Террористические акты в Чечне, Дагестане, областях, прилегающих к Северному Кавказу, а также взрывы домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске, Владикавказе и других районах, взятие заложниками сотен мирных граждан и торговля людьми переполнили чашу терпения народа. Очевидно всем, что пора покончить с этим злом раз и навсегда. Не только в России, но и в странах СНГ терроризм стал долговременным фактором, дестабилизации обстановки. Трудно предполагать, что терроризм сам по себе уйдет от нас. Этого не случится в ближайшие годы, поскольку на постсоветском пространстве имеют место и будут оставаться межнациональные, социальные, идеологические, межконфессиональные и политические противоречия, на почве которых и прорастают ростки терроризма. Поэтому борьба с терроризмом должна опираться не только на военные, но и на другие формы и методы борьбы с этим злом.
На этапе выявления и уничтожения главарей банд, на наш взгляд, должны особо активизировать работу наши силовые структуры. Явно следует встряхнуться не только Министерству Обороны и МВД, но и таким мощным органам, как Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба охраны.
Надо сказать, что вина за разгул бандитизма, террор, взрывы домов, распространение оружия в какой-то мере лежит на совести этих структур. Силовые структуры государства обязаны были по долгу службы пресекать, предупреждать бандитизм. Но этого, к сожалению, не было. Неужели не видно было роста преступности? Терроризм только за последние 6 лет по статистике этих структур возрос в 10 раз. Что делали силовые структуры в это время?
Не смотря на заявление Министра Обороны России о том, что "военная фаза контртеррористической операции в Чечне идет к завершению", боевые действия продолжаются. По всей вероятности они будут иметь место и впредь, но не в виде крупных операций или боев бандитских формирований с частями федеральных сил, а в виде диверсионных акций, ночных обстрелов, минирования дорог, мостов, военных объектов, покушения на наших военнослужащих и на чеченских активистов, поддерживающих российские власти, и других проявлений терроризма.
Конечно, надо учитывать и то, что многие боевики воспользовались объявленной амнистией и осели в населенных пунктах как мирные жители до "лучших времен". Они имеют конкретную задачу - легализоваться, получить документы и постараться внедриться в органы власти и милицию. Эти люди должны также принимать и обустраивать тех, кто спускается с гор. Из них подпольно формируются группы "ночных" партизан. Днем они работают, ночью воюют. Бандиты распускают слухи о том, что российские власти выводятся из Чечни и население должно подчиняться только им. В этих условиях антитеррористическая деятельность федеральных сил должна трансформироваться в фазу организованной антипартизанской войны. Операции должны тщательно планироваться и продолжаться достаточно длительное время. Войска и органы внутренних дел должны вести постоянную разведку, наносить комбинированные удары по выявленным группам бандитов, десантами занимать господствующие высоты и пункты базирования боевиков. Вертолетные подразделения будут нести основную нагрузку по поиску банд и их баз, десантированию подразделений ВДВ, доставке в горы всего необходимого для боя и тылового обеспечения, прикрытию границы с Грузией.
Казалось бы, что все у них есть - профессионалы, материальная основа для обуздания террора, но увы, пока гром не грянул и не обрушились многоэтажные дома, эти структуры не проявляли необходимой активности. Их удалось немного расшевелить лишь Путину В.В. и сейчас, как видно, работа по искоренению бандитизма пошла.
Сегодня наступает не менее важный этап в антитеррористической операции - это борьба за население Чечни. С кем будет подавляющая часть населения? С бандитами, т.е. со "своими", или с федеральными властями, с Россией? Ситуация непростая, поскольку мы являемся свидетелями не только контртеррористической операции, но актов гражданской войны. Кроме российских войск, по ту и другую стороны противостоят и сами чеченцы. Есть факты, когда на освобожденных от бандитов территориях горят дома чеченцев. Их поджигают не российские солдаты, а чеченцы, которые мстят за убитых бандитами людей.
Пока что чеченское общество никак не может выйти психологически из состояния войны. Нужно помочь снять стрессовое состояние в широких слоях населения, чтобы сделать его политически и идеологически устойчивым. Большую роль в этом должны сыграть не только материальная помощь государства, но и продуманная пропаганда с использованием СМИ.
Наступает очень важный этап операции, когда ответственность за порядок, за каждого чеченца на освобожденной территории лежит уже на российской стороне, а не на режиме Мосхадова. Нам очень важно, чтобы люди этой республики вернулись в лоно российского гражданства. И эту задачу надо решать вместе с чеченским народом, чеченское общество, наряду с жильем и хлебом, нуждается в психологической реабилитации. Оно находится в экстремальных условиях, им нужно помочь вернуться к нормальной жизни и как можно быстрее.
Безусловно, одна из первостепенных задач России - помочь Чеченской республике восстановить жилье, школы, мечети, предприятия, залечить израненную землю, восстановить нефтедобычу и нефтепроводы, начать выплачивать пенсии старикам. Главное - вложить в руки молодых чеченцев вместо автоматов - орудия труда. Договориться с чеченцами (несмотря на партизанские действия) о неприкосновенности восстановленных нефтепроводов, восстановленных школ, предприятий.
Борьба с терроризмом должна включать не только силовое и идеологическое, информационное противодействие, но и недопущение возникновения новых бандитских групп и организаций. А также:
- предупреждение бандитских акций на стадии их подготовки;
- разъяснению населению Чечни правовых и административных последствий терактов;
- недопущение приобретения населением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств террора;
- уголовно-правовое пресечение терактов;
- привлечение средств массовой информации к борьбе с идеологией терроризма.
Необходимо отметить, что немалую лепту в обострение отношений и политического противостояния вносят СМИ. Взять хотя бы огульное деление населения России на "красных" и "белых", на чужих и своих, коммунистов и демократов, лиц кавказской национальности. В первой чеченской войне 1994-1996 гг. многие СМИ фактически поддерживали боевиков, способствовали созданию вокруг террористов ореола борцов за свободную Чечню. В то же время всячески принижали роль российских солдат и офицеров, создавали вокруг них отрицательную атмосферу.
К сожалению СМИ сегодня вяло участвуют в борьбе с терроризмом и даже иногда роняют в почву ядовитое семя, например, такого вида: "еще неизвестно, кто взорвал дома в Москве - наши, или чеченцы". Такие утверждения на руку террористам. За подобную провокацию можно было бы привлечь к ответственности авторов.
Проблема сохранения территориальной целостности России, которая сейчас решается в Чечне в основном военными средствами, не исключает мирного урегулирования противоречий. Задача борьбы с терроризмом, наведения порядка и сохранения Чечни в составе России как субъекта Федерации, не может быть решена только военно-силовыми методами. Россия должна предложить чеченскому обществу реальную стратегию мирного урегулирования и сосуществования, твердо проводить ее в жизнь.
Одной из мер стабилизации обстановки все-таки является установление прямого президентского правления и введение чрезвычайного положения (ЧП) на территории республики. В этом случае жизнь и деятельность будет регламентироваться приказами и директивами военного командования или силами правоохранительных органов и осуществляться под их руководством. Однако это не значит, что в Чечне установится военный режим. ЧП должно обеспечиваться законодательно, контртеррористическая борьба должна базироваться на международных и российских правовых нормах.
На основе обоюдного согласия Кремля и чеченских лидеров, поддержанных населением, на установление прямого президентского правления, появится реальная возможность залечить травму российско-чеченских отношений и восстановить довоенный уровень жизни народа.
Президентское правление в Чечне, практически уже существует. Надо придать ему правовую основу. Проблема в том, что у нас нет закона о прямом президентском правлении. Но пока надо иметь в правительстве РФ очень серьезную структуру по Чечне, состоящую из умных, способных, смелых политиков, экономистов и военных, на которых возложить всю полноту ответственности за восстановление порядка и нормальной жизни в Чеченской республике. В этом суть нового этапа в операции антитеррор.
31.03.2000.
Генерал-майор в отставке
В.Татарников
|