I. По проекту федерального закона "Об обеспечении электромагнитной совместимости" имеются следующие замечания.
1. Содержание статьи 3 проекта следует привести в соответствие с положениями части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в части соотношения правил, установленных международным договором Российской Федерации и настоящим федеральным законом (а не законодательством Российской Федерации об обеспечении электромагнитной совместимости).
2. В статье 4 законопроекта (пункт 1, абзац 3) необходимо уточнить, на все отношения, связанные с деятельностью по производству, распределению и потреблению электрической энергии распространяется действие данного федерального закона или он регулирует вопросы качества электрической энергии при ее производстве, распределении и потреблении.
3. В проекте необходимо четко решить вопрос о полномочиях субъектов Российской Федерации в области обеспечения электромагнитной совместимости. В предложенной редакции указанная проблема регламентируется не достаточно последовательно. Так, хотя статья 2 проекта не предусматривает возможность субъектов Российской Федерации принимать нормативные правовые акты в этой сфере, положения пункта 1 статьи 7 предусматривают издание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов по вопросам электромагнитной совместимости. При этом следует обратить внимание, что наименование статьи 7 проекта не соответствует ее содержанию, поскольку издание нормативных правовых актов является формой реализации компетенции органов государственной власти и не может быть отнесено к их полномочиям. 4. В статьях 7, 9 и 13 законопроекта осуществляется регулирование полномочий федерального органа исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации, а также других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области электромагнитной совместимости. В этой связи обращаем внимание, что Президент Российской Федерации неоднократно отклонял федеральные законы, в которых определялись полномочия федеральных органов исполнительной власти.
II. По проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об обеспечении электромагнитной совместимости" имеются следующие замечания.
1. Практически каждая статья, предлагаемая в соответствии с проектом к включению в Кодекс об административных правонарушениях РСФСР, содержит примечание, направленное на уточнение используемых в ней категорий, при чем в данных примечаниях раскрываются, в основном, одинаковые понятия “сооружения” и “электромагнитные помехи” (статья 1). Представляется, что раскрытие терминов, имеющих специальное значение должно осуществляться в соответствующих законодательных актах, в связи с чем примечание в отношении понятия “электромагнитные помехи” представляется излишним. Вместе с тем, в целях законодательной экономии термины и понятия, требующие специального пояснения, достаточно выделить один раз, указав в каких статьях данное понятие используется в указанном смысловом содержании. 2. Требует доработки включаемая в Кодекс статья 901. В предлагаемой редакции данной нормы не ясен состав пресекаемого правонарушения, поскольку в диспозиции не определяется деяния (то есть совокупность действий либо несущее общественную опасность бездействие), которые в данном случае преследуется. При этом нуждается в уточнении круг субъектов ответственности по данному правонарушению, поскольку конкретная реализация мер административного воздействия без четкого определения круга привлекаемых к ответственности лиц может вызвать затруднения в правоприменительной практике. 3. На наш взгляд, в целом при доработке проекта целесообразно обсудить вопрос об уточнении круга субъектов ответственности за совершение правонарушений в области обеспечения электромагнитной совместимости. Это позволит конкретизировать административную правоохранительную норму, упорядочит механизм применения мер административного воздействия на участников деятельности в данной области.
Положения, содержащиеся в статье 4 законопроекта, урегулированы статьями 28 и 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды".
Более подробные замечания по законопроектам будут даны ко второму чтению.
Начальник Отдела правовой экспертизы
законопроектов по гражданскому
законодательству и природопользованию Т.А.Пулова
|