Правовое управление Аппарата Государственной Думы, рассмотрев проект федерального закона “О внутренних водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации, представляемого Комитетом Государственной Думы по вопросам геополитики на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении, полагаем необходимым сообщить следующее.
- В законопроекте идет речь о создании новых федеральных органов исполнительной власти, которые согласно статье 47 проекта, должны осуществлять контроль за исполнением настоящего федерального закона, то следует иметь в виду, что это потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета. Согласно части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 96 Регламента Государственной Думы законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 96 Регламента Государственной Думы в данном законопроекте не представлены обоснования его необходимости принятия с учетом развернутой характеристики законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия.
В то же время в соответствии с пунктом “в” статьи 96 Регламента Государственной Думы представляется целесообразным для данного законопроекта подготовить справку о состоянии законодательства в названо сфере правового регулирования.
К сожалению, авторы законопроекта не учли перечень законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнений или принятия которых потребует принятия данного проекта.
В проекте закона не предусмотрены предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного законопроекта.
В соответствии со статьей 97 Регламента Государственной Думы непосредственно в тексте внесенного проекта не включены изменения и дополнения, ранее принятых законов и других нормативных актов.
- Некоторые статьи проекта данного федерального закона повторяют нормы и положения (ст.ст. 4, 11, 12, 19 и другие) Конвенции ООН по морскому праву, которыми уже урегулированы правоотношения, изложенные в вышеуказанных статьях.
- Положения статей 42, 40, 39 и других регулируются Законом “Об охране окружающей природной среды”.
- В соответствии со статьей 50 Закона “Об охране окружающей природной среды” захоронения отходов (кстати, в законопроекте не дано четкое определение этих отходов, они могут быть ядерными, радиоактивными, химическими и другие) любых видов запрещено во внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
- Нормы,, изложенные в части 2 статьи 32, регулируются Законом “Об особо охраняемых природных территориях”, принятым Государственной Думой 15 февраля 1995 года.
- Вызывает сомнение положение большинства статей законопроекта о том, что отношения, связанные с собственностью Российской Федерации, регулируются исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации. В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы (а внутренние воды, территориальное море к ним относятся), то нормы настоящего законопроекта следует привести в соответствие с вышесказанной статьей Конституции.
Начальник Отдела Т.А.Пулова
|