Документ
 Комиссия по международно-правовой оценке событий вокруг Союзной Республики Югославии провела свою сессию 28—30 сентября 1999 г. непосредственно в Югославии.
 В состав выехавших на вторую сессию членов Комиссии вошли: доктор юридических наук, профессор, директор Центра международного права и гуманитарных проблем Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации С.Черниченко (избран председателем Белградской сессии); доктор юридических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель председателя Комиссии Л.Галенская; доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, проректор Московского государственного университета коммерции А.Экимов; доктор юридических наук, профессор Московского государственного института международных отношений Ю.Решетов; кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии С.Егоров; кандидат юридических наук, доцент, заместитель председателя Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации В.Монахов; кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета С.Бахин; ответственный секретарь Комиссии, начальник Отдела международного права Правового управления Аппарата Государственной Думы П.Лаптев.
 Комиссия на своей второй (Белградской) сессии сосредоточила основное внимание на изучении информации о нарушении Организацией Североатлантического договора норм международного гуманитарного права во время бомбардировок территории Союзной Республики Югославии в марте-июне 1999 г. В течение 28—29 сентября 1999 г.:
- Комиссия имела возможность ознакомиться с разрушениями, причиненными бомбардировками в Белграде, а также городах Нови Сад и Валево и прилегающих к ним районах.
- Комиссия имела встречи с председателем Комитета по труду, здравоохранению и социальной политике Союзной Скупщины Союзной Республики Югославии М.Чутовичем, председателем Комитета по сбору сведений о преступлениях против человечности и международного права профессором З.Стояновичем и членами Комитета, представителями Министерства иностранных дел Союзной Республики Югославии, властями Автономного края Воеводины и города Валево, представителями Сербского телевидения, руководителем центра здравоохранения города Валево.
- Комиссия осмотрела разрушенные и поврежденные здания в Белграде (в частности, здания Министерства обороны Югославии, Генерального штаба, Министерства внутренних дел Югославии, Министерства внутренних дел Сербии, Министерства иностранных дел Югославии, Посольства Китайской Народной Республики, Сербского телевидения).
- Кроме того, Комиссия посетила разрушенные объекты, в том числе центр радио и телевидения и нефтеперерабатывающий завод в г. Нови Сад, осмотрела разрушенные мосты через Дунай в г. Нови Сад, осмотрела разрушения, причиненные химическому комбинату в г. Валево, повреждения, нанесенные центру здравоохранения, расположенному в этом городе, и ряд других разрушений в городах Белграде, Нови Сад, Валево.
- В распоряжении Комиссии находился обширный документальный материал, включая видеокассеты, фиксирующие человеческие жертвы и разрушения, явившиеся результатом бомбардировок Югославии силами НАТО.
- Комиссия имела неограниченные возможности беседовать как с официальными, так и с частными лицами и посещать интересующие ее объекты по своему выбору; ей были созданы необходимые условия для работы. Комиссия пользовалась полной свободой передвижения по стране.
 30 сентября 1999 г. Комиссия провела на юридическом факультете Белградского университета пленарное заседание, заслушала выступления с Югославской Стороны, в частности, касающиеся правовой оценки действий НАТО против Югославии; последствий ракетно-бомбовых ударов НАТО для жизни и здоровья граждан, в том числе детей; ущерба, причиненного Общине Алексинац и Колубарскому округу; повреждений гражданских транспортных средств, находившихся в движении на автомобильных и железных дорогах Югославии; разрушений мостов. По мнению Комиссии, особое значение имело то, что подавляющее большинство выступавших либо были очевидцами событий, которые были предметом рассмотрения, либо принимали участие в документальной фиксации результатов бомбардировок, либо принимали непосредственное участие в оценке последствий бомбардировок.
* * *
 Комиссия имела возможность на месте ознакомиться с последствиями военной операции НАТО «Союзническая сила».
 В международно-правовом плане операция представляла собой несанкционированное со стороны Совета Безопасности ООН применение вооруженных сил (агрессию) с целью оказания поддержки одной из сторон вооруженного конфликта немеждународного характера в Югославии, а именно — вооруженных сепаратистов так называемой Освободительной армии Косово. Действия НАТО, представляющие собой по характеру военную наступательную операцию, привели к интернационализации вооруженного конфликта в Югославии.
 По мнению Комиссии, агрессия НАТО, несмотря на использование высокоточного оружия, призванного, по утверждению руководства альянса, обеспечить бескровный характер операции, сопровождалась нарушением основополагающих принципов и норм международного гуманитарного права.
 Положения международного гуманитарного права сформулированы в Гаагских конвенциях 1907 г., Женевских конвенциях 1949 г. о защите жертв войны, двух Дополнительных протоколах к этим конвенциям и ряде других актов. Содержание этих международно-правовых актов имеет, в большинстве своем, не только договорно-правовой, но и обычно-правовой характер и применимо к отношениям, возникшим между Союзной Республикой Югославией и НАТО.
 Так, согласно ст. 2, общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., указанные конвенции и Дополнительный протокол I к этим конвенциям (далее — Протокол I) «должны применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны». Большинство стран НАТО являются участниками вышеназванных конвенций и Протокола I.
 В ходе операции со стороны НАТО были нарушены положения Раздела I Части IV Протокола I, касающиеся общей защиты от последствий военных действий. Согласно п. 3 ст. 49 Протокола I, положения Раздела I «применяются к любым военным действиям на суше, в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или граждан-ским объектам, находящимся на суше. Они также применяются ко всем нападениям с моря или с воздуха на объ-екты, находящиеся на суше...».
 Согласно ст. 50 и 52 Протокола I, нападения должны строго ограничиваться комбатантами и военными объектами. Гражданское население и гражданские объекты не должны являться объектами нападения или репрессий. При этом Протокол I относит к военным объектам те, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает военное преимущество».
 За 78 дней военной операции, по данным Югославской Стороны, погибло более 1300 мирных жителей, в том числе около 400 детей, беременные женщины, тысячи мирных граждан получили тяжелые ранения. Гражданское население Югославии до сих пор продолжает страдать от кассетных бомб, не разорвавшихся во время ракетно-бомбовых ударов НАТО. Предполагается, что в Косово в настоящее время (кроме мин, заложенных боевиками против армии Югославии) в общей сложности насчитывается от 30 до 50 тыс. неразорвавшихся кассетных бомб, представляющих угрозу для мирного населения.
 Удары НАТО повлекли значительное увеличение числа перемещенных лиц и беженцев независимо от исповедуемой ими религии и этнической принадлежности.
 Полностью или частично разрушены десятки гражданских объектов (электростанций, телецентров, медицинских учреждений, объектов фармацевтической, химической, табачной, машиностроительной, автомобильной, строительной и других отраслей промышленности) на территории Югославии, обеспечивавших занятость 600 тыс. чел. Это привело к тому, что около 2,5 млн. чел. остались практически без средств существования. По предварительным данным Югославской Стороны, экономический ущерб, причиненный Союзной Республике Югославии военной акцией НАТО, превышает 100 млрд. долл. США. Комиссия не располагает сведениями об опровержении указанных данных Югославской Стороны.
 Комиссия отмечает, что ущерб, причиненный Югославии ракетно-бомбовыми ударами НАТО, подлежит возмещению виновной стороной. Комиссия предполагает рассмотреть вопросы о возмещении ущерба, причиненного Югославии, на своей специальной сессии.
 По мнению Комиссии, в результате ударов НАТО были разрушены объекты, необходимые для выживания гражданского населения, защита которым предоставляется ст. 54 Протокола I (например, электростанции, сооружения для снабжения населения питьевой водой и др.).
 Ст. 56 Протокола I запрещает нападения на установки и сооружения, содержащие опасные силы. И хотя указанная статья прямо называет только плотины, дамбы и атомные электростанции, ее положения в силу общих принципов права применимы и в отношении таких объектов, как нефтехимический комбинат в г. Панчево, разрушение которого вызвало серьезное загрязнение атмосферы этого населенного пункта и его окрестностей химическими веществами, некоторые из которых способны вызвать раковые заболевания и генетические изменения.
 Комиссия полагает, что ущерб, причиненный действиями НАТО окружающей среде в результате бомбардировок, требует специального изучения независимой экспертной комиссией, но уже сейчас можно констатировать, что ущерб экологии нанесен умышленно и в крупных масштабах.
 Комиссия усматривает нарушение НАТО положений ст. 55 Протокола I, согласно которой при ведении военных действий «проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения». Речь, прежде всего, идет о нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, нефтехранилищах на территории Югославии, разрушение которых повлекло серьезное загрязнение природной среды не только в самой Союзной Республике Югославии, но и в других европейских странах.
 Особую опасность для жизни и здоровья людей представляли методы использования НАТО кассетных бомб, боеприпасов, содержащих необогащенный уран, а также графитовых бомб. Так, по имеющимся данным Югославской Стороны, в период с 24 марта по 15 мая 1999 г. на территорию Югославии было сброшено более 60 контейнеров с кассетными бомбами по 240 бомб в каждом. Кроме того, нанесено свыше 400 авиаударов отдельными кассетными бомбами. В результате этих налетов погибло 200 и ранено более 450 чел., причинен значительный материальный ущерб. В данном случае речь идет о нарушении принципа международного гуманитарного права, в соответствии с которым в случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения военных действий не является неограниченным (ст. 35 Протокола I).
 Разрушение в ходе военной акции НАТО десятков памятников истории и архитектуры, зданий школ, вузов, библиотек представляет собой нарушение положений Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., а также положений ст. 53 Протокола I, запрещающих совершать какие-либо враждебные акты, «направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов».
 Характер разрушений некоторых объектов в г. Белграде (например, Посольства Китайской Народной Республики) в свете заявлений руководства НАТО об использовании высокоточного оружия позволяет сделать вывод о возможном умысле при нанесении ударов по таким объектам.
 Комиссия обращает внимание на то, что некоторые из приведенных выше серьезных нарушений НАТО принципов и норм международного гуманитарного права (совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекта, совершение нападения на установки и сооружения, содержащие опасные силы, превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения, превращение необороняемых местностей в объект нападения и др.) квалифицируются Женевскими конвенциями 1949 г. и Протоколом I (ст. 85) в качестве военных преступлений, что влечет за собой материальную ответственность соответствующих субъектов международного права и уголовно-правовую ответственность физических лиц, виновных в совершении указанных преступлений.
 Комиссия также считает, что в ряде случаев, поскольку государства — члены НАТО прибегали к запрещенным способам и средствам ведения войны, указанные действия, помимо всего прочего, могут быть квалифицированы в отношении соответствующих лиц и как преступления против человечности.
 Комиссия рассматривает действия государств — членов НАТО, непосредственно совершивших агрессию против Союзной Республики Югославии, а также государств, не являющихся членами НАТО, которые предоставили свою территорию в их распоряжение для совершения агрессии, став тем самым ее соучастниками, как международное преступление, т.е. тяжкое нарушение международного права, угрожающее всему международному сообществу. Действия лиц, принимавших участие в совершении указанной агрессии, могут быть квалифицированы как преступления против мира.
 Комиссия считает обоснованной постановку вопроса о том, что ракетно-бомбовые удары по территории Союзной Республики Югославии силами НАТО сделали беспредметными санкции против Югославии, введенные ранее по решению Совета Безопасности ООН, фактически приведя к коренному изменению обстоятельств, применительно к которым это решение было принято.
Председатель Комиссии
доктор юридических наук, профессор В.И.Кузнецов
Председатель второй (Белградской) сессии Комиссии
доктор юридических наук, профессор С.В.Черниченко
Ответственный секретарь Комиссии П.А.Лаптев
Белград — Москва, сентябрь — октябрь 1999 г.
|
|