Россия весьма обеспокоена возможностью распространения химического оружия в мире и особенно в регионах, расположенных вблизи ее границ. Озабоченность по этому поводу высказывалась в опубликованном в 1993 году докладе Службы внешней разведки России "Новый вызов после "холодной войны": распространение оружия массового уничтожения".
Борьба с распространением ХО является составной частью обязательств участников КХО. Конвенция направлена на создание такой международной обстановки, в условиях которой обладание химическим оружием стало бы и ненужным, и невыгодным.
Для предотвращения производства химического оружия и накопления его новых запасов под систематический национальный и международный контроль ставятся процессы уничтожения запасов ХО и объектов по его производству, которые могут быть использованы при производстве известных ОВ, а также международная торговля подобной химической продукцией.
Информация о ходе уничтожения запасов ХО и объектов по его производству, о выпуске подлежащих контролю химикатов, данные об их экспорте и импорте, а также другие сведения будут поступать в информационную систему ОЗХО. Их анализ позволит объективно оценивать степень угрозы появления ХО в той или иной стране мира и, привозникновении реальной опасности, своевременно рассматривать возможные меры по исправлению положения.
Решения о выборе и применении санкций к нарушителям Конвенции будут приниматься на Конференции стран-участниц КХО. В качестве санкций могут рассматриваться меры политического и экономического характера. Зарубежные эксперты предлагают ввести и финансовые санкции по отношению как к государствам-продавцам, так и к государствам-покупателям с привлечением к их осуществлению национальных и международных финансовых организаций.
Некоторые страны считают допустимым в борьбе против распространения ОМУ применение превентивных военных мер. Очевидно, такие санкции должны осуществляться лишь по решению ООН.
К сожалению, система контроля за соблюдением КХО не гарантирует своевременного обнаружения небольших скрытых запасов химического оружия, необъявленных объектов по его производству, фактов скрытого производства неизвестных ОВ, а также производства и накопление нехимических частей химических боеприпасов. Выявление многих запрещенных Конвенцией видов деятельности может быть обеспечено, фактически, лишь на основе разведывательной информации. Контроль торговли технологиями и промышленным оборудованием двойного применения обеспечивается, в основном, национальными органами, а не ОЗХО.
Вместе с тем заложенные в Конвенции подходы и процедуры достаточно эффективны с точки зрения контроля за уничтожением запасов ХО и объектов по его производству. В своем нынешнем виде система контроля за соблюдением КХО может обеспечить "раннее предупреждение" об угрозе появления ХО в какой-либо стране и стать инструментом коллективного противодействия этой угрозе.
Проблемы ратификации конвенции о
запрещении и уничтожении химического оружия
2001 г.
|