Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Военное строительство
Путь Российской военной авиации: За свою 90-летнюю историю она не раз познала и славу, и невзгоды

Ретроспектива

В истории России 12 августа 1912 г. - особая дата. Это день рождения ее Военно-воздушных сил.

План создания отечественного военно-воздушного флота был обсужден в российской Государственной Думе в апреле 1911 г., а в мае 1912 г. она приняла Закон "Об отпуске средств на формирование авиационных отрядов и укомплектования их материальной частью". В соответствии с этим документом были размещены заказы на производство военных самолетов. А 12 августа 1912 г. по военному ведомству России издается приказ # 397, согласно которому вводился в действие штат воздухоплавательной части в Главное управление Генерального штаба.

Нельзя не вспомнить еще две знаменательные вехи в развитии наших ВВС. Русский военный летчик Петр Нестеров первым в мире 27 августа 1913 г. выполнил "мертвую петлю", став таким образом основоположником высшего пилотажа. В том же 1913 г. русский авиаконструктор Игорь Сикорский (1889-1972 гг.) создал первый в мире тяжелый четырехмоторный самолет "Русский витязь", который поднялся в воздух 23 июля. В 1914 г. Сикорский разрабатывает более совершенный тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец", имевший экипаж 10 человек, способный взять на борт до 780 кг авиабомб и вооруженный 8 пулеметами (построено на российских заводах 80 машин).

"Илья Муромец" явился родоначальником всех тяжелых бомбардировщиков мировой авиации, получивших впоследствии название стратегических. 26 декабря 1914 г. военным министром России вводится в действие "Положение об организации эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец" - первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков, явившегося прообразом стратегической авиации, в том числе и в США.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП

К августу 1914 г. Россия имела 263 военных самолета. В ходе Первой мировой войны (1914-1918 гг.) авиация превращается в одно из самых мобильных средств разведки, новое средство огневого поражения - огневого поражения с воздуха. Зарождается и новое понятие оперативного искусства - борьба за господство в воздухе. Она первоначально велась в основном путем ведения воздушных боев. Ее творцами стали российские летчики Петр Нестеров и Евграф Крутень. Нестеров и погиб в воздушном бою, применив в нем опять-таки впервые в мире воздушный таран для уничтожения вражеского самолета-разведчика.

К февралю 1917 г. военная авиация России была самостоятельным родом войск, включавшим в себя разведывательную (РА, 45,3%), истребительную (ИА, 40,1%), бомбардировочную (БА, 14,6%) авиацию. Ее боевой состав насчитывал 1039 самолетов. Воздушное пространство превратилось в третью географическую сферу вооруженной борьбы.

В кампаниях Первой мировой были очерчены контуры двух основных принципов управления военной авиацией в боях, сражениях, операциях Сухопутных войск: централизованное - под непосредственным управлением авиационного командующего (впоследствии - главнокомандующего ВВС); децентрализованное - под непосредственным управлением командира (командующего) Сухопутных войск. В русской армии тогда верх одержало централизованное управление военной авиацией (ВВС) как самое эффективное. Об этом свидетельствует выход в свет в 1916 г. "Наставления по применению авиации в войне". В нем указывалось, что "...успех борьбы за господство в воздухе требует сосредоточения на важных участках фронта самолетов-истребителей боевые группы под общим начальством..."

УРОКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Принцип централизованного управления военной авиацией России в ее 90-летней истории стал господствующим. Исключением являются предвоенные годы и первый год Великой Отечественной войны (до 5 мая 1942 г.), когда ВВС Красной Армии были раздроблены, так сказать, "розданы по дворам": и в распоряжение командующих военных округов, и командармов, и командиров армейских корпусов.

Подобная "сверхдецентрализация" закончилось, как известно, трагично: немецко-фашистские люфтваффе, имея жесточайшую централизацию управления, воплощенную в создании воздушных флотов, подчиненных непосредственно министру авиации рейхсмаршалу Герману Герингу, за 18 суток начального периода войны нанесли советским ВВС тяжелейший урон: было уничтожено 72% наших боевых самолетов из состава приграничных военных округов, враг завоевал господство в воздухе на основных стратегических направлениях Восточного фронта, что открыло дорогу для стремительного наступления сухопутных войск вермахта.

Учитывая горький опыт первого периода противоборства СССР с гитлеровской Германией и ее сателлитами, Ставка Верховного главнокомандования 5 мая 1942 г. ввела централизованное управление объединениями ВВС РККА, вновь сформировав воздушные армии на базе ВВС военных округов, ВВС общевойсковых армий и авиации корпусов (к осени 1942 г. имелось 13 воздушных армий). Это сыграло важную роль в завоевании к лету 1943 г. стратегического господства в воздухе советской авиацией, которое она удерживала до победоносного завершения войны.

Кстати, вопреки поучительному уроку первого года Великой Отечественной Министерство обороны СССР в январе 1980 г. приняло решение о децентрализации управления объединениями фронтовой авиации (ФА). Вместо воздушных армий (ВА) были образованы ВВС военных округов, которые подчинялись непосредственно только командующим войсками ВО. Децентрализация управления дошла до того, что главкому Военно-воздушных сил требовалось специальное разрешение для того, чтобы решить те или иные вопросы в ВВС ВО.

Понадобилось восемь лет упорной борьбы для восстановления летом 1988 г. централизованного управления ВВС - проверенного опытом войн самого эффективного принципа управления военно-воздушными силами, особенно современными ВВС России, которые в десятки раз уступают в численности советским ВВС (в 1988 г. последние имели 13 835 самолетов, в 1991 г. - 11 327). С учетом этого от Военно-воздушных сил РФ требуется высокая маневренность для оперативной переброски их частей и соединений с одного направления на другое, что максимально возможно только при централизованном управлении. Его надо укреплять и совершенствовать.

НЕСМОТРЯ НА РАЗРУХУ

Возвращаясь к истории развития отечественной военной авиации, следует акцентировать внимание еще на ряде важных событий.

26 декабря 1917 г. учреждается Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом республики, который в последующем стал называться Рабоче-Крестьянским воздушным флотом (РКК ВФ), а с апреля 1924 г. - Военно-воздушными силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВВС РККА).

После завершения Гражданской войны, несмотря на тяжелейшее экономическое положение страны, советское правительство предприняло все возможные меры по восстановлению немногих предприятий авиационной промышленности царской России и по их развитию. Свидетельством этому служит много фактов, из которых назовем только некоторые: организуется Главное управление объединенных авиационных заводов; создаются авиационные КБ Андрея Туполева, Николая Поликарпова, Дмитрия Григоровича; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ, декабрь 1919 г.) и Научно-испытательный институт.

Уже в 1923 г. появляется первый советский истребитель И-1, сконструированный Поликарповым. В 1924 г. начинаются летные испытания истребителя И-2 Григоровича, в 1926 г. машина принимается на вооружение. Коллектив Туполева в 1925 г. выдает Р-3 (АНТ-3) - разведчик, легкий бомбардировщик и штурмовик и ТБ-1 (АНТ-4) - тяжелый бомбардировщик. Именно на этих самолетах советские летчики совершают первые дальние перелеты по маршрутам: Москва-Токио-Москва (1927 г., АНТ-3); Москва - Нью-Йорк (1929 г., АНТ-4).

ВЫШЕ, ДАЛЬШЕ, БЫСТРЕЕ

В 1930 г. в КБ Туполева рождается тяжелый бомбардировщик ТБ-3, а в 1935 г. - скоростной бомбардировщик СБ - для того времени один из лучших в мире.

18 августа 1933 г. в ознаменование 15-летия РККВФ организуется и проводится празднование Всесоюзного дня воздушного флота СССР, ставшего государственным праздником. В 1934 г. летчики Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Сигизмунд Леваневский, Анатолий Ляпиевский, Василий Молоков, Михаил Слепнев, участвовавшие в спасении челюскинцев, становятся первыми Героями Советского Союза.

18-20 июня 1937 г. Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков на самолете Ан-25 за 62 часа 16 минут совершают перелет из Москвы через Северный полюс в Америку, где производят посадку на аэродроме города Ванкувер, покрыв расстояние 8505 км. Не прошло и месяца как 12-14 июля 1937 г. Михаил Громов, Андрей Юмашев, Сергей Данилин на таком же самолете повторяют подвиг экипажа Чкалова, покрывая расстояние в 10 148 км.

В 1933-1938 гг. КБ Поликарпова создает истребители И-15 и И-16, прошедшие боевые испытания в ходе Гражданской войны в Испании, на Халхин-Голе, в финскую кампанию 1939-1940 гг., использовавшиеся в начальный период Великой Отечественной. В 1930-е гг. на вооружение ВВС РККА был принят дальний бомбардировщик ДБ-ЗФ (Ил-4), участвовавший в налетах на объекты глубокого тыла гитлеровской Германии, в том числе ее столицы - Берлина.

В 1941 г. авиапромышленность СССР приступила к серийному выпуску новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, фронтовых бомбардировщиков Пе-2, штурмовиков Ил-2.

ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ ПОБЕДЫ

Вторая мировая война (1939-1945 гг.) и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) начались с борьбы за завоевание господства в воздухе - основного условия успешного проведения операций сухопутных войск, ВМФ (ВМС) и ВВС, что особенно проявилось в войнах последнего десятилетия XX в.

Оказался пророческим эпиграф к проекту "Наставления по применению авиации на войне", вышедшей в Советской России в 1919 г. и гласящий: "В современной войне будет иметь перевес тот, кто господствует в воздухе".

Подтверждениями этому положению являются истории обычных войн XX столетия.

Как уже говорилось, люфтваффе с рассветом 22 июня 1941 г. атаковали 66 аэродромов четырех приграничных военных округов СССР, уничтожив 800 боевых советских самолетов на земле и одновременно еще 400 - в воздухе. Всего за 1,5-2 часа ВВС РККА лишились 1200 машин, и если перед началом войны количественное соотношение советской и немецко-фашистской авиации составляло 1,4:1 (7133-4950), то через 18 суток оно выглядело как 1:2 (1970-4000).

Только через два года, к лету 1943 г. (перед Курской битвой), советская авиация завоевала стратегическое господство в воздухе. За годы Великой Отечественной советские летчики (ВВС РККА, авиация ВМФ, ИА ПВО) уничтожили на земле (аэродромах) и в воздухе 49 976 немецко-фашистских самолетов. Это 95% от общих потерь люфтваффе на Восточном фронте (5% приходится на долю зенитной артиллерии). В ходе боевых действий против союзников СССР по антигитлеровской коалиции немецко-фашистская авиация в 1939-1945 гг. потеряла 23 895 самолетов.

УДАРНАЯ СИЛА

Важно подчеркнуть и то, что в ходе Великой Отечественной войны советские ВВС сыграли большую роль в успехе наземных операций. Это поддерживается такими вескими данными. На выполнение задач по авиационной поддержке войск (АПВ) ФА в годы войны затратила 46,52% (1 351 372), ДА - 40,45% (88 901) от общего количества самолето-вылетов.

Вот яркий пример эффективности АПВ.

Весной 1945 г. соединения 3-го Белорусского фронта должны были разгромить кенигсбергскую группировку вермахта и овладеть городом-крепостью Кенигсбергом. Здесь противник имел 130 000 солдат и офицеров, до 4000 орудий и минометов, более 100 танков и штурмовых орудий, 170 боевых самолетов. Город прикрывали 56 зенитных батарей (около 450 стволов ЗА). Вокруг Кенигсберга и внутри него гитлеровцы создали четыре оборонительные полосы.

Внутренняя полоса включала в себя 15 мощных старинных ("рыцарских") фортов, доты и дзоты с солидными гарнизонами. Артиллерия, танки и минометы 3-го Белорусского фронта оказались неспособными пробить брешь в таких мощных оборонительных укреплениях.

Тогда начальник Генерального штаба генерал Алексей Антонов возложил АПВ на дальнюю авиацию, приказав нанести днем массированный удар по фортам Кенигсберга. Подобную необычную для себя задачу ДА выполняла впервые в ходе войны.

7 апреля 1945 г. в установленное время (13 часов 10 минут) по заданным объектам 514 дальних бомбардировщиков при обеспечении 118 штурмовиков Ил-2 и фронтовых бомбардировщиков Пе-2, 232 истребителей совершили самый мощный за всю Великую Отечественную войну налет. На форты, доты и опорные пункты Кенигсберга было сброшено 3743 авиабомбы общим весом 550 тонн. Причем впервые применялись новые фугасные авиабомбы - ФАБ-5000. В результате длившейся около часа воздушной операции укрепления врага были разрушены. Войска 3-го Белорусского фронта, используя бреши, пробитые в обороне Кенигсберга, ворвались в город и овладели им.

Еще более мощный и более плотный, но уже ночной массированный авиаудар ДА нанесла в день начала Берлинской операции - 16 апреля 1945 г. В нем приняли участие 750 дальних бомбардировщиков.

Эти исторические примеры применения дальней авиации подтверждают вывод о том, что ДА была, есть и будет главной ударной силой отечественных ВВС. Между тем ее развитие было сложным, хотя и целеустремленным.

С поступлением на вооружение ВВС Красной Армии самолетов ТБ-1 (1929 г.) и ТБ-3 (1931 г.) формируются авиабригады тяжелобомбардировочной авиации (ТБА) ВС СССР, которые в 1939 г. сводятся в авиакорпуса ТБА, предназначенные для выполнения важных оперативных задач по плану ВГК. Январь 1936 г. ознаменовал собой создание в ВВС РККА первого авиационного объединения, вооруженного тяжелыми бомбардировщиками, - авиационной армии ВГК (АОН - армии особого назначения).

В 1938 г. в составе ВВС КА имелось еще три АОН, которые в октябре 1940 г. образуют Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования (ДБА ГК), состоящую из тяжелых бомбардировочных авиакорпусов (тбак).

Согласно постановлению ГКО # 1392 от 5 марта 1942 г. на базе ДВА рождается Авиация дальнего действия (АДД) с непосредственным ее подчинением Ставке ВГК. Со славной историей АДД связаны и нанесение мощных массированных авиационных ударов по объектам глубокого тыла противника, проведение успешных самостоятельных воздушных операций по планам Ставки ВГК с решительными целями.

Однако совершенно необоснованно АДД в 1944 г. была преобразована в 18-ю воздушную армию ВВС. В апреле 1946 г. эту ошибку исправили. Дальняя авиация стала ядром стратегических ядерных сил (СЯС) СССР, сосредоточив в своем боевом составе и самолеты-носители ядерных бомб, и МБР. С образованием в 1959 г. нового вида Вооруженных сил - Ракетных войск стратегического назначения - ДА приобретает статус авиации СЯС.

НОВАЯ ЭРА

В 1942 г. началась новая эра в развитии советских ВВС. Именно в этом году Герой Советского Союза Григорий Бахчиванжи поднял в небо первый реактивный самолет-истребитель. 18 августа 1948 г., в День Воздушного флота СССР, над аэродромом Тушино пятерка реактивных МиГов, ведущим которой был генерал (впоследствии маршал авиации) Евгений Савицкий впервые в мире продемонстрировала невиданный высший групповой пилотаж. Советская авиация в послевоенный период стремительно перевооружается на реактивные самолеты (фронтовые бомбардировщики Ил-28, дальние бомбардировщики Ту-16, истребители МиГ, Як и др.).

В 1958 г. в СССР появляется морская ракетоносная авиация (МРА). Первым авиасоединением МРА становится 2-я гвардейская Севастопольская минно-торпедная авиадивизия (Крым), машины которой получают только что созданные в СССР крылатые ракеты воздушного базирования (система "Комета", включавшая КРВБ КС с дальностью пуска 60-90 км). Системами КРВБ с большими дальностями пуска ракет и более совершенной аппаратурой самонаведения оснащается и дальняя авиация.

Говоря об этом, нельзя не сказать об уничтожении советской, по существу, бомбардировочной авиации (БА) в 1960-е гг. Никитой Хрущевым, первым секретарем ЦК КПСС. Произошел своеобразный разгром ВВС страны.

Современные ВВС России - качественно новый вид ее Вооруженных сил. Это обуславливается прежде всего тем, что в соответствии с указом президента РФ от 16 июля 1997 г. "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры" два вида ВС - Войска ПВО и ВВС - преобразованы к 1 января 1999 г. в вид ВС - Военно-воздушные силы. С этой поры за успех ведения военных действий в самой важной геофизической сфере Земли - воздушно-космическом пространстве - несет ответственность один "хозяин" - главнокомандующий ВВС России. Это очень важно и с точки зрения организации военных действий, и для эффективности применения сил и средств авиации и ПВО, и организации взаимодействия с силами (средствами) Сухопутных войск и Военно-морского флота.

Вторым важнейшим новым качеством современных Военно-воздушных сил России следует считать то, что они в своей основе становятся ракетоносными.

В самом деле. Основным оружием ИА являются высокоточные ракеты класса "воздух-воздух" с дальностью полета от двух десятков до нескольких десятков километров и с вероятностью поражения воздушных целей (ВЦ) около 0,6-0,7. Современные зенитно-ракетные комплексы ВВС способны уничтожать цели на дальностях до 150 км и высотах до 40 км. В перспективе эти возможности значительно возрастут.

С выполнением плана модернизации ДА она становится мощной ракетоносной авиацией, способной эффективно поражать высокоточными КРВБ с обычными боевыми частями морские подвижные объекты в океане (море) и стационарные объекты на суше с дальностей соответственно от нескольких сотен километров до нескольких тысяч километров, не подвергая в ряде случаев самолеты-носители КРВБ воздействию современных средств ПВО (ЗРК, ИА).

Об авторе: Валентин Григорьевич Рог - академик РАЕН и АВН, доктор военных наук, профессор, генерал-майор.

Независимая Газета © 1999-2000
Валентин Рог
05-08-2002



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки