства 18 21 61 100
АО без участия государства 33 29 38 100

В объединениях и корпорациях дела всегда идут лучше, чем на отдельных заводах, что подтверждает и мировая практика. Примерами могут служить "Боинг", "Локхид", "Самсунг", "Форд", "Мерседес", замыкающие на себя весь технологический цикл - от НИОКР до выпуска готовой продукции. Создание корпораций в России имеет специфику: крупные оборонные предприятия в основном являются сборочными, их устойчивость нередко зависит от состояния дел у многочисленных смежников. К тому же исторически конструкторские бюро по разработке вооружений и военной техники являются самостоятельными фирмами.

Но объединение началось. К 1998 г. было создано 12 государственных корпораций и холдингов, среди которых такие известные фирмы, как ВПК "МАПО-М", ОАО "Сухой", МАК "Вымпел", НПП "Энергия", АО "Компомаш" и др. Оборонные предприятия вошли в 20 финансово-промышленных групп, в числе которых транснациональные ФПГ "Точность" и "Оптроника".

Первой корпорацией стала фирма "Сухой", объединившая 47 предприятий, т.е. весь цикл по разработке, производству и реализации самолетов. Они выпускаются в военном и гражданском вариантах, что позволяет гибко реагировать на запросы рынка. Созданная в 1996 г. ФПГ "Морская техника неатомного морского судостроения" вобрала в себя предприятия, образующие замкнутую технологическую цепочку по финансированию, проектированию, строительству и техническому обслуживанию дизель-электрических подводных лодок.

Благодаря объединению более 20 предприятий радио- и электронной промышленности с общим числом работающих свыше 5 тыс. человек в корпорацию "Фазотрон-НИИР" удалось сохранить и поднять на мировой уровень отечественный научно-производственный потенциал по выпуску авиационных локаторов. Слагаемые успеха - приватизация, форсированная разработка новой продукции, поиск покупателей за рубежом. Сегодня коммерческие контракты "Фазотрона" обеспечивают 86% всех работ объединения, которые за последние два года выросли примерно в 3,5 раза. Коммерческий успех корпорации принесли продажи за рубеж нового радара "Копье" для легких и средних истребителей, который она начала разрабатывать по своей инициативе при отсутствии финансирования и заказов. Смелое решение оправдало себя, когда Индия разместила заказ на модернизацию 125 истребителей МиГ-21, важнейшим элементом которой является установка на самолетах нового российского радара.

На дальнейшую структурную, технологическую и организационную перестройку ВПК нацелена программа, рассчитанная на 1998-2000 гг. Признано необходимым оптимизировать оборонное производство, сформировав его ядро. Это потребует концентрации разработок и производства вооружений на ограниченном числе казенных предприятий, в федеральных научно-производственных центрах и акционерных обществах с государственным участием.

Минэкономики предлагает из 1749 предприятий и организаций ВПК оставить в оборонном секторе 667, из 739 казенных госпредприятий военную продукцию выпускать только на 186, из 509 акционерных обществ с участием государства - на 339, из 502 АО без участия государства - на 88. Остальные подлежат полной конверсии. Производство отдельных видов военной продукции намечено передать с серийных заводов опытным производствам организаций-разработчиков. Из военного производства планируется вывести и переориентировать на гражданские нужды до 40% мощностей.

К приватизации оборонных предприятий решено подходить "штучно". Одни останутся в госсобственности, на других государство сохранит контрольный или блокирующий пакет акций, третьи будут приватизированы полностью. При размещении оборонных заказов на частных предприятиях особое внимание будет уделено военной и государственной тайне.

Новые задания по сохранению мобилизационных мощностей предполагается установить ниже действующих. Они будут размещаться на предприятиях на договорной основе и финансироваться из федерального бюджета. Дееспособные незагруженные мощности предстоит перепрофилировать на выпуск наукоемкой гражданской продукции, а неперспективные - реорганизовать или ликвидировать.

Предполагается, что реализация этих планов обойдется в 25 млрд рублей, при этом из бюджета на конверсию и ее социальные последствия будет затрачено 13 млрд, остальные деньги намечается получить от продажи акций приватизируемых предприятий, части имущества оборонных заводов и НИИ, а также за счет кредитов.

Конверсия

Надежды на конверсию ВПК пока не оправдались. Одну половину высвобожденных мощностей оказалось нечем загрузить, другая производит случайную продукцию, которая постепенно уничтожает производственно-технологический потенциал ВПК, хотя на отдельных предприятиях конверсионная программа (нередко в содружестве с зарубежными фирмами) реализуется успешно. При этом негосударственные предприятия ВПК больше ориентированы на выпуск гражданской продукции и внешнеэкономическую деятельность, лучше адаптируются к рынку.

Так, НПО "Энергомаш" по контракту с компанией "Пратт энд Уитни" (США) создает новый ракетный двигатель РД-180. Для его маркетинга и реализации в 1997 г. организовано совместное предприятие. Найдены покупатели более ста новых агрегатов. В Сибири с участием предприятий ВПК по программе "СибВПК нефтегаз-2000" осваивается производство 156 наименований конкурентоспособного бурового и геофизического оборудования.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева разработал, а Авиационное производственное объединение в Комсомольске-на-Амуре (КНААПО) начинает серийный (до 60 штук в год) выпуск легкой многоцелевой амфибии бизнес-класса Бе-103. Ожидается, что на отечественном рынке к 2015 г. будет продаваться 520, а на зарубежном - 250-330 таких самолетов. Наряду с авиационной техникой КНААПО производит катера, яхты, водные мотоциклы, детские велосипеды, медицинские барокамеры, снегоходы и т.п.

Конверсия ядерного сектора ВПК началась в 1988 г. В нем занято около 1 млн человек, в том числе более 200 тыс. - в научно-исследовательских и конструкторских организациях. На горнохимическом комбинате в Железногорске, расположенном в базальтовой горе, где производился оружейный плутоний, завершается создание опытно-промышленного комплекса по производству полупроводникового кремния, начат выпуск монокристаллического кремния для гражданских отраслей промышленности. Воронежский механический завод раньше выпускал исключительно двигатели для ракетносителей. В начале 90-х годов он стал производить хлебопекарное и мясоперерабатывающее оборудование, а затем оборудование для нефтяников и газовиков, качество которого подтверждено международными сертификатами. Среди его заказчиков "ЛУКойл", "ЮКОС" и "Газпром".

Опыт показывает, что конверсия успешно проводится там, где не ждут указаний и денег от правительства, не опустились до выпуска кастрюль и лопат. Тогда она позволяет использовать высокие оборонные технологии в производстве гражданской продукции, сохранять рабочие места и получать неплохую прибыль.

Есть надежда, что положение изменится благодаря реализации закона "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" от 13 апреля 1998 г. Он установил правовые основы и принципы конверсии, права и обязанности органов власти по ее регулированию и государственной поддержке, дал гарантии социальной защиты работников конверсируемых предприятий.

Согласно закону конверсия будет проводиться кроме средств федерального бюджета, кредитов и займов, привлекаемых под государственные гарантии, за счет международных валютно-кредитных организаций, бюджетных средств субъектов Федерации и местных бюджетов, целевых фондов и внебюджетных источников. Особо оговорены расходы на НИОКР двойного назначения, внедрение военных технологий в производство гражданской продукции, создание "гражданского" производства на высвобождающихся мощностях, компенсации и социальные выплаты. Для конверсируемых предприятий предусмотрены значительные налоговые льготы.

Состояние и финансирование ВПК


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки