Уже несколько лет в России идет обсуждение Конвенции, ее достоинств, недостатков и соответствия нынешним и возможным будущим интересам национальной безопасности.
Любое решение по столь сложной проблеме может иметь для страны как положительные, так и отрицательные стороны, повлечь за собой и значительные материальные затраты, и определенные политические издержки.
В ходе общественных дискуссий уже предлагалось отложить ратификацию Конвенции до разработки абсолютно безопасных технологий уничтожения ХО и завершения экономически целесообразной конверсии объектов по его производству в предприятия гражданского профиля. При этом игнорируется опасность дальнейшего распространения химического оружия в мире, не в полной мере учитывается неизбежное возрастание как риска аварий на объектах с устаревшими запасами ХО, так и затрат на их хранение и уничтожение.
Задержка с ратификацией Конвенции приведет после ее вступления в силу к осложнению российских отношений с другими странами, участвующими в этом соглашении. Неизбежные торговые ограничения будут сопровождаться отказами в предоставлении химических товаров, передовых технологий, промышленного оборудования, и, возможно, кредитов со стороны как отдельных государств, так и международных организаций. Присоединившись к уже действующей Конвенции, Россия не сможет участвовать в формировании международной системы контроля за соблюдением этого соглашения. Будут резко ограничены ее возможности в отстаивании национальных интересов при осуществлении Конвенции. В конечном итоге, длительная задержка с ратификацией КХО ведет к столь же негативным последствиям, что и отказ от участия в ней.
Избежать многих из этих негативных последствий можно при ратификации КХО до ее вступления в силу. Своевременная ратификация Конвенции позволит стране иметь своих представителей в руководящих органах и международном инспекторате ОЗХО, активно отстаивать свои интересы при доработке процедур и условий осуществления Конвенции, при проведении контроля за процессом химического разоружения. Участие в Конвенции большинства стран мирового сообщества создаст условия для ликвидации угроз глобальной и региональных войн с применением ХО, уменьшит вероятность его использования в террористических целях. Международно-правовой режим выполнения Конвенции будет препятствовать дальнейшему распространению химического оружия, способствовать предотвращению разработки, производства и накопления его новейших разновидностей, в том числе бинарного ХО. После уничтожения запасов ХО исчезнет риск химических катастроф на объектах его хранения. Отпадет необходимость в затратах на содержание и обновление этих запасов, а высвободившиеся силы и средства можно будет использовать для уничтожения захоронений токсичных промышленных отходов и улучшения экологической ситуации в стране. Усилия военных химиков будут сосредоточены на проблемах защиты населения от ХО, предотвращения аварий на химически опасных объектах и ликвидации их последствий.
Вступление Конвенции в силу создаст условия для устранения многих ограничений в международной торговле химикатами, промышленным оборудованием и новейшими химическими технологиями. Международная кооперация облегчит обновление технологической базы национальной химической промышленности.
Серьезным фактором, сдерживающим ратификацию Конвенции, является необходимость выделения значительных средств и материальных ресурсов как для осуществления взятых обязательств внутри страны, так и для финансирования своего участия в ОЗХО и в контроле за процессом глобального химического разоружения. Следует учитывать также экономические и политические издержки, которые, возможно, придется нести в случае осуществления принятых решений о коллективных санкциях против нарушителей Конвенции или не присоединившихся к ней государств.
Тем не менее, анализ достоинств и недостатков КХО, возможных последствий ее осуществления приводит к выводу о соответствии Конвенции долгосрочным интересам России. В то же время нельзя не видеть попыток использовать КХО для нанесения нашей стране экономического ущерба, для продолжения работ по созданию ХО нового поколения и сокрытия от международного контроля объектов, позволяющих отдельным странам быстро восстановить свой наступательный военно-химический потенциал в случае их выхода из Конвенции.
Проблемы ратификации конвенции о
запрещении и уничтожении химического оружия
2001 г.
|