Концепция разработана авторским коллективом под руководством
В.Ф.КУЛАКОВА, генерал-полковника, доктора военных наук,
В.И.ЛУТОВИНОВА, доктора философских наук,
А.С.СИНАЙСКОГО, доктора исторических наук, профессора
Рассмотрена и одобрена Координационным Советом при Президенте РФ
по воспитательной работе в Вооруженных Силах РФ, других войсках,
воинских формированиях и органах 6 марта 1998 г.
Данная концепция представляет собой современное понимание военно-патриотического
воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государственных
институтов в условиях реформирования общества, Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов.
Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности
основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие
компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству
у российской молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт
и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития
важнейших сфер нашей жизни.
Концепция представляет собой систематизированное и последовательное
изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания молодежи,
обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов,
направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой
деятельности в процессе взаимодействия ее субъектов — соответствующих министерств,
ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления.
Сущность этой деятельности определяется, с одной стороны, интересами и
требованиями военной и других, связанных с ней, видов государственной службы
к личности, с другой — интересами общества и самой личности, ее отношением
к проблемам, решаемым государственными институтами в целях укрепления обороноспособности
и безопасности страны.
Цель и задачи военно-патриотического воспитания
Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая,
целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов,
общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого
патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству,
готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей
по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания — развитие у молодежи гражданственности,
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности
к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в
процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы,
верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного
времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
— проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности
по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания
молодежи;
— утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России,
к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
— создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания,
обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству,
готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению
долга и служебных обязанностей;
— создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной
системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей
службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований
и органов.
Содержание военно-патриотического воспитания
В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных,
тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется
более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается
на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции
по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным
и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества
(любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение
конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности
его граждан и другие).
Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим
и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота
России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами,
установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное
решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты
Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного
состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов,
значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания
военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую
и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку
в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического
характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения
военной и других, связанных с ней видов государственной службы.
Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется
значительно большей конкретной и деятельностной направленностью.
Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое
понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству,
основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной
и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции
защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств,
свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей
в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству,
верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость,
самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания
молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные
ценности:
— гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность;
— общенациональность в государственном масштабе;
— приоритет общественно-государственных интересов над личными;
— лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей
политической системе;
— патриотизм, преданность своему Отечеству;
— преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
— самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
— гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
— социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям
норм морали и права.
Основополагающие принципы и направления их реализации
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания,
представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении
практической деятельности в этой сфере, выделяются:
научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного
наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность
и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных
категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения
эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей,
способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания
молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного
отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению
функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей,
идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни,
способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций
в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой
культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность
к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических
норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости
Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность
к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение
конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов
в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции
безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ,
других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества
и государства.
Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями
гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной
организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов,
требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и
культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития
нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни,
миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность
своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям,
испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность
к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного
и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству,
стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах
успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает:
мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной
самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на
достижение высоких результатов деятельности, способность результативно
и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать
конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального
роста.
Психологическое — формирование у молодежи высокой психологической
устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых
условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной
и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств,
необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения,
части. Оно включает:
изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских
и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного
поведения; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование
психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного
состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе
профессионального отбора и на основе его результатов.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые,
исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические
формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и
норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных
с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов
государственной службы и быта.
Важнейшими воинскими традициями, оказывающими набольшее воспитательное
воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени
и Военно-Морскому флагу; служение интересам народа, а не отдельным политическим
партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради
достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается
судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить
трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими
и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению
зарубежных стран и пленным.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены
в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными
и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического
воспитания.
Система военно-патриотического воспитания
Цель, задачи, содержание и принципы военно-патриотического воспитания
реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной
системы, включающей различные звенья, структуры, органы, все многообразие
путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.
Система военно-патриотической работы представляет собой установленные
или сложившиеся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех
ее уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими
органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике
комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание,
в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности
в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного
направления воспитания, ее функционирование и контроль за его эффективностью
и конечными результатами, является государство. Оно организует процесс
воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного и прежде всего
семейного воспитания, школы, при получении профессионального образования,
на уровне местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и
т.д. Военно-патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной
молодежной политики России на этапе переходного периода и на долговременную
перспективу.
Система военно-патриотического воспитания включает:
1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности
и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях,
в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений.
2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую
и осуществляемую госдарственными и общественными органами и организациями,
органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных
Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов,
правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами
других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта, Минздрава,
некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические
и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические,
военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, специальные
школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты
будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти,
поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).
3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно
работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций,
организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение
и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие
личности гражданина и защитника Отечества.
Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование
целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы
на три основные группы.
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом
содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные
и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются главным
образом в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений
(всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных
занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным,
на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы,
утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами,
воинами запаса и военно-служащими; совершенствование учебно-материальной
базы начального военного обучения и т.д.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического
воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной
направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических
занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление
подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы
и быта военно-служащих (военно-технические кружки, тактические учения,
тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным
видам спорта и т.п.).
Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического
воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных
форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании,
образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как
оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические
клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина,
офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые
другие. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия,
которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии
с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной
мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными
компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей
направленностью и специфическими задачами.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование
системы средств, которая включает три основных компонета: материально-технический,
образовательный и организационный.
К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории,
классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места
сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические
и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие,
макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие
средства массовой информации, произведения литературы и искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические
рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания,
по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию
любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по
выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности
и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих
в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе
и др.
Организационные средства патриотического воспитания — это весь
комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических
и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально
реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности
гражданина и патриота.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны,
дополняют друг дуга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия
субъектов и объектов этой деятельности способствует достижению ее главной
цели.
Основные направления и условия повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания
При определении основных направлений повышения эффективности системы
военно-патриотического воспитания необходимо: а) исходить из
наличия в российском обществе и его военной организации необходимых предпосылок,
огромного невостребованного еще потенциала воспитания, патриотизма, достойного
служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного
улучшения этой деятельности; б) обеспечить тесную взаимосвязь в процессе
воспитания различных, почти не связанных между собой, структур и органов
управления воспитательной работой.
Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных
и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных
и даже противодействующих факторов.
Наконец, руководители и организаторы воспитательной работы должны иметь
все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного
использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях
достижения ее конечного результата. В соответствии с этим можно выделить
следующие основные направления и условия:
Информационно-разъяснительное обеспечение — утверждение патриотизма,
конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве
важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи
с интересами государства и общества; активное использование в этих целях
средств массовой информации, особенно военно-периодической печати, преодоление
при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана.
Научно-теоретическое обеспечение — значительная активизация
исследований в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, использование
результатов разработок в практической деятельности с целью ее коренного
улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и
обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него
культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших
достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной
мысли.
Педагогическое и методическое обеспечение — фундаментальная разработка
комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению
военно-патриотической работы в ее различных формах, использование всего
многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или
иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического
воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту
сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного
опыта.
Обеспечение взаимодействия субъектов Федерации и их структур
в системе военно-патриотического воспитания — повышение эффективности этой
системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на
уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и
межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи
гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству.
Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию
молодежи в регионах Российской Федерации.
Организационные мероприятия — формирование специальных структур
как ведомственных, так и особенно межведомственных для осуществления мер
по активизации данного направления воспитания на всех уровнях этой деятельности
в Российской Федерации с учетом обеспечения координации и взаимодействия
между ее субъектами на принципах взаимозаинтересованного сотрудничества.
Повышение уровня организации, улучшение функционирования как отдельных
элементов системы, так и всей системы в целом. Обеспечение ее взаимосвязи
и взаимодействия с системой образования, культуры, СМИ, военной организацией
общества, другими элементами его государственной структуры и социальными
институтами. Создание системы управления процессом воспитания в целях формирования
и реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединение усилий
различных организаций, министерств и ведомств, а также оказание им помощи
и поддержки.
Кадровое обеспечение — организация системы подготовки специалистов,
способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи воспитания
у молодежи высокого патриотизма, готовности к достойному служению Отечест-ву.
Этот процесс мог бы включать не только базовое обучение руководителей и
организаторов воспитательной работы среди различных категорий молодежи,
но и их предварительный подбор, переподготовку и систему повышения квалификации.
Реализация этих направлений и создание необходимых условий предполагает
в качестве одного из первых шагов поиск и разработку принципиально новых
подходов, внедрение которых способствовало бы созданию качественно иных
основ воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству.
В более конкретном плане речь идет о необходимости принятия на вооружение
новой концепции военно-патриотического воспитания и долговременной комплексной
целевой Программы, ориентированной на практическую реализацию основных
положений этой концепции.
Заключение
Данная концепция не претендует на полное и всестороннее решение вопросов,
которые в ней представлены. Она ориентирована на переоценку и пересмотр
ряда традиционных представлений, определений в одном из важнейших направлений
воспитания и, следовательно, на создание условий для перемен в организации,
формах и методах практической деятельности соответствующих социальных и
государственных институтов, включая Вооруженные Силы РФ, другие войска,
воинские формирования и органы.
При разработке концепции был использован ценный отечественный и зарубежный
опыт в развитии у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к
достойному служению Отечеству. Концепция имеет открытый характер, основывается
на демократических началах и доступна для участия в ее совершенствовании
и развитии различных научных и учебных заведений, общественных движений
и объединений, регионов с собственными инициативами и проектами.
Реализация теоретических предложений и практических рекомендаций, изложенных
в концепции, являющихся основой для решения важнейших задач воспитания
молодежи, улучшения ее качественных характеристик, повышения уровня ее
готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни
общества и его военной организации в интересах их успешного реформирования
и укрепления, предполагает сосредоточение огромных усилий на всех уровнях
и направлениях этой деятельности.
Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие
каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось
гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными
институтами, макро- и микроусловиями, факторами. Только в этом случае можно
рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского
общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый
период их развития трудно переоценить.
|