Россия, как и США, является ключевым субъектом Конвенции, от действий которого во многом будет зависеть достижение провозглашенных в документе целей.
Подготовка к ратификации Конвенции проходит в России в условиях затяжного экономического кризиса, эволюции системы государственного управления, изменения производственных отношений и форм собственности. Перестраиваются отношения России с другими государствами мира. Иными стали подходы к обеспечению ее национальной безопасности.
После ратификации Конвенции Россия должна уничтожить запасы химического оружия (40 тыс. тонн) и ликвидировать объекты по его производству, а также подготовить промышленность к международному контролю.
Для финансирования этих и других программ, связанных с выполнением требований Конвенции, потребуется около 25 трлн. рублей (в ценах 1996 года). Россия привержена идее химического разоружения, но необходимость пойти на такие расходы в нынешней экономической ситуации крайне осложняет завершение процесса ратификации. Масштабная и хорошо организованная иностранная помощь могла бы существенно облегчить и ускорить достижение провозглашенной Россией цели - полного отказа от химического оружия. Наибольшие трудности связаны с финансированием программ уничтожения запасов ХО.
Помощь нашей стране в решении данной проблемы оказывают США, ФРГ Швеция. Вопрос об оказании такой помощи России после ратификации ею Конвенции рассматривается в Нидерландах, Финляндии, Франции, Италии, Норвегии и Швейцарии.
США в рамках соглашений о российско-американском сотрудничестве (от 30.07.92 г. и 14.01.94 г.) к началу 1996 года планировали предоставить России безвозмездную помощь в размере до 55 млн. долл. Среди направлений использования этой помощи:
- закупка в США и поставка в Россию в 1995 году оборудования для экспериментальной оценки российской технологии уничтожения ХО (4,7 млн. долл.);
- совместная оценка российской двухступенчатой технологии уничтожения ХО (7,2 млн. долл.);
- закупка в США трех передвижных аналитических лабораторий для использования в районах уничтожения химического оружия (2 млн. долл.).
В 1996 году для начала работ по созданию опытного объекта по уничтожению ХО в г. Щучье Курганской области выделяется 13 млн. долл. В следующем году США планируют выделить на эти цели еще 78,5 млн. долл.
ФРГ на создание опытно-промышленной установки для уничтожения люизита в поселке Горный Саратовской области выделила в 1993-94 годах 9,5 млн. марок, в 1995 году - 6,5 млн. марок, в 1996 году планировалось выделить еще млн. марок. В рамках этого сотрудничества произведена также закупка оборудования для извлечения отравляющих веществ (ОВ) из бочек и цистерн, усовершенствована лаборатория экологического мониторинга.
Швеция участвует в проекте обеспечения безопасности хранения и уничтожения запасов люизита в районе г. Камбарка Удмуртской республики. В 1993-94 годах для оценки риска хранения этого ОВ был предоставлен 1 млн. шведских крон. В январе 1996 года ассигновано еще 2,6 млн. шведских крон.
Нидерланды предполагают оказать помощь (25 млн. гульденов) в уничтожении запасов люизита.
Приняв на себя обязательство уничтожить запасы химического оружия, оставшиеся на ее территории после распада СССР, Россия сделала свой первый вклад в химическое разоружение. Помощь России в скорейшем уничтожении этих запасов отвечает интересам многих стран Европы и других регионов мира, так как послужит укреплению их национальной безопасности.
Проблемы ратификации конвенции о
запрещении и уничтожении химического оружия
2001 г.
|