Оборонно-промышленный комплекс России похоже, наконец, дождался серьезной реформы. В XXI век российская оборонка вступила в ужасающем состоянии. Из 1600 предприятий ВПК четверть является банкротами. Износ оборудования достигает 70%. Средняя загруженность производственных мощностей составляет лишь 15%. Многотысячный персонал заводов-гигантов, многие из которых являются "градообразующими", получают зарплату, составляющую 67% от среднего уровня по промышленности в целом. При этом важнейшая для безопасности страны отрасль находится в полной зависимости от иностранных государств: 70% продукции производится на экспорт, из-за рубежа же в оборонку поступает примерно 2/3 финансовых средств. Ком финансово-экономических, производственных, социальных и прочих проблем рос из года в год и превратил реформу ВПК в задачу сравнимую с чисткой авгиевых конюшен.
Правительство, наконец, созрело для создания идеологической базы, на которой, пока неизвестный Геракл (вероятнее всего эту роль исполнит вице-премьер Клебанов), должен совершить свой подвиг. 23 октября на совместном заседании президиума Госсовета и Совета безопасности были одобрены "Основы политики РФ в области развития оборонного комплекса до 2010 года и дальнейшую перспективу". Этот документ стал третьим блоком, заложенным в фундамент нового здания оборонного-промышленного комплекса. Немногим ранее были приняты "Федеральная целевая программа реформирования оборонно-промышленного комплекса" и государственная программа вооружения на десять лет.
Принципы, заложенные в трех документах, ясно указывают, государство намерено сконцентрировать предприятия ОПК в нескольких холдингах и концернах и отказаться от финансирования ненужных, убыточных предприятий. Намеченная перестройка должна выделить самые успешные производства в высокотехнологичных отраслях промышленности России, вокруг которых будут создаваться новые производственные комплексы. Государство планирует сделать ставку на них, рассчитывая, что это обеспечит не просто выживание оборонки, а даст ей возможность развиваться весьма интенсивно. Одним из главных принципов централизации управления было названо повсеместное акционирование оборонных предприятий и увеличение государственной доли в акционерных капиталах существующих АО.
Формально все предприятия ОПК поделены между пятью правительственными агентствами - авиакосмическим, по системам управления, по боеприпасам, по судостроению и по обычным вооружениям. Однако при этом примерно треть предприятий являются государственными унитарными, треть - акционерными обществами, в которых контрольный пакет принадлежит государству, а еще треть - частные. Причем то, что завод или КБ имеет статус унитарного госпредприятия, вовсе не означает, что они де-факто управляются федеральным правительством - руководители успешных экспортно-ориентированных предприятий от государства практически не зависят и проводят самостоятельную политику, фактически являясь и полноправными хозяевами своих заводов. Аналогична ситуация и на формально контролируемых государством АО. Даже если федеральные чиновники занимают там посты председателей советов директоров, в подавляющем большинстве случаев они не оказывают реального влияния на работу менеджеров.
Одним из будущих флагманов отечественной оборонки должно стать ОАО "Авиационная холдинговая компания (АХК) "Сухой", указ о создании которой, по сообщениям СМИ, Президент подписал накануне. Однако, прежде, придется разобраться с организационной неразберихой, существующей в АВПК "Сухой", на базе которого должна быть создана новая структура. О непростой ситуации сложившейся в самом успешном комплексе авиапрома ISM уже писал. Главной проблемой, судя по всему, станет акционирование КнАПО и увеличение государственной доли в акционерном капитале иркутского АПО, где подавляющим большинством акций владеют менеджеры предприятия.
На страницах газеты "Коммерсант" (Ъ) разыгралась словесная баталия между губернатором Хабаровского края ВИКТОРОМ ИШАЕВЫМ и президентом ОАО ИАПО АЛЕКСЕЕМ ФЕДОРОВЫМ.
В своем интервью губернатор Ишаев, до последнего времени всегда возражавший против акционирования КнААПО расположенного на территории края, сказал о главном конкуренте - иркутском АПО:
- Насчет успешной работы ИАПО, находящегося в частных руках, есть вопросы. Они взяли крупный индийский заказ, а куда деньги потратили, никто не знает. У них, между прочим, большие долги. Частное предприятие, оно прибыль куда размещает? Если люди платили деньги, они должны их вернуть и получить прибыль. А если предприятие государственное, оно, вольно или невольно, все равно пускает их в развитие. На госпредприятии каждая копейка на учете.
- Ъ: Но ИАПО тоже вкладывает и в развитие, и в разработку авиатехники.
- Нет. Естественно, если Иркутск не будет платить ОКБ, ему просто не дадут проектную документацию, но это разные вещи. У нас есть развитие, есть модернизация производства, есть собственные новейшие технологии. Если вы сравните технологии одного и другого предприятия, увидите большую разницу. Я не хочу сказать, что одна форма лучше, а другая хуже. Я настаиваю, чтобы предприятие работало, приносило пользу государству, чтобы люди имели работу и получали зарплату.
Буквально на следующий день президент ИАПО Федоров в своем интервью ответил губернатору:
- Удивительно, что Виктор Иванович дает оценки предприятию, которое мало знает. Финансово-экономическое положение ИАПО устойчивое. У нас был момент, когда в связи с нашей системой ведения бухгалтерского учета авансы, полученные из Индии до дефолта, были отражены в рублевом исчислении и в результате курсовой разницы были зафиксированы как убытки. Но это виртуальные убытки. Мы уже в третьем квартале избавимся от них и к концу года, используя лишь методологию бухгалтерского учета, планируем выйти на прибыль в районе 1 млрд руб. А относительно того, куда деньги вкладываются, так нужно знать планы предприятия. Мы сейчас в будущее вкладываем очень большие деньги, это касается и научных разработок, и создания нового товарного ряда. У нас ежегодные вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки составляют более $30 млн. В техническое перевооружение предприятия ежегодно вкладывается по $15-20 млн, в следующем году планируем довести эту цифру до $30 млн. Мы, в частности, участвуем в создании самолета-амфибии Бе-200 и в 2001 году планируем передать МЧС первые две машины, вкладываем средства и в программу модернизации парка российских ВВС.
- Ъ: ИАПО, по сути, частное предприятие, контролируемое менеджментом, государству в вашем ОАО принадлежит всего 14, 7% акций. Виктор Ишаев, мотивируя необходимость усиления госконтроля над оборонкой, говорит, что на госпредприятии каждая копейка на учете и оно обречено вкладывать прибыль в свое развитие, а владельцы частных заводов стремятся главным образом вернуть вложенные средства.
- Нашего предприятия это абсолютно не касается, потому что у нас все деньги вкладываются в развитие. При этом есть масса госпредприятий, которые влачат жалкое существование. Критерием оценки является экономическое состояние предприятия и объем налогов, который оно платит в бюджеты разных уровней. А по этому критерию мы выглядим лучше, чем многие госпредприятия.
- Ъ: Правительственная программа реформирования оборонного комплекса и одобренные вчера основы политики РФ в этой сфере декларируют стремление к увеличению государственной доли в акционерных капиталах предприятий. Как вы к этому относитесь и какими путями государство может увеличить свою долю в ИАПО?
- Мы к этому относимся нормально. Увеличивать долю государства в нашем предприятии нужно путем реальных вложений. Увеличение доли государства в акционерном капитале не должно быть самоцелью. Целью должно быть увеличение активов предприятий и усиление его позиций на рынках. В этом заключается интерес и государства, и частных акционеров.
- Ъ: Владимир Путин подписал указ о формировании холдинговой компании "Сухой". Вам не кажется, что это было бы логичнее сделать после увеличения доли госакций в ИАПО, чтобы и ваш завод мог стать полноценным участником холдинга?
- Нашего предприятия, насколько я понимаю, это напрямую не касается: мы давно полностью выполнили обязательство по передаче госпакета акций в уставный капитал АВПК "Сухой". В указе же речь идет о Комсомольском-на-Амуре и Новосибирском АПО, которые планируется трансформировать в акционерные общества.
Как ни странно эта дуэль ясно показывает, что сопротивление большинства руководителей крупных преуспевающих предприятий и региональных лидеров сломлено. И хотя в частных разговорах директора и губернаторы еще жалуются, что головные компании концернов превратятся в новых никому не нужных посредников между заводами и заказчиками, открыто сегодня уже никто не решается возражать против планов по объединению разрозненных разработчиков и производителей вооружений. Более того, идею концентрации научно-технического, технологического, производственного и финансового потенциалов поддерживают и многие частные владельцы заводов, которые даже готовы пойти на добровольное увеличение государственной доли в акционерных капиталах своих предприятий: они понимают, что в этом случае им будет проще добиться получения госзаказа.
Все это, конечно, вовсе не означает, что процесс формирования концернов пройдет гладко. Напротив, сейчас начнется борьба за то, в какой форме проводить объединения, и за кандидатуры руководителей концернов. Потому что в итоге именно от этого зависит судьба объединяемых предприятий. ISM будет следить за развитием событий.
21 ноября 2001г.
|