Как известно в "Основах военной доктрины РФ" оговорена возможность участия российских ВС в антитеррористической деятельности государства. Правда, с момента ее опубликования и до сих пор иначе чем декларацией это не назовешь, так как не сформирована доктрина внутри самих ВС (имеются в виду войска подчиненные Министру обороны РФ) относительно такой экзотической деятельности. Конференция надеюсь придаст новый импульс в этом направлении. Специалисты в области "нестандартных операций" (аналог термина США - OOTW или "operations other then war") российских ВС готовы высказать свои позиции на тему роли армейских подразделений в антитеррористической деятельности. Если абстрактно разделить борьбу с терроризмом на блоки, а именно:
- операции МВД, ФСБ и др. спецведомств в условно называемой "мирной обстановке";
- участие армейских подразделений в борьбе с т. н. "боевым терроризмом" то есть в условиях вооруженного конфликта;
- совместные операции спецслужб и армии;
то речь пойдет о последних двух.
В качестве иллюстрации "боевого терроризма" и методов борьбы с ним хочу поделиться реальными примерами операции ООН в БиГ (захват заложников в Пале и захват французских солдат на КПП моста "Братства" в г. Сараево - май, июль 1995.).
I. В теоретическом плане, что может являться точкой приложения сил российских ВС в "антитеррористической борьбе"?
- Прогнозирование.
Имеющиеся структуры ГШ, при определенном юридическом и техническом согласовании, могли бы оказывать существенную помощь в идентификации, распознании и прогнозировании возможных группировок применяющих террористические методы и вооруженных конфликтов (районы миротворческих операций ВС РФ).
- Сбор, анализ и обмен реальной информацией.
Различные военные ведомства в принципе могут обеспечить такого рода взаимо-действие, при наличии единого координационного центра и соответствующих согла-шениях.
- Контроль за техническими средствами террористов.
При соответствующем обеспечении, ВС могут отслеживать партии оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, радио и технических средств при помощи "маркирования". НИИ ВПК быстро могут выполнить НИОКРы в этой области. (В рамках Вассеноаровских соглашений по контролю за экспортом вооружений).
- Практическая помощь в ходе блокирования (преследования), ликвидации террористов, а также в ходе переговоров с ними, со стороны ВС:
- огневое обеспечение в ходе операции по ликвидации;
- обеспечение связи, а также радиоперехвата средствами РТР;
- обеспечение психологических усилий в ходе операций (демонстрация силы и намерений, спецпропаганда);
- боевое обеспечение (маскировка, инженерное, химические и т. д.);
- тыловое обеспечение (медицинское, вещевое, продовольственное).
II. В практическом плане, кто может осуществить это в российских ВС.
- Существующие структуры (ГШ, штабы военных округов, подразделения ВДВ, "спецназ" и комендантские).
- Вновь создаваемые (подразделения мобильных сил, военной полиции в рамках службы режима и безопансости).
III. Предлагаемые меры воздействия.
- Координирующий орган - отдел Совета безопасности. Члены межведомственной комиссии - представители МВД, ФСБ, СВР, МЧС, МО и другие заинтересованные ведомства.
- Исполнители - МВД и соответствующие группы в министерствах. В регионах - связь с военными округами.
- Государственные заказы на разработку и внедрение специальных видов техники и вооружения (демонстрационного, несмертельного действия, пиротехники, активной и пассивно персональной защиты и т. д.).
- Тесное взаимодействие с зарубежными партнерами.
- Акцент на приоритетность государственных усилий по борьбе с терроризмом.
|