Основные факторы, определяющие военно-техническую политику России
накануне XXI века
Вооруженные силы государства, как известно, существуют не сами по себе. Они являются инструментом для реализации его внешней и в определенной степени внутренней политики. Основным гарантом защиты тех национальных интересов, которые связаны с обеспечением самого существования и возможности прогрессивного развития государства и общества. Именно это обстоятельство является ключевым при комплексном подходе к определению долгосрочных задач, основных направлений реформирования и строительства Вооруженных Сил России и развития их системы вооружения.
Вместе с тем у средств вооруженной борьбы есть и свои, «собственные» закономерности научно-технического и технологического развития. С одной стороны, они обусловливаются общими закономерностями научно-технического прогресса, характеризующегося трансформацией индустриально-базовой экономики развитых стран мира в информационно-базовую. С другой - высокой стоимостью современных военных исследований и разработок.
Таким образом, при определении основных направлений развития вооружения и военной техники (ВВТ) и технического оснащения Вооруженных Сил России в начале XXI века учитываются:
- возможные риски военно-политического, военно-экономического и военно-технического характера, связанные с существованием дестабилизирующих внешних и внутренних факторов (включая возможную неадекватность реакций со стороны других государств и военно-политических союзов на принимаемые Россией меры по защите своих национальных интересов);
- роль военно-силовых факторов в обеспечении защиты национальных интересов России в условиях дальнейшего обострения глобальной конкуренции стран (в том числе вследствие противоречивости современных тенденций трансформации и развития всей системы международных отношений);
- состояние, направления и перспективы развития ВВТ, строительства и применения ВС тех государств (военно-политических союзов), которые определяют основные мировые тенденции в развитии военного дела и/или интересы которых могут входить в существенные противоречия с национальными интересами России (последнее играет решающую роль при определении основных задач российского государства и его ВС, требований к их системе вооружения и основных направлений ее развития);
- реальное состояние технического оснащения и обеспечения ВС России и их способность выполнить поставленные задачи по обеспечению обороны и безопасности страны в рассматриваемой перспективе («недостаточность» боевых возможностей ВС является основным фактором, влияющим на направленность политики государства в области военного строительства);
- финансово-экономические возможности государства по использованию и развитию национальной технологической базы в интересах укрепления обороны и безопасности страны (как с точки зрения повышения эффективности системы вооружения и боевой мощи ВС в целом, так и с целью снижения их ресурсных потребностей в мирное и военное время).
Кроме того, учитывается и фактор времени. Точнее, тот цейтнот, в который попали ВС и оборонный промышленный комплекс России в начале 90-х годов вследствие обвального сокращения расходов на разработку, производство, эксплуатацию и ремонт ВВТ.
Военные аспекты угроз национальной безопасности России
Национальная безопасность России обеспечивается надежной защищенностью ее граждан («личности»), общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно военные аспекты угроз национальной безопасности России также носят как внутренний, так и внешний характер.
Основные внутренние угрозы военной (оборонной) безопасности России обусловлены долгосрочными последствиями общественно-политического и социально-экономического кризиса в стране и характеризуются:
- обострением межнациональных отношений, региональным сепаратизмом и религиозным экстремизмом, создающими благоприятные условия для возникновения внутренних вооруженных конфликтов;
- существенным снижением внутреннего валового продукта, что принципиально ограничивает возможности государства по финансированию своих оборонных потребностей, в том числе в области развития ВВТ, технического оснащения и обеспечения Вооруженных Сил;
- значительным ослаблением научно-технического, технологического и интеллектуального потенциала и усилением внешней технологической зависимости страны, подрывающими оборонную безопасность государства.
Кроме того, к внутренним источникам угроз оборонной безопасности России относятся и вынужденное затягивание процесса реформирования ее военной организации (включая оборонный промышленный комплекс), а также несовершенство действующей в стране нормативно-правовой базы.
Основные внешние угрозы оборонной безопасности России, обусловливающие ослабление ее позиций на мировой арене и представляющие угрозу суверенитету и территориальной целостности страны, характеризуются:
- развитием негативных тенденций в трансформации всей системы международных отношений (особенно в части снижения эффективности существующих механизмов обеспечения международного мира и безопасности вследствие стремления США и НАТО к военно-силовому решению ключевых проблем мировой политики в обход ООН и ОБСЕ);
- укреплением недружественных России и ее союзникам военно-политических блоков и союзов и расширением их сфер влияния и «зон ответственности» при одновременном усилении центробежных процессов в СНГ;
- возникновением и эскалацией военных конфликтов вблизи государственной границы России и внешних границ СНГ;
- резкой эскалацией масштабов международного терроризма против России и ее союзников, в том числе с возможным использованием ОМП;
- увеличением военно-технологического отрыва ведущих держав и наращиванием их возможностей по созданию ВВТ новых поколений, что ведет к качественно новому этапу гонки вооружений и существенному изменению содержания, форм и способов ведения военных действий;
- существованием территориальных претензий к России со стороны сопредельных государств.
Наиболее полно и наглядно значимость данных угроз для национальной безопасности России проявилась в ходе расширения НАТО на Восток и их агрессии против Югославии, а также событий на Северном Кавказе.
В этой связи следует особо остановиться на последней войне на Балканах, так как она во многих отношениях стала значимой.
С военно-политической точки зрения эта война ознаменовала собой, по существу, начало новой эпохи не только в военной, но и во всеобщей истории. Эпохи открытого военно-силового диктата США по отношению к другим странам, в том числе к своим союзникам (именно в этом контексте просматривается и «глобализация» НАТО своей зоны ответственности).
Появление этой эпохи - не случайный зигзаг истории, а одна из основных закономерностей конца XX - начала XXI века. При относительно небольшой удельной численности населения (порядка 2,5%) США потребляют до 40% добываемых в мире природных ископаемых, импортируя при этом около половины нефти, за счет которой на 40% удовлетворяют свои базовые потребности в энергии. Поэтому по мере возрастания зависимости своего экономического благополучия от доступа к мировым рынкам и запасам природных ресурсов военно-силовая компонента политики США будет систематически усиливаться. В том числе и по отношению к России - в силу специфики ее геополитического положения.
С военно-стратегической точки зрения ВС США и НАТО в результате 78-суточной воздушно-морской наступательной кампании удалось достигнуть фактически беспрецедентных результатов. Впервые была практически подтверждена принципиальная возможность реализации концепции «воздушной войны», выдвинутой итальянским военным теоретиком дивизионным генералом Дуэ еще в 20-е годы нашего столетия. Согласно этой концепции, для принуждения противника к капитуляции достаточно разрушить важнейшие военные, государственные и экономические объекты на его территории путем нанесения по ним массированных авиационных ударов. Однако до появления современных военных технологий ни в одной из войн прошлого без проведения широкомасштабных наземных военных действий и захвата значительной части территории победить противника не удавалось.
С военно-технической точки зрения эта война стала полномасштабным прообразом нового, так называемого «бесконтактного» вида войн (их можно назвать еще информационно-технологическими, или «виртуальными»), что означает начало нового этапа революции в военном деле.
Необходимо особо отметить, что подобный вид войн появился не вдруг, а во многом в результате целенаправленного и планомерного развития США тех программ «звездных войн», которые начали разрабатываться ими в начале 80-х годов в рамках стратегической оборонной инициативы (СОИ).
Характерные черты таких войн - подавляющее военно-техническое и информационное превосходство нападающей стороны, сводящее ее риск понести ощутимые людские и материальные потери от возможных ответных действий противника до приемлемого для себя минимума. Массированное применение нападающей стороной дистанционно-пилотируемых и роботизированных летательных аппаратов и дальнобойного высокоточного оружия (преимущественно воздушного и морского базирования), особенно на этапе завоевания абсолютного господства в информационной и воздушно-космической сферах. Систематическое и избирательное поражение важнейших объектов военного, военно-экономического и экономического потенциалов, а также вывод из строя систем обеспечения жизнедеятельности населения на всей территории противника для принуждения его к капитуляции.
Очевидно, что по мере возрастания информационно-технологического отрыва США и других высокоразвитых государств их возможности по ведению подобных войн в отношении других стран будут возрастать. При этом значимость имеющегося у этих стран ядерного оружия в качестве их фактора стратегического сдерживания будет определяться уже не только и даже не столько самим фактом его наличия. Большое значение будет иметь уровень информационно-технологического развития обеспечивающих и оборонительных систем, гарантирующих возможность эффективного применения этими странами ядерного оружия в критических для них ситуациях.
Данный вывод в полной мере относится и к России. Поэтому поддержание возможностей по адекватному реагированию на возможные вызовы и угрозы настоящего и будущего при рациональных затратах на национальную оборону является для государства важнейшим направлением его деятельности по обеспечению военной безопасности России. В первую очередь на те вызовы и угрозы, которые обусловлены началом нового этапа революции в военном деле.
Основные особенности нового этапа революции в военном деле
Очередной этап революции в военном деле стал возможным вследствие разработки и широкого использования США и другими высокоразвитыми в военном отношении странами новых «прорывных» технологий военного и двойного назначения для развития ВВТ, совершенствования организационных структур, форм и способов боевого применения войск (сил).
«Революции» в военном деле стоят дорого. Поэтому до последнего времени США и другие высокоразвитые страны использовали наиболее экономичный, эволюционный путь развития систем ВВТ и строительства ВС.
К примеру, именно этим путем США, во многом определяющие общемировые тенденции развития средств и способов ведения вооруженной борьбы, смогли достигнуть к концу 80-х годов «кумулятивного» накопления боевых возможностей своих ВС. Для этого ими был использован интегральный эффект от обеспечения технической возможности оперативного (применительно к конкретным боевым задачам) функционального объединения в реальном масштабе времени широко рассредоточенных разнородных сил и средств различного базирования в общем контуре боевого управления. В связи со значительным технологическим отрывом в сфере информационного обеспечения боевых действий это дало ВС США существенное военно-техническое превосходство над армиями других стран даже при наличии у них ВВТ с сопоставимыми ТТХ. Что и было продемонстрировано США сначала в войне против Ирака, а затем в более полной мере - против Югославии.
В ближайшие годы можно ожидать еще более кардинальных преобразований и повышения возможностей всех военно-силовых компонентов системы национальной безопасности США. В первую очередь - за счет увеличения степени их интеграции, а также информационно-технологического отрыва от других стран на основе освоения новых «интеллектуальных» и нанотехнологий, а также космоса, ставшего наиболее приоритетной сферой военных действий. Причем дальнейшее освоение космоса непосредственно связывается с созданием национальной системы ПРО США. Несмотря на то, что тем самым подрываются сами основы двустороннего и многостороннего договорного процесса по сокращению стратегических ядерных вооружений.
В области развития неядерных вооружений наивысший приоритет отдается разработке систем, средств и способов защиты государственных, военных и коммерческих информационных систем, ставших в современных условиях ключевыми компонентами экономики и инфраструктуры США.
Основные приоритеты в области создания перспективных средств поражения отдаются оружию направленной и электромагнитной энергии, кибер-оружию, малозаметным непилотируемым боевым платформам, предназначенным для ведения всепогодной разведки и скрытного применения различных видов высокоточного (преимущественно дальнобойного) оружия.
Одновременно осуществляются мероприятия по дальнейшему повышению возможностей войск (сил) общего назначения ВС США по ведению информационных, специальных и воздушно-морских десантных операций в удаленных регионах мира, а также операций в условиях крупных городов.
Аналогичные тенденции развития ВВТ характерны и для других военных держав, что позволит им уже в ближайшем будущем существенно нарастить боевой потенциал своих ВС, в том числе по обнаружению, идентификации, сопровождению и одновременному поражению гораздо большего количества целей на поле боя и в глубине обороны противника.
Таким образом, главная особенность нового этапа революции в военном деле заключается в резком повышении эффективности традиционных и появлении принципиально новых видов неядерных вооружений, в том числе на новых физических принципах. В результате их роль в общей системе межгосударственных отношений, как показали те же балканские события, по своей значимости начала приближаться к роли ядерного оружия.
Основные задачи и проблемы военно-технической политики России
Россия по своему геополитическому и геостратегическому положению является крупнейшей евроазиатской державой, что исторически обязывает ее иметь достаточную военную мощь для защиты национальных интересов.
Главную роль в обеспечении военной безопасности России играют ее Вооруженные Силы, призванные обеспечить сдерживание в интересах предотвращения ядерной и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также выполнение союзнических обязательств российского государства.
Для выполнения указанных задач ВС России должны быть способны:
- гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба ядерным оружием любому государству-агрессору либо коалиции государств в любых условиях обстановки;
- обеспечить боевым составом мирного времени: надежную защиту страны от воздушно-космического нападения и решение совместно с другими войсками задач по отражению агрессии в локальной войне; развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне; осуществление Россией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.
В настоящее время в результате почти десятилетней «паузы» в техническом оснащении ВС России, несмотря на их высокую обеспеченность ВВТ, по совокупной доле современных образцов оружия и техники заметно уступают армиям передовых стран мира. В том числе в области систем и средств информационного обеспечения жизнедеятельности и, главное, боевого применения войск (сил). Последнее обстоятельство, в частности, крайне осложняет условия применения высокоточного оружия, ставшего основным средством поражения важнейших объектов на поле боя и в тылу противника. К тому же и по степени насыщения войск (сил) таким оружием Россия заметно отстает от Запада.
Имеющееся превосходство Запада по степени информатизации и насыщения войск (сил) высокоточным оружием имеет достаточно определенные временные рамки. Они обусловлены в первую очередь сроками технического и, что в настоящее время приобретает особое значение, морального устаревания ВВТ, а также возможностями модернизации образцов с целью приближения их ТТХ к уровню современных требований.
В годы «холодной войны» создание качественно новых образцов и систем ВВТ, радикально меняющих сам характер вооруженной борьбы, осуществлялось примерно каждые 5-10 лет (достаточно вспомнить хотя бы появление основных систем ракетно-ядерного оружия, в том числе с разводящимися головными частями, крылатых ракет, самолетов-невидимок F-117 и В-2). При этом средние темпы перевооружения ведущих армий мира на ВВТ нового поколения составляли до 4-5% в год. А само это ВВТ, как правило, не только существенно (на 30-50% и более) превосходило по аналогичным показателям образцы и системы предшествующего поколения, но и обладало по сравнению с ними качественно новыми свойствами. В результате менее чем за десятилетие ВВТ нового поколения становилось не просто основой боевого потенциала ВС. Оно давало войскам (силам) возможность не только более успешно решать традиционные задачи, но и обеспечивало выполнение ими принципиально новых боевых задач.
Подобная картина наблюдалась и после окончания «холодной войны»: США и НАТО постарались максимально использовать в этих целях и договорные сокращения обычных ВС и вооружений «от Атлантики до Урала», и самороспуск Варшавского Договора, и распад СССР. Причем в тот период США, например, считали, что по отношению к России им достаточно иметь общий технологический разрыв в 5 лет. Почему и не предполагали ограничивать экспорт в Россию технологий гражданского и двойного применения с этим и большим сроком «давности». Тем более что на освоение этих технологий также требовалось дополнительное время, измеряемое годами.
В настоящее время возможности российского государства по интенсификации наращивания объемов военного производства и темпов перевооружения войск (сил) ограничиваются не только по финансово-экономическим причинам. Немаловажное значение имеют и внешнеполитические факторы: резкое форсирование Россией этого процесса может быть воспринято другими странами как ее милитаризация.
Однако следует учитывать, что мир находится еще только на начальной стадии очередной революции в военном деле, поэтому основные виды имеющихся у России стратегических и обычных вооружений еще рано списывать со счетов. Другое дело, что при их модернизации и разработке новых образцов необходимо использовать самые новейшие технологии, чтобы эти вооружения были достаточно эффективными еще в течение, как минимум, одного-полутора десятилетий.
Необходимый для решения этой задачи задел у России имеется. Сохранена также и ее военно-техническая и военно-промышленная независимость в области разработки и производства не только стратегических, но и основных видов обычных вооружений. О последнем свидетельствуют, в частности, поставки российского ВВТ в другие страны, а также международные и отечественные оружейные выставки, на которых были представлены некоторые из наших новейших разработок. Осуществляются и другие формы военно-технического сотрудничества с различными странами, включая модернизацию ранних и разработку новых образцов и систем оружия на кооперационной основе с зарубежными государствами. Так что в области разработки и производства целого ряда основных видов обычных вооружений, разрешенных к экспорту, Россия еще вполне конкурентоспособна.
Теперь об оружии на новых физических принципах (НФП), появление которого, особенно на стратегическом и оперативном уровне, означает очередной качественный скачок в изменении содержания и развитии форм и способов вооруженной борьбы. Кроме того, сочетание стратегических систем ядерного оружия и оружия на НФП коренным образом меняет даже само представление о возможности установления устойчивого паритета между отдельными военными державами и военно-политическими союзами в области этих вооружений, особенно в условиях многополярного мира.
Создание оружия на НФП под силу только при наличии соответствующего научно-технологического и экономического потенциалов. Поэтому государства, овладевшие технологиями создания такого оружия, постараются не только исключить саму возможность его попадания к различным экстремистским режимам и организациям, но и ограничить доступ к нему других стран (как это делается, например, в настоящее время в отношении ядерного оружия и ракетно-космических технологий). Вследствие этого у России в обозримой исторической перспективе существует единственная возможность стать полноправным обладателем новых видов оружия: создать их самостоятельно. Необходимый для этого научно-технический и технологический задел, а также вполне работоспособные научные и производственные коллективы в стране имеются. При этом даже по сегодняшним меркам требуются достаточно скромные средства, чтобы Россия уже в ближайшие годы могла продемонстрировать опытные образцы новых видов оружия сдерживания. В том числе и для того, чтобы показать, например, всю бесперспективность создания США национальной системы ПРО для нейтрализации стратегического ядерного потенциала России.
Таким образом, несмотря на все катаклизмы прошедшего десятилетия, у России есть еще вполне достаточный «запас прочности», позволяющий рассчитывать на возможность оснащения ее ВС новым ВВТ по мере выхода страны из экономического кризиса. Однако необходимо иметь в виду, что любой запас прочности, как известно, не безграничен и должен если не постоянно, то хотя бы периодически поддерживаться.
В этой связи можно отметить, что надежды на возможность завершения перспективных разработок и сохранения до «лучших времен» оборонного промышленного комплекса страны исключительно за счет экспортных поставок являются весьма призрачными. Никаких скидок России на мировом рынке оружия в связи с ее тяжелым финансово-экономическим положением, как показывает практика, не будет.
В целом на данный момент общая ситуация такова, что в ближайшие годы Россия не сможет поддерживать военно-стратегический и военно-технический паритет с ведущими военными державами Запада на «симметричной» основе, особенно в области неядерных вооружений. Кроме того, при планируемых объемах бюджетных ассигнований на развитие ВВТ в ближайшее десятилетие не представляется возможным обеспечить целостность и полномасштабное развитие всех компонентов системы вооружения ВС.
Таким образом, необходим поиск рационального сочетания эволюционного и «революционного» путей и наиболее эффективных асимметричных направлений развития ВВТ и технического оснащения ВС России.
Главная цель, основные задачи и общие принципы военно-технической политики России в начале XXI века
Главная цель современной военно-технической политики государства заключается в оснащении ВС России приоритетными средствами вооруженной борьбы и поддержании в боеготовом состоянии (готовности к применению) тех существующих систем вооружений, которые в начале XXI века обеспечат возможность выполнения Вооруженными Силами поставленных задач.
Для достижения этой цели в рамках разрабатываемой Государственной программы вооружения на 2001-2010 годы и при формировании текущих государственных оборонных заказов необходимо:
- обеспечить на основе рационального использования выделяемых минимальных ассигнований оптимальное сочетание затрат на поддержание в боеготовом состоянии существующих систем стратегических и обычных вооружений, разработку, модернизацию и ограниченное производство важнейших образцов оперативно-тактических вооружений, необходимых для поддержания боеспособности соединений и частей постоянной готовности сил общего назначения ВС и других войск Российской Федерации;
- обеспечить эффективное использование и наращивание имеющегося научно-технического задела в области «прорывных» технологий с целью ускорения разработки перспективных образцов ВВТ, позволяющих нейтрализовать военно-технические угрозы со стороны других стран и создать новую материальную базу для последующего перевооружения войск (сил);
- сохранить научно-технические и производственные мощности ядра военного промышленного комплекса страны.
В основу решения этих задач положены следующие общие принципы:
- безусловное поддержание в боеготовом состоянии (готовности к применению) систем, комплексов и образцов ВВТ, вносящих основной вклад в решение важнейших задач ВС (информационные, ядерные и высокоточные неядерные средства вооруженной борьбы);
- рациональное использование и развитие потенциала существующей системы вооружения ВС РФ для поддержания их боевой и мобилизационной готовности и боеспособности;
- сосредоточение ресурсов на повышении уровня информатизации, «интеллектуализации», роботизации и мобильности ВВТ;
- поэтапное сбалансирование систем вооружений ВС и других войск РФ по средствам поражения, информационного, оперативного, технического, тылового обеспечения и мобильности войск;
- сохранение уникальных технологий и опережающее развитие научно-технического задела военного и двойного предназначения, государственное стимулирование использования «прорывных» технологий в гражданских целях и в сфере военно-технического сотрудничества с другими странами, создание и производство импортозамещающих комплектующих изделий и элементной базы;
- комплексное решение проблем военно-технического обеспечения стратегической мобильности войск (сил);
- компенсация отказа от прямого военно-технологического соперничества с наиболее развитыми странами посредством создания «асимметричных» средств вооруженной борьбы, позволяющих поражать наиболее уязвимые функциональные элементы основных систем и ключевых объектов инфраструктуры противника и тем самым существенно обесценить их военно-технические преимущества.
Основные приоритеты и направления развития вооружения и военной техники ВС России в начале XXI века
Основные приоритеты и направления развития отечественного ВВТ обусловливаются необходимостью ускорения завершения глубоких структурных преобразований ВС России и качественного совершенствования их системы вооружения для решения задачи сдерживания от развязывания войны против России и ее союзников и повышения эффективности действий войск (сил) постоянной готовности в локальных конфликтах.
В этой связи общий приоритет на ближайшее десятилетие отдается завершению разработки и развертыванию ограниченного производства тех важнейших образцов стратегических ядерных и неядерных вооружений, которые позволят обеспечить:
- во-первых, парирование существующих внешних и внутренних угроз оборонной безопасности России;
- во-вторых, сбалансированность и возможность комплексного развития в дальнейшем систем вооружений видов и родов ВС, других войск РФ и системы вооружения ВС России в целом.
К общим направлениям развития ВВТ для ВС России относятся: развитие интегрированных систем и средств разведки, управления и связи, координатно-метрического и других видов обеспечения, придание этим системам и средствам свойства межведомственной совместимости в целях обеспечения возможности оперативного взаимодействия группировок видов ВС и родов войск при применении высокоинтеллектуального оружия и решении других боевых задач; при этом основные усилия в развитии систем и средств АСУ и связи будут перенесены на оперативно-тактическое и тактическое звенья, где они вносят наибольший вклад в повышение боевой эффективности применения группировок войск (сил);
- превращение высокоточного оружия в интегральную составляющую всех основных систем и подсистем вооружения видов ВС;
- создание интегрированной информационной среды и разработка единой для всей военной организации государства системы стандартов хранения и обмена данными;
- универсализация, информатизация и «интеллектуализация» образцов ВВТ, их интегрирование и комплексирование для придания им многофункциональных свойств;
- создание малогабаритных и сверхмалых средств вооруженной борьбы на основе микроминиатюризации, особенно в сферах разведки, контрразведки и боевого управления;
- снижение заметности образцов ВВТ и военных объектов во всех диапазонах длин волн;
- повышение мобильности и транспортабельности ВВТ;
- снижение эксплуатационных расходов ВВТ на основе внедрения передовых средств и методов технического обслуживания, в том числе систем и средств со встроенной диагностикой, неремонтируемых и необслуживаемых, основанных на магистрально-модульном принципе конструирования;
- автоматизация процессов управления и материально-технического обеспечения войск, создание единой, интегрированной и унифицированной системы тылового обеспечения всех компонентов военной организации.
Основные усилия в развитии систем и средств АСУ и связи ВС будут перенесены на оперативно-тактическое и тактическое звенья с целью повышения эффективности применения группировок войск.
Важнейшим направлением развития стратегических вооружений является формирование единой системы разнородных сил, включающих стратегическую (СЯС) и тактическую (ТЯО), что позволит обеспечить рациональную концентрацию усилий и ресурсов государства при решении задач сдерживания и сохранения ядерного потенциала России.
Важнейшими направлениями развития оперативно-тактических вооружений для сил общего назначения ВС России являются:
- завершение разработки и развертывание единого многозарядного ракетного комплекса Сухопутных войск нового поколения, способного выполнять боевые задачи как автономно, так и в составе РУК СВ;
- разработка интегрированных комплексов оружия Сухопутных войск, позволяющих эффективно поражать подвижные и стационарные объекты противника в оперативной и тактической глубине;
- создание комплексов высокоточного оружия различного назначения, базирования и дальности действия;
- создание перспективного комплекта индивидуальной экипировки бойца с элементами боевых и вспомогательных систем нового поколения;
- создание основных образцов бронетанковой техники нового поколения с включением их в контур автоматизированной системы управления танковым (мотострелковым) батальоном, интегрированной с АСУ и другими системами огневого поражения тактического звена;
- модернизация и совершенствование существующего парка фронтовой, армейской и военно-транспортной авиации в направлении повышения ее эффективности и обеспечения боевого применения в темное время суток и в сложных метеоусловиях;
- разработка перспективного фронтового истребителя с расширенными возможностями по поражению наземных объектов;
- поэтапное создание единой автоматизированной радиолокационной системы и основ единого автоматизированного разведывательно-информационного поля;
- разработка унифицированного семейства зенитных ракетных комплексов ПВО и нестратегической ПРО.
Основными направлениями развития морских сил общего назначения в ближайшее десятилетие являются:
Соответствующие решения выработаны Министерством обороны и по основным направлениям совершенствования других видов ВВТ.
В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что новый этап революции в военном деле уже начался и теперь главное для России - не упустить время. Страна фактически уже приблизилась к рубежу, за которым дальнейшее затягивание сроков начала полномасштабной модернизации системы вооружения ВС РФ связано с угрозой стремительного, теперь уже «закритического» нарастания военно-технического отставания России от Запада. Это тем более опасно, что в предстоящие годы условия международного военно-технологического соперничества еще более ужесточатся.
Министр обороны РФ
Маршал Российской Федерации И.Д. СЕРГЕЕВ
|