Как мы уже сообщали, в Штабе по координации военного сотрудничества с государствами — участниками СНГ прошла рабочая встреча с белорусской военной делегацией, которую возглавлял помощник министра обороны РБ по вопросам военной политики генерал-майор Юрий Портнов. По итогам встречи он дал эксклюзивное интервью «Красной звезде».
Владимир Мохов: - Целью вашего приезда было изучение законодательств России и Белоруссии в области военной службы, социальной защиты военнослужащих и подготовка предложений по их сближению и унификации. Что в этом плане удалось?
Юрий Портнов: - Сразу хочу пояснить, что это плановая рабочая встреча в рамках реализации тех решений, которые приняла Совместная коллегия министерств обороны Белоруссии и России. Среди них и необходимость унификации и сближения законодательств в области обороны, военного строительства и социальной защиты военнослужащих.
Десять лет прошло после распада СССР. Все эти годы наши страны развивались самостоятельно, идя по пути строительства собственной государственности. Создавались и оформлялись в нормативно-правовом плане все необходимые государственные институты. Соответственно в области формирования национальных вооруженных сил и их функционирования создавалась своя нормативно-правовая база. Основой ее были национальные конституции, концепции национальной безопасности и военные доктрины наших государств.
Буквально за последние два года в Российской Федерации принято много концептуальных документов, определяющих и военное строительство, и формы применения ВС, и специфику деятельности такого института, как армия. У нас аналогичные нормативно-правовые документы приняты были гораздо раньше, на этапе формирования белорусской государственности. Прошел определенный промежуток времени, некоторые проблемы потеряли былую актуальность. Поэтому всю юридическую базу необходимо было привести в соответствие с современным видением тех геополитических и геостратегических реалий, которые существуют в настоящее время.
В.М.: - В чем, например?
Ю.П.: - Во-первых, в Белоруссии изменилось само государственное устройство. Если раньше у нас во главе государства стоял Верховный Совет, то теперь президент. Во-вторых, за этот период с территории республики выведены все российские воинские формирования. Россия выполнила свои обязательства по договорам о сокращении наступательных вооружений, ликвидации ракет средней и меньшей дальности. С нашей территории выведены все ядерное оружие и средства его доставки. В-третьих, хотим мы или нет, но надо признать, что интеграционные процессы в Европе развиваются, и развиваются, может быть, не по тому сценарию, по какому бы мы хотели. НАТО расширяется, и уже де-факто инфраструктура этого блока вплотную приблизилась к границам Республики Беларусь и соответственно к границам России (имеется в виду Калининградская область). С принятием в НАТО Чехии, Венгрии, Польши, с учетом неоднозначной позиции прибалтийских государств можно говорить о том, что сегодня ситуация развивается не в интересах обеспечения безопасности на Европейском континенте.
Но самое главное, за последние четыре года произошли кардинальные изменения в интеграционных процессах между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. От сообщества мы пришли к договоренности о создании Союзного государства. И сегодня мы не должны разрабатывать и выступать с законодательной инициативой принятия тех или других нормативно-правовых актов, которые шли бы вразрез с политическими решениями, принятыми в рамках формирования Союзного государства. Они на сегодняшний момент должны быть унифицированы как между собой (имеется в виду государственная нормативно-правовая база), так и в рамках создаваемого Союза под тот нормативно-правовой акт, который оформит окончательно его создание. Будет ли это конституция, конституционный акт или какой-то другой документ, в любом случае он концептуально определит и государственную принадлежность, и государственное устройство нового образования, к которому мы стремимся.
В.М.: - Насколько сейчас велика разница между нашими законодательствами в военной области?
Ю.П.: - Разница не может быть большой, потому что функциональные задачи такого государственного института, как вооруженные силы, однотипны. Естественно, они разнятся по масштабам, временным показателям, нормативно-правовому структурному оформлению. Но по большому счету даже названия концептуальных документов, которые принимаются в области вооруженной защиты в Белоруссии и России, тоже очень схожи. Это и концепции национальной безопасности (их военный аспект), и военные доктрины, и законы об обороне, о вооруженных силах, о статусе военнослужащих и т.д. Сегодня по одним аспектам Россия ушла вперед, по другим несколько выдвинулись мы. Потому и цель нашей рабочей встречи состояла в том, чтобы определиться, на каком уровне находятся наши законодательства в области обороны, провести их экспертную оценку и выработать согласованную концептуальную линию по их модернизации, унификации и сближению.
В.М.: - На какой стадии находится работа над единой военной доктриной Союзного государства?
Ю.П.: - Военная доктрина нового государственного образования, которым будет Союз Белоруссии и России, разрабатывается в очень непростой обстановке. Я имею в виду документальное оформление, так как у нас еще нет конституционного акта Союзного государства, основополагающей нормативно-правовой базы, которая конкретизирует его функционирование в сфере защиты своих интересов. Но мы приступили к работе над этим документом, согласовали его структуру. Кстати, структура эта практически не отличается от национальных военных доктрин, она также имеет и военно-политические, и военно-экономические, и собственно военные аспекты. Мы согласовали методологию разработки единой военной доктрины и сейчас приступили к содержательному наполнению ее разделов, максимально приближая проект этого документа к военным доктринам России и Белоруссии.
В.М.: - Чем будет характерен наступивший 2001 год в плане нашей военной интеграции?
Ю.П.: - Думаю, он не будет серьезно отличаться от предыдущих лет. Работа в этом направлении идет планово, строго в рамках договора о военном сотрудничестве и обеспечении региональной безопасности, в рамках совместной концепции оборонной политики. Ежегодно мы принимаем план двустороннего военного и военно-технического сотрудничества, который детализируется Совместной коллегией министерств обороны двух государств.
В.М.: - Будет ли каким-то образом оформляться далее региональная группировка войск на западном направлении?
Ю.П.: - Региональная группировка уже оформлена. Концептуальная база под ее создание и функционирование утверждена главами государств, Высшим государственным советом Союзного государства. Сейчас идет процесс детализации, определения нормативно-правовой базы по ее функционированию в мирное и военное время. Всякий раз, когда меня спрашивают, где и как можно увидеть эту региональную группировку, я отвечаю: вы ее увидите, когда будет реальная военная угроза для Союза Белоруссии и России.
В.М.: - В прессе, особенно российской, по-прежнему много ерничанья в отношении будущего Союзного государства...
Ю.П.: - Могу в связи с этим высказать личную точку зрения как гражданина будущего Союзного государства: государству этому быть! Альтернативы ему просто нет.
НАШ АДРЕС:
redstar@mail.cnt.ru
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства
2 февраля 2001 года
Беседу вел Владимир МОХОВ,
«Красная звезда».
|