После распада СССР три четверти предприятий ВПК отошли к России. Более 70 городов-заводов и закрытых административных образований полностью зависят от оборонной отрасли.
Выпуск продукции ВПК неуклонно падает, сегодня по сравнению с 1991 г. он уменьшился в шесть раз, мощности загружены на 10-15%, морально устарело 40% оборудования. С оборонных предприятий высвобождено свыше 2 млн работников, оплата труда там на 40% ниже, чем в промышленности в целом. Государственный оборонный заказ финансируется лишь на 40-45%.
По сведениям Минэкономики, за последние три года задолженность военных перед оборонной промышленностью за выполнение заказа выросла более чем в 6 раз: к началу 1997 г. военные были должны 4 млрд рублей, через год эта сумма составляла почти 15 млрд, а в начале 1999 г. долг превысил 25 млрд рублей. В такой ситуации Министерство обороны может закупать лишь единичные экземпляры вооружения и военной техники, что не позволяет наладить экономически выгодное серийное производство.
Государственный оборонный заказ в 1999 г. оценивается в 36 млрд рублей (для сравнения: в 1998 г. - 18 млрд). При этом задолженность государства ВПК за выполненные в 1996-1998 гг. работы на 1 января 1999 г. составила 45,6 млрд рублей.
Из-за хронических неплатежей и непомерных налогов предприятия ВПК, с свою очередь, имели огромную задолженность перед госбюджетом. Затормозилось обновление основных производственных фондов. Предприятия ВПК, не имея своевременного авансирования оборонного заказа и конверсионных программ из бюджета, вынуждены брать кредиты под высокие проценты. В последние два года из-за задержек в оплате выполненных работ предприятия заплатили банкам по процентам за кредиты почти столько, сколько получили из бюджета.
Ключевыми для сохранения конкурентоспособности предприятий ВПК и сокращения отставания в развитии военных технологий являются НИОКР военного назначения. Финансирование этого сектора крайне недостаточно - в 1998 г. Минобороны получило на научно-конструкторские разработки 14% запланированных в бюджете средств.
Если России так и не удалось поднять планку ассигнований на эти цели до желанных 10% оборонного бюджета, то в США выделяется 14-16%, причем руководство Пентагона считает возможным увеличить эти цифры до 22-24%. В нашей стране расходы на военные НИОКР в 30 раз меньше, чем в США, и в 10 раз - чем в европейских государствах НАТО. Недофинансирование работ по выполнению "Государственной программы вооружения" в 1996-1997 гг. составило 16,5 млрд новых рублей, в том числе в части НИОКР - 10,9 млрд, закупок вооружений и военной техники - 5,6 млрд.
В других странах расходы на содержание армии составляют от 25 до 35% статьи бюджета "национальная оборона", в России - 50%. В этом главная причина слабого финансирования военных НИОКР. Специалисты предлагают нормативно зафиксировать затраты на эти цели в размере 12-15% всех военных расходов.
Структура оборонного бюджета, % к итогу
Расходы |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Закупки ВВТ |
43,7 |
40,1 |
26,4 |
18,3 |
20,8 |
21,2 |
16,4 |
20,0 |
18,6 |
НИОКР |
18,6 |
12,6 |
11,7 |
7,2 |
6,0 |
10,2 |
8,1 |
1,1 |
13,2 |
Содержание ВС |
27,3 |
31,4 |
45,7 |
50,0 |
54,4 |
45,3 |
51,3 |
45,1 |
53,6 |
Пенсии |
3,4 |
4,1 |
4,4 |
5,5 |
4,9 |
8,3 |
12,3 |
13,3 |
* |
Военное строительство |
5,0 |
7,0 |
9,8 |
17,0 |
11,9 |
13,0 |
9,0 |
8,5 |
12,0 |
|
Примечание. * С 1998 г. пенсии учитываются в разделе федерального бюджета по социальной политике.
|
Реструктуризация ВПК
Одна из причин кризиса оборонной промышленности - проволочки с военной реформой, длительное отсутствие национальной концепции обороны. Руководители предприятий не знают, что и сколько завтра понадобится военным, каковы планы военного производства на перспективу, какие мобилизационные задания будут сохранены, какие мощности подлежат выводу из оборонного производства для последующей конверсии, консервации или ликвидации.
В "Основах (концепции) государственной политики по военному строительству России на период до 2005 года" реорганизация ВПК впервые увязана с реформированием силовых структур. В течение шести лет предстоит внести ясность, какие предприятия продолжат работать на оборону, какие станут использоваться только в военное время, а какие следует полностью перевести на выпуск гражданской продукции.
Вывести оборонку из депрессии непросто: производство в отраслях высоких технологий упало более чем на 50% - темпы спада в ВПК значительно выше, чем в промышленности в целом. По данным Минэкономики, около 400 предприятий ВПК являются банкротами.
Тем не менее опросы почти 450 директоров оборонных предприятий из разных регионов России показали, что положение постепенно меняется к лучшему. К 1997 г. большинство заводов избавилось от устаревшей продукции, выделилось ядро предприятий, сумевших адаптироваться к условиям рынка, благодаря успехам на внешнем рынке появился источник твердой валюты. Спад производства на многих предприятиях сменился небольшим ростом. Правда, из-за неплатежей их финансовое состояние не улучшилось. Согласно опросам в 1997 г. 19% предприятий адаптировались к рынку, увеличили объем производства, повысили зарплату, 26% находятся в стадии подъема, хотя рост производства неустойчив. Доля благополучных предприятий ВПК больше в частном секторе. Частные предприятия выглядят лучше по объему внешнеэкономической деятельности и освоению новой продукции.
Дифференциация предприятий различных форм собственности, % к итогу
Форма собственности |
Благополучные предприятия |
Предприятия, начавшие подъем |
Неблагополучные предприятия |
Всего |
Государственные |
16 |
28 |
56 |
100 |
АО с участием государства |
18 |
21 |
61 |
100 |
АО без участия государства |
33 |
29 |
38 |
100 |
|
В объединениях и корпорациях дела всегда идут лучше, чем на отдельных заводах, что подтверждает и мировая практика. Примерами могут служить "Боинг", "Локхид", "Самсунг", "Форд", "Мерседес", замыкающие на себя весь технологический цикл - от НИОКР до выпуска готовой продукции. Создание корпораций в России имеет специфику: крупные оборонные предприятия в основном являются сборочными, их устойчивость нередко зависит от состояния дел у многочисленных смежников. К тому же исторически конструкторские бюро по разработке вооружений и военной техники являются самостоятельными фирмами.
Но объединение началось. К 1998 г. было создано 12 государственных корпораций и холдингов, среди которых такие известные фирмы, как ВПК "МАПО-М", ОАО "Сухой", МАК "Вымпел", НПП "Энергия", АО "Компомаш" и др. Оборонные предприятия вошли в 20 финансово-промышленных групп, в числе которых транснациональные ФПГ "Точность" и "Оптроника".
Первой корпорацией стала фирма "Сухой", объединившая 47 предприятий, т.е. весь цикл по разработке, производству и реализации самолетов. Они выпускаются в военном и гражданском вариантах, что позволяет гибко реагировать на запросы рынка. Созданная в 1996 г. ФПГ "Морская техника неатомного морского судостроения" вобрала в себя предприятия, образующие замкнутую технологическую цепочку по финансированию, проектированию, строительству и техническому обслуживанию дизель-электрических подводных лодок.
Благодаря объединению более 20 предприятий радио- и электронной промышленности с общим числом работающих свыше 5 тыс. человек в корпорацию "Фазотрон-НИИР" удалось сохранить и поднять на мировой уровень отечественный научно-производственный потенциал по выпуску авиационных локаторов. Слагаемые успеха - приватизация, форсированная разработка новой продукции, поиск покупателей за рубежом. Сегодня коммерческие контракты "Фазотрона" обеспечивают 86% всех работ объединения, которые за последние два года выросли примерно в 3,5 раза. Коммерческий успех корпорации принесли продажи за рубеж нового радара "Копье" для легких и средних истребителей, который она начала разрабатывать по своей инициативе при отсутствии финансирования и заказов. Смелое решение оправдало себя, когда Индия разместила заказ на модернизацию 125 истребителей МиГ-21, важнейшим элементом которой является установка на самолетах нового российского радара.
На дальнейшую структурную, технологическую и организационную перестройку ВПК нацелена программа, рассчитанная на 1998-2000 гг. Признано необходимым оптимизировать оборонное производство, сформировав его ядро. Это потребует концентрации разработок и производства вооружений на ограниченном числе казенных предприятий, в федеральных научно-производственных центрах и акционерных обществах с государственным участием.
Минэкономики предлагает из 1749 предприятий и организаций ВПК оставить в оборонном секторе 667, из 739 казенных госпредприятий военную продукцию выпускать только на 186, из 509 акционерных обществ с участием государства - на 339, из 502 АО без участия государства - на 88. Остальные подлежат полной конверсии. Производство отдельных видов военной продукции намечено передать с серийных заводов опытным производствам организаций-разработчиков. Из военного производства планируется вывести и переориентировать на гражданские нужды до 40% мощностей.
К приватизации оборонных предприятий решено подходить "штучно". Одни останутся в госсобственности, на других государство сохранит контрольный или блокирующий пакет акций, третьи будут приватизированы полностью. При размещении оборонных заказов на частных предприятиях особое внимание будет уделено военной и государственной тайне.
Новые задания по сохранению мобилизационных мощностей предполагается установить ниже действующих. Они будут размещаться на предприятиях на договорной основе и финансироваться из федерального бюджета. Дееспособные незагруженные мощности предстоит перепрофилировать на выпуск наукоемкой гражданской продукции, а неперспективные - реорганизовать или ликвидировать.
Предполагается, что реализация этих планов обойдется в 25 млрд рублей, при этом из бюджета на конверсию и ее социальные последствия будет затрачено 13 млрд, остальные деньги намечается получить от продажи акций приватизируемых предприятий, части имущества оборонных заводов и НИИ, а также за счет кредитов.
Справочник "Социально-экономические проблемы России"
Copyright © 1999 ФИПЭР
|