Торговля оружием в СССР велась по политическим мотивам. В условиях глобального противостояния военные поставки использовались для того, чтобы привязать к Москве "прогрессивные" режимы. Экономическая эффективность советского оружейного экспорта была сомнительна, но сама система действовала четко. Этими вопросами ведал узкий круг людей, факты продажи оружия не разглашались. Решения принимали Политбюро ЦК КПСС и Военно-промышленная комиссия - одна из наиболее влиятельных структур Совета Министров.
В конце 80-х годов СССР ежегодно поставлял за рубеж более чем на 20 млрд долларов военной продукции (по балансовой стоимости). Но поставить - еще не значит продать. Оружие на Кубу или в Анголу отправлялось без надежды на его оплату. Из 150 млрд долларов, которые зарубежные страны должны СССР, большая часть - неоплаченные поставки танков, самолетов и автоматов. Советские льготные кредиты растягивались на 15-20, а иногда на 30-40 лет. Реальные поступления валюты не превышали 2-4 млрд долларов в год. Наиболее платежеспособными клиентами СССР были Ливия и Ирак, на них приходилось 20% реальных платежей за вооружения.
С распадом СССР начался поиск коммерческого смысла в экспорте вооружений. Главное инженерное управление Министерства внешней торговли было преобразовано в "Оборонэкспорт", Главное техническое управление - в "Спецвнештехнику". На смену этим организациям в конце 1993 г. пришла государственная компания "Росвооружение". Концентрация торговли оружием в ее руках имела как минусы, так и плюсы.
В 1994 г. Россия заработала на экспорте вооружений 1,7 млрд долларов. В 1995 г. "Росвооружение" принесло казне уже 2,8 млрд долларов (из 3,1 млрд, которые дали все источники), в 1996 г. - 3,4 млрд (из 3,5 млрд), в том числе платежи в свободно конвертируемой валюте - 2,1 млрд, расчеты в клиринговых и замкнутых валютах - 0,4 млрд.
В 1998 г. оружие у России закупили 59 стран (как ранее у СССР). Предприятиям ВПК выдано гарантий на 400 млн долларов и привлечено авансовых платежей из-за рубежа еще на 500 млн. Портфель заказов российским оборонным предприятиям до 2005 г. оценивается почти в 8 млрд долларов. Основной доход приносит экспорт авиатехники, боевых кораблей, комплексов ПВО и танков. При этом на долю "Росвооружения" приходится 90% всех продаж российского оружия.
Торговля оружием составляет 80% промышленного экспорта России. Военно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами дает существенную долю валютных поступлений в федеральный бюджет, служит важным средством погашения госдолга, обеспечивает занятость значительной части трудоспособного населения, гарантирует сохранение российского ВПК. Если создать для него благоприятные условия, он может стать важным источником инвестиций, необходимых для подъема всей промышленности.
Система военно-технического сотрудничества реорганизована в августе 1997 г., когда были созданы две посреднические организации - "Промэкспорт" и "Российские технологии", а "Росвооружение" преобразовано в государственное унитарное предприятие с тем же названием. Оно занимается обслуживанием крупных контрактов по поставкам различных видов вооружений, "Промэкспорт" - реализацией запасных частей высвобождаемого военного имущества, сервисным обслуживанием, "Российские технологии" - продажей лицензий и другого интеллектуального товара. Образован Координационный межведомственный совет по военно-техническому сотрудничеству. Право на торговлю оружием получили многие крупные его производители.
Эта реорганизация, по мнению экспертов, была вызвана недовольством руководителей оборонной промышленности монополией "Росвооружения". Компанию обвиняли в том, что ее посредничество дорого обходилось предприятиям - от 3,5 до 7% стоимости сделки. Когда же сумма контракта была невелика, комиссионные доходили до 16%. Считалось, что из заработанных на продаже оружия в 1996 г. 3,5 млрд долларов предприятиям после уплаты налогов в лучшем случае осталась треть. Кроме того, слишком много приходилось платить дочерней компании "Росвооружения" за транспортировку груза - до 10% (общемировая практика - 2-3%). Вызывало нарекания и то, что "Росвооружение" пренебрегало мелкими контрактами, связанными, в частности, с модернизацией и обслуживанием отечественной техники за рубежом, которые могли бы приносить казне 4-5 млрд долларов в год.
"Росвооружение" действительно приобрело в последние годы гипертрофированное влияние на ВПК. И дело не в амбициях или злом умысле отдельных руководителей. Поскольку экспорт вооружений дает до 60% всех финансовых поступлений в оборонную промышленность, компания имела возможность проводить собственную, независимую от интересов Минобороны промышленную и конструкторскую политику. Практически всю прибыль от продаж "Росвооружение" направляло в оборонную промышленность. Так, в 1996 г. компания инвестировала более 250 млн долларов и дополнительно привлекла под свои финансовые гарантии 500 млн долларов в виде банковских кредитов для лидеров отечественного ВПК, чья продукция пользуется спросом на мировом рынке.
Некоторые специалисты, учитывая мировой опыт, предлагают не плодить посреднические организации, а создавать мощные военно-промышленные корпорации, обладающие достаточными финансовыми, организационными и интеллектуальными ресурсами для проведения собственных маркетинговых работ на внешнем рынке.
По мнению авторов реорганизации системы военно-технического сотрудничества, благодаря двум дополнительным посредникам удалось ограничить растущее влияние "Росвооружения" на производителей, создать государственную вертикаль управления этой системой. Однако ситуация на мировом рынке оружия складывается не в пользу России, а децентрализация российского экспорта вооружений способна усугубить положение. К тому же она проходит на фоне централизации в других странах. Так, Украина на базе трех структур создает "Укрспецэкспорт" в качестве единого государственного монополиста. Во Франции, где торговля оружием всегда была децентрализованной, началось инициированное государством поглощение мелких организаций более крупными. Экспорт вооружений жестко централизован в США и Великобритании.
На начало 1997 г. объемы продаж продукции военного назначения по основным странам-экспортерам распределились следующим образом: США - 19,3 млрд долларов, Великобритания - 8,8, Франция - 5,6, Россия - 2,5 (в 1998 г. - 2,3) млрд долларов. По данным Стокгольмского института стратегических исследований, доля США в мировой торговле оружием составляла в 1998 г. 50%, доля России - 3%. На мировом рынке вооружений ситуация ухудшается, спрос падает, специалисты ожидают, что эта тенденция будет сохраняться еще 10-15 лет.
В последние годы значительная доля экспорта оружия приходилась на Китай, Индию и Иран, которые имеют проблемы с оплатой заказов в конвертируемой валюте, кроме того, они в той или иной степени подпадают под политические ограничения на поставки новейших вооружений из стран Запада. Не случайно Китай - ведущий покупатель российского оружия - из года в год повышает свои требования к уровню технологий, применяемых в импортируемом из России вооружении. К тому же он планирует в течение следующего десятилетия сделать качественный рывок в развитии собственной военно-промышленной базы.
Перспективы нашей страны на рынках оружия Ближнего Востока, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, мягко говоря, не радужные. Вряд ли удастся удержать свои позиции и на рынке оружия Центральной и Восточной Европы, который оценивается в 15-20 млрд долларов. Даже поставки вооружений в СНГ связаны с экономическими и политическими проблемами.
Чем активнее Россия будет проникать на традиционные рынки оружия, контролируемые ведущими западными странами, сотрудничать с диктаторскими режимами, тем меньше у нее шансов на понимание со стороны этих стран. Надо также учитывать, что российский экспорт оружия и военное сотрудничество с другими странами объективно мешают экспансии западных фирм - производителей вооружений, имеющих влиятельное лобби в органах власти своих стран. Недавний прорыв российского оружия на рынки Кипра, Индонезии, Колумбии и других государств привел к тому, что американский конгресс выступил с угрозой заблокировать экономическую помощь России.
В такой ситуации торговля оружием нуждается в государственном протекционизме, поддержке со стороны всех властных структур. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию (март 1999 г.) указывается, что надо полнее использовать возможности политического влияния России в сфере торговли вооружением и услугами военного назначения в условиях нарастающего противодействия со стороны основных конкурентов, в то же время следует скрупулезно соблюдать международные нормы и правила, проявлять сдержанность, чтобы поставки оружия не вызвали дестабилизацию политического положения в том или ином регионе.
Закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" от 19 июля 1998 г. установил исключительные полномочия органов государственной власти в этой сфере, ввел разрешительный порядок экспорта и импорта продукции военного назначения, установил единую государственную политику в формировании внешнеторговых цен. Торговать оружием разрешено тем предприятиям и организациям, которые его разрабатывают или производят при условии, что 51% их акций находится в федеральной собственности, а остальные размещены исключительно среди российских физических и юридических лиц. Прибыль должна распределяться между всеми российскими участниками торговой сделки, при этом не допускается установление экспортной цены ниже, чем цена для российского потребителя.
|