Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МИРОТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ И КОНФЛИКТЫ В РОССИИ И СНГ

Вооруженные конфликты охватили обширные зоны бывшего СССР и распространяются на территорию России. В этой связи остро ставится вопрос о возможностях привлечения международных миротворческих сил для их пресечения и предотвращения. Уже имеют место обращения в те или иные международные организации. Характерный пример - адресованная НАТО просьба Э. Шеварднадзе о направлении войск этого блока в район грузино-абхазского конфликта.

Теоретически, с точки зрения интересов России, использование иностранных миротворческих сил в конфликтных ситуациях на ее территории имеет как отрицательные, так и положительные стороны. РФ добровольно соглашается в этом случае с ограничением, иногда значительным, ее суверенитета. Сокращаются ее способности силовым путем влиять на развитие событий в зоне конфликта. Но при этом международные структуры берут на себя - полностью или частично - немалые расходы, а руководство РФ может дистанцироваться от вооруженного конфликта. В частности, сводится к нулю вероятность гибели российских военнослужащих. Противостоящие стороны лишаются оснований для обвинений в адрес Москвы, упреков ее в пристрастности к тому или иному участнику конфликта. Россия получает возможность сосредоточиться на политических аспектах урегулирования.

Важно, однако, иметь в виду, что в последнее время все более ясно прорисовываются юридические и политические сложности, связанные с привлечением международных миротворческих сил. Имеющийся опыт их использования (например, в Югославии) в свою очередь порождает немало сомнений в их эффективности.

Прежде всего встают следующие вопросы: кто может принимать решения о формировании и направлении международных миротворческих сил? Кто отвечает за их финансирование? Каков их статус и мандат? Для каких целей они предназначены?

    В качестве организаций, формирующих такие силы, обычно называют ООН, структуры и органы СБСЕ, а также НАТО. Более или менее ясно определились и основные типы задач, решать которые они призваны:
  • пресечение агрессии и восстановление положения, существовавшего до начала вооруженных действий;
  • пресечение актов геноцида;
  • обеспечение прекращения огня и разделение враждующих сторон, что должно создать условия для политического урегулирования;
  • проведение "гуманитарных миссий", направленных на облегчение положения гражданского населения (подвоз продовольствия, оказание медицинской помощи, эвакуация и т.д.).
Необходимо сразу подчеркнуть, что использование НАТО как организации, отвечающей за направление в СН1 такого рода сил, крайне сомнительно. Согласно основополагающим документам НАТО, находящиеся под ее командованием войска могут использоваться только в случае вооруженного нападения на одно или несколько ее государств-участников. При этом строго определена и так называемая "зона ответственности" блока. Согласно статье шестой Североатлантического (Вашингтонского) договора, военные структуры альянса вступают в действие лишь в случае нападения на их вооруженные силы, воздушные и морские суда, находящиеся на территориях государств-участников в Европе, Северной Америке, Средиземном море или Северной Атлантике к северу от тропика Рака.

В 1992 г. в НАТО впервые были приняты документы, допускающие участие альянса в операциях по поддержанию мира вне "зоны ответственности", но лишь по специальному мандату ООН или СБСЕ. Однако и при этом соответствующие решения могут быть приняты высшими органами НАТО только на основе консенсуса и лишь в том случае, когда прямо или косвенно затрагиваются интересы безопасности государств - участников блока.

По оценкам сотрудников штаб-квартиры НАТО, в практическом плане вклад этой организации в миротворческие усилия, скорее всего, будет ограничен штабной разработкой планов, предоставлением средств связи, аэродромов и аэродромного обслуживания для международных сил, а также участием представителей НАТО и в отдельных случаях кораблей в наблюдении за выполнением принятых ООН или СБСЕ решении.

События 1992 г. свидетельствуют о практической беспомощности структур СБСЕ, не способных остановить войны в Югославия, Нагорном Карабахе и Таджикистане.

Нельзя, однако, не заметить, что при создании органов СБСЕ участники "общеевропейского процесса" отнюдь не стремились к тому, чтобы сделать их эффективными инструментами разрешения конфликтов. Их полномочия были весьма ограниченными (обмен информацией, посреднические функции, консультации и т.п.), а решения могли приниматься только на основе консенсуса. Последнее, по сути дела, блокировало сколько-нибудь серьезные действия этих структур по предотвращению или прекращению военных действий в Европе (а ныне и на территориях государств СНГ).

В последнее время наметился отход от полного консенсуса и замена его принципом "консенсус минус один". Сейчас речь вдет даже о переходе к принципу "консенсус минус два". Иными словами, позиция государств - участников конфликта может не приниматься во внимание при принятии решений, связанных с прекращением военных действий и урегулированием конфликта.

Сложность, однако, заключается в том, что по таким проблемам необходимо вырабатывать позицию, устраивающую несколько десятков государств, входящих в СБСЕ, в том числе тех, которые так или иначе могут быть причастны к данному конфликту.

Несколько проще такие вопросы могут быть решены в ООН. Они входят в исключительную компетенцию ее Совета Безопасности, а принятие этим органом необходимых решении, как известно, происходит большинством голосов при отсутствии возражений со стороны кого-либо из его постоянных членов. То есть количество субъектов, вовлеченных в процесс принятия решения, в несколько раз меньше, чем в СБСЕ. Важно также, что ООН - единственная международная организация, имеющая значительный опыт использования миротворческих сил, а сфера ее ответственности распространяется на весь земной шар.

Вместе с тем, при гипотетическом обсуждении вопросов об использовании военно-силовых возможностей ООН для урегулирования конфликтов в СНГ неизбежны серьезные трудности. В, формально-юридическом плане эти конфликты (особенно - внутри Российской Федерации), как правило, не являются в чистом виде межгосударственными, о которых идет речь в Уставе ООН. Чаще они представляют собой гражданские войны или же имеют смешанный характер, т.е. межгосударственный конфликт сочетается с конфликтом внутренним. Многие участвующие в них субъекты не имеют какого-либо общепризнанного международно-правового статуса. Возникает острое противоречие между двумя фундаментальными принципами международного права - правом народов на самоопределение и нерушимостью границ. К гражданским войнам практически неприменимо понятие "агрессии". В этих условиях Совет Безопасности (как и любые другие международные организации) неизбежно сталкивается с исключительными трудностями в определении своей политической позиции по отношению к такого рода конфликтам.

Например, весьма сложной является юридическая сторона конфликта вокруг Нагорного Карабаха. С точки зрения Азербайджана, имеет место агрессия Армении, стремящейся захватить неотъемлемую часть его территории. Армения же трактует эти события как воину между Азербайджаном и независимой Карабахской республикой. Последняя в качестве необходимого условия прекращения огня требует признать ее полностью суверенным субъектом международных отношений.

В последние годы, правда, вооруженные силы ООН все чаще участвуют во внутренних конфликтах. Такое вмешательство осуществляется либо для пресечения геноцида, как, например, в северных районах Ирака, населенных курдами (однако должен быть установлен факт геноцида). Либо для разъединения враждующих сторон по согласию последних с целью прекращения огня (пример - Камбоджа). Либо для выполнения гуманитарных миссий (пример -Сомали). Теоретически нельзя исключать, что подобные акции могли бы быть осуществлены и на территории СНГ, в том числе и в России, например на Северном Кавказе. При таком подходе можно избежать крайне сложного в юридическом и политическом планах определения позиции ООН по отношению к истокам и принципам разрешения конфликта, определения его развязывания.

Важно, однако, иметь в виду несколько обстоятельств.

Первое. Возможность миротворческих сил ООН (или СБСЕ) выполнить поставленные перед ними задачи по прекращению огня зависит во многом от согласия или по крайней мере непротивления враждующих сторон. В противном случае количество войск, необходимых для этих целей, может превысить разумные и приемлемые пределы.

Второе. Опыт показывает, что прекращение огня - будь то под контролем и с участием международных сил или без них - само по себе не ведет к урегулированию конфликта. Причины, порождающие их, остаются, и боевые действия могут вспыхнуть сразу же после вывода миротворческих сил.

    Третье. Пока нет признаков того, что ведущие западные страны - а именно от их позиции прежде всего зависит решение вопросов о на правлении международных творческих сил - готовы к прямому вмешательству в конфликтные ситуации на территории бывшего СССР. Об этом свидетельствует их "спокойное" отношение к войнам в Таджикистане, Закавказье, Приднестровье. Объяснить это можно тем, что:
  • данные конфликты не затрагивают существенных интересов стран Запада;
  • часть политической элиты западных стран рассматривает их как средство дальнейшего ослабления России, втягивание ее в трудноразрешимые ситуации на юго-восточной периферии;
  • издержки, связанные с международными миротворческими силами на территории СНГ, пока намного превышают тот риск, который происходящие там конфликты несут для Запада.

    Ю. ФЕДОРОВ, кандидат исторических наук


       TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList

    vsestulya
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    vsestulya